Немецкие народные сказки для детей. Немецкая сказка

Немецкие народные сказки для детей. Немецкая сказка

Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде.
Подумал хозяин, что кормить его теперь, пожалуй, не стоит; и осел, заметив, что дело не к добру клонится, взял и убежал от хозяина и двинулся по дороге на Бремен - он думал, что там удастся ему сделаться уличным музыкантом. Вот прошел он немного, и случилось ему повстречать по дороге охотничью собаку: она лежала, тяжело дыша, высунув язык, - видно, бежать устала.
- Ты что это, Хватай, так тяжело дышишь? - спрашивает ее осел.
- Ox, -отвечает собака, - стара я стала, что ни день, то все больше слабею, на охоту ходить уже не в силах; вот и задумал меня хозяин убить, но я от него убежала. Как же мне теперь на хлеб зарабатывать?

Жил на опушке дремучего леса бедный дровосек со своей женой и двумя детьми; мальчика звали Гензель, а девочку - Гретель. Жил дровосек впроголодь; вот наступила однажды в той земле такая дороговизна, что не на что было ему купить даже хлеба на пропитание.
И вот, под вечер, лежа в постели, стал он раздумывать, и все одолевали его разные мысли и заботы; повздыхал он и говорит жене:
- Что же теперь будет с нами? Как нам прокормить бедных детей, нам-то ведь и самим есть нечего!
-А знаешь что, - отвечала жена, -давай-ка пораньше утром, только начнет светать, заведем детей в лес, в самую глухую чащу; разведем им костер, дадим каждому по куску хлеба, а сами уйдем на работу и оставим их одних. Дороги домой они не найдут, вот мы от них и избавимся.

Неспроста люди говорят, что привычка - вторая природа.
Шильдбюргеры наши со временем до того привыкли к шутовству, что никак от него отстать не могли. Все, за что бы они ни брались, оборачивалось глупостью. Стало быть, с шутовством-то шутить нельзя, иначе навеки дураком останешься.

Прослышал один шильдбюргер, что ни на кого нельзя взваливать больше, чем он может нести, и с тех пор никогда свою кобылу не нагружал. Нет, он взваливал мешок с мукой себе на плечи и уж только после этого садился на лошадь и ехал так с мельницы прямо домой. Думал, так кобыле легче будет. Вот едет он дорогой и видит - у самой границы шильдских земель стоит дерево. А на дереве сидит кукушка. Сидит и кукует. А по ту сторону границы стоит другое дерево. И на нем тоже сидит кукушка, но чужая, и тоже кукует.
Слушал наш шильдбюргер, слушал и вдруг заметил, что чужая кукушка стала шильдскую перекуко-вывать. Рассердился он тут, соскочил с лошади, залез на дерево и давай своей кукушке помогать чужую перекуковывать.

Поле под Шильдой зазеленело, потом зацвело, и в конце концов то, что жители города принимали за соль, поспело и, по правде сказать, более всего походило на чертополох, крапиву, одним словом, на бурьян.
Вот однажды шильдбюргеры всем миром пошли в обход своего соляного поля: впереди городской голова, за ним советники, судьи, а потом уж и простой народ. Обошли они поле с одной стороны, обошли с другой и рассудили, что пора за жатву приниматься. И стали они кто серп точить, кто лошадей запрягать, кто телегу ладить, а кто и цепы готовить - надо ж было соль вымолачивать.

Прорубили шильдбюргеры в своей ратуше окна и принялись за внутреннее устройство.
Прежде всего решили они прибрать Шутовскую палату, а затем уже взяться за Палату для корпения и уже после всех за Палату для потения.
Не прошло много времени, и треугольная ратуша, всем шутам на славу, была устроена и вновь освещена.
Настала зима, выпал первый снег, и городской голова затрубил в свой знаменитый рог. Услыхав его, шильдбюргеры гурьбой поспешили в ратушу. И надобно сказать, до того они теперь поумнели, что никто из них не забыл прихватить полено,-надо же было печь протопить, а обременять казну расходами на дрова негоже. Но когда они собрались в Шутовской палате, то увидели: в ратуше не только никакой печи нет, но даже и место ей не определено.

Долго жители Шильды не могли нарадоваться на свою ратушу и заседали в ней с утра до ночи. На их счастье, до самой осени ни разу дождя не было, и потому дыра в крыше не помешала им принять немало важных решений.
Но вот ласковое лето миновало, и солнышко стало частенько прятать свое веселое лицо за серые тучи-приближалась зима, суровая и немилостивая, и все чаще в Шутовской палате стало накрапывать.

Настоящие дураки-те приступили бы к делу, га запасшись ни бревнами, ни камнем, ни известью, песком-всем, что нужно для доброй постройки.
Не то шильдбюргеры, ведь их разум должен б: угаснуть не вдруг, а исподволь, как догорает сальная свеча.
И вот отправились они всем скопом в долину, что за горой, и принялись деревья валить.
А когда стволы были очищены от веток и коры, кое-кто из них, размечтавшись, подумал: «Эх, кабы мне сейчас такой самострел, чтобы я мог заложить в него бревно и пальнуть им до самой баз-арной площади. ..»

