Определительные сложноподчинённые предложения примеры. Определительное придаточное: примеры

Определительные сложноподчинённые предложения примеры. Определительное придаточное: примеры

Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Цели урока

Формировать умения:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

3) различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;

4) правильно употреблять в речи данные виды предложений;

5) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

6) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.

ЭТАПЫ УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Мы начинаем изучать новую тему.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Задание 1. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант.

Этот прием позволяет ученикам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро припомнить для усвоения новой темы, а учителю – быстро диагностировать и в случае необходимости произвести коррекцию плохо усвоенного.

Данный вид работы развивает также быстроту реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям дается установка:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.

Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:

1. Слово пунктуация произошло от пунктуальный. (Нет)

2. В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет)

3. В предложении Мы живем в городе, в котором строится много новых красивых домов есть определения. (Да)

4. Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет)

5. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да)

6. и – это схема сложносочиненного предложения с союзом и. (Нет)

Итоговый ответ: 001 010.

Задание 2. Заполните «слепую» таблицу.

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. Расскажите о строении предложений данного типа.

(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.)

Задание 3. Нахождение соответствий.

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

1, Простые предложения –

Это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

Это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

Это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

Это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

Это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Задание 4. Различение предложений на слух.

(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать неправильно усвоенное).

В тетрадях у детей запись:

Простые Бессоюзные Сложносочинённые. Сложноподчиненные

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.

2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.

3. Светило солнце, но было очень холодно.

4. Я поднял книгу, упавшую со стола.

5. Я поднял книгу, которая упала со стола.

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточные определительные.

Запись на доске:

Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:

Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).

А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета.

Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Вопросы для первичного закрепления

какие вопросы отвечают придаточные определительные?

Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

Мотивируйте ответы.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание 1.

Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.

1. Николай и не заметил, 1. надо прилежно учиться.

2. Скучен день до вечера, 2. установилась теплая, солнечная погода.

3. Чтобы получить хорошую профессию, 3. тихо шелестящих под ветром.

4. Которая бывает в начале сентября, 4. что стало светать.

5. Воздух пропитан ароматом трав, 5. коли делать нечего.

Внимание! В таблицу вкрались две ошибки!!! Срочно исправьте их!

Вопросы классу:

Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.

Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?

Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)

Как вы думаете, только одно союзное слово который может присоединять придаточное определительное?

Задание 2. Анализируем предложения.

а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)

Указательное слово в главном предложении, от которого мы можем поставить вопрос какой? к придаточному, приводит нас к слову которое и связывает главное предложение с придаточным.

б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы.

Чертим схемы этих предложений.

Задание 3. (Развивает концентрацию внимания и память.)

Срочно расшифруйте зашифрованное донесение!

(Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение.) К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.

(В комнате, куда я вошел, было темно.)

Задание 4. (Тренируйте наблюдательность.)

Еще одна шифровка!

(Люблю место, где родился.)

Вывод класс делает самостоятельно:

Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).

V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Самостоятельная работа по карточкам (игра «Умный редактор»).

Задание 1.

Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. – Город, где я родился...

1. Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инж_нера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

(При недостатке времени все задания выполняются на самой карточке, где достаточно свободного места.)

Задание 2. (Дополнительное – для более сильных и быстрых учеников.)

Объясните и исправьте ошибки в построении предложений. Предложения запишите в исправленном виде.

1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором стояла скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4. Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые Аня набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом. 7. Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.

VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопросы классу:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке

VII. МОТИВАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Выучить теоретическийматериал,упр.173.

Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой? ; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда . При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др.

Например: Лес, в который мы вступили , был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию , которая так или иначе связана с предметом.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов - относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда . В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) - союзное слово который является подлежащим.

Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей ) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда ).

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который , и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Например: Деревня, где (в которой ) скучал Евгений, была прелестный уголок... (А. Пушкин) - [существительное, (где ),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая ) была моей юности друг (С. Есенин) - [существительное (что ).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который ) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [существительное], (когда ).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Например: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме Д.Д. Минаева: Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой.. .

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Например: Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун . (И. Тургенев.)

Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого существительного.

