Праздник сорок святых. Праздник сороки (40 святых) - приметы, гадания, народные обычаи Большой ли праздник 40 святых

Праздник сорок святых. Праздник сороки (40 святых) - приметы, гадания, народные обычаи Большой ли праздник 40 святых

Встреча бойцов по смешанным единоборствам в легком весе, выступающих под эгидой UFC, действующего чемпиона Хабиба Нурмагомедова (Россия) и временного чемпиона Дастина Портье (США) состоится в рамках турнира "UFC 242", который будет проведен в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов.

Россиянин Хабиб Нурмагомедов вернется в восьмиугольник, чтобы побороться за объединение "легких поясов". При этом, по словам отца Хабиба, встреча не будет спокойной прогулкой, поскольку Портье заслужил право на этот бой по спортивному принципу и нельзя принижать его достоинства.


То есть, дата боя Хабиба Нурмагомедова и Дастина Портье:
* 7 сентября 2019 г.

Хотя, конечно же, не все родительские дни приходятся на субботу. Так, первый родительский день после Пасхи в 2019 году, который называется Радоница, проводится во вторник через неделю после Светлого Христова Воскресенья.


Пасху православные верующие отмечали в 2019 году 28 апреля, соответственно Радоница приходится на 7 мая 2019 года .

То есть, какого числа будет Радоница (родительский день после Пасхи 2019 года):
* во вторник 7 мая 2019 г.

В некоторых российских регионах дата 7 мая 2019 года объявлена выходным днем. С учетом майских праздников, в начале мая 2019 года у жителей этих регионов будет 10 выходных дней.

Ураза-байрам в 2019 году - выходной или рабочий день:

В некоторых регионах страны первый день Ураза-байрам (в 2019 году - 4 июня) является официальным нерабочим днем, дополнительным выходным.

Отдыхают в честь праздника следующие регионы РФ:
* Республика Адыгея.
* Республика Башкортостан (Башкирия).
* Республика Дагестан.
* Кабардино-Балкарская Республика (Кабардино-Балкария).
* Карачаево-Черкесская Республика (Карачаево-Черкессия).
* Республика Крым.
* Республика Татарстан.
* Чеченская Республика.

В перечисленных регионах вторник 4 июня 2019 года является выходным днем, а понедельник накануне (3 июня 2019 года) - коротким рабочим днем.

День Сорока мучеников Севастийских, в народе называемый попросту «Сороки», «Сорок Сороков» или «Жаворонки», Православная Церковь ежегодно отмечает 22 марта. Христиане вспоминают воинов города Севастии, жестоко истязаемых язычниками и отдавших свои жизни, отказавшись отречься от истинного Бога.

Однако не только этим примечательны Сороки. Есть у праздника и языческая составляющая. Ведь на эту дату приходится весеннее равноденствие, когда зимняя тьма начинает отступать под натиском весеннего солнышка. На землю, наконец, приходит тепло и радость, возрождается ото сна природа, а на душе становиться светлее. И это тоже повод для торжества, которое всегда проходит весело несмотря на продолжающийся строгий пост.

Религиозный смысл праздника

В самом начале IV века христианство уже уверенной поступью покоряло языческие народы. Однако далеко не все местности радостно склонялись под его знамёна. В их числе находился и город Севастия в провинции Армения, находившейся на территории Римской Империи. Там во главе гарнизона легионеров стоял закоренелый идолопоклонник по имени Агриколай.

Однажды этот ревностный язычник потребовал от своих подчинённых принять участие в жертвоприношении многочисленным идолам. Но сорок воинов-христиан категорически отказались от варварского ритуала, заявив, что они поклоняются лишь истинному Богу.

Возмущённый их сопротивлением, Агриколай попытался склонить легионеров на свою сторону сначала щедрыми посулами денег и званий, а затем и угрозами. Когда слова не помогли, безжалостный командир перешёл к пыткам и издевательствам. Однако бесстрашные христиане, заключённые в темницу и усердно молившиеся, вдруг услышали Божественный голос, утешавший страдальцев. Он обещал им защиту и вечное спасение в награду за стойкость и истинную веру.