Пичужка-жених на вершине тонкой березки сидит. Мышка-невеста около дверей своего земляного чума разгуливает. Металлические украшения на косе у нее позванивают, голову мышки назад оттягивают. Читать...


Жили два брата, два человека. Один был богач, другой - бедняк. У бедняка только старый чум да старая мать. А у богача девять тысяч оленей, их пасут девять пастухов, которые живут в девяти чумах. Да ещё у богача большой чум, в котором живут его девять жён. А у бедного брата нет жены. Читать...


Жил старик-сова со своей старухой, и был у них один-единственный сын. Читать...


Жил храбрый Вай на самом краю земли, в тундре, у моря. А море страшное было: большое, широкое, волны по нему ходили, под волнами морские звери жили. Читать...


Жила бедная женщина. Было у нее трое сыновей. Выросли сыновья. Стали сильными, крепкими, а мать состарилась. Вот сказала однажды мать своим сыновьям: Читать...


Жили мы только вдвоём с сестрою у самого устья Харючи-Яга. И фамилия наша была Харючи. Я был холостой, она - девица. Читать...


В царском городе жил мальчик, по имени Коленька. Утром если он поест, вечером есть нечего; вечером если поест, утром есть нечего. Жил он в домишке, похожем на баню. Одежда вся у него рваная. Так жил. Никого у него не было. Читать...


Жила когда-то лиса, а рядом в лесочке медведь жил. Часто они встречались, жили дружно, как родные братья. В те времена у медведя хвост пушистый да длинный был. Читать...


Бежала куда-то мышка. Долго ли, коротко ли бежала, повстречала олешка. Читать...


Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом. Читать...


Жила на свете бедная женщина. И было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжелой заболела она. Читать...


У развилки реки чум стоял. Жила в том чуме женщина с двумя маленькими сыновьями. Однажды ушла женщина пропитание добывать и не вернулась. Что с ней сталось, неведомо. Может, медведь задрал, может, утонула в реке. Только остались ее маленькие сыновья одни в чуме.

В одном большом городе в Германии много лет тому назад скромно и тихо жил сапожник со своей женой. Сапожник сидел обыкновенно в лавке на углу улицы и чинил башмаки и туфли. Случалось ему иногда шить и новую обувь, если находились заказчики, но для этого ему каждый раз приходилось покупать кожу, так как он по бедности не имел запасов. Жена сапожника…

Это выяснилось уже при его рождении, потому что, несмотря на уговоры и угрозы врача и нажим акушерки, он никак не отваживался появиться на свет. А когда узрел наконец мрак этого мира, то вид у него самого был весьма непрезентабельный, и его головка очень смахивала на обыкновенный кочешок красной капусты.

В детстве он немало страдал от своей робости, однако эта же…

Молодой человек не заставил просить себя дважды. Он влез на дерево, вынул принцессу из гнезда и осторожно спустил на землю.

Молодые люди посмотрели друг на друга, и любовь нашла приют в их сердцах. Они поцеловались и решили стать мужем и женой. О Самарканде никто больше не вспоминал; они задумали основать свою семью. Поэтому, рука об руку, они пошли назад той…

Жил-был однажды милый, славный старичок, у которого была только одна скверная привычка: время от времени он выдумывал всяческие разумные вещи. Собственно, скверной эта привычка стала лишь вследствие того, что он вот так выдумает что-нибудь, но не держит этого при себе, а почитает своим долгом доложить обо всем специалистам. Но поскольку был он богатым, да к тому же, несмотря на свои…

Твоя хандра действует нам на нервы». Выглядел он, как Дед Мороз в штатском платье: ну, там, борода белая, окладистая такая, щечки красные, а брови словно из елочной ваты. И никаких признаков сумасшествия. Разве что слишком уж добродушен. Рассмотрев его как следует, я снова уставился в газету. «Нас совершенно не касается, что ты будешь делать с этими тремя желаниями,- сказал он,-…

Это случилось очень, и очень давно. На земле было много государств, и в каждом из них правил король. А у королей всегда только одно на уме: земель, да могущества, да подданных побольше заиметь. Оттого и война шла между народами, и не было войне этой ни конца ни краю. Короли посылали против своих соседей все новые и новые войска, и…

Много лет влачила жалкое существование на княжеском мундире золотая пуговица и не испытывала от этого никакой радости. И была она несчастлива и печальна оттого, что жизнь проходит так однообразно и бессмысленно, а ее соплеменники, будь то светильник, стоящий там, в нише, или золотые монеты, которые иногда в большом количестве держат в своих руках люди, все-таки приносят пользу. Да и как…

Захотелось однажды Отечеству узнать, кто его больше всех любит, и приняло оно человеческое обличье, и оделось, и решило посетить самых разных своих жителей.