Нельзя сказать: Мы бегали купаться на речку каждый день после работы, которая была совсем близко от нашего дома .

Правильный вариант: Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на речку, которая была совсем близко от нашего дома .

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей , был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере , заслуживает описания. (К. Паустовский.)

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой , например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.

Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными . Средства связи в них - относительные местоимения кто, что, какой, каков, который .

Например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) - средство связи - союзное слово кто , выступающее в функции подлежащего.

Он не такой, каким мы хотели его видеть - средство связи - союзное слово каким , являющееся определением.

Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) - средство связи - союзное слова что , являющееся подлежащим.

Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой? ) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что ).

Сравните: Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся - придаточное определительное. [указательное слово + существительное, (который ), ]. Тот, кто приходил вчера, сегодня не появлялся - придаточное местоименно-определительное. [ местоимение, (кто ), ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом .

Например: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей... (А. Пушкин) - (Кто ), [местоимение ].

Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений с придаточными:

  • определительными,
  • изъяснительными,
  • обстоятельственными.

Эти группы сложноподчинённых предложений выделяются по следующим признакам:

  • смысловой вопрос, на который отвечает придаточное предложение,
  • средства связи придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, указательные слова).

§ 22. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, куда, когда, что и др.

Например: Утро (какое утро?), когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. (К. Паустовский.) Мы встретили знакомого (какого знакомого?), с которым давно не виделись.

Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

Например: Из того пруда (какого пруда?), который находился на окраине деревни, вытекал ручей.

В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом. Указательное слово здесь не является конструктивно обязательным и может быть опушено: Из пруда, который находился на окраине деревни, вытекал ручей.

Прочитайте сложноподчинённые предложения.

От выделенных слов поставьте вопрос к придаточным предложениям.

Какой частью речи являются выделенные слова?

Какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное определительное?

1. В ту ночь приехал я в город , где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей.

2. С рассветом жители спешили взойти на крепостные стены и устремили взоры в ту сторону , откуда ожидали неприятеля.

3. Служба , о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем.

4. Мороз пробежал по всему моему телу при мысли , в чьих руках я находился.

5. Мы условились драться за скирдами , что находились подле крепости.

(По А. Пушкину.)

107. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Оформите запись по образцу.

1. Бывают такие осенние ночи когда безветрие стоит над нашим лесистым краем. Только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы. 2. Непонятным и смешным становится тот страх что испытывают перед природой «комнатные люди» - страх пред грозами и ливнями туманами и зноем непроглядными ночами и ветрами лесами и непонятными звуками. (По К. Паустовскому.) 3. На горе куда нам предстояло подняться из-за деревень выглядывала беленькая церковка с зелёной крышей. 4. На ночлег нас определили в просторный дом где пахло вымытыми стенами, чистотой. (В. Солоухин.)

108. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. Выделите опорные слова и словосочетания в главном предложении. Обозначьте союзные слова как члены предложения и как части речи.

I. 1. Весной 1826 года Пушкин с нетерпением ждал приезда в Тригорское поэта Николая Михайловича Языкова о котором много слышал от Алексея Николаевича Вульфа - сына Прасковьи Александровны Осиповой. 2. Языкову всё нравилось в Тригорском и Михайловском и здешняя природа и хозяева Тригорского и молодые «девы Тригорских гор», особенно Пушкин перед которым он благоговел.

II. 1. Сад- неотъемлемая часть усадеб 18-19 веков. Так было повсеместно. Так было и в Тригорском. В 1970 году сад был разбит на том месте где был прежде. С одной стороны он примыкает к месту где когда-то стоял хозяйственный двор с другой - граничит с центром усадьбы и парком. 2. В Тригорском парке проводится лечение больных деревьев которые пострадали во время Великой Отечественной войны. 3. Вторая жизнь этого красивейшего места началась лишь в наши дни когда Тригорское стало заповедным.

(По С. Гейченко.)

109. Ответьте на вопросы сложноподчинёнными предложениями с определительной придаточной частью, присоединяемой с помощью союзного слова который.

1. Какой раздел науки о языке называется синтаксисом? 2. Что такое словосочетание? 3. Какие предложения называются двусоставными? 4. Какой член предложения называется дополнением? 5. Какие предложения называются безличными?