Мучители держали воинов в тюрьме, пытались побить камнями и, наконец, решили погубить, загнав в ледяную воду зимнего озера. Для большего искушения на берегу жарко топили баню, но соблазну поддался лишь один из многих, а его место тотчас занял христианин из числа стражников. Но камни летели мимо, а вода в водоёме вдруг сама по себе потеплела, и тогда тюремщики сделали страдания мучеников совсем невыносимыми, перебив им ноги тяжёлыми кувалдами.

После гибели легионеров знатный сановник Лисий приказал стереть с лица земли даже тела людей, отказавшихся отречься от Христа. Их сожгли в пламени костра, а останки утопили в озере. Однако спустя трое суток епископу Севастии Петру довелось наблюдать видение, в котором сорок мучеников просили похоронить их по христианскому обряду. Ночной порой верующие в истинного Бога отправились к озеру и увидели чудесное явление: кости погибших ярко сияли во мраке глубин, так что собрать их и предать земле оказалось совсем просто. С тех пор Севастийский полк смог обрести покой, а имена легионеров-христиан прославляются верующими и в наши дни.

Традиции и обычаи на Сорок Сороков

Все ритуалы, связанные с Днём Сорока мучеников Севастийских, направлены в основном к одной цели: как можно быстрее привлечь весну, приблизить наступление тепла и прогнать зимний холод.

  • В День 40 святых верующие непременно посещают праздничную литургию в храме. Ведь именно этот праздник лучше всего подходит, чтобы просить у Севастийских мучеников помощи в преодолении жизненных сложностей, об укреплении в истинной вере, о силах для того, чтобы справиться с отчаянием и обрести стойкость, о сплочённости родных и упрочении семейных уз.
  • Праздник Жаворонки невозможно представить без целой стайки птичек (40 штук) из постного теста, которые в христианской традиции символизируют души воинов-мучеников. Их пекут, обязательно дополняя тельце раскрытыми крыльями. Ведь с языческих времён считалось, что эти птахи должны быстрее лететь навстречу погожим денькам и принести тепло на своих спинках. Нельзя забывать о глазках и клювике, иначе ваши посланцы не смогут разглядеть весну и позвать её своими звонкими голосками. Часть жаворонков следует устроить на подоконнике в качестве угощения для настоящих пернатых соседей, а остальных – раздать детям, чтобы те бежали с выпечкой на улицу и громко выкликали весну. И тогда ласковые деньки обязательно наступят раньше обычного, а домашняя птица будет хорошо нестись и не заболеет.
  • Для того чтобы прогнать злые силы, сковавшие землю морозом и накрывшие мир темнотой, незамужние девушки 22 марта должны разорвать сорок верёвочек и переломить сорок прутиков. Тогда зима непременно отступит, а светлые духи помогут пробудиться природе. Для тех же целей каждой из них следует приготовить по сорок вареников и угощать ими юношей. К тому же с помощью кулинарных талантов можно и суженого подыскать.
  • Наши предки любили на Сороки раскачиваться на качелях. Считалось, что чем выше взлетают к небу парни и девушки, тем богаче будет будущий урожай, а в семьи придёт больше счастья и благополучия.
  • На День 40 святых молодое деревце обязательно наряжали яркими лентами и бумажными цветами. Ведь такую красоту весна просто не может не заметить, а значит, быстрее появится и настоящая зелень. Чтобы привлечь ещё больше внимания к чудесному дереву, вокруг него устраивают игры и танцы, поют песни и водят хороводы.
  • Кроме жаворонков из теста пекли и так называемые «орехи» в количестве 40 штук. Овсяные или ржаные шарики по одному выбрасывали за порог каждое утро последующие сорок дней после Жаворонков. Так хозяйки окончательно прогоняли зимние холода, которые в марте-апреле ещё нет-нет да и напомнят о себе морозными утренниками. Их же укладывали в самодельные гнёздышки из соломы, чтобы куры лучше неслись.

«Сороковые» приметы

В конце марта наши предки уже начинали думать о будущем урожае, и потому обращали особое внимание на приметы, предсказывающие погоду. Практически каждый праздник изобилует такими наблюдениями, и Сорок Сороков – не исключение.

