Тема урока рождение пророка исы. Тема урока "основы исламской культуры"

Тема урока рождение пророка исы. Тема урока

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Вера в Аллаха и Его посланников включает в себя и веру в то, что ‘Иса, мир ему, является пророком и посланником, которого Великий и Всемогущий Аллах направил сынам Израилевым. Вера человека не будет верной, пока он не уверует во всех пророков Аллаха и Его посланников, да благословит их Аллах и приветствует. Сказал Всевышний Аллах:

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْهِ مِنْ رَبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِنْ رُسُلِهِ

Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: „Мы не делаем различий между Его посланниками“. Они говорят: „Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие“ (сура 2 Корова , аят 285).

Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал:

Верующие веруют в Единого Аллаха, Самодостаточного, кроме Которого нет иного Бога и Господа. Они веруют во всех пророков, посланников, все Писания, ниспосланные с небес рабам Аллаха, посланникам и пророкам. Они не делают различий между ними, веруя в одних и оставляя других. Нет, все пророки для них правдивы, богобоязненны, идут прямой стезею и указывают на благой путь (Тафсир Ибн Касир. Т. 1. С. 736).

‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ади, да помилует его Аллах, сказал:

Неверие в некоторых из них является неверием во всех, является неверием в Аллаха (Тафсир ас-Са‘ади. С. 120).

Во-вторых.

Празднование рождения пророка /мавлид/, да благословит его Аллах и приветствует, является нововведением, которого не совершал ни пророк, мир ему и благословение, ни кто-либо из сподвижников. И нет известий о том, что основатели мазхабов видели это дозволенным или желательным, не говоря уже об участии. Отмечание рождения пророка является деянием запретным, порицаемым, является нововведением.

Ученые Постоянного Комитета сказали:

Празднование (отмечание) рождения пророка есть запретное нововведение, так как этому нет доказательства ни в Книге Аллаха, ни в Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Никто из праведных халифов и тех, кто жил в лучшие века, не совершал подобного (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 2. С. 244).

Для дополнительной информации обратитесь к ответам на вопросы № и № .

Рождение пророка, которое отмечают мусульмане, не обладающие знаниями, является новоизобретенным обычаем, с которым необходимо бороться и запрещать. Поэтому приведение в качестве доказательства дозволенности празднования Нового Года и Рождества отмечание рождения Пророка несостоятельно изначально. Так как праздновать рождение пророка недозволено, потому что это является нововведением в религии. То, что сравнивают с нововведением, также является нововведением.

В-третьих.

Отмечание христианами праздника, который они называют Рождеством, является нововведением и многобожием. Мусульманину недозволено уподобляться им, а ‘Иса, мир ему, не причастен к этому празднику и к людям, справляющим его.

Для мусульман отмечание этого праздника является не только нововведением, но и уподоблением христианам в том, что является частью их религии. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Тот, кто уподобился какому-либо народу, стал одним из них (Абу Дауд № 3512; аль-Альбани в Сахих сунан Аби Дауд сказал, что хадис достоверен). Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал, что цепочка передатчиков хадиса хорошая: «Самое меньше, на что указывает этот хадис, - это запрет уподобляться им, хотя внешний его смысл подразумевает неверие того человека, который уподобляется им. Как сказано в словах Аллаха:

ومن يتولهم منكم فإنه منهم

„Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них“ (сура 5 „Трапеза“, аят 51)» (Иктидау-с-сырат. С. 82).

Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: Ты узнал, что основная причина ухода (искажения) религии Аллаха и Его законов, а также распространения неверия и грехов - это уподобление неверующим. А основной причиной любого блага является сохранение обычаев пророков и их законов. Поэтому большим проступком в религии считается совершение нововведения, даже если в нем нет уподобления. Тогда как же с тем, в чем присутствуют они оба?! (Иктидау-с-сырат. С. 116).

Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: Поздравление с Рождеством или другим религиозным праздником запрещено по единодушному мнению /иттифак/ ученых, так как этот поступок свидетельствует о согласии с совершаемыми обычаями неверующих, довольствовании их деяниями. Даже если человек не приемлет совершать их сам, мусульманину запрещено быть довольным деяниями неверующих или поздравлять с ними другого. Мусульманину также запрещено уподобляться неверующим и устраивать мероприятия по этим случаям, обмениваться подарками, раздавать сладости или приготовленную пищу, или превращать этот день в выходной и пр. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Тот, кто уподобился какому-либо народу, стал одним из них“ (Абу Дауд) (Маджму‘ фатауа уа расаиль Ибн ‘Усеймин. Т. 3. С. 45-46). Приводится с сокращениями.

