Ленобласть мужской монастырь александра свирского. Свято-троицкий преподобного александра свирского мужской монастырь

Ленобласть мужской монастырь александра свирского. Свято-троицкий преподобного александра свирского мужской монастырь

Мое нынешнее 8 марта прошло в весьма интересных местах - к северо-востоку от Петербурга, в сторону Свири и Олонца. И главным пунктом дня безусловно стал Александро-Свирский монастырь . В сущности, цельных монастырских ансамблей с древнерусской архитектурой, чтоб сразу вам и собор, и трапезная со звонницей, и палат всяких, и башен со стенами (это уже в зависимости от комплектации) - не такое уж и необозримое количество. Даже можно подсчитать на досуге, и выйдет сильно меньше, чем было до 1917 года, что понятно. Самые северные из них - Соловецкий, Антониев-Сийский, Крестный на Кий-острове, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Горицкий, Спасо-Прилуцкий, Тихвинский Успенский, Зеленецкий. Ну и в десятку северных безусловно войдет Свирский, уникальный еще и тем, что тут на самом деле сразу два монастыря, два в одном.

Не уверен, что многие ясно себе представляют это место. Почему-то специальной литературы по Свирскому монастырю очень мало, не доводилось видеть архитектурных реконструкций и планов, не попадались за редким исключением даже беглые статьи по архитектуре его памятников. В затасканной на безрыбье книжке Гоголицыных по памятникам Ленинградской области и вовсе перепутаны фотографии, из-за чего совсем легко запутаться, где там и что. Официальный сайт монастыря расскажет вам о чем угодно, только не об архитектурном комплексе. Казалось бы, именно сайт и должен в первую очередь ориентировать паломников, куда бежать, чему поклоняться. Но даже плана, на котором были бы обозначены все постройки, там нет. Зато он есть на Соборах.ру, которым респект. Предлагаю по итогам поездки просто закрепить материал, дабы впредь не путаться.

Во-первых, не стоит искать монастырь в пунктах, созвучных ему по названию, типа Свирицы или Свирьстроя. Не найдете. Находится он в селе Старая Слобода , примерно в 20 км к северу от города Лодейное Поле, уже на правом (северном) берегу Свири, но сильно в стороне от реки, среди лесов и озер.

Как и история многих древних обителей, прошлое этой тоже связано с судьбой, смертью и прославлением одного подвижника, давшего монастырю и жизнь, и имя, и всю последующую славу. В данном случае это Александр Свирский (1448-1533) , живший долго и так с точки зрения церкви правильно, что однажды удостоился чудесного явления не кого-нибудь, а самой Святой Троицы. За это и был сразу выделен среди всех русских святых. Уже через 14 лет после смерти был канонизирован и тут же при Иване Грозном чуть ли не возглавил специально созданный пантеон собственных русских чудотворцев. Свирскому был посвящен один из приделов собора Покрова на Рву (Василия Блаженного). Это уже потом были обретены мощи, и оказалось, что они нетленны. О мощах стоит сказать особо. Это тоже практически уникальный пример в русском православии, когда тело сохранилось не в мумифицированном "иссушенном" виде (каковые можно наблюдать в киевских пещерах), а с сохранением объемности и плотности тканей. Мне это напомнило забальзамированное тело хирурга Пирогова, находящееся в склепе его усадьбы под Винницей, но там это результат бальзамирования и ухода, да и лежит Пирогов с 1881 года. А здесь и правда необъяснимое явление. Мощи Александра Свирского были сохранены в советское время в Военно-медицинской академии в Ленинграде и вновь вернулись в его монастырь.

Итак, монастырь основан на берегу Рощинского озера в 1485 пришедшим с Валаама преподобным Александром Свирским, быстро приобрел известность и покровительство московских великих князей и царей, особенно после канонизации Александра Свирского в 1547. Монастырь посещали Борис Годунов, Петр I, другие государи . В XIX в. монастырь называли «северной лаврой», ему подчинялись 27 монастырей и пустыней, одно время в нем жили святитель Игнатий Брянчанинов и первый оптинский старец Леонид. В 1918 монастырь был закрыт, настоятель расстрелян, здания использовали под тюрьму, дом инвалидов, психбольницу. Вновь открыт в 1997, проведена частичная реставрация. Уникальные по сохранности нетленные мощи Александра Свирского, обретенные в 1641, в 1997 возвращены в монастырь. Монастырь состоит из двух возникших одновременно комплексов, основного Троицкого и первоначально кладбищенского Преображенского, имеющих сейчас вид двух самостоятельных монастырей.

Эта единственная внятная схема двух ансамблей, которую удалось найти. Легенда местами ошибочна, с точки зрения датировок зданий.
Важно запомнить основное. Первым со стороны въезда в село вас встречает Троицкий монастырь. Это основной и самый значительный с архитектурной точки зрения комплекс. На этом месте и возник когда-то монастырь, и были построены первые каменные здания. Здесь же в соборе сохранились ценные росписи начала 18 века. Второй, дальний, Преображенский монастырь , архитектурно менее интересен, но ценен силой предания и реликвиями. Он вырос на месте, где стояла келья Александра Свирского и где ему же явилась Троица (там теперь часовня) и где потом стали хоронить монахов. Т.е. это изначально кладбищенское место. И именно там в соборе (в левом, северном приделе) находятся мощи святого. Но зато нет никаких росписей и почти никакой яркой архитектуры. Вот как-то так.

Начнем с Троицкого монастыря.
Троицкий комплекс : первоначально пятиглавый (сейчас одна глава), четырехстолпный Троицкий собор (1694-1698, заменил собор 1533, построен костромскими мастерами, в интерьере выдающиеся фрески 17о8-1713 костромской артели Леонтия Маркова, новый иконостас ); Покровская церковь с трапезной и звонницей (около 1585, отреставрирована в 1969-1976, арх. А.Н. Милорадович); трехшатровая звонница (1647-1674, отреставрирована с воссозданием первоначальных завершений в 1970-е, арх. А.Н. Милорадович); церковь Иоанна Дамаскина (1716-1718); корпуса и стены кон. XVII в., с последующими перестройками.


Вид с колокольни Преображенского монастыря на Троицкий. Между двумя ансамблями метров 200-300. Здесь в очередной раз видно, что наша древнерусская архитектура в современном ее состоянии - во многом плод творчества советских реставраторов. Хорошо это или плохо, отдельный вопрос, но это следует признать как данность. Обратите внимание, на звоннице нет трех шатров, а в комплексе трапезной (справа) нет ни башенки-звонницы, ни красивых труб. И лишь один собор не изменился с тех пор.


