Тема родины и природы в современной лирике.  тема родины и природы в лирике сергея есенина

Тема родины и природы в современной лирике.  тема родины и природы в лирике сергея есенина

Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина

Цель: выявить особенности раскрытия темы Родины и природы в лирике Есенина, особенности поэтического мира автора; развивать навыки исследовательской работы в микрогруппах, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, развивать навыки выразительного чтения и чтения наизусть; воспитывать любовь к русской поэзии, чувство патриотизма.

Оборудование: презентация, словарные карточки (имажинизм. Новокрестьянская поэзия, метафора, олицетворение, эпитет, анафора, аллитерация, ассонанс), книжная выставка, портрет поэта.

Ход урока

    Организационное начало.

    Приветствие.

    Психологический настрой.

Прослушивание музыкальной композиции на слова Есенина.

    Работа по теме урока.

    Вводное слово преподавателя.

Серебряный век русской литературы – удивительное время, когда на литературном небосклоне зажглись удивительные звезды. Кроме символистов, акмеистов и футуристов ярко о себе заявило течение новокрестьянская поэзия. Русская новокрестьянская поэзия 10-30-х годов 20 века вела наследную нить от Кольцова, Никитина, Сурикова. Смешиваясь с народной песней, сказкой былиной, библейской символикой, традициями Пушкина и Некрасова, она создала неподражаемые поэтические шедевры. Устами Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина говорила крестьянская Россия. Но, пожалуй, самым талантливым представителем новокрестьянской поэзии был Сергей Александрович Есенин. О нем Петр Орешин написал в 1926 году:

Дождичек осенний

Окропил наш сад.

Песенник Есенин,

Синеглазый брат.

Вековая просинь,

Наша сторона…

Если Пушкин – осень,

Ты у нас – весна!

    Определение темы, постановка цели урока.

Сегодня мы продолжаем погружаться в творческий мир С. Есенина. На прошлом уроке мы познакомились с биографией поэта. Давайте попробуем определить тему нашего урока. Вы будете работать в школе, какую тему вы предложите детям после того, как познакомите их с биографией автора?

Сегодня мы познакомимся с лирикой поэта, поговорим о ведущей теме лирики поэта – теме Родины и природы – ее художественном своеобразии. Так как с лирикой Есенина, мы все знакомимся впервые в раннем детстве и продолжаем открывать для себя все новые стихотворения поэта на протяжении всей жизни, предлагаю подойти особенно серьезно к анализу художественного мира поэта. В связи с этим мы разделили группу на микрогруппы, каждая из которых на уроке отчитается по той работе, которую она проделала. Давайте посмотрим на эти микрогруппы: биографы и историки, литературоведы и литературные критики, искусствоведы.

    Работа с портретами поэта.

Во многих наших домах есть портреты С. Есенина, на которых изображен златокудрых юноша с бездонными синими глазами, нежным овалом лица и задумчивым взором. Настоящий мифический Лель, прекрасный пастух-певец, сын богини любви Лады:

Я - пастух; мои хоромы -

В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы

На кивливом языке.

Духовитые дубровы

Кличут ветками к реке.

Позабыв людское горе,

Сплю на вырублях сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

    Работа с книжной выставкой.

На выставке книг представлены различные сборники стихотворений и прозы разных лет, сборники поэзии Серебряного века, куда входят и стихи Есенина. На книжной выставке также представлены детские книги, т.к. с творчеством Есенина начинают знакомиться очень рано.

    Актуализация ранее полученных знаний.

Когда вы будете работать в школе и давать уроке на практике, вы будете знакомить детей со стихами Есенина. Давайте назовем эти стихи. (Вспоминаем по несколько строчек из детских стихов Есенина).

    Сообщение студента «Истоки темы родины в творчестве Есенина».

С чего начинается Родина для каждого из нас? Конечно, с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос. Сергей Есенин в этом очень похож на всех нас. Для него Родина началась с его родного села Констанстиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клена, который рос под окнами, с родных берез. Тема России тесно связана с темой родной природы. «О чем бы я ни говорил, ни писал, о чем бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами… Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорил о себе Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. Но образ Родины у Есенина не застывший, статичный, а изменяющийся, развивающийся.

Условно эволюцию темы Родины у Есенина можно разделить на 3 этапа:

1 – 1914 – 1917 – ранние стихи

2 – 1918 – 1923 – после революции

3 – 1924 – 1925 – последние годы.