Для ознакомления с ответом об участии с неверующими в праздновании их праздников обратитесь к ответам на вопросы № и .

Итак, вред из-за отмечания мусульманами праздников, приуроченных к началу Нового года, возникает по нескольким причинам.

1. В справлении этого дня есть уподобление неверующим и многобожникам, которых на празднования этой даты толкает их неверие в Господа и многобожие. Также это не является частью Закона, который был дан пророку ‘Исе, мир ему. И их ученые, и наши единодушны в отношении того, что ‘Иса не узаконивал подобных мероприятий. Этот праздник является результатом смешения нововведения и многобожия, и этот результат сопровождают развратные действия, которые, как известно, совершают в эти дни некоторые грешники. Разве можно уподобляться им в этом?

2. Отмечание рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, недозволено, потому что, как было сказано, это является нововведением. Судить по аналогии, опираясь на него, невозможно. Если не пригодна основа самой аналогии, то и аналогия приходит в непригодность.

3. Отмечание Рождества (Нового Года) порицаемо в любом случае. Нельзя говорить о дозволенности, так как этот праздник изначально неверен из-за нечестия, неверия и грехов, происходящих во время него. Подобное нельзя сравнивать ни с чем, и нет никакого пути, чтобы сделать это дозволенным.

4. Для верности этого неправильного сравнения по аналогии нам необходимо отвергнуть его и сказать: Почему бы нам не праздновать рождение каждого пророка? Разве все пророки не являются посланниками от Аллаха? Но подобные слова никто не произносит.

5. Нет точного знания о рождении каждого пророка, нет достоверных известий и о точной дате рождения нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Историки разногласят по поводу даты его рождения и приводят разные мнения; существует девять или более мнений. Поэтому отмечание рождения пророка неверно и недействительно и с точки зрения Шариата, и с точки зрения истории. Празднования рождений нашего пророка и пророка ‘Исы, мир им обоим, не имеют под собой основы.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

Отмечание ночи рождения пророка, да благословит его Аллах и приветствует, неверно ни с точки зрения Шариата, ни с исторической точки зрения (Фатауа нурун ‘аля-д-дарб. Т. 19. С. 45).

А Всевышний Аллах знает лучше.

Пророк Иса (Иисус в христианской традиции, мир ему) является одной из наиболее почитаемых фигур в исламе. Чтобы продемонстрировать, какую роль занимает этот пророк и посланник, достаточно сказать, что в честь его матери Марьям названа целая , а в разных частях текста Корана можно найти описания Исы (а.с.) как Мессии, Божьего Духа, Слова Аллаха.

Подробности жизни пророка Исы (а.с.) начинаются с того момента, когда он сам ещё не родился. Много внимания в суре «Семейство Имрана» уделено его матери Марьям (Марии), рождение и жизнь которой так же стали определёнными знамениями для верующих. Так, например, её мать сумела забеременеть только после соответствующей мольбы и обещания отдать родившегося ребёнка на службу Всевышнему. После рождения Марьям опекунство над ней принял пророк Закария (а.с.). Он очень хорошо относился к матери Исы (а.с.), замечая при этом то, как Создатель предоставляет ей дары:

«…Всегда, когда Закария входил к ней в молельную комнату, он обнаруживал возле неё пропитание. Он спросил: "О Марьям! Откуда у тебя всё это?" Она ответила: "Это - от Аллаха, ведь Всевышний дарует пропитание без всякого счёта тем, кому пожелает это сделать"» (3:37)

Рождение Исы (а.с.)

Это событие нельзя охарактеризовать иначе, как чудом, поскольку оно произошло не в результате зачатия, а посредством дуновения духа в тело Марьям:

«Помяни ту, которая сохранила своё целомудрие, то есть Марьям. Мы вдохнули в неё посредством Нашего духа и сделали её и её сына Ису знамением для миров» (21:91)

Сам факт появления у Марьям сына встретил у окружающих её людей негативную реакцию, поскольку многие сразу подумали, что она стала блудницей. В итоге ей пришлось в скором времени удалиться от привычного для себя места обитания и отправиться в Египет, где, к тому же, не угрожала опасность для её мальчика быть убитым. Ведь правитель мест, где до этого жила Марьям, узнав от магов, что в этой местности родился мальчик, который будет успешно противостоять правящему режиму, распорядился убить всех новорождённых мужского пола.

