Предложения совместной работе доу школы. Планирование работы по взаимодействию дошкольного учреждения и начальной школы

Предложения совместной работе доу школы. Планирование работы по взаимодействию дошкольного учреждения и начальной школы

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

  • Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
  • Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  • Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
  • Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Пояснительная записка

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Модель предшкольного образования “Детский сад с расширенными возможностями”, утвержденная на районной конференции в сентябре 2006 года предусматривает одногодичное (в рамках подготовительной группы детского сада) обучение детей на этапе “предшкольной подготовки” в режиме занятий ДОУ по программе “Развитие” и адаптационных занятий на базе МОУ “Центр образования”.

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

  • организационно-методическое обеспечение;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает:

  • Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
  • Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
  • Семинары-практикумы.
  • Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
  • Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Работа с детьми включает:

  • Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
  • Совместную работу психологов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
  • Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

  • Совместное проведение родительских собраний.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
  • Консультации психолога и учителя.
  • Организация экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий в стенах МОУ “Центр образования”. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

Занятия осуществляются учителями начальной школы, выпускающими 4-й класс, носят интегрированный игровой характер по направлениям:

  • “Родное слово”
  • “Математическая ступенька”
  • “Подготовка к письму”
  • “Здоровье и физическая культура

Ожидаемые результаты

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

  • Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
    • личностного развития ребенка;
    • укрепления психического и физического здоровья;
    • целостного восприятия картины окружающего мира;
    • формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
    • преодоления разноуровневой подготовки.
  • Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
  • Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
  • Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
  • Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

Приложение к программе

Совместный план работы ДОУ “Золотой ключик” и МОУ “Центр образования” г. Певек по реализации проблемы преемственности
(направление: ДОУ – начальная школа)

№ п/п Мероприятия Цель мероприятия Сроки Ответственные
1. Встреча учителей выпускных

4-х классов с воспитателями подготовительных к школе групп ДОУ “Золотой ключик”

1. Скорректировать план совместной работы школы и детского сада.

2. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “1 сентября – День Знаний”.

август

Методист ДОУ

2. Праздник “1 сентября – День Знаний”. Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Сентябрь Зам.директора по УВР Центра образования

Методист ДОУ

3. Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов занятий в детских садах. Познакомить воспитателей д/с с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.

Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах.

Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду.

Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников.

В течение года Зам.директора по УВР Центра образования

Методист ДОУ

Учителя начальной школы

Воспитатели ДОУ

4. Совместное заседание МО

Общие понимания и требования готовности ребенка к школе

1.Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе. Ноябрь

Руководитель МО ДОУ

5. Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса нач. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год. Показать разнообразие программ в начальной школе.

Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.

Сентябрь - апрель Руководитель МО ДОУ

Методист ДОУ

6. Праздник “Мы теперь – ученики”. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “Мы теперь – ученики”.

Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.

Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Ноябрь Руководитель МО Центра образования
7. Работа Школы будущего первоклассника “Ступени”(проведение адаптационных занятий с воспитанниками ДОУ) 1.Создание условий для личностного развития ребенка.

2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться

Октябрь - апрель

Учителя начальной школы

8. Проведение совместного педагогического совета “ Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста” Выявить особенности программ по речевому развитию

Подготовить к школе воспитанников д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы.

Декабрь- Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

Методист ДОУ

9. Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительных групп.

Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.

Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.

Апрель-май Психологическая служба ДОУ и Центра образования
10. Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа” Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района.

Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе.

Март Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

Методист ДОУ

11. Экскурсии воспитанников детских садов в школу в рамках Дня открытых дверей в МОУ “Центр образования” Познакомить воспитанников детских садов со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.

Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.

март Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

12. Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!” 1. Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста. Апрель
13. Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка” Помощь родителям в решении педагогических проблем. Март - май Учителя начальной школы

Воспитатели ДОУ

14. “День открытых дверей” (по отдельному плану) Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы.

Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников ДОУ.

Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе.

Март Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

15. Праздник “Прощай, Азбука!” 1 Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Март Учителя начальной школы

Воспитатели ДОУ

16. Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год.

Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности.