7. Чтение и анализ стихотворения «Там, где капустные грядки» (1910)

Когда было написано стихотворение? О чем говорит эта дата?

Какую картину природы рисует Есенин? Что за время года, время суток?

Какие художественные средства вы заметили в стихотворении?

В чем особенности есенинского словообразования?

Какие цвета вы видите в стихотворении? В чем символика этих цветов?

Определите тему и идею стихотворения?

В ранних стихотворениях использует яркие метафоры, обычные эпитеты. Это еще только начальный, ученический период творчества Есенина. Но с 1914 года есенинский поэтический мир меняется, поэт вводит в него библейские образы.

8. Словарная работа.

Метафора – перенос признака с предмета на предмет на основе их ассоциативной связи, сходства. Выделяют 3 основных вида метафор:

олицетворение – перенос признака живого лица на неживой предмет («Как белое платье пело в луче… (А.Блок),

овеществление – перенос признака неживого предмета на живое лицо – «Голосов людских обделываем дубы…» (В. Маяковский)

отвлечение – перенос признака конкретного явления (лица или предмета) на явление абстрактное, отвлеченное – «Тогда смиряется в душе моей тревога…» (М. Лермонтов).

Эпитет – образное определение.

Оксюморон – сочетание слов с противоположным значением.

Аллитерация – звукопись, повторение одинаковых или однородных согласных звуков, придающее стихотворению особую звуковую выразительность.

Анафора – единоначалие, повторение одинаковых слов или групп слов в начале строк.

    1. Чтение наизусть стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»

      Анализ стихотворения

В каком году вышло это стихотворение? Что можно сказать о истории его создания?

Стихотворение написано в 1914 и относится к ранним стихам, вошедшим в первый сборник «Радуница».

– Давайте определим тему стихотворения.

Давайте обратимся к первой строчке стихотворения. Как называет свою родину Есенин? Почему именно «Русь», разве так называлась страна в 1914? Дайте историческую справку.

Стихотворение написано в 1914 году, когда страна называлась Российская империя, с 1917 года – Российская Республика, с 1918 – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, с 1922 – Союз Советских Социалистических Республик. Русью страна называлась в 12-16 веках. Русь для Есенина – нечто святое, страна богомольцев, церковных праздников, веры. Есенин хотел подчеркнуть нерасторжимую связь времен, единство человека и природа во все времена.

Давайте найдем библейские образы. (Хаты-образа, кроткий Спас, рать святая, рай; лирический герой сравнивается с богомольцем).

В 1914 году Есенин пишет ряд стихов, в которых Бог, деревенский пейзаж и родина сливались воедино, природа виделась поэту божественным храмом, «Голубая Русь» казалась ему более любимым местом, чем рай:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

С самого начала Русь у Есенина предстает как нечто святое. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

– Какие средства художественной изобразительности вы нашли?

Олицетворение: «синь сосет глаза».

Метафорические сравнения: «хаты – в ризах образа»; девичий смех звенит, как сережки.

Эпитет: «кроткий Спас», «веселый пляс», «мятая стежка», «рать святая»

Оксюморон: «звонно чахнут тополя». Почему Есенин употребил слово «звонно», а не «звонко». Поэт нашел звуковой образ, который использовал в своем творчестве: звон.

Сравним с другим стихотворением 1914 года:

Край родной! Поля как святцы,

Рощи в венчиках иконных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Аллитерация: «синь сосет глаза» – аллитерация на свистящие рождает выразительный звукописный образ слепящий до слез, разъедающей до боли глаза сини бескрайних русских просторов.

Какие звуки слышны в стихотворении?

Какие цвета – основные в этом стихотворении?

Определите размер стихотворения. (4-х стопный хорей)

Как раскрывается тема природы в ранней лирике Есенина:

идиллическое изображение деревенской России,

наличие пейзажных зарисовок,

православные образы,

близость к фольклору,

метафоричность и образность языка.

    1. Информационный проект «Цветопись Есенина».

В лирике Есенина встречается цветопись. Использование цвета у поэта не случайно. Ваша одногруппница подготовила информационный проект «Символика цвета в поэзии С.А. Есенина».