Опустившись на свою родную землю, оказалось оно перед огромным зданием в центре оживленного города и услышало громкую музыку. Стояла мягкая, теплая ночь, и люди в черных сюртуках и шляпах бесконечными рядами шли по улицам и переулкам и…

Господин Берлин протирает сонные глаза улицам тележка разносчика. Так, а теперь совсем скоро прозвенит по улице трамвай. Ах, если б было можно поспать еще хоть часок, но — положение обязывает! И он зевает, потом потягивается. Эй, теперь уж пора! Куда же подевалась городская электричка и где трамвай? Ах, лентяи! Ха-ха-ха хи-хи-хи,- доносится из-под крыш вокзалов,- у тебя что, календаря нет?…

Принц Джазанфар, отпрыск великого халифа и достославный мореход, потерпел кораблекрушение на своем великолепном галионе в одном из плаваний по северным морям.

Вместе с тремя спутниками ему удалось найти спасение на берегу какой-то полнощной земли, изрезанной бесчисленными узкими бухтами, в которых укрощались штормы и ураганы.

Потерпевшие бедствие не знали названия этой страны, не ведали и о том, на остров или на…

В одном большом каменном городе жила-была девушка Эльза… Нет, не так.

Жил да был большой-пребольшой волк, и была у него шерсть такая черная, что куда бы он ни пришел, там сразу наступала непроглядная черная ночь. В самый светлый солнечный день, стоило только волку появиться, и кругом делалось темным-темно, птички в лесу умолкали и ложились спать, цветы закрывались, зайцы прятались в…

Известно, что куры, только и делают, что хлопочут и кудахчут над своими цыплятками. Это великий природный зов. Он не возникает и не исчезает, ему не научишь, от него не отучишь, он не рождается и не уничтожается. Он просто есть, как есть в мире утренний свет и ночная тьма. Это вечный зов природы.

Однако куры бывают не только черные и белые,…

Развозчик Порезель затосковал — работа не приносила никакого дохода. Устало и тупо сидел он день и ночь на козлах. Устало и тупо стоял и трусил и его мерин, который за одиннадцать лет службы привык к порезельским вожжам и даже спал после работы рядышком с хозяином.

Однажды утром извозчик, по обыкновению, развалился на соломе в конюшне и вздохнул:

Мануэль Ассуп стал состоятельным землевладельцем благодаря трудолюбию, уму и добросовестности. Его единственного сына, тихого юношу, звали Шелих. Он окончил школу. Теперь ему предстояло выорать сеое профессию. 1чогда его спросили, он довольно неуверенно ответил, что хочет быть моряком. Отец отговорил его. Морская жизнь, мол, сурова и опасна. Шелих, дескать, может, имея хорошее школьное образование, в другой области добиться более надежного счастья.…

Мелюзга если вы пять минут помолчите, я расскажу вам сказку про Красную Шапочку, припомнить бы только сказку-то… Мне эту историю рассказывал старый капитан Мукель-ман, когда я был таким же маленьким и глупым, как вы. Он никогда не врал, капитан Мукельман!

Ну, значит, лиссен ту ми! Жила-была девочка. В звании Красной Шапочки. То бишь прозвание у нее такое было. Потому…

Жила-была на свете фея, которая решила стать прекрасной принцессой. Жила она в великолепном дворце, и было у нее без счета слуг, да золотых карет, да чистокровных скакунов, и одевалась разносилась повсюду. И вот велела принцесса объявить по всей стране, что желает найти себе мужа, но только такого, который не умеет ни лгать, ни лицемерить. Ибо правду и искренность она любила…

Лочи самого короля, от почтения тут же бухнулся ему в ноженьки, ослепленный королевским величием.

После этого случая еще долгие годы ничто не нарушало покоя и порядка в стране.

Но когда молодой поэт стал поэтом старым и лежал уже при смерти, он сорвал очки с глаз, что вот-вот сомкнутся навеки, и в эту секунду ему показалось, что увидел он снова…

Была на свете одна большая, богатая страна, и царили там всегда покои и поря док. И хотя в этой стране были бедные и богатые и богатые угнетали бедных, никто тем не менее ни когда не жаловался, и уж тем паче никогда не ворчал или, упаси боже, негодовал. Толстый жирный король сидел себе, посиживал на золотом троне, и толстые сытые буржуи…

— Эй,- воскликнул майский жук,- взгляни-ка на это зацветающее деревце, дорогая пчелка! Уже совсем скоро на нем распустятся чудесные цветы. Можешь поблагодарить меня за то, что я тебя сюда привел.

— Уважаемый майский жук,- отвечала пчела,- но ведь здесь почти ничего нет! На этом жалком кустике никогда не распустятся медоносные цветы. Поспешим дальше! Я так хочу добраться поскорее до цветущего…

Далеко-далеко на Востоке жил некогда богатый и могущественный султан. И была у него супруга, соединяющая в себе многие высокие достоинства. Она была сведуща и в науках, и в искусствах и поражала красотой и изяществом. Давным-давно, когда она была еще ребенком, ее похитили разбойники, увезли далеко от высоких гор ее свободной родины и поднесли в дар султану.

Жил маленький король. Очень сердило его то обстоятельство, что солнце, вот так, ни у кого не спросясь, восходит над горами. И велел он солнцу не подниматься без спросу, а ждать, пока он сам его позовет. Но солнце не слушалось его.