В советские времена, когда в монастыре сидела психушка, безжалостно растесали окна братского корпуса, из-за чего он сейчас выглядит советским бараком. Судя по новеньким стеклопакетам, возвращать фасаду историческую ритмику проемов пока никто не собирается. Хотя, надо сказать, что весь этот комплекс передан монастырю совсем недавно, и большие реставрационные работы в нем еще не начались. Вся церковная жизнь сейчас сосредоточена в Преображенском, где мощи и паломники. А здесь пока тишина, хотя храмы открыты. Вся видимая реставрация еще советская, с некоторыми поновлениями в виде зеленой покраски по оцинковке. А сразу после реставрации были лемеховые покрытия.


Самое ценное с точки зрения архитектуры во всем Свирском монастыре (в обоих комплексах) - Покровская церковь с трапезной палатой и звонницей и рядом стоящая отдельная трехшатровая звонница . Это главные здешние шедевры, самые ранние каменные постройки. Правда, как выяснилось из недавних исследований Д.А. Петрова, не такие древние, как считалось до последнего времени. Покровская церковь с трапезной обычно датировалась 1533 г. и подавалась не только как древнейшая каменная постройка здесь (что правда), но и как дело рук самого Александра Свирского, незадолго до сметри начавшего перестраивать монастырь "в камне". Это оказалось неправдой. При Свирском вероятно был построен только собор, о котором мы ничего не знаем, ибо его сменил ныне существующий. Петров убедительно датирует комплекс трапезной временем около 1585 года, связывая ее по ряду типологических и стилистических черт с трапезными Клопского и тихвинского Успенского монастырей 1560-1580-х гг. Так что самое древнее сооружение Свирского монастыря оказалось на полвека моложе, чем думали. Но хуже оно от этого не стало. Это великолепный памятник, к тому же блестяще отреставрированный А.Н. Милорадовичем.


У этих северных памятников особое место в истории древнерусского зодчества. Их не очень понятно куда вставлять, например, в общий курс лекций. Обычно ведь как, последовательно дается архитектура древнерусских княжеств после распада Киевской Руси - Владимиро-Суздальская школа, затем Новогород и Псков. Потом стартует ранняя Москва, новый этап с постройки Кремля и кремлевских соборов итальянцами. Потом итальянские влияния в 16 веке, шатровые храмы, многопридельные грозненские храмы (Василий Блаженный, Дьяково, Старица, собор Авраамиева, Клопского и Соловецкого монастырей), потом рафинированная годуновская архитектура 1580-90-х (Большие Вяземы, собор Боровского монастыря, Троицы в Хорошеве, Красное-на-Волге). А дальше пауза Смуты и возрождение каменного строительства уже в рамках узорочья 17 века. Но при этом за рамками разговора остается огромный пласт памятников в северных и северо-западных землях, в первую очередь Новгород в промежутке между завоеванием Ивана III разгромом Ивана Грозного, от 1470-х до 1570-х. Новгородская архитектура 16 века была мощной и довольно самобытной, хотя и получила сильную московскую прививку. В.В. Седов и Д.А. Петров вполне резонно полагают, что и после "государева погрому" 1569 года новогродские артели, покинув разоренный Новгород, продолжали работать в северных монастырях, дойдя до Соловков. К востоку от Новгорода эта сильная архитектура переплеталась с развитой каменной архитектурой Белозерья и Ростова. Так что пока Москва с помощью иноземных зодчих генерировала новые формы, на огромной части территории государства продолжала жить несколько иная архитектурная традиция, с явными северными новгородскими чертами, создававшая постройки высокого технического и художественного уровня. И в Свирскорм монастыре мы имеем один из таких шедевров.


Второй здешний шедевр - звонница , вполне укладывающаяся в разговор о трансформации шатра в первой половине 17 века из конструктивной в декоративную форму.


Троицкий собор по своей архитектуре вторичен и вообще достаточно неуклюж. Ему явно не пошла на пользу давняя разборка четырех глав, их не хватает в силуэте. Окна растесаны, особенно их беспорядочная чехарда веселит на апсидах. Но даже за этими искажениями угадывается четкая ориентация на прототип - Иверский собор Валдайского монастыря , сооруженный патриархом Никоном в его первом по времени (до Нового Иерусалима) амбициозном монастырском ансамбле. Об этом в своей монографии пишет Марина Вдовиченко. Вероятно от образца исходит суровый образ, никак не соотносимый с декоративным изобилием узорочья 17 века. Известно, что соборы Никона, особенно ранние (Валдай и Кий-остров) были подчеркнуто аскетичны и воскрешали дух "древлего благочестия", ориентируясь на формы грозненских или даже еще более ранних памятников. От Иверского собора здесь общая конструкция и конечно решение галереи с крыльцом. Но в целом постройка вышла сильно примитивнее и грубее своего прототипа.


От соборного крыльца видна маленькая церквушка Иоанна Дамаскина начала 18 века. Но она погоды не делает, а только оттеняет своей миниатюрностью массив собора.


Забавный столп, подпирающий свод галереи.


Внутри собора хорошие росписи приглашенной костромской артели. Интересно, что такое искусство делалось в 1710-е годы всего в 300 км от строившегося европейскими мастерами Петербурга. Две России существовали параллельно, и очень даже рядом. Хотя росписи лишь на первый взгляд кажутся архаичными, при близком рассмотрении в них обнаруживается много европеизмов, привнесенных под влиянием западных гравюр, что характерно для ярославской школы 17 века, к которой были близки и костромские мастера.


Больше в Троицком монастыре смотреть нечего, направимся к Преображенскому . Снаружи он даже выглядит более картинно, с башенками по углам, вертикалью колокольни, куполом надвратной церкви. Он и более ухожен, ибо уже давно передан РПЦ и восстановлен. Преображенский комплекс : двустолпный пятиглавый Спасо-Преображенский собор (1641-1644, правый придел Захарии и Елизаветы 1661-1668 (шатер утрачен, с запада сделана пристройка 1795 г. в стиле барокко), левый придел Александра Свирского 1716, собор серьезно реконструировался в 1856-1857 и 1873-1874 - были изменены кровли, растесаны окна, сделана западная пристройка; в соборе выставлены мощи Александра Свирского ); Святые ворота с настоятельским корпусом (1780-1791, арх. М. Кисельников), колокольня (1903-1904); корпуса и ограда XIX в.


Несмотря на то, что здешний каменный собор даже старше Троицкого, все остальное выстроено гораздо позже и к вершинам архитектурного мастерства не относится. На входе всех встречает длинный корпус в стиле классицизма с барочными наличниками, спроектированный неким Кисельниковым.


Он же, с внутренней стороны. Слева чудного вида часовня на месте явления Троицы Александру Свирскому .