В Египте Иса (а.с.) рос любознательным мальчиком, который уделял много времени религиозным дисциплинам. В Священном Коране в этой связи говорится следующее:

«Вслед за ними Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением правдивости того, что было ранее ниспослано в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором содержалось правдивое руководство и свет, которые подтверждало истинность того, что было прежде в Таурате (Торе)» (5:46)

Знамения пророчества Исы (а.с.)

В Благородном Коране имеется также упоминание, какими знамениями охарактеризовалось пророчество Исы (а.с.). В частности, приводится история о том, как его сподвижники (апостолы) настоятельно требовали от него демонстрации какого-нибудь чуда, чтобы ещё сильнее уверовать.

«Всевышний Творец ответил: "Я ниспосылаю её [трапезу с неба] вам, но если кто-либо после этого не уверует, то Я подвергну его таким наказаниям, которым Я не подвергал никого из миров"» (5:115)

Таковой была реакция Всевышнего на требование апостолов увидеть чудо своими глазами.

Пророк Иса (а.с.), вернувшись в Иерусалим, много времени посвящал работе с людьми, разъяснением им суть религии, которую он должен был обновить. Такая активность не понравилась консервативно настроенным религиозным деятелям, которые решили сдать Ису (а.с.) в руки властей. Из-за обвинений в распространении смуты среди народа ему грозила смертная казнь, но его спасение стало возможно благодаря чудесному вознесению на небеса.

«За то, что они не уверовали, возвели на Марьям великий навет и сказали: "Воистину, мы уничтожили Мессию Ису, сына Марьям, посланника Аллаха". Однако они не убили его и не распяли, это лишь показалось им. Те, кто препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они не убивали его. Нет! Это Всевышний Аллах вознёс его к Себе, ведь Аллах - Могущественный, Мудрый» (4:157-158)

Согласно исламскому вероучению считается, что в настоящее время пророк Иса (а.с.) находится на небесах и ждёт того времени, когда ему будет позволено вернуться к людям для противостояния , олицетворяющему силы зла и скорое наступление Судного дня.