Разгневался тогда маленький король необычайно. Приказал своим военачальникам принести цепи да канаты и пригнать десять тысяч солдат. И поклялся маленький…

Пантера скрылась в диких зарослях и затаилась там, чтобы отдышаться и перевести дух. Вдруг прямо у нее над головой раздался чей-то голос:

— Хи-хи-хи, ну, что я говорил? Какой прок в том, что у тебя сильные лапы и рычишь ты свирепо? Все равно кончишь жизнь свою в страхе и испуге. Не умеешь ты по-умному приспосабливаться к обстановке. Поглядите, как…

Сленьким, поймали как-то раз горбуны-карлики и сделали своим рабом. Он возделывал им поля, прял пряжу на платья, молол муку и пек хлеб, занимался домашним скотом и стряпал. Великан строил карликам дома, да еще рубил деревья в лесу и добывал камни в горах. Он умел доставать из недр земли уголь, железо и золото; он ходил за уродливыми детишками карликов, укачивал их…

Немецкая сказка

Нигде не обращено такого серьезного внимания

на памятники народной словесности, как в Германии.

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки

А все-таки жаль, что историки не занимались сказками. Оригинальных гипотез и неожиданных открытий тогда было бы поменьше, зато персонажи сказок зажили бы исторической, то есть реальной, жизнью. Возможно, нашлись бы подтверждения существования тех или иных ситуаций, описанных в сказке, где-нибудь в Средневековье…

Сказка как исторический документ берет начало в XVI в. Создателем соответствующего книжного жанра в Европе считается Джованни Страпарола (1480–1557), автор сборника «Приятные ночи» (1550–1553), чрезвычайно популярного в Италии эпохи Возрождения. Продолжателем его дела был другой итальянец Джамбаттиста Базиле (1575–1632), чей сборник сказок «Пентамерон» вышел посмертно в 1634 г. В 1699 г. француз Шарль Перро (1628–1703), переработав сюжеты Страпаролы и Базиле, выпустил в свет сборник «Сказки матушки Гусыни». Параллельно ему мадам д’Онуа (1651–1705) издала «Сказки о феях» (1697) и «Новые сказки о феях» (1698). Эти сборники вызвали множество подражаний, в основном во Франции. Кроме них, источником вдохновения для французов служил первый европейский перевод арабских сказок «Тысяча и одна ночь» на французском языке. Произведения названных авторов вкупе со сказками Мари Леритье де Виллодон (1664–1734), Генриетты де Мюрат (1676–1716), Жака Прешака (1647–1693), Жана де Мелли (? -1724) и Антуана Гамильтона (1646–1720) составили грандиозное 41-томное собрание «Кабинет фей».

Знающий читатель усмехнется: мол, хотел историчности - получи! Много ли в этих «галантных» и «феерических» побасенках настоящего ужаса? Согласен. Этот сплав куртуазной новеллы и восточных чудес на редкость тягуч и приторен. Тем самым подтверждается недостаточность документального подхода. Подтверждаются и народные корни сказки. Литературная елейность бытовала в аристократических салонах, а страшные предания, к которым обратились собиратели сказок, имели устный характер. Следует, однако, помнить, что ренессансная аристократия отличалась от аристократии средневековой, которая вместе с народом участвовала в формировании сказок .

До поры до времени немецкие сказки походили на итальянские и французские. Правда, первый сборник, вышедший в Германии, - собрание Иоганна Претория (1630–1680) - дамам и детям не адресовался. В нем было много грубостей и плоских шуточек, почерпнутых из «народных книг». В XVIII в. ситуация изменилась. В 1782–1787 гг. И.К.А. Музеус (1735–1787) под влиянием французской традиции создал пятитомное собрание «Народные сказки немцев». Народного в этих сказках мало, преимущественно - литературные опусы салонного типа. Той же болезнью страдали бульварные сказки К.Б.Е. Науберт (1756–1819), сказочные собрания Вильгельма Гюнтера (1755–1826) и Отмара Нахтигаля (1753–1819), анонимные «Сказки о феях» и «Сказания богемской старины». Отдали дань куртуазности и нравоучениям первые романтики, сочинители сказок - И.Г. Юнг-Штиллинг (1740–1817), Новалис (1772–1801), Людвиг Тик (1773–1853).

Подражая французским, немецкие сказки сильно уступали им в популярности. Сердца бюргеров покорили Прекрасная Мелюзина и святая Женевьева, феи и египетские маги . О своей традиции они вспоминали, лишь предаваясь грубоватому юмору шванков. Не пройдет и ста лет, как вся эта «феерия» будет казаться утомительной бессмыслицей. В предисловии к «Лиловой книге сказок» Э. Лэнг отзовется о таких сказочниках: «Они всякий раз начинают с того, как маленький мальчик или девочка идет гулять и встречает фею гардении, или фею яблоневого цвета, или фею кашки. Эти феи пытаются развеселить дитя, да не умеют; зато преуспевают, когда читают ему мораль» .