Главная и практически единственная здесь архитектурная достопримечательнотсь - Преображенский собор . Довольно заурядный и провинциальный 17 век, очень маленький по размерам. Это и вызвало уже скоро необходимость расширений, в результате чего старый собор оброс пристройками, как днище корабля ракушками. В итоге сейчас собор можно увидеть только со стороны апсид. Пятиглавый (окна центрального барабана некрасиво растесаны), с тремя апсидами, двустолпный в интерьере. Детали на фасадах скромные. Два боковых придела. Тот, что слева от апсид - Захарии и Елизаветы , южный. Его сейчас трудно опознать, поскольку в советское время была снесена шатровая колокольня наверху. Так что сейчас это просто угловая кубическая постройка с декором 17 века. Глава же сейчас стоит не над приделом, а над постройкой, расположенной между ним и собором. Правый (северный) придел Александра Свирского тоже не имеет завершения, но его можно опознать по лишней, четвертой апсиде. Там, в этом приделе, и находятся мощи Александра Свирского .


С западной стороны, от входа, собор и вовсе скрыт большим поздним притвором, фактически ставшим основным храмовым помещением. Пространство старого собора наполовину превратилось в алтарную часть, скрывшись за иконостасом. Интерьер не сохранился, все здесь новое и какое-то пока не особо трогающее. Есть немного неприятная стерильность в белых стенах и одинаковых деревянных киотах, расставленных по стенам.


На старой съемке хорошо виден утраченный позже шатровый верх над южным приделом. И несохранившееся крыльцо между приделом и апсидами собора.


Так выглядела уничтоженная большевиками рака с мощами Александра Свирского, вложенная в монастырь первым из Романовых Михаилом Федоровичем. Рака стояла в основном помещении собора, а не в приделе, где мощи лежат сейчас. Видно, что собор был весь расписан. Сейчас белые стены.


Сегодня мощи Александра Свирского выставлены скромнее. Фото не мое, там съемка не приветствуется.


Эта рука закончила свою земную жизнь в 1533 году, и с тех пор без всяких мавзолеев. Мдаа.....


Занятная колокльня в византийском стиле - последнее, что было построено здесь до 1917 года. Монастырь много обязан своим благолепием в конце 19 века настоятелю Агафангелу, превратившему его в популярный и благоустроенный центр паломничества.


Ну и напоследок пара кадов с видами Троицкого комплекса.


И вот такой провожавший нас добрый северный пёс.
Да, и еще рядом с Троицким монастырем имеется очень даже приличное кафе-бистро, где все вполне по-европейски, и есть даже глинтвейн с чизкейками. По моему глубокому убеждению, в таких монастырях, как и в человеке, все должно быть прекрасно - и большое, и малое, и внешнее, и внутреннее. Вот еще бы на своем сайте архитектуру прописали...

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь – гордость Ленинградской области. Он живописно раскинулся на берегу Рощинского озера, недалеко от небольшого городка Лодейное Поле, и включает в себя 2 находящихся поблизости обители – Преображенскую и Троицкую, которые создавались единым ансамблем, но в некоторые исторические периоды распадались на две отдельные общины.

История монастыря

Долгая, полная чудесных и трагических страниц летопись Александро-Свирского монастыря началась более 500 лет назад. Эта святая обитель является великим историко-архитектурным памятником XVI-XVII столетий.

Строительство монастыря и его основатель

Создатель и духовный отец Свирского монастыря преподобный Александр родился в середине XV века. С юных лет он решил постричься в монахи, для чего ушел на Валаам, где в возрасте 26 лет принял постриг. Долгие годы преподобный Александр жил отшельником в пещере одного из Валаамских островов и заслужил славу святого человека. В возрасте 37 лет, когда слава его стала ему в тягость, он удалился в лесные массивы на берегу речки Свирь в окрестностях Рощинского озера, где уединенно прожил еще несколько лет.

Но последователи отшельника разыскали его и там. Постепенно рядом с его обиталищем образовалось монашеское поселение. Преподобный Александр указал строить монашеские кельи в удалении от своей обители – на берегу Святого озера. А место своего проживания определил для монашеского кладбища, так называемой отходной пустыни.

Явление Святой Троицы и обретение мощей святого

В одной из молитв преподобного Александра ему явилась Святая Троица. В ознаменование этого чудесного события неподалеку от места явления в монашеском поселении был заложена церковь Святой Троицы. Для ее постройки из столицы были присланы царствующим в те годы Василием III мастера-каменщики и обильные денежные пожертвования. Неподалеку преподобный отец Александр начал строительство каменной трапезной и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которые были воздвигнуты в год его вечного упокоения.


На территории отходной пустыни преподобный отец Александр Свирский повелел возвести в 1533 г. деревянный собор Преображения Господня. Так в начале XVI века был создан Свято-Троицкий монастырь, включающий в себя Троицкую и Преображенскую половины. Почивший в 1533 г. преподобный Александр Свирский был с почестями похоронен у алтаря деревянной Преображенской церкви. Спустя еще 18 лет он был канонизирован, а в 1641 году во время строительства каменного Преображенского монастырского собора состоялось обретение его святых нетленных мощей.

Сразу после обретения святые останки были перенесены в храм св. Николая, сохранившийся после разорения и сожжения монастыря поляками в 1612 году. Через 3 года нетленные мощи в серебряной раке обрели свое место во вновь отстроенном из камня Преображенском соборе монастыря. После октябрьского переворота в 1918 г. святые останки были увезены в качестве экспоната в Военно-медицинскую академию, и только спустя 80 лет были возвращены монастырю. Сейчас святые мощи пребывают в Преображенском соборе и торжественно переносятся крестным ходом в Троицкий собор ежегодно в дни празднования Святой Троицы.

Разорение обители и ее восстановление

За пять веков своего существования Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь пережил периоды расцвета и упадка. В 1581 году произошло первое разорение обители шведами, а в 1612-1613 годах монастырь подвергся захвату поляками и литовцами.

Враги захватили в плен и зверски замучили игумена Паисия, а также 55 монахов и работников, требуя отдать им монастырские ценности и денежные средства, но так ничего и не получили. Были разрушены кельи и служебные постройки, сожжена Преображенская церковь. От огня дала трещину Троицкая церковь, а от храма Покрова Пресвятой Богородицы остались только стены. Жители Александро-Свирского монастыря и соседних обителей вместе с крестьянами встали на защиту своего края и изгнали захватчиков.

Сразу же после изгнания польских захватчиков началось восстановление Александра Свирского монастыря, и уже к 1620 году обитель была восстановлена. После этого Александра Свирского мужской монастырь вступил в пору расцвета. Со временем он объединил вокруг себя 30 обителей и стал настоящим оплотом русского православия, как его тогда именовали – Северной Лаврой.