110. Составьте сложноподчинённые предложения с определительными придаточными, используя в качестве главных предложений первые примеры, а в качестве придаточных - вторые. Используйте союзные слова который, где .

Образец: 1. Озеро тянулось вдоль дороги. 2. На берегу этого озера расположились туристы. - Озеро, где расположились туристы, тянулось вдоль дороги .

  1. 1. Дорога вела к станции.
    2. На этой дороге показались всадники.
  2. 1. Дятел сел на ту же берёзу.
    2. Он утром шелушил шишки.
  3. 1. Холм был окружён со всех сторон еловым лесом.
    2. Возвышался помещичий дом.

Придаточные определительные могут относиться к местоимениям >тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто . В таких предложениях употребление местоимений в придаточном обязательно.

Например: Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов.) Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди. Каково лето, таково и сено. (Поел.) Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.

В этих предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

111. Спишите, расставляя выделительные запятые, сложноподчинённые предложения. Заключите в овал средства связи придаточного с главным. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточных предложений.

1. Всё что мы сейчас в заповеднике делаем исходит от нашей любви к Пушкину. 2. Мы стр..мились во..тановить мемориальный дом таким каким он был при жизни поэта. 3. Всё что вы прочтёте в этой книге приметы любви и пам..ти народной к в..ликому русскому поэту. 4. Каждый кто пр..езжает в Пушкииское Святогорье (по)своему зап..минает встречу с Пушкиным здесь, в наших полях, рощах, на берегах Сороти. 5. Всё что воздв..гает человек вокруг себя и для себя - избу, амбар, баньку, часовню, храм - он строит для вс..го сущего вокруг, для пр..роды, для красоты земли.

(По С. Гейченко.)

112. Прочитайте русские пословицы. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. В каждом предложении определите вид придаточных, охарактеризуйте средства связи главного и придаточного предложений.

1. Каковы сами таковы и сани. 2. Кто словом скор тот в деле (не)спор. 3. Каков вопрос таков ответ. 4. Каков мастер таково и дело. 5. Каков едет таков и пог..няет. 6. Какое дерево такой и клин каков батька таков и сын.

113. который . Используйте для этого синонимичные союзные слова что, где, куда, откуда . Запишите предложения в исправленном виде. Объясните (устно) постановку знаков препинания в записанных предложениях.

Образец исправления: Карточка, которая висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.- Карточка, что висит над телевизором, очень дорога мне. На ней есть подпись космонавта, который приезжал к нам в школу.

2. Задача, которая затруднила тебя, действительно не из лёгких. А я знаю способ, с помощью которого ты сможешь решать и такие задачи.

3. Городок, из которого к нам пр..шло письмо, (в)скоре избавит..ся от вредных выбросов, которые отравляли воздух.

114. Устраните неоправданное повторение союзного слова который . Для этого замените определительное придаточное предложение причастным оборотом. Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку знаков препинания.

Образец исправления: Пишу тебе о событии, которое удивило моего друга, который об этом ничего не знал. - 1. Пишу тебе о событии, которое очень удивило моего друга, ничего об этом не знавшего.

2. Пишу тебе о событии, очень удивившем моего друга, который об этом ничего не знал.

1. Сегодня мы всей семьёй побывали на выставк.., которая посв..щена пам..ти выдающегося художника, который жил в нашем городе.

2. Заканчивая выступление, хочу особо отметить гимнаста, который зам..чательно выступил на соревнован.., на которое мы его отправляли.

3. Вот это действительно модель, которая сделана с большим мастерством, до которого могут подня..ся только ребята, которые любят технику и умеют (по)настоящему труди..ся.

115. По данным схемам постройте и запишите сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью.

116. Замените причастные обороты придаточными определительными и запишите эти предложения. Какие из этих вариантов, выражающих определительные отношения, по вашему мнению, легче произносятся и воспринимаются?