Целью моей работы было выявить символику цвета в поэзии С.А. Есенина. Для этого я познакомилась со стихотворениями поэта, созданными на разных этапах творчества. Также я проанализировала произведение Есенина «Ключи Марии» и книгу исследователя творчества С. Есенина Аллы Марковой «Поэтический мир Есенина».

Сергей Есенин обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии. «Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи». Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны.

Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой . В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива», «жёлтые долы», «жёлтая трава», «золотистые ветки».

В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть», «жёлтый тлен», «жёлтый скелет».

«Любимые цвета поэта – синий и голубой ». Они усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «синие горы», «синие затоны», «голубая Русь», «небеса уж голубые») создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон», «синее счастье», «вечером лунным, вечером синим», «синий плат небес», «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа.

«Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое». Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию ассоциировал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью».

Белый – более простой земной цвет. Главное его значение – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон», «белый храм», «белый ангел», «одежда празднично белая». Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность». Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо» («белое поле», «дорога белая», «белых яблонь дым», «белый путь», «роза белая», «метель белая», «белая хата». Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер», «зорька красная», «красные крылья заката», «красный костёр», «красные врата», «зарево красных зарниц», «капли красные сжигают города», «вечера красный подол». Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16.В стихах 1910–1916 годовчёрный не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные», «чёрные косы», «чёрная глухарка», «чёрное покрывало». В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть», «чёрная гибель», «чёрная судьба», «чёрный человек».

Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр», «приволь зелёных лех», «в траве зелёная вода», «зелёные пригорки», «полог зелёный», «трава зелёная», «зелёные ели.До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

С помощью слов, соответствующих краскам, Есенин сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые тончайшие движения души лирического героя. Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина в различные периоды жизни.

12. Чтение стихотворения «Я последний поэт деревни» (1920).

– Прежде чем начать анализ этого стихотворения давайте обратимся за исторической справкой. Какие события произошли после 1914 года в стране?

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения – Первая Мировая война (1914 – 1918), Революция 1917 года, Гражданская война 1917 – 1922.

– Как Есенин воспринимал события революции?

Есенин встретил 1917 год с надеждой на обновление, на счастливый порот в крестьянской доле. Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы – это и надежды, и ожидание светлого и нового, но и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Изменяется и тональность стихов Есенина. Постепенно поэт разочаровался в своих ожиданиях лучшей жизни для деревни. В его душе поселяются печаль и сомнения. Раскол в стране беспокоит поэта. Себя он все чаще видит в «Рус уходящей».

13. Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни».

Каким настроением пропитано стихотворение?

Это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы и человека уходит.

Как в стихотворении соотносится деревянное и железное?

Приближается чуждый древнему «деревянному» миру «железный гость» и новые поэты, которые не будут воспевать «дощатый мост», зеленые березки. В уходящем мире все было от природы, от дерева.

14. Анализ параграфа учебника «Метафоризм Есенина» (о символике дерева).

Нужен ли поэт новому «железному миру»?

В новом «железном» мире поэту уже не петь. Поэтому поэт стоит за бедней «кадящих листвой берез».

Как вы понимаете слова «кадящие листвой березы»?

Березы «кадят», т.е. сбрасывают листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, символ осиротевшей, умирающей природы.

С какого слова начинается 2 четверостишие? Пчему?

2 четверостишие открывается глаголом «догорит». Этот глагол стоит в начале строфы, поэтому звучит особенно весомо.

Как вы понимаете слова «из телесного воска свеча»?

Свеча из «телесного воска», т.е. из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В 3 четверостишии говорится о причине гибели древнего деревянного мира. Кто же несет гибель старого мира?

«Железный гость» несет тройной смысл: машинная техника, противостоящий деревне город, новый механический мир, в котором главное – машина, а не человек.

Почему Есенин говорит о «железном госте», а не хозяине? Гость не работник, не хозяин, он чужд природе, т.к. рожден другим миром. У гостя «неживые, чужие ладони». При нем природа осиротеет.

Как перенесет природа наступление нового времени?

Ветер будет «панихидой справлять пляс». Это кощунственная пляска на дорогих герою могилах. Природа скорбит, как и поэт.

15. Чтение отрывка стихотворения «Сорокауст» (1920). Сравнительный анализ двух стихотворений.

Похожи ли два стихотворения «я последний поэт деревни» и «Сорокоуст»?

Найдите образы-символы в этом стихотворении.