Перелом во взглядах на сказку произошел в начале XIX в. в Германии. По большому счету, именно немцам мы обязаны лучшими из имеющихся у нас сказок. Их пример вдохновил собирателей фольклора из Великобритании, Норвегии, России и других стран. Что же произошло? По замечанию Жирмунского, в поэтическом фольклоре «немецкие романтики открыли идеологически им близкое реликтовое искусство эпохи феодализма, „живую“ национальную старину» . Смущает эпитет «национальная» - откуда бы ему взяться в эпоху феодализма? - но для романтиков он был свят.

Первые опыты не принесли значительных результатов. В Гейдельберге были опубликованы сборники сказок и народных песен А.Л. Гримма (1786–1872), Иоахима фон Арнима (1781–1831) и Клеменса Брентано (1778–1842). Гримм старательно приспосабливал сказки под вкусы бюргеров и упрекал своих однофамильцев за слепое следование устному фольклорному источнику . Арним и Брентано вдохновлялись главным образом «народными» песнями и немецкими балладами XV–XVI вв., то есть материалом, уже подвергшимся обработке. Песни и сказания их сборников сплошь любовные, бытовые, религиозные и нравоучительные, хотя там нашлось место и страшным балладам о крысолове из Гамельна и епископе Гаттоне. Самые трогательные из баллад были едва ли не переписаны заново вроде истории о речной деве Лорелей, ставшей плодом воображения Брентано.

Сказки братьев Гримм - Якоба (1785–1863) и Вильгельма (1786–1859) - вышли в трех томах в 1812, 1815 и 1822 гг. С этих дат и следует вести отсчет эпохи воссоздания старинной сказки. Раскритиковав «Кабинет фей» и псевдонародные сказки всех предыдущих авторов вплоть до однофамильца из Гейдельберга, братья с гордостью представили читателю свой вариант, полученный непосредственно от рассказчиков. Кое-где был сохранен диалект. Вильгельм осуществил легкую обработку текстов, нивелируя их под несколько условный народный стиль, но сделал это с большим тактом и вкусом, не затрагивая сюжета. Тексты эти признал подлинными даже такой опытный и строгий эксперт, как Пропп .

Для позднейших изданий тексты были изменены с целью большей наглядности и выразительности, достигавшихся за счет развернутых описаний и усложнения синтаксиса. Ввиду глубоких познаний братьев в мифологии и лингвистике все добавления органично вписались в первоисточник, не исказив его смысла. Отдельные критики наподобие М. Люта упрекали Якоба и Вильгельма в «предательстве стиля настоящей сказки, когда они рассказывают о красных глазах и трясущейся голове ведьмы, о ее длинном носе, на котором водружены очки» . Люта прав: народная сказка говорит только о «гадкой старухе, старой ведьме», но в современных ей источниках отыщутся и красные глаза, и длинный нос, которые служат не менее оправданными - исторически и мифологически - атрибутами ведьмы, чем гнусность и старость. Гораздо опаснее для сказки в ее первозданном виде вставки психологических мотивировок, стихов и пословиц, высокопарных метафор, религиозной или социальной морали. К сожалению, братья этим увлекались. На содержании, впрочем, такие нововведения отразились слабо - при желании их можно отследить. К реставрации же утраченных фрагментов и слиянию нескольких вариантов в один авторы прибегали в исключительных случаях.

Романтики стремились к возрождению традиций именно немецкого народа. Братья Гримм - не исключение. И пусть они не всегда улавливали сходство немецких сказок со сказками славянскими, британскими, скандинавскими - для ученого это важно, но важно ли для сказочника и читателя? - зато колорит «волшебного мира», который, по выражению Вильгельма, «сохранился в нас, в наших родных лесах, подземных пещерах, в глубинах моря», они передали сполна. Тем не менее с титула «Сказок» братья убрали эпитет «немецкие», присутствующий в заглавиях всех их других книг .

Выступали они и против тезиса о лжи, признавшись однажды, что не нашли ее в «преданиях и песнях народа». Признание было сделано в стиле мифологической школы с оговоркой о подлинности и чистоте «с точки зрения истинной поэзии», но ведь имелись в виду - шутка сказать! - свидетельства о привидениях, кобольдах, демонах, карликах, великанах, эльфах, русалках .

Одну серьезную проблему братья не решили, и она стала причиной относительно низкой популярности первых выпусков их сказок. Первоначально книга готовилась под заглавием «Детские и домашние сказки», но потом авторы от него отказались. И не только потому, что слова «народный» и «детский» - синонимы, не только потому, что сказки «годятся как для стариков, так и для детей, и то, что детям пока непонятно, их душа пропускает до тех пор, пока не усвоит этого» . Не из-за непонятности родители, по словам самих авторов, не хотели давать в руки детям их книгу. Детские души ничего не пропускали, но были вещи, усвоить которые они не могли. Ужасные вещи. Дети боялись сказок братьев Гримм.

В предисловии ко второму тому Якоб и Вильгельм посетовали на излишнюю озабоченность родителей «некоторыми обстоятельствами или отношениями». Доказывая их неправоту, братья апеллировали к самой природе, которая «те или иные цветы и листья окрасила именно в этот подходящий цвет и придала им именно эту форму». Нельзя требовать, чтобы «все было перекроено и перекрашено». Наивный аргумент! Поскольку для взрослых сказка - несомненная ложь, ничего от природы в ее чудовищах нет: сплошные предрассудки и суеверия. Уже ближайший последователь братьев, Людвиг Бехшгайн (1801–1860), сделал сказки более «детскими» и на протяжении полувека успешно конкурировал со своими учителями.