Апрель-май Руководитель МО Центра образования

Руководитель МО ДОУ

Зам. Директора по УВР Центра образования

Методист ДОУ

17. Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!” Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе. Май Учителя начальной школы

Совместный спортивный праздник МБДОУ д.с.№77 и МБОУ НОШ №2

«Осень в гости к нам пришла».

Участники:

Дети средней группы МБДОУ г.Одинцово;

Ученики 3 класса МБОУ НОШ №2

Ц ели:

Сплочение школьников и детей детского сада, развитие чувства ответственности за младшего по возрасту .

Создание благоприятных условий для социализации детей.

Содействие становлению здорового образа жизни.

Развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу;

Создать праздничную атмосферу .

Обогащать художественные представления об осени;

Задачи:

Развивать у детей коммуникативные способности в ходе взаимодействия со сверстниками и школьниками.

Повышать самооценку детей;

Формировать ответственность школьников и более серьезное отношение к дошкольникам.

Развивать у детей познавательный интерес, креативность на основе соревновательного мотива.

Этапы реализации:

1.Создание инициативной группы среди родителей и педагогов.

2. Планирование совместных мероприятий, развлечений с детьми с учетом интересов школьников и дошкольников.

3. Подготовка и проведение праздников в течение года.

4. Подведение итогов

Ведущий:

Заглянул осенний праздник в детский сад,

Чтоб порадовать и взрослых и ребят.

Сегодня в нашем зале, мы вас, друзья, собрали,

Чтоб в праздник наш осенний, звенел бы детский смех.

Чтоб дружба не кончалась, чтоб музыка звучала,

Чтоб песенок и шуток, хватило бы на всех!

В праздник осенний гостью мы ждём.

Давайте мы Осень к нам позовём.

(Дети все вместе зовут Осень) :

Все вместе:

Приходи к нам в гости Осень

Очень мы тебя все просим!

(Под музыку входит Осень, разбрасывает листочки и карточки )

Осень:

Здравствуйте, ребята!

Зовут меня все – Осень золотая,

Прошла я по полям и по лесам.

Всех с праздником осенним поздравляю!

Как хорошо, как весело всем нам.

Вам нравится, что Осень к вам приходит

И радует своею красотой?

Лесам и рощам жёлтые наряды

Заботливо я приношу с собой.

Ведущий:

Проходи, проходи, Осень! Будь нашей гостьей, мы очень рады твоему приходу!

1.Ребёнок:

Одарила гостья-Осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов!

Так давайте славить Осень

Песней, пляской и и грой!

Будут радостными встречи,

Осень, это праздник твой!

Осень: Давайте поиграем. Помогите мне ребята разобрать карточки по корзинкам: грибы, цветы, листочки и цветочки (дети под музыку собирают карточки и раскладывают по корзинкам).

Ведущий:

Вот послушай, Осень, какие стихи приготовили для тебя ребята:

1.Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.

Утешает осень:" Не жалейте лета!"

Посмотрите – роща - золотом одета.

2. Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные -
Рябине,
Фартук розовый -
Осине,
Зонтик желтый -
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.

3. Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется

4. Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять

Кап-кап, кап-кап

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Ведущий:

Нам совсем не страшно

Бегать под дождём.

Если дождик сильный

Зонтики возьмём!

Осень:

Хорошо стихи читали, мне понравились. Поиграем и выясним, кто самый ловкий.

Игра 1:

Подвижная игра со стульями. В центре зала стоит зонтик,вокруг него стульчики, количество их должно быть на один меньше, чем участников. Звучит веселая музыка, и дети бегают вокруг стульев. Как только музыка остановится, игроки быстро должны сесть на стулья. кому места не досталось тот выбывает из игры, а один стул убирается.

Игра 2:

Собери каштаны!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются каштаны. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше каштанов.

Ведущий:

Дождь осенний не пускает,
С нами в прятки он играет.
Мы его перехитрим,
Долго капать не дадим.
Не страшен дождь нам никакой,
У нас есть танец озорной!

Дети исполняют танец «Полька».