  • Если 22 марта на земле ещё лежит снег, то и на Пасхальной неделе не стоило ожидать тепла. Зато тёплый ветер и многочисленные ручейки символизировали окончательную победу весны.
  • На Сороки следует понаблюдать за птицами. Когда в небе к концу марта появляются скворцы, то можно ожидать раннюю весну, жаркое лето и богатый урожай. А вот птахи, вьющие гнёзда на солнечной стороне домов и деревьев, предвещают неблагоприятный сельскохозяйственный сезон с холодами и обильными дождями.
  • Стоит 22 марта обратить внимание на погоду. Если денёк выдался тёплый и солнечный, то и остаток весны будет таким же. А вот хмурое небо и ненастье предупреждают, что зима не торопиться сдавать свои позиции и ещё не раз огорчит заморозками и снегопадами.
  • Зато «праздничный» мороз обещает отличный урожай зерновых. А вот гроза, прогремевшая в этот день над голым лесом, станет предвестником голодного года.
  • В праздник наши предки обращали внимание даже на ветер. Его тёплое южное дуновение обещало затяжные дожди летом, а холодные северные порывы предрекали засушливый сезон. Сухое лето обещало и отсутствие осадков в период от Сретенья до Сорок.

Гадания на Жаворонки

В праздничный день наши предки традиционно любили гадать, желая узнать, что готовит им будущее. Главным объектом для предсказаний служили, конечно же, жаворонки из теста.

  • Среди стайки из сорока пташек каждая хозяйка обязательно делала несколько «счастливых» птичек. Чтобы их отметить, в тесто добавляли монетку или щепотку соли. Тот, кому доставался такой жаворонок, мог не беспокоиться за своё благосостояние и удачу целый год.
  • Девушки использовали выпечку для гадания на суженого. Они бросали птичку через плечо и смотрели, в какую сторону укажет клювик «оракула» из теста. Со стороны, выбранной провидением, и следовало в скором времени поджидать сватов.
  • Часто печенье или булочки в виде птиц незамужние красавицы пекли сами, а затем выставляли каждая по одному изделию за порог дома. Девицы внимательно наблюдали, чьё угощение первым выберет дворовый пёс. Ведь именно эта счастливица первой из подруг обретёт красивого, щедрого мужа и семейное счастье.

*** Святых 40 мучеников Севастийских: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Флавия, Аетия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320).
Мучеников Урпасиана (ок. 295); 6-ти мучеников. Святого Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369). Праведного Тарасия. Священномучеников Михаила (Маслова), Алексия, Димитрия (Гливенко), Петра (Космодамианского), Сергия (Лебедева), Сергия (Цветкова), пресвитеров, Николая (Горюнова) диакона и преподобномученика Иоасафа (Шахова), Московских; преподобномучениц Наталии (Ульяновой), послушницы, и Александры (1938). Иконы Божией Матери Албазинской, именуемой "Слово плоть бысть" (1666).

День памяти сорока мученикам Севастийским

В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они -- христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.
Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».
Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.
Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять -- по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» - и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.
Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Албазинская икона Божьей Матери "Слово плоть бысть"

Албазинская икона Божией Матери прославившийся в Амурском крае в XVII в. в период завоевания и заселения Даурии. Свое название А. и. получила от рус. Албазинского острога, основанного казаками в 1651 г. на левом берегу Амура. В 1665 г. икона была принесена в Албазин из Киренского острога иером. Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого муж. монастыря (1663); в 1671 г., по устроении им муж. монастыря во имя Всемилостивого Спаса (см. Албазинского Брусянского), образ был перенесен туда. В 1685 г. в результате осады Албазина маньчжурами Спасская обитель была разрушена, и иером. Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский монастырь, оставил чудотворный образ в Сретенске. В 1860 г. А. и. была перевезена в Благовещенск и помещена в кафедральный собор. Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город». В 1885 г. указом Святейшего Синода был учрежден епархиальный праздник в честь чудотворной А. и., отмечавшийся 9 марта. В 1895 г. икона явила чудеса во время эпидемии; при содействии еп. Камчатского Гурия (Буртасовского) было установлено еженедельное чтение акафиста перед иконой, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы». С 1902 г. ежегодно, после второго дня Св. Троицы, А. и. совершала длительный путь по Дальн. Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы ее торжественно провожали соединенные крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вверх по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вниз по амурским притокам и на о-в Сахалин; примерно через 2 месяца А. и. возвращалась в Благовещенск. В 1924 г. кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую ц., имущество к-рой 10 мая 1938 г. по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске.
В кон. 1991 г. А. и. была возвращена РПЦ и крестным ходом перенесена в благовещенский кафедральный собор.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
04.05.2019 -
05.05.2019 -
06.05.2019 -