Курс "Основы религиозных культур" Тема: Пророк Мухаммад и возникновение ислама Цели: Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Ход урока 1.Эмоциональный настрой на урок - Здравствуйте, ребята! - Ассалям малейкум! - Скажите, пожалуйста, почему сегодня я вас так поприветствовала? - Сядьте на свои места и обсудите с партнером по плечу, почему сегодня урок начался с такого необычного приветствия? (1 мин) - Многие уже закончили обсуждение, мне бы хотелось узнать ваше мнение. (Так друг друга приветствовали мусульмане. Мы изучаем историю религии других народов, теперь разговор пойдет о мусульманстве) - Совершенно верно, ребята. Это приветствие с пожеланиями мира и добра - Ассалям малейкум! Так мусульмане всего мира приветствуют друг друга, при встрече пожимают руки и желают мира и добра. Это приветствие обуславливается традициями и религией. Конечно же, вы правы, сегодня мы с вами знакомимся с новой религией ислам. На предыдущих уроках мы знакомились с историей христианства, духовными, нравственными ценностями христианской культуры и прежде всего православной. 2. Проверка домашнего задания - Давайте, мы с вами повторим тему предыдущего урока. Тест, работа в паре. Проверка 1 Богослужение совершают А) Священники В) Служители церкви и прихожане Б) Прихожане Г) другой ответ 2 К Церковным праздникам относятся А) Рождество В) Пасха Б) Крещение Г) Все ответы верные 3 Полотнища со священными изображениями называются А) Стяг В) Хоругвии Б) Флаг Г) Штандарт 4 Пост это - А) Воздержание от пищи животного происхождения Б) Воздержание от пищи растительного происхождения В) Воздержание от пищи Г) Воздержание от питья 5 Специальные обряды называются А) тайна В)таинства Б) затаённость Г) другой ответ 6 Крещение человека в Православной церкви происходит А) Огнём В) Землёй Б) Ветром Г) Водой 7 Исповедь это - А) Покаяние В)Причастие Б) Венчание Г) Крещение 8 Чем обмениваются жених и невеста при венчании А) Венками В) Кольцами Б) Семьями Г) Ничем 9 Кто создал таинство причастия А) Священники В) апостолы Б) Иисус Христос Г) Другой ответ 10 Главное церковное богослужение называется А) Молитва В) Литургия Б) Крестный ход Г) Все ответы верные 3. Работа по теме - Мы знаем с вами, что у каждой религии есть свой основоположник. - Вы прекрасно знаете, кто явился основоположником христианства? (Иисус Христос) - Когда мы говорим об исламе, то мы сразу вспоминаем имя Мухаммад, который переводиться как "прославленный". Жизнь того или иного основателя религии отражена в священных книгах и имеет важные ключевые события. - Сегодня мы познакомимся с начальными страницами пророка Мухаммада. - Ребята, я вот сейчас вам говорю пророк, а кто же такой пророк? Как вы понимаете значение этого слова? Я прошу сейчас, повернитесь к своему партнеру по плечу и обсудите, кто же такой пророк, начинают 1 и 3 номера. - Спасибо, вы завершили, это ваши первоначальные представления … - Хорошо, а теперь прочитайте в паре, кто же такой пророк из моих суждений. - Давайте подведем итог, так кто же такой пророк - человек, считающийся верующим посланником Бога и через него был передан текст священной книги мусульман коран. Пророки — это избранные Аллахом люди, которые получали откровения от Него и проповедовали людям истинную религию. Первым пророком был первый человек — Адам. Для мусульман последним пророком является Мухаммад. Мухаммад родил¬ся в Аравии, в городе Мекка. Аравия расположена на Аравийском полуострове — юго-западной части Азии. С востока полуостров окружает Персидский залив, на западе — Красное море, на юге — Индийский океан. На севере же сейчас расположены государства Ирак и Сирия. Значительная часть Аравии покрыта пустынями, где царит сухой и жаркий климат. - И сейчас мы поработаем с контурной картой. Я предлагаю каждому взять листочек, раскрасить территорию Аравии. Подумайте, а какой цвет нам нужно взять (желтый или оранжевый, т. к. территория - пустыня). - Я уже говорила вам, в каком городе родился Мухаммад, кто помнит? В Мекке, правильно. Отметьте у себя на карте Мекка и еще, ребята, отметьте город, с которым у нас с вами будет знакомство - Медина. Постарайтесь запомнить эти названия городов. - А где располагается Аравия, раз там жаркий и сухой климат, конечно же, в Африке. Отложите контурные карты и прочитайте об Аравии в учебнике на стр. 64, очень интересная информация, о том, как жили, чем занимались жители. - А сейчас я вам предлагаю в группе по-одному рассказать, что же вы узнали из материала учебника. Начинают 1 номера, остальные внимательно слушаю

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель и задачи урока:

  • Для получения целостного представления о мусульманской культуре в современном обществе.
  • Знакомство обучающихся с основами исламской культуры.
  • Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему.

Оборудование : мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), компьютер для воспроизведения диска с материалами.

Тип урока: изучение нового материала.

Модуль “Основы исламской культуры”

Ислам в арабском языке означает “предание себя Богу”.

Основа ислама - вера в одного, единственного Бога - Аллаха, милостивого и милосердного.

Сходство с иудаизмом и христианством:

  • Единобожие (монотеизм)
  • Религии Откровения, выраженного в Священной Книге, через которую Бог говорит с людьми.

Ислам как мировая религия

Второе место в мире по числу последователей (по разным оценкам - от 1,3 до 1,8 млрд. чел.)

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах.

В 35 гос-вах мусульмане составляют большинство населения (гос-ва Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии, Индонезии); еще в 29 гос-вах – значительное меньшинство.

В 28 мусульманских государств ислам – государственная религия

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

Согласно традиции, Мухаммад родился в 570 г. в Мекке.

Еще до рождения лишился отца, в 6 лет – матери. С 8 лет воспитывался дядей Абу Талибом - главой рода хашим , занимавшим достаточно уважаемое место в Мекке. В юности Мухаммад вел торговые дела состоятельной вдовы Хадиджи, на которой позднее женился (в возрасте 25 лет). Позднее поддержка Хадиджи сыграла заметную роль в намерении Мухаммада проповедовать новую религию.