1. Сетевым этикетом называют правила поведения в компьютерной сети, обеспечивающие бесконфликтное общение людей. 2. Это новый тип этикета, рождающийся на наших глазах. 3. Молодому поколению предстоит развевать правила сетевого этикета, сложившегося к нашему времени. 4. Сетевой этикет должен отвечать принципу коммуникации, реализующемуся в наборе определённых требований: полнота информации, качество информации и др.

Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 9 класс

Цели урока:

-обучающие: научить учащихся находить придаточные определительные в сложноподчинённых предложениях по характерным признакам, расставлять знаки препинания в предложениях данного типа, составлять схемы сложных предложений;

-развивающие: развивать орфографическую грамотность, навыки определения данных придаточных в сложноподчинённых предложениях;

-воспитательные: прививать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник, записи на доске.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

    Организационный момент

    Эмоциональный настрой

    Повторение изученного материала

    Лингвистическая разминка (на проверку и тренировку слуховой памяти)

- Из предложенных слов выпишите лишь вторую букву каждого из них. Если вам удастся всё сделать без ошибок, то из этих букв получится сочетание слов, относящееся к научной терминологии .

Вскрикнуть, блистательный, количественный, ожог (руки), интенсивный, роскошный, бескорыстный, опасность, прочувствованный, безымянный, одиннадцать, бледнолицый, возлагать, сжаренный, серебряный, интеллигентный, циничный, реалистичный.

(Сложное предложение.)

Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов интенсивный, циничный, реалистичный. При необходимости воспользоваться толковым словарём.

    Повторение теоретических сведений о сложных предложениях

Какой раздел науки о языке изучает предложение?

Что называется сложным предложением?

На какие виды делятся сложные предложения?

3. Цифровой диктант

-Отметьте номера сложных предложений.

1) Мой дом находится на окраине района. (Простое предложение)

2) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (Сложносочинённое предложение)

3) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

4) Охотник насторожился: собака поджала хвост. (Бессоюзное сложное предложение)

5) Мы добрались до цели нашего путешествия. (Простое предложение)

6) Пел он старинную русскую песню, которую без волнения слушать было невозможно. (Сложноподчинённое предложение)

(2, 3, 4, 6)

    Подготовка к восприятию нового материала

Какое предложение называется сложноподчинённым?

У ч и т е л ь. Все сложноподчинённые предложения делятся на три группы: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

- Прочитайте последнее предложение цифрового диктанта.

Найдите главное и придаточное предложения.

От какой части речи в главном предложении задаётся вопрос к придаточному?

(От имени существительного)

Задайте вопрос. (Песню какую? )

Какое средство связи главного предложения с придаточным?

(Союзное слово которую – относительное местоимение)

Составьте схему предложения.

В данном предложении придаточное отвечает на такой же вопрос, как и имя прилагательное. Поэтому оно называется… (определительным.)

Верно. Так сформулируйте тему и цели нашего урока.

5. Формулирование учащимися темы и целей урока

6. Изучение нового материала

1.Работа со статьёй учебника (с. 69-70)

Чтение статьи, комментирование примеров, составление плана.

План

    Вид придаточного предложения.

    На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

    К чему относится в главном предложении?

    Средства связи.

    Есть ли указательные слова?

    Пример сложноподчинённого предложения с придаточным определительным.

2.Работа в парах

- Расскажите по плану о придаточных определительных.

7. Закрепление изученного материала

1. Записать предложения, раскрывая скобки и ставя придаточное после определяемого слова. Составить схемы полученных предложений.

1) В реке водится рыба (что протекает возле нашего села).

2) В доме живёт участник Великой Отечественной войны (который стоит рядом со школой).

3) На дне лесного оврага бежал по каменистому руслу ручей (куда мы пришли).

2. Выборочная работа с тестовыми заданиями из сборника по подготовке к ОГЭ по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько (36 вариантов).

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

Интерактивный приём «Микрофон»

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке мы повторили (изучили, узнали, выполнили) …».

9. Домашнее задание

Литература

    Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с.

    ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015. – (ОГЭ. ФИПИ - школе).

    Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой и др. / авт.-сост. Т. М. Амбушева. – Волглград: Учитель, 2012. – 143 с.

    Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. Ред. Н. М. Шанский. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 206 с.