22 МАРТА ПРАЗДНИК СОРОКИ (40 СВЯТЫХ). Праздник 40 Севастийских мучеников православная церковь отмечает 22 марта по Новому стилю или 9 марта по старому стилю. История сорока севастийских воинов, которые за свою веру во Христа были много терзаемы и в конце концов жестоко убиты, напоминает верующим о том, что некогда славу Церкви составляли именно мученики. Их кровь стала тем фундаментом, на котором в дальнейшем христианство возросло, широко распространилось и покорило весь мир. Это событие произошло в 4 веке, когда самые жестокие гонения на христиан уже были позади. В 313 году император Константин Великий издал Миланский эдикт – указ, по которому христиане на всей территории Римской империи уравнивались в правах с язычниками. Казалось, что уже не будет случаев гонений и мученичества. Однако на практике этот закон исполнялся только в той части империи, которой управлял сам Константин. В другой части, которой владел его соправитель язычник Ликиний, христиане по-прежнему подвергались притеснениям. Более того, готовясь к войне с Константином за власть, Ликиний решил очистить свое войско от христиан. Как гласит Предание Церкви, в то время в городе Севастия (Малая Армения), среди прочей армии, стояла дружина из сорока каппадокийцев. Командовал ею военачальник – язычник Агриколай, все же остальные воины были христианами. Когда пришло приказание от Ликиния очистить войска от последователей Христа (или увещеванием, или казнью), Агриколай приказал солдатам принести жертву языческим богам. Воины, все как один, отказались это сделать. За это они были помещены в темницу, однако не пали духом, так как были закалены во многих сражениях и истинно верили в помощь Господа. Солдаты стали молиться и ночью услышали голос: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Когда на следующее утро их снова привели к Агриколаю, тот пытался соблазнить их лестью. Военачальник стал восхвалять мужество воинов, их смелость, решительность, а также молодость, обещая, что за отказ от христианства император их щедро вознаградит. Но и в этот раз солдаты остались верны Христу. За это Агриколай повелел сковать воинов и отправить в темницу, но услышал слова старшего воина Кириона: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы», – после чего смутился и отправил их в темницу без оков. Спустя еще несколько дней в Севастию для разбора дела прибыл знатный императорский сановник Лисий. Он вызвал воинов на суд, где они твердо и прямо, отвечали ему: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Лисий не стал долго размышлять над ситуацией и приказал просто побить воинов камнями, что, по сути, было смертным приговором. Однако все камни, которые стали бросать в мучеников, летели мимо цели, а камень, брошенный самим Лисием, попал в военачальника Агриколая. После несостоявшейся казни воинов снова отправили в темницу, где они долго молились и опять услышали ободряющий голос: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Это утешение Божие стало одновременно и пророчеством о будущей мученической кончине солдат. Последующие события стали главным испытанием для севастийских страдальцев. Утром воинов снова призвали на суд, где опять потребовали отречения от христианской веры. Мученики остались непреклонны и отвергли все увещевания и угрозы. Тогда им был вынесен последний приговор… В это время была зима, по всей округе стояли сильные морозы. Воинов вывели в одном исподнем на улицу, отвели на замерзшее озеро и оставили под стражей на всю ночь на льду. Однако и этого истязателям показалось мало. Для большего искушения и мучения праведников они растопили на берегу озера баню. Любой, кто согласился бы отречься от Христа, мог зайти в нее и согреться. В середине ночи, когда мороз стал просто невыносимым, один из воинов не выдержал пытки и побежал к бане, но, едва ступив на ее порог, упал и умер. Остальные же мученики продолжали стоять на льду Севастийского озера, поддерживая и укрепляя друг друга. В этом ночном стоянии и проявилось то единение, тот подвиг веры, который ранее прославил будущих святых на поле брани. Они действительно совершали общее, единое дело исповедания веры во Христа ценой своей жизни. В третьем часу ночи произошло необычное событие: стало светло, лед растаял, а вода потеплела. Однако стражники, которые должны были сторожить мучеников, крепко спали, заметил произошедшее только один из них, воин по имени Аглаий. Он также увидел над головой каждого из святых светлый венец. Правда, венцов было не сорок, а тридцать девять – венец, предназначенный для сбежавшего сорокового, был отнят Господом. Аглаий, исполнившись веры и искреннего желания занять место отрекшегося, разбудил остальных стражников и сказал им: «И я – христианин!» Сбросив одежду, он