По-видимому, Мухаммад был знаком с религиями единобожия (иудаизмом, христианством, учением ханифитов, имевшим последователей среди арабских племен).

  • Около 610 г. – видение Мухаммаду ангела Джибрила, принесшего ему Откровение Аллаха. Начало проповеди ислама среди жителей Мекки и ее окрестностей.
  • 622 г. - переселение (хиджра) Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Ясриб (позднее переименован в Медину – “Город Пророка”) из-за преследований со стороны влиятельных мекканцев. Это событие считается началом мусульманского летоисчисления – первым годом хиджры.

Существует только единственный Бог - Аллах;

Аллах всемогущ и всеведущ. Он сотворил все существующее и все в мире происходит по его воле;

Аллах милостив и милосерден;

Бог и прежде посылал к разным народам своих пророков и посланников, которые несли людям Откровение. Те народы, которые не шли за пророками, Бог жестоко наказывает.

Деятельность Мухаммада в Медине:

  • соединил в своих руках духовную и светскую власть (отсюда – отсутствие в исламе идеи их разграничения)
  • правила, регламентирующие жизнь мусульманской общины - уммы ;
  • первая мусульманская мечеть, ставшая образцом для последующих;
  • новые темы в проповедях: как нужно молиться и служить Богу, по каким законам должен жить мусульманин в общине и в своей семье, что можно употреблять в пищу, а что нельзя, как следует относиться к христианам и иудеям и т.д.
  • 630 г. – победоносный подход Мухаммеда на Мекку:
    • освобождение святилища Кааба от языческих идолов;
    • утверждение статуса Каабы как святыни ислама;
    • установление обрядов, совершаемых мусульманами во время паломничества в Мекку (семикратный обход вокруг Каабы; стояние на горе Арафат и др.)
  • 632 г. – смерть Мухаммеда. Ислам к этому времени был принят всеми арабскими племенами.

Поскольку Мухаммад не назначил преемника, первые халифы (халиф в переводе – “заместитель пророка”) был избран мусульманской общиной. Первых четырех халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), правивших в 7 в., мусульмане называют “праведными халифами” .

В 7-8 вв. ислам стремительно распространился за пределами Аравии – в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, в Закавказье.

Коран – Священное Писание мусульман

  • Коран (в переводе с араб. - “чтение”)- священная книга мусульман и главнейший источник вероучения
  • В понимании мусульман Коран – несотворенное и существующее предвечно “слово Аллаха”. Коран воспринимается как прямое и непосредственное откровение Аллаха.
  • Текст Корана был записан после смерти Мухаммада. Халиф Осман (середина 7 в.) приказал на основе разрозненных источников составить единый вариант Корана, который стал каноническим и не подлежащим какому-либо исправлению.
  • В Коране говорится, что Бог читал Мухаммаду “на языке арабском, ясном”. Переводы Корана на другие языки считаются лишь его толкованиями
  • В Коране неоднократно звучит мысль, что у всех людей одна вера, одна истинная религия. Суть этой религии - вера в единого всемогущего Бога (Аллаха)
  • Мухаммад - не законодатель новой религии, а пророк, посланный Богом для того, чтобы восстановить истинную веру, напомнив людям о ней.
  • Коран состоит из 114 сур (частей); шииты добавляют к ним 115-ю суру.
  • Суры состоят из аятов (стихов)
  • Содержание сур, как правило, состоит из отдельных отрывков, сюжетов. Названия сур даны по наиболее запоминающейся фразе, образу, не отражая суть их содержания. Суры расположены в Коране от наиболее длинных к коротким

Сура “аль-Фатиха” (“Открывающая”), с которой начинается Коран:

Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, милостивому и милосердному, царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших!

Суры Корана условно делятся на мекканские и мединские

Темы сур мекканского периода:

Страшный Суд, воскресение мертвых, загробная жизнь,

  • осуждение многобожия язычников;
  • тема единого Бога (таухид)
  • рассказы о трагической судьбе пророков, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада (в т.ч. библейских)
  • предупреждение об участи народов, отвергших своих пророков

Темы сур мединского периода:

  • предписания по культу и ритуалу,
  • установления по уголовным, военным и семейным делам,
  • регламентация социальной жизни мусульманской общины.