После революции 1917 года обитель была разгромлена, церковные ценности изъяты. Настоятель монастыря архимандрит Евгений, а также некоторые из монахов и мирян были расстреляны. Мощи преподобного Александра были подвергнуты надругательству, а затем переданы Военно-медицинской академии. Помещения Свирской обители были национализированы, за годы советской власти в них находились детский дом, исправительно-трудовой лагерь, дом инвалидов, сельскохозяйственный техникум, психиатрическая лечебница. Один из корпусов психбольницы и сейчас находится на территории Троицкой части, но в скором времени власти планируют освободить это здание.

В 1997 году началось возрождение обители. Ее новым жителям пришлось много работать, чтобы восстановить все, что было разрушено и пришло в упадок. Знаменательным событием для монастыря стало возвращение святых мощей его основателя преподобного Александра Свирского.

Современное состояние


Сегодня Александро-Свирский монастырь является действующим мужским монашеским поселением, открытым для посещения. На его территории действуют пять храмов XVI-XVIII веков, звонница, трапезная, колокольня, монашеские кельи и служебные помещения.


Описание храмов

Культовые сооружения Александро-Свирской обители были возведены в XVI-XVIII столетиях. Все они находятся в хорошем состоянии, некоторые из них сохранили до настоящего времени свой первоначальный внешний облик.


Преображенская часть монастыря в отдельные периоды истории была известна, как Свирский Преображенский монастырь. Она огорожена стеной, в которой располагаются кельи монахов и служебные помещения. У ее входа имеется Святой источник, над входом расположена Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, внутри двора находятся Преображенский собор, Захариевская церковь, действующая часовня Святой Троицы.

Преображенский собор прп Александра Свирского

Собор Преображения Господня изначально был деревянным, его возведение было завершено в год вечного упокоения преподобного Александра. В 1613 году храм был сожжен польскими захватчиками. На его месте в 1644 году был возведен каменный Преображенский собор, который сохранился до настоящего времени.

За время своего существования этот Свирский храм несколько раз подвергался реконструкциям. В 1716 г. к зданию был пристроен придел преподобного Александра Свирского. В середине ХIХ столетия деревянные перекрытия были заменены стальными, расширены отдельные оконные и дверные ниши. Вскоре было изменено оформление фасада.


В 1900 году к западной стене были пристроены хоры для монахов с точечными деревянными перилами. Спустя 3 года стены храма и придела внутри были украшены настенной живописью. Сейчас собор Преображения Господня представляет собой величественный белый храм с зелеными куполами и тремя старинными фресками, украшающими алтарную часть. Объединенные с собором Захариевский храм и колокольня придают архитектурной композиции особенно торжественный вид.

Церковь святых Захария и Елисаветы

Однокупольная церковь святого Захария и праведной Елисаветы примыкает северным фасадом к Свирскому Преображенскому собору и сообщается с ним посредством сводчатой галереи. Она была возведена в 1668 г. под руководством мастера-зодчего Максима Семенова. Зданию церкви был нанесен серьезный урон в дни пожара 1784 года. Спустя 50 лет церковь была отремонтирована, и ее облик сильно изменился. Только одно окно над дверью южного фасада сохранилось со времен постройки этого храма. Украшающий его наличник с треугольным фронтоном и двумя колонками по бокам дают представление о первоначальном наружном убранстве церкви.


Действующая часовня Святой Троицы размещена у входа во дворе Преображенской части монастыря, слева от ворот. Она была воздвигнута на месте чудесного появления Святой Троицы, явившейся в ответ на молитвы преподобного Александра. Возведена эта часовня во второй половине ХIХ столетия, когда настоятелем Александра Свирского мужского монастыря был архимандрит Павел. Сейчас в этой часовне служатся молебны. Возле часовни можно набрать освященного песка, который имеет целительную силу.

Троицкий монастырь

Троицкая часть Александро-Свирского монастыря на определенных исторических этапах носила название Свирский Троицкий монастырь. Она огорожена монастырской стеной с монашескими кельями. В этой части монастыря сохранились великие архитектурно-исторические памятники XVI века – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также Трапезные палаты.

Троицкий собор

На священном месте, указанном преподобным отцом Александром, в 1508 г. была воздвигнута в честь Святой Троицы бревенчатая церквушка, которая спустя 18 лет была заменена на каменную. После разграбления Свирской обители поляками в 1613 году стены церкви потрескались от огня, спустя семь лет храм был восстановлен. А в 1695 году на том же самом месте был возведен Троицкий собор, который сохранился до настоящего времени. В его строительстве принимали участие костромские мастера каменных дел: Петр Потемкин, Фома Алексеев, Яков Агафонов. В 1698 году состоялось освящение храма Иовом – митрополитом Новгородским.


В 1715 году стены внутри храма были расписаны фресками, над которыми трудилась артель костромских иконописцев, возглавляемая Леонтием Макаровым. В летописях монастыря упомянуты известные иконописцы: Иродион Сергиев, Гаврила Сазонов и другие. Роспись собора осталась в неизменном виде, но в 60-х годах ХХ века фрески отстали от стен, и при восстановлении реставраторам пришлось прибить их особыми гвоздями. Сохранился до настоящего времени и иконостас с иконами XVII столетия. Сейчас Свято-Троицкий собор – это белый четырехстолпный одноглавый храм с серебряным куполом, опоясанный галереей на высоком подклете. Внутрь храма ведет крутая лестница.


Одним из первых храмов, возведенных в Свирском монастыре, была кирпичная церковь Покрова Святой Богородицы. Ее постройка вместе с трапезной была заложена еще в годы жития преподобного отца Олександра, а завершена была в 1533 году. В ее постройке активное участие принимали члены общины, а руководил ими мастер-зодчий Игнатий, присланный царем из Москвы.

В 1613 году церковь Покрова Святой Богородицы весьма сильно пострадала от польских захватчиков, от нее остался только фундамент и часть стен. Уже через 7 лет храм был восстановлен, и сейчас он является самым старым культовым сооружением Свято-Троицкого монастыря.


Изящное белое здание храма Покрова Святой Богородицы увенчано устремляющимся в небо куполом. К нему примыкают Трапезные палаты примерно тех же лет постройки, украшенные колокольней и двумя башенками. Рядом расположена трехъярусная звонница, привлекающая внимание тремя зелеными куполами, которая была возведена в 1640-х годах. Церковь Покрова Святой Богородицы и Трапезные палаты вместе со звонницей создают органичный архитектурный ансамбль, являющийся одним из древнейших памятников русского православия.