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

по учебнику: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 9 класс. — М.: Просвещение, 2016

Цели урока:

1) научить определять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, строить по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи;

2) производить синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами;

3) правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

Ход урока

I. Повторение. Фронтальный опрос

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному. Запишите, расставляя знаки препинания.

1) Труд составляет самую надежную связь между тем человеком… и тем обществом…

2) Человек редко задумывается о том…

3) Я твердо убежден…

4) … будет прекрасный урожай.

5) Нет на земле человека…

Карточка 2

Перестроите данные простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены синонимичными придаточными предложениями.

1. Когда-то это была помещичья усадьба с пышно разросшимися за много десятков лет суковатыми кронами старых вязов и лип, скрывавшими в своих кронах школу.

2. На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее.

3. Море, лениво вздыхающее у берега , завораживает приезжих.

4. Дышащие силой мысли облекаются в слова.

5. Спасательное судно шло к катеру, терпящему бедствие .

2. Работа с классом. Пунктуационная разминка. Игра «Верю-не верю»

Слайд 2

Верите ли вы, что…

- Слово «кавычки» произошло от слова «помеха»? (да. Из др.-рус. ковычька «крюковый знак», производного от ковыка (ср. закавыка) «помеха, препятствие»)

- Первоначально тире называлась «молчанка»? (Да. Употреблялось для обозначения пауз. См.: Барсов «Грамматика»(1797))

- А.С.Пушкин назвал скобки удивительно образно: вместительный знак (нет. «Наш первый университет» Михаил Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак.)

- В Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии - вертикальную линию(да)

- В середине 15-го века изобрели пунктуацию Кирилл и Мефодий? (нет. В середине 15-го века итальянские типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, она и была принята большинством народов Европы и существует до сих пор.Кирилл и Мефодий или в IХв.)

- В 18 веке дефис именовали как знак единительства. Для уточнения графического облика этого орфографического знака его часто называли «черточкой». (да. См.: М.Ломоносов «Российская грамматика» (1755))

В 18 веке в конце вопросительного предложения ставили двоеточие? (нет. В греческом языке точка с запятой играла роль вопросительного знака.)

Слайд 3 с ответами

3. Записать номера предложений в таблицу:

Предложения на слайде 4 :

1. Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.

2. Когда поднимался ветер, на поверхности озера вздувались и бежали короткие волны.

3. Кто землю лелеет, того земля лелеет.

4. Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.

5. Я верю в то, что человек есть творец своего счастья.

6. Там, где кончалась чаща, белели березы.

7. Современная техника позволяет людям выполнять такие работы, с которыми не справились бы даже сказочные великаны.

8. Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния, когда дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.

Проверка выполнения задания. Слайд 5

II. Объяснение нового материала.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

На экране размещаются слайды, содержащие учебный материал по блокам:

  1. Придаточные определительные и местоименно-придаточные Слайд 6 /data/files/f1512900233.jpg (475x352)
  2. Основные и неосновные союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными Слайд 7 /data/files/c1512900276.jpg (479x357)
  3. Место придаточного предложения Слайд 8 /data/files/x1512900313.jpg (480x360)

(Привожу таблицу, содержащую всю информацию.)

Придаточные определительные обозначают признак предмета , названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой ?; относятся к одному слову в главном предложении- к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово")

Присоединяются союзными словами:

Место придаточного предложения

Примеры

кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда).

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей , был уже виден. Маленький дом, где я живу в Мещере , заслуживает описания.

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником .

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме

Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой.. .

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун .

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который , и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных

Деревня, где (в которой) скучал Евгений , была прелестный уголок... [существительное, (где),].

Вновь я посетил тот уголок земли, где (в котором) я провел изгнанником два года незаметных

Придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными . Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который.

Кто живет без печали и гнева , тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.

1. Закрепление изученного:

Выполнение упражнения 115(По данным схемам смоделировать и записать сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью).

Выполнение упражнения 116(Заменить причастные обороты придаточными определительными).

ІІІ Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание.

Примеры для презентации взяты из http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/293-sl
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительным
PPTX / 749.61 Кб

IV Домашнее задание §22 упр.114



top