Сунна – Священное Предание мусульман

  • Сунна (букв. значение в переводе с арабского “обычай”, “пример”) –второй по значимости после Корана источник мусульманского вероучения. Состоит из описаний поступков Мухаммада, его высказываний, а также невысказанного одобрения или осуждения по поводу тех или иных ситуаций.
  • Сунна слагается из хадисов . Как правило, каждый хадис состоит из рассказа о суждениях и поступках Мухаммад и из т.н. называемой опоры

Основы вероучения ислама (“Шесть опор ислама”)

Вера в единого и единственного Бога.

Аллаху присуще совершенство, могущество, всесилие, всеведение Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворенного.

Аллах не может быть наделен какими-либо свойствами, присущими творению. Для человека он непостижим в своей сущности, но открывает человеческому разуму смысл своих действий в мире через Откровение.

Вера в ангелов.

Ангелы - это воинство небес, вестники и посланники Бога, исполнители его воли и решений.

Джибрил, Микаил, Исрафил, Израил - особо приближенные к Богу ангелы.

Иблис (Шайтан) – дьявол (по мусульманским представлениям, ангел, низвергнутый аллахом за отказ поклониться первому человеку Адаму и поклявшийся встать на пути Аллаха )

Джинны (добрые и злые)

Вера в Писания.

В Коране перечислены пять истинных Писаний:

  • свитки, ниспосланные Аврааму,
  • Тора, ниспосланная Моисею (Мусе),
  • Псалмы, ниспосланные Давиду (Дауду);
  • Евангелие, ниспосланное Иисусу (Исе),
  • Коран, ниспосланный Мухаммаду.

(Однако в Коране указывается, что иудеи и христиане исказили или забыли свои Писания).

Вера в Божьих пророков и посланников.

Пророки и посланники -особые люди, которые получают от Бога Откровение, и способны знать сокровенное, скрытое от других людей. Мухаммад – последний из пророков

9 особо почитаемых (“стойких”) пророков:

  • Нух (Ной),
  • Ибрахим (Авраам),
  • Якуб (Иаков),
  • Юсуф (Иосиф),
  • Аппуб (Иов),
  • Муса (Моисей),
  • Дауд (Давид),
  • Иса (Иисус),
  • Мухаммад

Вера в Судный День, воздаяние и наказание, рай (Джанна) и ад (Джаханнат) .

Вера в предопределенность Аллахом человеческой жизни и судьбы мира.

Религия в исламе неотделима от повседневности. Ислам – не только религиозное учение, но и свод правил, касающихся всех сторон жизни человека и его взаимоотношений с окружающими людьми. Ислам – это, по сути, образ жизни.

“Пять столпов ислама”

Свидетельство веры (шахада).

Мусульманин обязан свидетельствовать о едином и единственном Боге и о пророческом призвании Мухаммада. (формула “Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха” )

Молитва (намаз).

  • Должна совершаться 5 раз в день, в пятницу – коллективно в мечети.
  • Обязательно ритуальное омовение.
  • Молитвой в мечети руководит имам (им может быть любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран).
  • Женщины молятся отдельно от мужчин.

Ислам не предполагает необходимости четкой духовной иерархии (как, например, в католической или православной церкви); в нем нет представления о духовенстве как особой группе людей, на которых возложена задача посредничества между Аллахом и верующими. Наличие единого духовно-административного центра в масштабе государства также не считается обязательным

Очистительная милостыня (закят) - своего рода налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины (взимается раз в год).

Пост в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря):

  • Следует избегать любой еды, питья, исполнения супружеских обязанностей в светлое время суток;
  • Запрещается браниться, лгать, клеветать, оскорблять, обижать кого-либо
  • Желательно предаваться благочестивым размышлениям
  • Освобождены от поста могут быть: 1) те, кто не может соблюдать его по каким-либо уважительным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь); 2) престарелые люди, беременные и кормящие женщины.

Паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Его должен совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, который способен это сделать физически и материально.

Джихад

В исламе существует представление о двух видах джихада.

Великий (внутренний) джихад = постоянные усилия человека по самосовершенствованию в соответствии с заповедями ислама (слово “джихад” переводится как “усилие”).