Неподалеку от Троицкого собора возвышается однокупольное просторное здание церкви преподобного Иоанна Дамаскина. Первоначально она была возведена в 1716 г. в честь святого Иоанна Дамаскина, ее второе название – больничная церковь. Первое здание этого храма было полностью разрушено в лихие времена, и в 1896 г. церковь была отстроена заново по инициативе настоятеля Агафангела и благодаря щедрым мирским пожертвованиям Свирскому монастырю.

Подворье в Санкт-Петербурге

Монастырь Александра Свирского владел немалым количеством земель, деревень и пустошей. В XVIII веке к нему были приписаны около 30 монастырей, его называли Северной Лаврой. Имелись у него также подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Белозерске, Олонце. На данный момент мужской монастырь располагает подворьем в Санкт-Петербурге – храмом Рождества Христова.


Историческое здание подворья Александра Свирского монастыря при власти большевиков было национализировано и передано туберкулезному диспансеру. В 90-х годах ХХ века Свято-Троицкому монастырю для размещения подворья были выделены складские здания издательства Ленкниги, находящиеся на пустыре вблизи Дальневосточного проспекта. Один из этих складов был перестроен в храм. Над входом была достроена колокольня, задняя стена была переделана в алтарную часть. В церкви Рождества Христова проходят службы, рядом располагается кладбище.

Святыни и мощи

Основная Святыня Александра Свирского мужского монастыря, привлекающая сюда тысячи паломников – святые мощи преподобного Александра, хранящиеся в соборе Преображения Господня. На время празднования Троицы святыня переносится торжественным крестным ходом в Свято-Троицкий собор.


Имеется также освященная копия Туринской плащаницы, доставленная в монастырь в 2006 году к пятивековому юбилею со дня его основания. Это была одна из 6 копий Туринской плащаницы, существовавших на тот момент в мире. Через небольшой промежуток времени эта святыня замироточила.

В 2013 году Александра Свирского мужской монастырь принял в дар от Одесской епархии ковчег с частицами 26 святынь, среди них – святые мощи и частицы священных предметов: яслей младенца Иисуса, хитона святого Иосифа и др.

К святыням Свирской обители относится и святой источник, находящийся у входа в Преображенскую часть монастыря.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь расположен в местечке Старая Слобода, неподалеку от города Лодейное поле в Ленинградской области, Лодейнопольском районе.

Монастырь известен тем, что в нем хранятся мощи преподобного Александра Свирского .

Преподобный Александр Свирский был канонизирован всего через 14 лет после своей смерти, такой почести удостоились лишь немногие русские святые.
После его канонизации остались еще в живых свидетели его праведных деяний и его ученики, поэтому Житие преподобного Александра Свирского написано с большой достоверностью.
Этот монастырь — известнейшая и очень почитаемая национальная святыня и место, в которое стремится практически каждый православный христианин.

Монастырь Александра Свирского как доехать

Мы разведали как доехать до монастыря Александра Свирского на машине в рамках нашего .

Еще этот монастырь называют «Северной Лаврой».
Когда молодой Александр достиг зрелости, родители его захотели женить, но он жениться не хотел, а все мысли его были нацелены на то, чтобы уйти в монастырь. Александр ушел из дома и пошел на Валаам, по пути он встретил Валаамских иноков и долго беседовал с ними.

И вот, на пути к Валааму, на берегу Рощинского озера, после того, как он перешел через реку Свирь, Александр вдруг услышал таинственный голос, который сказал ему, что на этом месте предстоит ему создать обитель.

Преподобный дошел до Валаама и провел там 10 лет, но однажды во время молитвы, святой Александр услышал вдруг божественный голос, который направлял его для его же спасения на показанное ему прежде место, на юго-востоке, на берегу реки Свирь.
Таким образом, созданием своим монастырь обязан Преподобному Александру Свирскому.
Монастырь знаменит тем, что здесь Преподобному Александру Свирскому явилась Святая Троица.

За всю историю человечества, как свидетельствуют источники, Троичный Бог всего лишь дважды открывался человеку.
Первый раз это случилось со святым Авраамом у Мамврийского дуба и означало великое милосердие Божие к роду человеческому.
Второй же раз явление животворящей троицы случилось у нас, на земле русской со святым преподобным Александром Свирским.

На месте явления Святой троицы сейчас стоит часовня и можно взять песочек, который освящен местом явления Троицы.
Песочек специально насыпан здесь, чтобы люди могли забирать его и прикладывать к больным местам.
Известны многочисленные случаи исцеления с помощью песочка Александра Свирского .
Песочек постоянно подсыпают и он становится святым на этом месте.
После кончины Александра Свирского, больные люди приходили к гробу, с верою припадали к нему и исцелялись от многих телесных недугов, таких как слепота, немота, параличи, бесплодие, бесноватость, наркомания и многих-многих других болезней.

Именно поэтому, монастырь знаменит нетленными мощами Преподобного Александра Свирского .
В раке лежат нетленные мощи и видно, что это мощи чудесного, необычного, какого-то неземного человека.
Тело преподобного Александра Свирского нетленно уже 500 лет.

У раки с мощами Преподобного Александра Свирского совершались раньше и совершаются в наше время великие чудеса и исцеления даже от самых тяжелейших болезней.
Мощи Александра Свирского с виду напоминают живое тело очень старого человека.
Мощи благоухают, это благоухание вызвано мироточением – выделением из кожи благоухающей жидкости, которая называется миро и при испарении издает чудесный аромат.
Благоухание это разносится по храму, когда святые мощи открывают, а открывают их достаточно часто, по большим Церковным Праздникам, что совершенно не оказывает влияния на сохранность мощей.
Мощи Преподобного Александра Свирского были обретены 2 раза.

В первый раз нетленные мощи святого были обретены в 1641 году, тогда разбирали старую церковь над гробницей Александра Свирского. На этом месте собирались поставить новую, каменную церковь.

Когда вскрыли гроб, обнаружили, что, в совершенно целом гробе лежало совершенно нетленное тело в нетленных одеждах, а вокруг разлилось благоухание.
В 1918 чекисты, которых послали ликвидировать мощи, расстреляли защищавших святыню монахов и вскрыли раку с мощами, обнаружив все те же нетленные мощи, которые в конечном итоге перевезли в Петроград и поместили в закрытый анатомический музей Военно-Медицинской академии.

В 1997 г. Александро-Свирский монастырь инициировал розыск мощей и, с Божьей помощью, в 1998 г. мощи были обретены во второй раз.

Особенностью этого монастыря XV в. является то, что имеет он две части – Преображенскую и Троицкую.
Их связывает недлинная дорога вдоль Рощинского озера.

Колодец, выкопанный Преподобным Александром Свирским, находится на территории Свято-Троицкого монастыря, неподалеку от входа в Свято-Преображенский монастырь. Над колодцем находится Надкладезная Водосвятная Часовня, где всякий желающий может с верой и молитвой благоговейно вкусить святой воды.