Осень: Отгадайте – ка, ребятки, интересные загадки:

1.Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

2.Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

3.В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

4.Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)

3.Конкурс-марафон «Шарик в ложке»

Участникам необходимо пронести теннисный шарик, который будет лежать в столовой ложке.

Ведущий:

Деревья все осенним днем

Красивые такие!

Давайте песенку споем

Про листья золотые.

Дошкольники исполняют песню «Листики» .

4.Конкурс «Меткий стрелок»

(От стены к стене натянута верёвка, на которой на ленточке висят погремушки. Дети по очереди бросают мяч, стараясь попасть в погремушку.)

5. «Весёлая эстафета».

Школьник в команде привязывает к ногам пластиковые решётки и бежит до стульчика. Возвращается и передаёт эстафету касанием руки дошкольнику, который бежит к стульчику и выбирает фрукт или овощ и бежит назад.

Совместный прощальный хоровод.

Осень :

Да, ребята, разная я бываю - весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождём и мокрым снегом. У вас в гостях сегодня было очень весело и тепло. За ваше гостеприимство я хочу вас угостить (печенье-грибочки).Прощается и уходит.

Ведущий.

Что ж, друзья, пора и нам расходиться по домам.

Грибочки будем жевать и осень вспоминать!

Подведение итогов:

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма;

участие в праздниках и развлечениях формирует у детей дисциплинированность, культура поведения;

участие в праздниках расширяет кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию детей;

праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, красочность выступлений - все это важные факторы эстетического воспитания;

участие детей в пении, играх, эстафетах, конкурсах укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений;






Цель:

Задачи:

Пояснительная записка

  • работа с детьми;
  • работа с родителями.
  • Семинары-практикумы.

Работа с детьми включает:

  • “Родное слово”
  • “Математическая ступенька”
  • “Подготовка к письму”

Ожидаемые результаты

    • личностного развития ребенка;


№ п/п

Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Ответственные

В течение года

Руководитель ОУ

Сентябрь

Руководитель ОУ

В течение года

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

сентябрь

Руководитель

Учитель начальных классов

Дни методического взаимодействия ДОУ – начальная школа по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» (открытые уроки в первых классах для педагогов ДОУ)

Выявление уровня адаптации воспитанников в школе. Знакомство педагогов с системно-деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС)

Руководитель

Учитель начальных классов

Изучение организации учебно-воспитательного процесса первоклассников в адаптационный период

Создание благоприятных условий для адаптации к школе

сентябрь

руководитель

Работа Школы будущего первоклассника

1.Создание условий для личностного развития ребенка.

2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться

Октябрь - апрель

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

Ознакомительная экскурсия в школу «Рабочее место ученика»

воспитатели

Проведение собеседования директором школы с учителем 1 класса и педагогами школ о ходе работы с картой готовности

Организация индивидуальной работы с первоклассниками с учётом результатов карты готовности

Семинар по теме «От карты готовности к ученическому портфолио»

Выработка единых подходов в работе

Педагоги школы и ДОУ

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ»

Знакомство с опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на дошкольной и начальной ступени образования

Педагоги ДОУ и ОУ

Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ

Общие понимания и требования готовности ребенка к школе

Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

. «Волшебный Новой год» выставка поделок, объемных открыток(детское экспериментирование, работа в нетрадиционной технике)

Шефская помощь учащихся ОУ воспитанникам ДОУ. Обмен опытом по театрализованной деятельности.

Учитель начальных классов воспитатели

Проведение совместного педагогического совета “ Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста”

Выявить особенности программ по речевому развитию

Подготовить к школе воспитанников д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы.

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

Расширенное заседание окружного совета родительской общественности «Период адаптации первоклассника к школьному обучению»

Подготовка родителей старших дошкольников к переходу детей в новый социальный статус- первоклассника.

Председатель родительского совета, родители, педагоги

Творческая встреча по теме «Подходы к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников»

Определение единых подходов к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников»

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

3. «Русские валенки» выставка (украшение валенок)

Учитель начальных классов воспитатели

«Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС)

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу.

Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительной группы.

Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительной группы, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.

Выявить воспитанников подготовительной группы со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.

Апрель-май

Учитель начальных классов воспитатели

Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа”

Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района.

Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе.

Учитель начальной школы

Воспитатели ДОУ

Экскурсии воспитанников дошкольной группы в школу

Познакомить воспитанников дошкольной группы со школой, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.

Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.

Учитель начальной школы

Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!”

1. Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста.

Учитель начальной школы

Воспитатели

Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка”

Помощь родителям в решении педагогических проблем.

Март - май

Учитель начальной школы

Воспитатели

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Знакомимся со школой

Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы.

Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников ДОУ.

Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе.

Учитель начальной школы

Праздник “Прощай, Азбука!”

1 Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Учитель начальной школы

Воспитатели

Совещание «Правила приема детей в 1-й класс образовательных учреждений»

Показатели готовности ребенка к школе. Карта готовности ребенка к школьному обучению. Правила приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений

РуководительОУ

Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы

Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год.

Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности.

Апрель-май

Руководитель

4. «Все стало вокруг голубым и зеленым» выставка рисунков детей ДОУ и учащихся

Учитель начальной школы

Воспитатели

«Готовы ли взрослые стать родителями первоклассника?»

Учитель начальной школы

Воспитатели

Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!”

Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.

Учитель начальной школы

Ознакомительные встречи учителей 1-х классов с учащимися, зачисленными в 1-е классы

Подготовка детей к началу обучения в школе

Выпускники ДОУ, учитель 1 класса

Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, создание педагогического процесса целостного, последовательного, перспективного характера, обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса получения образования и воспитания ребенка с учетом: сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка, сформированности умений учиться как фундаментального новообразования,направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка

мероприятие

ответственные

  1. Методическая работа

1. Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе

Зам.директора

2. Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания в 1 классах

Сентябрь

3. Знакомство учителей с программой воспитания и обучения в детском саду. Изучение опыта использования вариативных форм и методов работы в практике воспитателей ДОУ

Сентябрь

Зам.директора, учителя нач.классов

4. Посещение воспитателями уроков в 1 классе

Сентябрь

Воспитатели ДОУ

5. Посещение учителями занятий в детском саду:

Цель: знакомство с детьми, формами работы,

Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, творческих способностей детей,

Учителя нач.классов

6. Педагогическое совещание по вопросам преемственности

7. Изучение преемственности обучения и социально-педагогической адаптации 1- классников

сентябрь

психолог

8. Уточнение списков будущих первоклассников

Учителя нач.классов

9. Педагогический консилиум «Об эффективности совместной работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к школе»

Зам.директора

10. Работа с индивидуальными картами личностного развития детей

В течение года

специалисты

11. диагностика социально-педагогической адаптации будущих первоклассников к школе

Апрель, май

психолог

  1. Работа с родителями
  1. Родительские собрания

Тема:Задачи детсада и семьи в подготовке детей к школе,

Тема: Итоги усвоения программы детьми подготовительной группы

Сентябрь

Воспитатели группы

  1. Собрание родителей будущих первоклассников «Наша школа: традиции, перспективы»

Зам.директора

3.Выставки детских работ

В течение года

Воспитатели группы

4. День открытых дверей для родителей. Цель: знакомство с работой школы

Зам.директора, учителя нач.школы

5. Консультации для родителей будущих первоклассников

Апрель, май

6. Встреча семей детей подготовительной группы с учителями

Зам.директора, учителя нач.классов

7. Оформление стенда дла родителей будущих первоклассников

Зам.директора

  1. Работа с детьми
  1. Экскурсии детей в школу:

–знакомство со школой,

–знакомство с библиотекой

Воспитатели группы, учителя нач.классов

2. Объединенная выставка рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 классов

Воспитатели групп, учителя

3. Посещение детьми подготовительной группы праздника начальной школы

Учителя нач. классов

4. Посещение старшей и подготовительной группы ДОУ участниками школьного конкурса проектных работ

Февраль - март

Учителя начальных классов

Программа преемственности между дошкольным и начальным образованием

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи:

  • Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
  • Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  • Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
  • Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Пояснительная записка

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Программа предшкольного образования “Будущий первоклассник ”, обучение детей на этапе “предшкольной подготовки” в режиме занятий ДОУ по программе “ Воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под редакцией Васильевой, совместные занятия по внеурочной деятельности по программам «Рисование», «Юный эколог», «В мире сказок», «Уроки здоровья»

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

  • организационно-методическое обеспечение;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает:

  • Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
  • Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
  • Семинары-практикумы.
  • Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
  • Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Работа с детьми включает:

  • Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
  • Совместную работу по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
  • Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

  • Совместное проведение родительских собраний.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
  • Консультации психолога и учителя.
  • Организация экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

Занятия осуществляются учителями начальной школы, выпускающими 4-й класс, носят интегрированный игровой характер по направлениям:

  • “Родное слово”
  • “Математическая ступенька”
  • “Подготовка к письму”
  • “Здоровье и физическая культура

Ожидаемые результаты

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

  • Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
    • личностного развития ребенка;
    • укрепления психического и физического здоровья;
    • целостного восприятия картины окружающего мира;
    • формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
    • преодоления разноуровневой подготовки.
  • Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
  • Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
  • Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
  • Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

Совместный план работы дошкольной группы и начальных классов по реализации проблемы преемственности
(направление: ДОУ – начальная школа)

МБОУ «Начальная школа – детский сад д. Мегрино 2012-2013 уч. год

№ п/п

Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Ответственные

Оформление стенда и странички на сайте школы

«Для вас родители, будущих первоклассников»:

Информирование родителей о подготовке к школе

В течение года

Руководитель ОУ

Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Сентябрь

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителем начальных классов занятий в детских садах.

Познакомить воспитателей д/с с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.

Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах.

Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду.

Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников.

В течение года

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов воспитатели

Диагностика готовности первоклассника к школьному обучению

Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению

сентябрь

Руководитель

Учитель начальных классов

Дни методического взаимодействия ДОУ – начальная школа

Лина Ширтанова
План совместной работы школы и ДОУ

Цель : формирование учебно-познавательной мотивации обучения в школе .

Задачи :

Обеспечивать полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе;

Развивать взаимодействие ДОУ с образовательным учреждением в целях выработки единой линии развития качества дошкольного и школьного образования города Чебоксары

Формировать у старших дошкольников основы умения учиться;

Создавать условия для возникновения у детей интереса к обучению в школе ;

Создавать условия для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения ;

Способствовать физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья;

Обеспечивать сотрудничество педагогов и родителей.

Принципы взаимодействия :

Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;

Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения поставленных задач;

Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;

Развитие коммуникативности как одного из важнейших направлений социального развития.

№ Мероприятие Сроки Ответственный

Методическая работа

1 Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе сентябрь ст . воспитатель

уч. нач. классов

2 Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в начальной школе Концепции Образовательной системы «Школа -2100 » сентябрь воспитатели

3 Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе сентябрь уч . нач. классов

5 Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе :

Цель : знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы .

Воспитатели,

уч. нач. классов

6 Педагогическое совещание в дошкольной группе .

Вопросы для обсуждения :

роль дидактических игр в обучении дошкольников ;

творческое развитие детей на занятиях по аппликации, лепке, конструированию, музыкальных занятиях;

итоги воспитательно-образовательной работы в дошкольной группе . май воспитатели,

учитель начальных классов

7 Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению май старший воспитатель

8 Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению » сентябрь воспитатели, учителя нач. классов

Работа с родителями

1 Круглый стол «Педагогика сотрудничества : педагог-ребенок-родители» ноябрь воспитатели, учителя нач. классов

2 Оформление стенда в группах ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников» декабрь воспитатели

уч. нач. классов

4 Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником» . Январь воспитатели, учителя нач. классов

5 Нетрадиционные формы работы с родителями .