Малый (внешний) джихад = вооруженная борьба с неверными. (Во времена Мухаммада и расширения Арабского халифата воспринималась борьба за распространение ислама). Согласно классическому пониманию ислама, мусульмане не должны объявлять войну первыми – она возможно только как ответ на нападение или реальную угрозу. Запрещается убивать детей, женщин. Возможен джихад со стороны мусульман-единоверцев как мера помощи мусульманскому государству (или мусульманской общине), которое не в состоянии самостоятельно отразить нависшую над ним угрозу. Объявление джихада осуществляется решением наиболее уважаемых духовных авторитетов страны.

Шариат

Третья основа мусульманской религии, возникшая на основе Корана и Сунны - шариат - мусульманский закон. Он сложился из толкования юридических установлений Корана и развития правовых предписаний сунны.

Шариат по-арабски буквально означает “прямой, правильный путь”. Подразумевается предустановленный Богом путь, которым должен идти каждый благочестивый мусульманин, чтобы обрести спасение. Отступление от него воспринимается как грех.

Исламскому закону присущ универсальный характер. Он охватывает все сферы жизни мусульманина, строго регламентируя не только религиозную догматику и культ, но и этику, социальные отношения, семейную жизнь. Любой грех, даже если он связан с нарушением только моральных норм, может быть наказан мусульманским судом.

Принцип, лежащий в основе шариата: правилом: “Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее” (Коран 2:286).

Шариат дан человеку Богом, он вечен и неизменен

Ислам различает дозволенные (халал) и запрещенные (харам) действия .

Более дробное деление выделяет 5 категорий поступков мусульманина:

3) безразличные действия (разрешенные, но их совершение не предполагает ни одобрения, ни осуждения);

4) неодобряемые, недостойные действия;

5) запретные действия, совершение которых влечет за собой уголовную ответственность по шариату и возможную кару на том свете.

Судебные дела в исламе делятся на две категории:

Преступления против Бога, за которые не может быть прощения:

  • вероотступничество;
  • богохульство;
  • прелюбодейство;
  • лжесвидетельство;
  • обман и мошенничество при торговле;
  • воровство;
  • ростовщичество;
  • винопитие;
  • азартные игры

Преступления против потерпевшего и его семьи (начинаются по жалобе потерпевшего или его родственников; допускают прощение и отказ от судебного преследования)

Семья в исламе

  • Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж за немусульманина, тогда как мужчина-мусульманин в принципе имеет право жениться на “людях Писания” (христианке, иудейке).
  • Коран, рекомендуя мусульманам иметь одну жену, позволяет брать в жены до четырех женщин. Многоженство понимается как гарантия защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем.
  • После брака мужчина обязан обеспечить жену всем необходимым для жизни.
  • Жена обязана повиноваться мужу и выполнять его законные требования
  • Если муж не в состоянии обеспечить жену, и она должна зарабатывать самостоятельно, то она может не повиноваться мужу;
  • Будущей супруге выделяется личное имущество (махр ), которым она может пользоваться по своему усмотрению, а при разводе – оставить себе.
  • Женщина не должна видеть посторонних людей без разрешения мужа;
  • Развод допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения семьи, не привели к положительному результату. Расторгнуть брак может как мужчина, так и женщина.
  • Семья в исламе рассматривается как основная ячейка общества.
  • Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). За внебрачные связи предусмотрено суровое наказание, так как они считаются важнейшим источником разложения личности и общества.
  • Воспитание детей в лоне семьи является обязанностью супругов.
  • При разводе дети остаются с матерью, отец обязан их обеспечивать (мальчиков – до 7-8 лет; девочек – до выхода замуж).

Требования к одежде женщин в исламе

  • Необходимо, чтобы все части тела, кроме лица и кистей рук, были закрыты.
  • Одежда должна быть непрозрачной, непросвечивающей.
  • Одежда не должна быть облегающей.
  • Одеяния должны быть из категории женской одежды, но никак не мужской.
  • Одежда не должна пахнуть духами и другими ароматическими веществами (в присутствии чужих мужчин).
  • Одежда не должна быть экстравагантной и вызывающей.

Священные сооружения в исламе

Мечеть (от араб. масджид - место, где совершают земные поклоны) - это, прежде всего, всего молитвенное здание в исламе.