В Троицком соборе сохранилась роспись, выполненная в 1715 году. Утверждают, что фрески являются самообновляемыми и ни разу не реставрировались.

В поездке в Санкт-Петербург и по области моих дочерей интересовали мощи Александра Свирского. 20 марта у старшей дочери Лены был день рождения. После окончания Божественной Литургии в в Химках ей от имени прихода вручили подарки и пропели многая лета. После обеда мы сели на скоростной поезд «Сапсан» и через 3 часа 50 минут были в Санкт-Петербурге. Данный этап путешествия особых впечатлений не оставил.

Паломничество к нетленным мощам прп. Александра Свирского

Эта поездка стала возможной только с Божьей помощью. Еще за 30 минут до прибытия в Санкт-Петербург Лена позвонила в компанию «Мост» насчет такси, ей ответили: «Перезвоним позже». Не дождавшись обещанного звонка, она снова связалась с диспетчером, которая ей сказала: «На вашу заявку никто не откликнулся». Не успела Лена расстроиться, как ей на телефон пришло СМС: «Белая Лада Гранта номер …». Водитель — высокий мужчина в годах заявил: «В один конец не поеду. Туда очень далеко. Мне не выгодно». На что Лена обрадовано сказала: «А нам и нужно такси туда и обратно». Итак, интересы обеих сторон полностью совпали. Таксист позже нам рассказывал, что он давно обратил внимание на этот заказ. Были сомнения. А потом что-то заставило взять его буквально в последние минуты. Все вместе мы согласились – это не иначе, как Божий промысел. Загрузили вещи и поехали по отличной скоростной трассе Санкт-Петербург - Мурманск. Впереди было 267 км пути.

Водитель такси

Рыбкин Владимир, возраст 52 года, бывший военный. На меня мужчина произвел хорошее впечатление. В молодости он принимал участие в юниорских чемпионатах СССР по биатлону. Входил в состав сборной юниоров Советского Союза.

Мы с ним вспоминали известных спортсменов той поры, о которых я только читал и видел в журналах кинохроники. А вот Владимир общался с ними лично: тренировался под руководством 4-х кратного олимпийского чемпиона А.И. Тихонова. Был знаком со знаменитым Виктором Маматовым – 2-х кратным олимпийским чемпионом (в то время он был Президентом Федерации биатлона СССР).

Дорога и размещение в гостинице

Дорога заняла чуть больше 3 часов. Владимир в эти места ехал в первый раз, поэтому использовал навигатор. Шоссе отличное. Оно огибает юг Ладожского озера и направляется в сторону северо-востока. На всех перекрестках стоят указатели, есть дорожная разметка. На одной развилке Лена заметила указатель на Тихвин и запомнила это. Часто попадались мосты через крупные реки. На навигаторе было видно обилие водных артерий и озер. Мы приближались к границе с Карелией, а она славится своей .

Гостиничный комплекс «Свирский»

Приехали в Свирск уже ночью. Лена заранее забронировала места в гостиничном комплексе «Свирский», который расположен в непосредственной близости от монастыря. Мы вчетвером заселились в 6-местный номер, который был оборудован двухъярусными деревянными кроватями. Постель аскетичная (жесткая). В комнате было тепло, хотя входная дверь открывается прямо на улицу. До туалета с душем нужно идти по улице (открытая веранда с навесом и дощатыми полами). А утром на улице было 17 град. мороза. Так что без теплой одежды не добежишь.

Первые впечатления от монастыря

Утром мы порадовались тому, что здесь тишина. Небо было чистое и усыпано звездами. Вокруг . Нет привычной городской суеты. Не удивительно, что люди уже в течение 500 лет стремятся сюда за утешением и исцелением. Нелишне заметить, что в XIX веке тут подвизался будущий святитель и духовный писатель знаменитый Игнатий Брянчанинов.

Рощинское озеро

Монастырь расположен на возвышенном берегу живописного Рощинского озера. Восстановленные строения радуют своим обликом. В них видятся архитектурные задумки зодчих. Но объем будущих реставрационных работ еще большой.

Служба начиналась в 6 часов утра. Сам монастырь состоит из двух частей: Преображенской (здесь находится Преображенский собор с мощами преподобного Александра Свирского , часовня Святой Троицы, трапезная, братское кладбище и церковная лавка) и Троицкой (с Троицким собором и Храмом Покрова). Именно Преображенская часть монастыря, на момент нашего посещения, была средоточением жизни. Здесь проживает братия, ведутся службы, трапезничают паломники.

Утренняя служба

Утренняя служба длилась 3,5 часа. Она состояла из полуночницы, утрени и часов с изобразительными З. Были прочитаны первые 5 глав Святого Евангелия от Матфея. Большое число земных и поясных поклонов, которые выполнялись при возгласе священника: «Боже, ущедри ны…». Эти поклоны – особенность великопостных служб. Мне они трудно даются. Особенно, если я опускаюсь и встаю на колени с помощью одной ноги. Но когда есть много свободного пространства (а молящихся в это утро в храме было крайне мало), я с легкостью выполняю их, опускаясь и вставая одновременно на обе ноги.

Мощи Александра Свирского. Неожиданность с моей правой рукой

Мощи Александра Свирского

К открытым нетленным мощам преп. Александра Свирского мы прикладывались дважды: во время утреннего богослужения после братского молебна и, неожиданно для нас по милости Божией и молитвам прп. Александра, после окончания службы. В первое прикладывание я не очень хорошо подумал о них и через некоторое время у меня … начал локоть правой руки. Причем боль постепенно усиливалась. К концу службы я с большим трудом мог накладывать крестное знамение. Во время второго прикладывания я просил прощения и помощи у святого, но боль становилась только сильнее. Что это? Кара за недостаточное покаяние во время Великого Поста и неуважительное отношение к мощам? Ответ я получу на следующий день. Разъяснение мне даст священник в Вырице.

Службу вел духовник монастыря иеромонах Игнатий. Он обладатель запоминающейся внешности, роскошной бороды и мягкого голоса. Выглядит необыкновенно ласковым, добрым, приветливым. Я бы с удовольствием исповедовался у него, чтобы спросить его о внезапно разболевшейся руке. Но исповеди в это утро не было.

Экскурсия по монастырю

После окончания службы Лена заказала экскурсию, и мы совершили 1,5 часовую экскурсию по обоим комплексам обители Александра Свирского . Экскурсовод – Ольга.