А вот Э.Т.А. Гофман (1776–1822) и Вильгельм Гауф (1802–1827) не преподносили свои сказки как фантазии. Для них область демонических влияний, исподволь определяющих судьбы людей, была даже более реальной, чем жизненная проза. Не сказку считал Гауф фантастической, а саму жизнь, поэтому чудеса и повседневность у него тесно переплетены. Гофман же, по меткому замечанию Мелетинского, не отделял сказку от мифа, и в его страшных рассказах мифический элемент присутствовал не в форме поэзии и идеала, а как «хаотическая, демоническая, ночная, разрушительная сила» .

Кошмары родом из Германии раздражали благовоспитанных людей Европы. Сэр Вальтер Скотт предостерегал немцев от злоупотребления сверхъестественным и рекомендовал покойному Гофману «кровопускание и слабительное в сочетании с оздоровлением его мышления и строгим надзором» . В самой Германии о сказочных ужасах вспомнили после 1945 г. Противники сказок доказывали, что древние «создания народной фантазии» способствовали нацистским зверствам. Их оппоненты, столь же презиравшие «примитивную культуру», уверяли, что сказки изначально не адресовались детям, а значит, надо быть снисходительнее к их авторам.

Нынешние психологи смягчили отношение к ужасам, которые, по их мнению, воспринимаются детьми не как реальные, а как игровые . Вот и славно! Пусть умные взрослые так думают. Играйте, детки!

Из книги История зарубежной литературы XVII века автора Ступников Игорь Васильевич

Раздел III НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Из книги «Валгаллы белое вино…» [Немецкая тема в поэзии О. Мандельштама] автора Киршбаум Генрих

Глава 16. Немецкая драматургия Театральная жизнь являлась важной составной частью немецкой культуры XVII в., хотя в Германии и не сложилось условий для расцвета общенационального театра, как во Франции и Голландии. Однако театральными зрелищами были охвачены все слои

Из книги Теория и методология зарубежного литературоведения: учебное пособие автора Турышева Ольга Наумовна

1. Немецкая тема в произведениях 1910-х годов

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

1.3.1. Эстетизация войны в стихотворении «Немецкая каска» Во второй половине 1914 года Мандельштам пишет ряд стихотворений, в которых касается событий Первой мировой войны. Это стихотворения «Европа», «Немецкая каска», «Polacy!», «Реймс и Кельн», «Перед войной» и уже упомянутое

Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

1.3.2. Оппозиция «немецкая культура - германская военщина» в стихотворении «Реймс и Кельн» Если в «Немецкой каске» нашли свое отражение фронтовые сводки из Польши, то в основу стихотворения «Реймс и Кельн» легло полученное в сентябре 1914 года известие о том, что при взятии

Из книги автора

1.4.5. Немецкая тема в стихотворениях 1918–1921 годов В 1918–1922 годах присутствие немецкой темы в стихах Мандельштама ослабевает. Поэт пишет скорбные элегии о прощании со старой культурой, Петрополем и т. д.: отсюда и преобладание античных тем. Немецкие мотивы присутствуют в них

Из книги автора

2. Немецкая тема в произведениях 1920-х годов 2.1. Промежуток. Мандельштам в 1920-е годы: Предварительные замечания За 1920-ми годами утвердилась репутация «промежутка» - по названию одноименной статьи Ю. Тынянова (1924b), посвященной поэтической ситуации начала 1920-х годов, и в

§ 3. Немецкая романтическая герменевтика: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей Создателем немецкой романтической герменевтики является Фридрих Шлейермахер (1768-1834) – протестантский теолог, профессор философии и теологии Берлинского университета, заведующий секцией философии в

Из книги автора

Немецкая литература Барон Мюнхгаузен Барон Мюнхгаузен – главный враль мировой литературы. Заметьте, не лжец, не злокозненный обманщик, а именно враль – «говорунъ, разскащикъ, забавный пустословъ, шутникъ, балагуръ» или «тот, кто любит рассказывать вздорные, нелепые

Из книги автора

Белоснежка Немецкая народная сказка (перевод Г.Петрикова) Это было в середине зимы. Падали снежинки, точно пух с неба, и сидела королева у окна, – рама его была из черного дерева, – и королева шила. Когда она шила, загляделась на снег и уколола иглою палец, – и упало три

Из книги автора

Шесть лебедей Немецкая народная сказка (перевод Г. Петрикова) Охотился раз король в большом дремучем лесу; без устали гонялся он за зверем, и никто из его людей не мог за ним поспеть. А уже наступил вечер; придержал тогда король своего коня, оглянулся и видит, что заблудился.