У стихотворений одна тема – боль об уходящем старом мире, где человек жил в гармонии, в единстве с природой. Старый, милый Есенину мир деревни, символизирует «жеребенок», который наивен, как вся уходящая в прошлое жизни деревни. Образу «жеребенка» противостоит образ «паровоза», символизирующего бездушную цивилизацию, закованную в железо. В стихотворение также звучит мотив противостояния города и деревни.

Давайте сделаем вывод. Что остается и что меняется в образе Родины этого, послереволюционного, периода творчества Есенина?

– Остается деревенская Россия, образы родной природы.

– Меняется настроение, тональность, цвета, звуки, исчезает гармония.

16. Чтение наизусть стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» (1925).

17. Анализ стихотворения.

Когда было написано стихотворение. К какому периоду жизни и творчества относится это стихотворение?

Стихотворение датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли.

В какой строчке обобщен трудный исторический опыт поколения Есенина?

«Радуясь, свирепствуя и мучась…».

Какие традиционные поэтические образы представлены в стихотворении?

Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя Есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу.

Какие красочные эпитеты присутствуют в стихотворении?

Особенно значим у поэта эпитет «золотой»: «Все равно останусь я поэтом/ Золотой бревенчатой избы». Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотой лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба – это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью.

Как звучит финал стихотворения?

Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

Давайте проследим, как развивается тема родины в поэзии Есенина от ранних стихов до стихотворений позднего периода.

Тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

В стихотворении «Русь уходящая» Есенин писал:

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать.

Скольжу и падаю другою.

Вывод по стихотворению 3 периода творчества:

В центре внимания по-прежнему родная деревня – символ России.

Стихотворение проникнуто грустью.

Появляется автобиографичность и исповедельность.

III. Итог урока.

Общий итог. Как меняется образ Родины на разных этапах жизни и творчества Есенина:

На глазах Есенина менялась страна, сам поэт тоже менялся, менялось его восприятие жизни. Незыбемой осталась одна любовь к Родине.

Особенности поэтического стиля Есенина:

фольклорное начало лирики,

образность

уникальность цвето-световой палитры,

максимальная приближенность образа лирического героя к автору,

ощущение кровной связи лирического героя со всем живым в мире.

IV . Задание на дом.

Напишите сочинение на тему:

    Тема природы в лирике С.А. Есенина.

    «Деревня и город («живое и «железное») в поэзии Есенина.

    Тема Родины в творчестве С.А. Есенина и А.А. Блока.

Тема родной природы в лирике С. Есенина

Он говорил, что его лирика живёт одной большой и чистой любовью, любовью к родине. Он не разделял понятия родной земли и России - для него они были едины. Он называл Русь «страной берёзового ситца». Он был – Сергей Есенин.

Одна из любимых и главных тем лирики С. Есенина – тема природы. Образы русской земли присутствуют почти во всех его произведениях. Так, стихотворение «Гой, ты, Русь, моя родная…» повествует о несказанной любви поэта к России. Уже в начале произведения, в первой строке, поэт называет её «родной», а далее создаёт образ сказочной и праведной Руси, в которой «хаты – в ризах образа», а в церквах – «кроткий Спас», то есть празднование православного Спаса.

Понятие родины для Есенина собирается из многих слов, среди которых особо значимыми являются «народ», «вера» и «природа». Как не восхититься нежностью и бережностью, с которой созданы образы близких сердцу поэта пейзажей в этом стихотворении. Это и мятая стежка, то есть тропинка, дорожка с примятой травой, по которой пробежит лирический герой, и простор «зеленых лех» – то есть, туда, где «обмежки», края вспаханного поля, полевые полосы. Наконец, это бесконечный русский простор, «конца и края» которому «не видать».

Отдельного внимания заслуживают художественно-изобразительные средства, при помощи которых автору удалось создать столь пронзительный образ родной земли. Это и эпитеты («зелёные лехи», «кроткий Спас»), и сравнения («как серёжки, прозвенит девичий смех», «как захожий богомолец»), и метафоры («хаты – в ризах образа»). Обращается автор и к цветописи. Единая картина родной земли оказывается сотканной из сини небес, соотносимой великим лириком со всей русской землей, и зелени полевого простора, и золота, сквозящего и в листве предчувствующих осень тополей, которые «звонно чахнут», и в угадываемом золоте свежего меда, который понесут в церковь на медовый спас.