6 Наглядная Информация «Как помочь ребенку подготовиться к школе » ; март Воспитатели, учителя начальных классов

7 Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу - важное событие в жизни детей». апрель воспитатели, учителя нач. классов

8 «Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе ». апрель учителя нач. классов

9 Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе . май воспитатели

10 Выставки детских работ в течение года воспитатели

Работа с детьми

1 Экскурсии детей в школу :

знакомство со зданием школы ;

знакомство с кабинетом (классом) ;

знакомство со школьной мастерской ;

знакомство со физкультурным залом;

знакомство со школьной библиотекой . в течение года воспитатели, учителя нач. классов

2 Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста февраль воспитатели

3 Работа «Школы будущего первоклассника» Сентябрь -апрель учителя нач. классов

4 Выпускной балл «Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа !» май воспитатели, музыкальный руководитель

План совместной деятельности

МОБУ СОШ №38и МБ ДОУ д/с №100

на 2014-2015 учебный год

п/п

Сроки реали-зации

Мероприятие

Участники

Ответственные

Организационные вопросы

август

Заключение договора о сотрудничестве между ДОУ и школой, утверждение плана работы на год.

МОБУСОШ №38 и МБДОУ д/с №100

Администрация ОУ

Взаимодействие педагогов ДОУ и учителей МОБУ СОШ №38

октябрь

Отслеживание адаптации первоклассников педагогом-психологом ДОУ.

Выпускники подготовительных групп ДОУ, педагог-психолог

октябрь

Посещение уроков в первых классах воспитателями подготовительных групп.

Воспитатели подготовительных групп

ноябрь

Совместный семинар воспитателей подготовительных групп, педагогов-психологов « Сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности ребенка при переходе из детского сада в начальную школу»

Воспитатели подготовительных групп ДОУ, педагог-психолог

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г., учителя первых классов, педагог-психолог

ноябрь

Родительское собрание в ДОУ для родителей подготовительных групп «Адаптация детей к школе».

Родители детей подготовительных групп ДОУ, психолог МОБУ СОШ №38

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

апрель

Посещение занятий в ДОУ учителями начальных классов. Обмен опытом работы.

Учителя начальных классов

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

май

Семинар «Реализация преемственности между ДОУ и УО». Анализ работы по преемственности за 2014-2015 учебный год.

Учителя начальных классов, воспитатели подготовительных групп

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

Планирование мероприятий с детьми

сентябрь

МОБУ СОШ №38 и МБДОУ д/с №100

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П.,

сентябрь

10.

март

День открытых дверей «Организация образовательного процесса в начальной школе».

Родители воспитанников подготовительных групп

11.

апрель

Проведение совместного мероприятия с отрядом ЮИД «Азбука дорожной безопасности».

Учащиеся первых классов, воспитанники подготовительных групп

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., руководитель ЮИД Подпорина А.В., старший воспитатель Белая С.Г.

12.

1 раз в квартал

Показ в детском саду театрализованных представлений силами школьников.

Учащиеся МОБУ СОШ №38

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., руководители театральных кружков (ВД) Елова Е.В., Никоненко Л.Г., Чернобай О.Ю.

13.

декабрь

Фотовыставка «Мы – будущие первоклассники» («Мир детства»).

Учащиеся старших классов, воспитанники подготовительных групп

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

14.

январь

Организация в детском саду часа чтения и выставки детских книг учащимися МОБУ СОШ №38 в рамках мероприятия «Старшие – младшим» (читаем А.П.Чехова).

Учащиеся старших классов, воспитанники подготовительных групп ДОУ

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

15.

март ( 22, 23 )

Соревнование «Веселые старты» для первоклассников в МБДОУ д/с №100.

Учащиеся первых классов, воспитанники подготовительных групп ДОУ

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г., инструктор по ФК Ткаченко Ю.М.

16.

апрель

Экскурсия в МОБУ СОШ «Введение в школьную жизнь» (путешествие по школьным станциям). Знакомство со школьной библиотекой, спортивным залом, столовой.

Воспитанники подготовительных групп

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

17.

май

Выставка рисунков «Вспоминая детство»

Учащиеся МОБУ СОШ, бывшие выпускники ДОУ

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.



top