ГЕРМАНИЯ (Федеративная Республика Германия) - государство в Центральной Европе с населением 82,4 млн. человек (2003г). Площадь территории Германии 356,9 тыс. км 2 . Столица страны - город Берлин . Государство Германия состоит из нескольких «земель» - административных единиц, то же самое, что в России области.

Основное население Германии - немцы (дойч, Deutsche)(95% или 75,5 млн. человек, 2004 г.) Значительные группы немцев живут также в Венгрии, в Польше, в Казахстане, в России. Общая численность немцев в мире около 80 млн. человек. В США 45,5 млн. граждан признаются потомками выходцев из Германии. На севере и востоке Германии большинство верующих - лютеране, на юге - католики.

В Германии официальный язык - немецкий, на котором разговаривает большинство населения. В быту наряду с литературным языком немцы пользуются диалектами. Немцы очень гордятся тем, что каждая земля сумела сохранить особенности своего языка. Литературный немецкий язык был заложен в 16 веке, когда монах Мартин Лютер перевел Библию с латыни на саксонский диалект.

Процесс национальной консолидации немцев тормозился длительной раздробленностью и экономической разобщенностью страны. Вплоть до 19 века мы не можем говорить о единой Германии. На ее территории существовали десятки мелких княжеств, жители которых были потомками древних германских племен - баваров, саксов, швабов и других. Они говорили на разных диалектах немецкого языка, порой очень сильно отличающихся друг от друга. Германия как единое государство оформляется только в 19 веке, в период правления Бисмарка, которого современники прозвали «железный Бисмарк» . 20 век и вторая мировая война вновь вносят изменения в карту Германии. И только в 90-е гг. 20 века, после падения Берлинской стены, Германия возникает в современных границах.

В 1 веке до н.э. древние германские племена уже жили в Центральной Европе. О жизни этих племен рассказывают два римских автора - Цезарь, который столкнулся с ними за полвека до н.э., и Тацит, написавший о германцах исторический труд под названием «Германия». В 9 году н.э. вождь германского племени херусков Арминий нанес крупнейшее поражение римлянам в Тевтобургском Лесу. Римские завоевания оказали влияние на культурное развитие прирейнских германцев. Затем племенные союзы алеманнов, баваров, тюрингов, саксов были включены в 6-8 вв. в состав Франкского королевства. Позже именно эти племена и составили этническую основу немцев. Элементы единства немецкой народности прослеживаются с 10 века.

Собственно немецкая страна, расположенная восточнее Рейна, образовалась после раздела Королевства франков между внуками Карла Великого в 843 году. Людвиг Немецкий получил во владение так называемое Восточно-Франкское королевство с преобладающим германоязычным населением. На его основе образовалось Германское королевство, которым правила династия Оттонов. В него вошли герцогства: на севере - Саксония, в центральной части - Франкония и Тюрингия, на юге - Швабия и Бавария. Герцогства были названы по именам племен, населявших их территорию.

При Оттоне Великом Германское королевство владело Богемией, Лотарингией и славянскими землями на востоке. Присоединив в результате брака Лангобардию, Оттон Великий короновался в 962 короной Римского императора. Так образовалась Священная Римская империя , просуществовавшая до 1806 года.

В 1024 г. на престол вступил Конрад II из Салической династии, во время правления которой империя достигла высшей степени могущества. Конрад II добился короны Бургундского королевства, которое наряду с Германией и Италией стало частью Священной Римской империи. Генрих III (1017-1056гг.) провел реформу церкви и ставил на папский престол немецких епископов. При первом же ослаблении власти императора Генриха IV папа Римский Григорий VII развязал спор за право назначать епископов. После «хождения в Каноссу» Генриха IV, сохранившего в результате унизительного покаяния свою власть и получившего поддержку папы, продолжались столкновения императора с германскими князьями, стремившимися к независимости. Во время правления последнего представителя Салической династии Генриха V в 1122 году было достигнуто мирное соглашение с церковью, по которому германский король получал право назначать епископов в Германии, но не в Италии и не в Бургундии.

Прежнее величие Германскому королевству вернул Фридрих I Барбаросса , но и он в борьбе с папством и ломбардскими городами потерпел неудачу и был вынужден предоставить городам самостоятельность при условии сохранения верховной власти императора. В 12-13 вв. происходило мощное распространение немецкого господства на востоке. В состав формирующегося немецкого народа вошла часть западнославянских и прибалтийских племен (пруссы), земли которых в 10-13 веках были захвачены немецкими рыцарями. Славянские князья в Мекленбурге и Померании стали непосредственно подчиняться императору, состоялось мирное присоединение Силезии, принадлежавшей до этого Польше.

В Пруссии обосновался в 1226 г. Тевтонский (Немецкий) орден и основал там собственное государство, которому подчинились Курляндия и Ливония. В позднее Средневековье немецкая история вершилась уже не в империи, а в сильно окрепших княжествах. Но упадок империи не отразился на экономическом и духовном развитии страны. Процветали имперские города как ганзейские, Кёльн и Любек, так и южно-немецкие Аугсбург, Ульм, Нюрнберг. В 1348 г. был основан первый немецкий университет в Праге. За ним последовали университеты в Гейдельберге (1386 г.), Кёльне (1388 г.). Немцы приняли живейшее и плодотворное участие в новом, пришедшем из Италии искусстве (Ренессанс), и в науке.