встал в один ряд со святыми воинами и стал молиться: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Господь всегда слышит тех, кто обращается к Нему с верой и смирением, поэтому Он принял жертву Аглаийя. Утром, придя к озеру, истязатели увидели, что воины живы, вместе с ними находится их бывший страж и все они прославляют Христа. Раздосадованные такой картиной, они вывели мучеников из озера и перебили им голени, что было очень мучительной казнью. Тела убиенных положили на колесницу и повезли на сожжение. Один из воинов – юный Мелитон – был еще жив, поэтому его оставили лежать на земле. Мать юноши взяла сына на плечи и понесла вслед колеснице. Когда же Мелитон отошел ко Господу, его тело также положили на повозку. Истязатели желали не оставить и следа от мучеников, а потому все тела сожгли, а прах и кости бросили в воду, чтобы их не смогли достать христиане. Однако через три дня святые мученики явились во сне епископу Севастийскому, блаженному Петру, и рассказали ему, где находятся их останки. В ближайшую же ночь владыка Петр вместе с несколькими служителями собрал все мощи и с почестями захоронил их. Так святые воины Христовы обрели покой и стяжали славу среди христиан. Подвиг веры, который совершили 40 воинов- христиан на замерзшем озере, можно в полной мере сравнить с церковной литургией – ведь их исповедание веры, мучения и стяжание святости было общим, единым делом. Именно как общее дело переводится слово «Литургия» на русский язык с греческого. В жизни христианской Церкви Литургией называется главное богослужение, в котором, как единое мистическое Тело Христа, принимают участие все верующие. Во время этого богослужения совершается и главное Таинство – Евхаристия (Причащение). По Божией милости, имена всех мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Икона 40 мучеников Севастийских. Иконография 40 севастийских мучеников достаточно проста – святые воины, пострадавшие за Христа, являются ее центральными персонажами, занимающими половину иконы. Мученики изображаются стоящими на замерзшем озере города Севастия. Они наполовину обнажены, и фигуры не статичны, а находятся в движении – кто-то из воинов пытается согреться, кто-то поддерживает рядом стоящего. На заднем плане пишется фигура отступника, который не выдержал мучений и скрылся в теплой бане. Фигура убежавшего воина пишется не полностью: главное, что не изображается – это его лицо. Отсутствие на иконе лика сбежавшего символизирует его отпадение от Господа и извержение из лика мучеников. В правом нижнем углу иконы по традиции изображается фигура стражника Аглаийя, который, видя подвиг воинов- христиан, уверовал во Христа и вместе с ними встал на лед замерзшего озера. На иконе Аглаий пишется также в движении – он скинул с себя одежду, которую держит в одной руке, другая его рука поднята к небу, что символизирует его исповедание веры в Господа. Вверху по центру иконы пишется фигура Самого Иисуса Христа, Который благословляет святых мучеников на их подвиг. Между фигурами воинов и Господа символично пишутся мученические венцы – группа и один в стороне. Изображенный отдельно от других венец предназначался воину, который не выдержал мучений и отказался от него, но получает его стражник Аглаий, добровольно принявший мученичество, и с ним – этот венец. Молитва 40 Севастийским мученикам: "О, святии, славнии страстоносцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь." Молитва вторая мученикам Севастийским: "О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь." 22 марта ПРАЗДНИК СОРОКИ (40 СВЯТЫХ). Жаворонки на праздник 40 святых: Существует очень добрая традиция печь к празднику 22 марта птичек из теста, жаворонков, которым и отводилась главная роль: позвать весну. 
 Итак, лепим птичек: Тесто для жаворонков заводим с вечера 21 марта, желательно сдобное – порадуем детишек, птички у нас получатся вкусные и очень красивые. Можно в тесто добавить и изюма, и орешков, главное – сделать птичек с распростертыми крылышками, будто они летят навстречу весне, встречают ее, и несут на своих крылышках в наши края. Не забудем сделать у пернатых глазки и ротик – пусть птички видят Весну издалека и зовут ее погромче своим щебетанием. 
Можно из теста налепить небольшие гнездышки, а в них потом посадить наших пернатых друзей – испеченные лакомства поставим на подоконник, чтобы Весна увидела, что к встрече с ней давно готовы и поспешила прогнать надоевшую зиму. Как испечь жаворонков на праздник сорока святых мы предлагаем вам узнать из видео урока: Готовых жаворонков, куликов, и прочих пернатых, которые у нас получатся, даем детям, а те должны бежать в поле и радостными криками звать Весну. 
Пташек налепим,
 Весну встретим,
 Прощебечут птички,
 Весну накличут!