Это стихотворение ещё раз доказывает нам, что Родина и природа у Есенина неразделимы, и он ни за что не отречётся от дорогого ему края.

Образ родной природы можем найти и в знаменитом стихотворении поэта «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Это произведение пропитано восхищением, с которым поэт говорит об отчем крае. Желая показать восточной девушке Шаганэ, как прекрасна его Родина, поэт находит самые точные определения для описания родной земли:

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера что-ли

Я готов рассказать тебе, поле,

Про волнистую рожь при луне.

Поэт противопоставляет восточные пейзажи русским:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий…

«Рязанские раздолья» и есть та частица необъятной синей Руси, которая породила есенинское чувство родины. Ведь именно Константиново, где вырос Сергей Есенин, сыграло огромную роль в становлении творчества поэта. Рязанская природа особенно дорога сердцу поэта. Именно описание пейзажей Рязанской губернии придают неповторимость такому шедевру лирики Есенина как стихотворение «Я покинул родимый дом…». Произведение наполнено точными эпитетами («голубая Русь», «золотая лягушка»), метафорами («золотою лягушкой луна // Распласталась»), сравнениями («Словно яблонный цвет, седина // …пролилась»), с помощью которых автор создаёт образ родных мест.

Для Есенина «святыней» является не только природа, но и крестьянский мир, неотделимый от образа родного края. Потому образы его родителей предстают словно частью дорогого сердцу пейзажа: «В три звезды березняк над прудом // Теплит матери старой грусть…», «словно яблонный цвет, седина // У отца пролилась в бороде».

Героя печалит то, что он не скоро вернётся домой, но, сравнивая себя со старым клёном, надеется, что деревня сохранит былые черты и не потеряет свои патриархальные основы.

Проанализировав лишь некоторые стихотворения Сергея Есенина, можем сделать вывод, что поэт безгранично любил свою родину и родную природу самой чистой и нежной любовью.

Ученица 9 класса

МАОУ СОШ №7

им. Г.К. Жукова г. Армавира

Тимошинова Екатерина

Тема Родины - одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей. На мой взгляд, именно разлука с Родиной придала его стихам ту теплоту воспоминаний о ней, которая их отличает.

Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.

Достаточно вспомнить одно из наиболее известных его произведений - “Гой ты, Русь, моя родная...”. Это - ключевое стихотворение поэта, из которого потом родятся многие другие его стихи, наполненные нежностью и огромной любовью к Родине.

Вместе с тем в ранних стихах Есенина, которые писались на фоне мировой войны, много тоски и печали. Поэт воспринимал войну как великое бедствие. Гибли люди, горели города и села, рушились нравственные устои:

И друг любимый на меня

Наточит нож за голенище.

Талант Есенина утверждался как талант крестьянский и русский. Родина в его стихах выступает как мерило всему. Есенин признавал своими учителями Кольцова и Клюева. Позднее к ним добавились имена Блока и Брюсо-ва, у которых рязанский поэт, по его же собственному признанию, учился лиризму.

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения - I мировая война, революция, снова война - теперь уже гражданская. 1917 год поэт встретил с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В его творчестве появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - здесь и надежда, и тревога за судьбу родного края, и философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении “Сорокоуст”:

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь.

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Здесь жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Поезд же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском “Сорокоусте” вечная тема противостояния природы и технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.

Есенин глубоко понимал природу, проникал в сокровенные ее тайны. В его стихи входили практические знания. Известно, например, что, готовя сад к зиме, человек обильно поливает землю вокруг деревьев, чтобы впоследствии предохранить ледяным панцирем корни от вымерзания. И вот в стихотворении “Весна” мы читаем о клене:

И выйдет девушка к тебе,

Водой окатит из колодца,

Чтобы в суровом октябре

Ты мог с метелями бороться.

С темой Родины и природы у С. Есенина тесно связано понимание им его поэтической миссии, его позиции “последнего певца деревни”, хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из важных для понимания этой темы в творчестве поэта стало стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая...”:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть!