В 16 веке в Германии возникло мощное религиозное движение Реформации . Политическое руководство Реформацией перехватили земельные князья. Им противостояли имперские рыцари и крестьяне, стремившиеся превратить религиозное противостояние в социально-политические преобразования (Крестьянская война в Германии).

Германия раскололась на католические и протестантские княжества. По Аугсбургскому религиозному миру (1555 г.) установился принцип: «чья земля, того и вера». Религиозное противостояние Протестантского союза и Католической лиги вылилось в Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.), превратившуюся в общеевропейскую борьбу за власть между Габсбургами, Францией и Швецией на территории Германии. Война закончилась заключением Вестфальского мира, в результате Германия была отброшена в своем развитии на 100 лет назад: империя практически распалась, треть населения погибла, хозяйство пришло в полный упадок.

Франция захватила владения Габсбургов в Эльзасе, Швеция получила низовья рек Одер, Эльба и Везер. Швейцария и Нидерланды формально вышли из состава Священной империи. Вестфальский мир фактически признал самостоятельность германских князей и закрепил феодальную раздробленность Германии.

Ставшие самостоятельными германские государства участвовали или были вовлечены во все крупные европейские конфликты. Это были война за Испанское наследство, в результате которой была сломлена гегемония Франции в Европе, война за Австрийское наследство, Северная война, борьба за польский трон. В это время Бранденбургские курфюрсты получили титул королей Пруссии, которая при Фридрихе II Великом выдвинулась на первые позиции в европейской политике. Такое возвышение Пруссии привело к ожесточенному соперничеству с Австрией за господство в Германии, что повлекло за собой Силезские войны и Семилетнюю войну.

В конце 18 века в Пруссии, Саксонии и рейнско-вестфальских государствах начался экономический подъем и рост национального самосознания, сопровождавшийся стремлением к объединению страны, а также расцветом науки и искусства. Это был век укрепления абсолютизма в немецких землях: в Пруссии, Австрии, Саксонии, Баварии. После Французской революции 1789 года начались коалиционные войны и вторжение Наполеона в Германию. По его требованию император Франц II в 1806 г. сложил с себя корону германских императоров, тем самым Священная Римская империя германской нации прекратила свое существование.

После разгрома Наполеона на месте империи был создан по решению Венского конгресса Германский союз, в котором главенствующую роль играла Австрия. Борьба с Пруссией за гегемонию в объединении германских государств завершилась Австро-Прусской войной 1866 года, в которой Австрия потерпела поражение. Германский союз был распущен, а вместо него создан Северо-Германский союз (без Австрии) во главе с Пруссией. Политика канцлера Пруссии Отто фон Бисмарка привела к Франко-Прусской войне (1870-1871), закончившейся победой Пруссии и провозглашением Германской империи. В 1871 году под эгидой Пруссии в основном завершилось формирование немецкой нации.

Несмотря на ряд европейских кризисов Бисмарку удалось сохранить мир путем заключения политических и экономических союзов и приобрести колонии в Африке. Противоречия между ведущими европейскими державами привели к Первой мировой войне (1914-1918 гг.), в развязывании которой не последнюю роль сыграла Германия.

После поражения в войне и Ноябрьской революции 1918 года в Германии была свергнута монархия и провозглашена Веймарская республика . Унизительный для Германии Версальский мир вызвал резкое недовольство во всех слоях немецкого народа, что обеспечило приход к власти фашистской партии во главе с Гитлером. Гитлер вынудил страны-победители согласиться с пересмотром условий Версальского мира. В 1938 г. состоялось присоединение Австрии. В 1939 г. была захвачена Чехословакия. 1 сентября 1939 фашистская Германия развязала Вторую мировую войну спровоцированным нападением на Польшу, а 22 июня 1941 г. вероломно напала на Советский Союз.

В ходе Второй мировой войны Германия была разгромлена. По решению, принятому державами-победительницами на Ялтинской конференции в 1945 г., Германия была разделена на 4 зоны оккупации: американскую, британскую, французскую и советскую. Главными проблемами в Германии в последующие годы стали проблемы беженцев и перемещенных лиц, проблемы питания и жилья. Западные зоны по плану Маршалла получили большую финансовую помощь. 23 мая 1949 года было объявлено об образовании Федеративной Республики Германия , а 7 октября третьим Германским конгрессом была провозглашена Конституция Германской Демократической Республики . В 1950 г. была образована Христианско-демократическая партия ФРГ, чьи лидеры Л. Эрхард и К. Аденауэр провели успешные реформы. Берлин был также разделен на 4 сектора, и его статус являлся постоянным камнем преткновения в решении берлинского вопроса, поскольку сам Берлин находился в советской зоне. Чтобы предотвратить массовый переход жителей ГДР на запад в 1961 г. была воздвигнута Берлинская стена. В 1955 г. ФРГ была принята в НАТО, а ГДР стала членом Варшавского пакта социалистических стран. В 1955 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с ФРГ, признав существование двух независимых немецких государств.



top