 Весна, красна девица, 
Поспеши в наши края, 
Надоела метелица, 
Ждем только тебя!

 Надоели холода, 
Уходи скорей зима, 
Жаворонков выпускаем, 
Красную Весну встречаем.

 Птички летят, зиму прогоняют, 
Мерзнуть не хотят, весну накликают. 
Приходи, Весна,порадуй людей,
 Поспеши Весна в гости к нам, поскорей!

 Птички крылышками машут, 
К нам Весну зовут, 
Ты милее зимы, краше,
 Люди очень ждут! Гадания на жаворонках: 
Можно и погадать в этот волшебный праздник Весны – одну из птичек можно хорошенько сдобрить солью, в некоторых пташек положить монетки. Кому достанется «счастливая» птичка, тот будет богат, сыт и весьма доволен жизнью. 
 Незамужние девушки тоже не прочь погадать в этот праздник: бросает девушка птичку через правое плечо назад, а потом смотрит – в какую сторону клювиком птаха указала, там и суженый живет-поживает. 
В другом гадании девушки группой пекли жаворонков и куликов, затем выкладывали свои кулинарные шедевры у порога и приглашали в дом собачку – чью птаху собака первой обнюхает и скушает, та девица и выскочит раньше остальных замуж. К тому же, считается, что эта девушка будет очень счастлива в семейной жизни, а муж ей попадется красивый, добрый, щедрый и ласковый. 
 Обычаи и традиции в праздник Сороки: Некоторые традиции имеют языческие корни. 22 марта девушкам нужно сломать сорок деревянных плашек, разорвать сорок веревочек – это прогонит злых духов, которые сковали морозом нашу землю. Если этот ритуал соблюсти, то зима непременно убежит, и мир наполнится светлыми духами, которые обязательно проложат весне дорогу, чтобы она спокойно могла вступить в свои законные права. 
В некоторых деревнях сохранилась традиция 22 марта качаться на качелях – чем сильнее раскачаться и выше взлететь, тем урожайнее будет год, а люди станут счастливее. 
 Хорошая традиция в праздник весны – наряжать дерево бумажными, или тряпочными цветами, яркими ленточками, колокольчиками. Весна непременно увидит такое чудо и обязательно прилетит к нам, прогонит надоевшую зиму и вступит в свои права. Дерево проносят по деревне и устанавливают в том месте, где решили накликать весну. Вокруг дерева водят хороводы, поют песни о весне: 
Деревце нарядное
 В гости ждет Весну,
 Зимушка прохладная, 
Уходи ко сну.
 Нам тепла уж хочется
 Очень, поскорей,
 Весна в гости просится, 
Зима, нас пожалей.