Часовня Святой Троицы

Она подробно рассказала о житии прп. Александра Свирского, истории обители. Ольга показала нам часовню, где прп. Александр сподобился видеть Пресвятую Троицу в образе трех блистающих мужей. Лена была сильно впечатлена этим фактом, ведь только два человека в истории всего человечества, сподобились видеть Бога в Трех Ипостасях. Это наш праотец Авраам и прп. Александр Свирский. Сначала мы обошли территорию Преображенской части, потом перешли в Троицкую.

Троицкий собор

Огромное впечатление произвел Троицкий собор. Он не отапливается, поэтому холодный в это время года. Службы в нем ведутся только летом. У экскурсовода был ключ, и мы поднялись по крутым многочисленным ступеням каменной лестницы.

Роспись сводов в Троицком соборе Свирского монастыря

В храме особенно понравились настенные фрески на библейские сюжеты.

Роспись в Троицком соборе

Основное повествование – евангельские сцены, но на меня произвели впечатления красочные картины рая и ада на западной стене. Ольга объяснила, что стены никогда не обновлялись и не реставрировались, поэтому все изображения сохранились в первозданном виде с начала 18-ого века. Фрески, с их насыщенностью цветов и стойкостью, сохранились благодаря составу натуральных красок. А еще при Троицком соборе есть специальная зона, куда выходили оглашенные когда начиналась Литургия верных.

Наши впечатления от монастыря Александра Свирского

Осмотрели и другие достопримечательные места Троицкой части обители Александра Свирского : храм Покрова, Церковь Пресвятой Богородице с небольшой кельей, где молился преподобный. В этой части комплекса ведутся восстановительные работы.

Я, экскурсовод Ольга и Ирина на подворье женского монастыря

Монастырь нам понравился. Неторопливые службы с внятным чтением молитв и Псалтири. Величественные храмы. Старинные иконы. Нетленные мощи великого угодника Божия. В будний день здесь немноголюдно. Батюшка Александр встретил нас с распростертыми объятиями. Испросил у Бога для нас солнечный теплый день (и это после бодрящего морозного утра), одарил просфорами (сначала Лена купила, а потом нам дали целый пакет совершенно бесплатно), показал сокровенные места через интереснейший рассказ экскурсовода и вкусно накормив (вообще понедельник у них – санитарный день, но в этот день они работали), отпустил домой, Лена обменялась с экскурсоводом данными для будущих поездок. Еще раз все мы на собственном опыте убедились, что в этот день Сам Господь незримо присутствовал с нами и помогал нам немощным, укрепляя и исполняя желания во благих.

Поездка в Тихвин

Взяв немного целительного песка из часовни Святой Троицы, пополнив запасы святой воды в Водосвятной часовне и плотно покушав вкусных постных блюд в трапезной, мы тронулись в обратный путь. Еще раньше Лена за дополнительную плату договорилась заехать в Тихвин, чтобы приложиться к чудотворной иконе Божьей Матери Тихвинская. Посещение мужского Тихвинского Богородичного Успенского монастыря запомнится надолго. Во-первых, сам монастырь такой солнечный, радостный, яркий.

Тихвинский монастырь звонница

Во-вторых, удобно расположен и необычный по архитектуре, особенно звонница.

Успенский собор Тихвинского монастыря

Святыня хранится в большом, красивом, древнем Успенском соборе.

Посещение Успенского собора

Здесь же есть частицы мощей нескольких святых. Мы приложились к иконе и к частицам мощей, а Ирина прочитала акафист Пресвятой Богородице. Чудотворную Тихвинскую икону по легенде написал евангелист Лука еще при жизни Богородицы. А в соседнем храме, Церковь Вознесения Господня, оказалась часть десницы великомученика Георгия Победоносца, моего Небесного покровителя.

При монастыре — трапезная, где дочери накупили разных вкусностей на ужин. И даже квас монастырского производства. Квас оказался достойным, как и капустные котлеты.

Ночью Владимир высадил нас около гостиницы, которую Лена забронировала через интернет. Здесь нас ждали.. Дали ключи от 3-местного номера с туалетом, душевой кабинкой и телевизором. В конце коридора небольшая кухонька, где есть обеденный стол, электрический чайник. В стоимость входят легкие закуски, фрукты, напитки. Перекусив, счастливые и довольные мы легли спать.

2016 — 2017, . Все права защищены.

— православный мужской монастырь в Ленинградской области, расположен в 21 км от города Лодейное Поле. Основателем монастыря считается преп. Александр Свирский, которому, имел на то повеление свыше.

Александр жил в хижине близ устья реки Свирь, поскольку любил пустынное житие. Однажды, отойдя далеко от своей хижины, он по обыкновению долго молился, и увидел Ангела Господеня, который сказал ему: "Александре, якоже рех прежде, созижди церковь и братию собери, и монастырь устрой; приидут бо к тебе мнози спастися хотяще, ихже ты наставиши на путь спасения". После чего стал невидим.


В 1507 г. произошло еще более дивное событие. Однажды ночью, - когда Преподобный Александр, по своему обычаю стоял на молитве в отходной пустыне, внезапно келию озарил несказанно яркий свет. Преподобный с удивлением размышлял про себя: "что из этого должно быть?" И вот явились ему три мужа, одетые в весьма светлые белые одежды. Видом они были благообразны и прекрасны, сияя светлее солнца, неким невыразимо славным небесным светом. Каждый из них имел в руке посох.

В житии сказано, что "Преподобный, видя их, весь затрепетал, будучи объят страхом и ужасом. И спустя немного времени, придя в себя, поспешил поклониться им до земли. Они же, взявши его за руку подняли, говоря: "Уповай, блаженне, и не бойся". - Преподобный обратился к ним с такими словами: "Господие мои, аще обретох благодать пред вами, поведайте мне, кто есте вы, иже в таковей сущу славе и святости не преобидесте приити к рабу вашему; ибо николиже видех кого в таковей славе, якоже вас вижду". На что они ему отвечали: "не бойся, мужу, желания, яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь и братию собереши и обитель устроиши, яко благоволих тобою многи души спасти и в разум истины привести"".

Когда же преп. Александр вопросил у Господа во Имя кого поставить храм, то Он ответил ему: "Возлюбленне, якоже видиши в триех лицех глаголюща с тобою, созижди Церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы". Затем опять сказал: "Азъ же ти мир Мой оставляю, и мир Мой подам ти". После чего Преподобный увидел Господа, распростертыми крыльями, как бы ногами, идущими по земле; и затем Он стал невидим"".

После этого преп. Александр часто размышлял, как и на каком месте поставить церковь. Ему снова явился Ангел в мантии и куколе, стоя на воздухе с рапростертыми крыльями. Он показал ему место для устройства церкви, крестообразно обозначив то рукою, и стал невидим. На этом месте и был поставлен крест.