Мечеть никак особым образом не освящается,

Различают пятничные (соборные), квартальные и домашние мечети.

Мечети в исламском мире часто становятся центрами создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.

Классическое устройство мечети включает в себя:

Собственно молитвенное здание (как правило, с галереями);

Двор, где должен находиться фонтан для омовения;

Один или несколько минаретов.

Внутри здания мечети обязательно должен быть михраб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки.

В пятничной мечети есть также минбар - кафедра для проповедника, стоящая справа от михраба.

Пол в мечетях обычно устилается циновками и коврами.

В мечети нет икон, скульптур, вообще изображений людей или живой природы. Она украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

Три мечети считаются в исламе главными святынями:

  • мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке,
  • мечеть Пророка в Медине,
  • мечеть аль-Акса в Иерусалиме.

Основные направления в исламе

На сегодняшний день в исламе существует два основных направления - суннизм и шиизм.

Шиизма придерживаются чуть более 10% мусульман. Они составляют большинство населения в Иране (94%), а также в Ираке, Азербайджане и Бахрейне. В качестве меньшинств шииты проживают в большинстве мусульманских стран.

Раскол в исламе был непосредственно связан с попытками решения вопроса о власти в мусульманской общине после смерти Мухаммеда. Избрание халифом одного из его сподвижников, Абу Бакра, было признано законным большинством мусульман. Однако уже при третьем халифе Османе сложилась группа недовольных, требовавших передать власть Али, который был родственником Пророка и женат на его дочери. Эта группа, известная как “партия Али” (по-араб. “партия” - шиа, отсюда название “шииты”), положила начало шиитскому направлению.

Шииты считали, что верховная власть в мусульманской общине принадлежит только “семье Пророка”, причем наследуется она исключительно в роду Али. В силу этого имам (так у мусульман-шиитов именуется их верховный глава) не может избираться общиной. Его власть предопределена божественным установлением и передается от отца к сыну. Шииты считают, что имамы - единственные законные преемники Мухаммада; им он передал через Али знание сокровенных сторон религии, и они непогрешимы. Эта доктрина составляет сердцевину шиизма.

Сунниты придерживаются следующих принципиальных положений:

  • Признание верности и ценности того, что изложено в Священном Предании;
  • Признание решающей роли мусульманской общины в решении важных религиозных и общественных проблем (в т.ч. – в вопросе определения духовного лидера);
  • Признание законности власти четырех “праведных халифов”;
  • Неприятие идеи о посредничестве между Богом и людьми после смерти Мухаммада (что подразумевает шиитская концепция власти имамов);
  • Непризнание особых прав Али и его потомков на руководство исламской общиной.

Мусульманские праздники

Классический, ортодоксальный ислам узаконил всего два праздника:

великий праздник жертвоприношения, известный среди мусульман России под тюркским названием Курбан-байрам. Курбан-байрам отмечается в десятый день 12-го месяца мусульманского календаря, в период совершения паломничества в Мекку.

Малый праздник разговения, известный в России также под тюркским названием Ураза-байрам . Ураза-байрам посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается он в первый день следующего за рамаданом десятого месяца – шавваля, длится, как правило, три-четыре дня. В шариате указывается только один, официальный день этого праздника – день подаяния особой милостыни.

Кроме главных праздников имеются и другие. Праздник мавлюд (день рождения пророка Мухаммеда) мусульмане стали отмечать спустя несколько веков после возникновения ислама. Праздник мирадж (вознесение пророка Мухаммеда на небо) связан с представлением о чуде пророка, молниеносно перенесшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда – к престолу Аллаха.

Ислам в России

Численность мусульман в России: по разным оценкам от 8-9 млн. до 12-18 млн. (5-12%)

Регионы компактного расселения мусульман:

Крупнейшие мусульманские этносы в России (http://archive.russia-today.ru/2001/no_10/10_dossier_a.htm )

Характерные черты “поволжского” ислама:

  • Низкая степень политизации
  • Терпимость к инаковерующим
  • Признание светского права как независимого источника закона

Ощутимо влияние джадидизма (культурно-реформаторское движение в исламе, получившие распространение в Поволжье, Крыму, Средней Азии в конце 19 - нач. 20 вв. выступало за соединение ислама со светским образованием, развитие национальной культуры, равноправие женщин, частичное восприятие либеральных ценностей).



top