 Хоровод, хоровод,
 Весну в гости ждет,
 Зима испугается,
 Ручейком уйдет,
 А Весна-красавица, 
Дождиком прольет. Приметы на праздник 40 святых: 
В народе существует и множество примет о погоде: Если на 22 марта зима не поспешит убраться подальше и выпадет снег, то и святая Пасхальная неделя ожидается холодной, не весенней, но если погода порадует теплом, то можно считать, что Весна победила, и прогнала стужу, ветры, и снегопады. 
 Если прилетевшие птахи начнут вить гнезда на солнечной стороне, то это предсказывает очень холодное лето. А если посчастливится увидеть 22 марта скворца, то можно успокоиться – лето будет теплым, а урожай хорошим. Ну и конечно, нужно подгадать к прилету этих милых птах – смастерить заранее симпатичные скворечники, чтобы скворцы именно к нашему дому прилетели первыми и порадовали нас своим волшебным пением. 
Считается – если погода на 22 марта порадовала, то еще сорок дней мы можем не переживать о том, что нас ждет. А вот если в день «Сороки» погодка подвела, то и в последующие сорок дней весна с зимушкой будут бороться – то тепло, то снег и слякоть. 


по новому стилю православные христиане отмечает праздник Сорока Святых или, как его еще называют, День сорока святых мучеников Севастийских.

Что означает праздник Сорока Святых?

История праздника Сорока Святых берет свое начало из раннего христианства. В 313 году в некоторых частях Священной Римской империи христианская религия уже была узаконена, и гонения на верующих прекращались. Однако так было не везде. В Севастии, которая находилась на территории современной Армении, император Лициний повелел провести чистку армейских рядов от христиан, оставив только язычников. В Севастии служил ярый язычник Агриколий, а под его началом находились сорок воинов из Каппадокии, исповедующих христианство. Военачальник потребовал от солдат, чтобы они подтвердили преданность языческим богам, однако они отказались сделать это и были заточены в темницу. Там они усердно предавались молитвам и услышали глас Божий, который приободрил их и напутствовал не смиряться перед испытаниями. На следующее утро Агриколий пытался вновь сломить солдат, прибегая ко всяческим уловкам и лести, прославляя их воинские подвиги и уговаривая вернуться к языческой вере для того, чтобы получить свободу. Сорок каппадокийцев вновь твердо вытерпели испытание, и тогда Агриколий повелел вновь закрыть их в темнице.

Через неделю в Севастию прибыл сановник Лисий, который произвел допрос над солдатами, но после того, как они вновь отказались присягнуть языческим богам, велел побить каппадокийцев камнями. Однако камни чудесным образом не попадали в солдат, разлетаясь в разные стороны. Следующим испытанием, которое должно было сломить сопротивление севастийских мучеников стало стояние обнаженными на льду, на которое обрек их Лисий. Чтобы воинам было еще сложнее, неподалеку от реки растопили баню. Ночью один из каппадокийцев не выдержал и побежал к жарко нетопленной хижине, однако, лишь переступив ее порог, упал замертво. Другие же стойко продолжали стоять на льду. И вновь случилось чудо. Господь говорил с севастийскими мучениками, а затем обогрел все вокруг них, так что лед растаял, а вода сделалась теплой.

Один из стражников – Аглалий, который единственный не спал в это время, узрев чудо, воскликнул: «И я – христианин!» и встал в один ряд с каппадокийцами.

Придя наутро к реке, Агриколий и Лисий увидели, что солдаты не только живы и не сломлены, но среди них стоит и один из стражников. Тогда они повелели перебить им голени молотом, чтобы те умирали в муках. Позже тела севастийских мучеников были сожжены, а кости брошены в реку. Однако севастийский епископ блаженный Петр по указанию Бога смог собрать и захоронить останки святых воинов.

Приметы праздника Сорока Святых

Значение Сорока Святых в том, что истинно верующий не сомневается в своей вере, и тогда она спасает его, даже если ему приходится пострадать или даже принять мучительную смерть. Истинный христианин должен быть тверд в своих убеждениях и не отступать от них ни в какой ситуации.

В этот день принято вспоминать сорок каппадокийских солдат, отдавших жизни за веру в Бога. В честь них в православных семьях печется особое угощение – булочки в форме жаворонков. Эти птицы, их полет ассоциируются у христиан с поведением севастийских мучеников. Птица смело летит вверх, к солнцу, но смиряется перед величием Господа Бога и резко пикирует вниз. Так и Сорок Святых мучеников, смирившись с неизбежной и страшной смертью, смогли вознестись в Господу и получить его благодать.



top