В 1508 году была построена деревянная церковь, а в 1526 году – каменная церковь Живоначальной Троицы.

По настоянию братии преподобный получил священнический сан и стал игуменом. Приняв игуменство, преп. Александр всячески старался быть незаметным, смиряя себя во всем: он ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми. Однажды, в ожидании Праздника Пресвятой Троицы, случился недостаток воды, необходимый для хозяйственных потребностей. Бывший тогда келарь сообщил преподобному, чтобы тот дал распоряжение кому-нибудь из братии сходить за водой. Преп. Александр сам немедленно пошел к озеру и стал носить в пекарню воду. Незанятые трудом братия, услышав об этом, поспешили выйти из своих келий, прося прощения у преподобного и тут же взявшись за помощь.
В монастырь начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Многие из знатного рода приходили к нему, прося благословения, святых молитв и жертвуя из своих средств на устройство монастыря. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский.


В конце жизни преп. Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, преподобный сел немного отдохнуть в келии, причем сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Тотчас раздался сильный голос: "Се Господь грядет и Рождшая Его". Преподобный поспешил выйти в сени своей келии, где его осиял великий свет, сиявший также над всем монастырем. Преподобный, взглянув, увидел над основанием Покровской церкви сидящую на Престоле Пречистую Богородицу с Младенцем, и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель: "Востани, избраниче Сына и Бога Моего: се бо приидох посетити тебе, возлюбленниче Мой, соглядати основание Церкве Моея зане услышася уст твоих молитва, ктому прочее да не скорбиши! А еже молился еси о ученицех твоих и о Обители твоей, се Отныне всем изобиловати имать: и не токмо при животе твоем, но и по отшествии твоем неотступна буду от Обители твоея, подающи потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи. Смотри же и виждь опасно, колико инок сошедшихся в паству твою, иже тобою имут быти наставлени на путь спасения, о Имени Святыя Троицы". И тут прп. Александр увидел множество своих иноков, идущих на основание церкви Ея. Одни несли камни, другие - кирпичи или что иное для построения церкви. Пречистая снова обратилась к преподобному: "Возлюбленниче Мой, аще кто и един кирпич принесет на сограждение церкве Моея, во Имя Иисуса Христа Сына и Бога Моего, не погубит мзды своея". Действительно, первой каменной церковью в обители стала Покровская церковь.


За год до своего отшествия в мир иной преп. Александр проразумел Духом Святым свою приближающуюся кончину. С тех пор он постоянно поучал братию в делах благочестия: "должны есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати, но кийждо ближнему своему во благое к созиданию". Известно, что впоследствии до пятнадцати учеников преп. Александра Свирского были прославлены Русской Православной Церковью.

Каменная церковь Покрова Божией Матери была построена в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле.



Перед своей кончиной преп. Александр позвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но поскольку братия не соглашалась, преподобный указал не хоронить его в обители, но в его пустыньке у церкви Преображения Господня. Преп. Александр преставился 85 лет 30 августа 1533 г.


В Смуту, между 1613 и 1615 гг., обитель трижды подвергалась разорениям. Литовцы и поляки замучили 27 монахов и 32 работника. Вероятно, погиб и игумен Паисий. Вскоре местное ополчение разгромило у Олонца интервентов и освободило край. Игумен Феодорит застал уцелевшей только деревянную Никольскую церковь в отходной пустыне.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенная шведами и поляками в 1618 году, также воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 — 1620 гг.

В целом, к 1620 г. монастырь постепенно стал восстанавливаться попечением царственной инокини Марфы - матери первого Государя из дома Романовых. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. При следующем игумене Авраамии был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни.
В 1641 г. при перестройке церкви Преображения мощи преп. Александра были обретены нетленными. Это сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля был необыкновенно сильный гром, а молния сияла даже на земле. 17 апреля во дворе монастыря расчищали площадку для строительства. И вдруг в земле открылась пещера, своды которой стояли ничем не поддерживаемые. В пещере виднелся гроб. Братия, как повествует древнерусская летопись, «открыв малые верхние доски гроба со всяким опасением и видя во гробе тело цело, ничем не рушимо и ризы такожды целы и нетленны, во ужасе бысть велице». Когда стали служить молебен, тело Преподобного, бывшее захороненным 108 лет назад, покрылось каплями мира, распространявшего вокруг сильное благоухание.


10 августа того же года в присутствии митрополита Новгородского Афония, архимандрита Хутынского монастыря Иосифа и др. мощи были тщательно обследованы. «Иерарх снял схиму и параман, раскрыл перси и руки Преподобного...» Таким образом убедились в нетленности тела и в том, что мощи принадлежат первому игумену Свирской обители Преподобному Александру. Из-под аналава была видна часть бороды, а «ноги же лежали, как у новопочившего - правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону».

Мощи поместили в пожертвованную Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный строительством Преображенский собор.


В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроены «боевые» часы. Их разобрали в XIX веке при перестройке звонницы.


В 1677-1698 годы Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий. К концу 19 века корпус на западной стороне имел длину 72 саж. В нем содержались: а) Архиерейские покои с домовою при них церковью во имя Святителя Николая, б) Губернаторское помещение, в) 46 комнат для помещения богомольцев и мастеровых из братии и г) внизу 4 мастерские. Корпус на восточной стороне, длиной 68 саж., включал в себя: а) гостиную для приема богомольцев, б) странноприемную, в) трапезы для богомольцев, мужскую и женскую, г) кубо-грейную и д) помещения для гостинщиков и мастеровых — 48 комнат. Корпус со святыми воротами на южной стороне, длиной 48 саж., содержал: 8 келий, две мастерские и два сарая.


В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами. В 1685-1668 г. при игумене Макарии построена Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы.

Церковь прор. Захарии и Елизаветы

Церковь была построена иждивением дьяка Захарии (Богдана) Силина к южному фасаду собора, соединяясь с ним сводчатой галереей, а к храму была пристроена шатровая колокольня, ныне утраченная.


Тот же благочестивый человек завещал в монастырь свой дом со двором и постройками в Москве у Никитских ворот и образ Преподобного Александра в серебряной ризе в иконостас Преображенского собора.

Доехать можно на автомашине по Мурманской трассе — 260 км, поворот на с. Свирское, или на электричке до Лодейного Поля (с автовокзала — автобус), а там местный автобус до с.Свирское. Монастырские ворота открываются в 6.00 (Вс. и Пн. - 8.00) и закрываются по окончании вечернего богослужения, примерно в 20.00.


Самое обсуждаемое
Приправа для плова: состав, рецепт Приправа для плова: состав, рецепт
Где и как найти свою вторую половинку? Где и как найти свою вторую половинку?
Крыса и змея совместимость Крыса и змея совместимость


top