Безграничная любовь Сергея Есенина к русской природе, к Родине дала ему право сказать:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”

Имя Сергей Есенин... Как оно поэтично! Не менее поэтична и природа родной страны, воспетая талантливым писателем! Есенин, как никто другой, смог создать прекрасный образ знакомой до боли природы России. В его поэтическом слове столько любви, нежности, добра. Автор не скрывал своей любви к Отчизне и её природе. Для него она совершенна - "создана из ситца", она радует его глаз. Стихотворения Есенина наполнены эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественными средствами. С их помощью он смог выразить свои чувства.

Однажды взяв в руки томик стихов этого поэта, сможешь навеки его полюбить. А секрет кроется в его искренности, любви, преданности родному краю. Тема любви к Отчизне - одна из основных в его творчестве. Он воспевает её такой, какая она есть, такой, какая она для него.

Есенин родился в деревне, поэтому природа была ему очень близка. Несмотря на то, что он недолго прожил в сельской местности, она навсегда осталась в его памяти, в его сердце. Детскую память ничем не стереть. Сельская природа, крестьяне, чудесная природа - это всё описано в его творчестве. Есенин был ценителем настоящей природной красоты. Он считал, что человек растворяется в природе. Они единое целое. Природа помогает деревенскому человеку в его нелёгком труде.

В есенинской лирике есть нотки грусти из-за того, что ему на некоторое время приходилось покидать родимую страну. Тоска по ней была такой сильной, что смогла воплотиться в стихах.

В стихах поэта природа оживает. Для Есенина она живая, как человек. Она и поёт, и радуется, но, бывает, и грустит, и даже плачет. Он мог жить в другой стране, воспевать иную природу, но Сергей Александрович - истинный патриот своей Отчизны. Он ни на миг не забывал о своём отчем доме.

Именно родная деревенская природа - главная тема ранних сочинений автора. Для поэта на первом месте находилась родная деревня. Она неразрывно была связана со всей страной. Для Есенина страна и деревня - единое целое. Неоднократно поэт обращается к Родине, как к родной кровиночке, родному человеку. В стихах поэта мы видим простого крестьянина-труженика, рязанские поля. Всё до боли знакомо.

Поэзия Есенина не просто выражает любовь к Родине - она глубоко патриотичная. Эта патриотичность была воспета автором уже в ранних стихах, продолжала она воспеваться и дальше. Сначала она зарождалась в привязанности и почтению к своей родной деревне - малой родине. Затем переросла в нечто большее - в глубокое чувство к родной стране.

Есенину довелось увидеть и беду своего народа: Первую мировую и Гражданскую войны. Поэт не отчаивался. Он искренне верил, что его Родина сможет всё пережить и снова станет как прежде - могущественной и красивой. Хотя перемены пугают поэта.

Стихотворения о природе и Родине Сергея Есенина просты, но вместе с тем наполнены глубоким смыслом. Этот непревзойденный художник словесности смог донести до любого читателя всю любовь и горечь, которую он испытывал. Критики часто называют это глубокое чувство есенинским поэтическим миром. И они действительно правы.

Тема родины — одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать.

Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — "Гой ты, Русь моя родная. " С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна:

"Грустная песня, ты — русская боль". Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России — это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой родины". С присущей С. Есенину — лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их — странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия: "А месяц будет плыть и плыть, Роняя весла по озерам.

И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора".

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — война, революция, снова война — теперь уже гражданская. Переломный для России год — 1917 — поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени — это Н. Клюев, П. Орешин,

В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" — Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

"Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название — Русь — было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль": "Спит ковыль.

И свинцовой свежести полынь!

Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучаясь,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть".

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, свирепствуя и мучаясь" — трудный исторический опыт, который выпал на долю Есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя Есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет "золотой": "Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы". Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей

красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать "стальную рать", Скольжу и падаю другою. Есенин "Вся моя автобиография — в стихах", — писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее современникам полностью оценить его вклад в духовную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы подводя итоги своей творческой деятельности, писал: "Мое село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита".

Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Богата талантами русская земля. Родился Есенин в Константинове, где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои первые стихи. К вершинам поэзии Сергей

Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно — поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в стихах, полных любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды — все это отобразилось на поэзии Сергея Есенина. "Моя лирика, — не без гордости говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве".

Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных, — писал поэт.

Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина — это жизнь.

Дед Есенина, "яркая личность, широкая натура", по словам поэта, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и частушек. Сам Есенин знал в совершенстве русский фольклор, который изучал не по книгам. Мать Есенина знала множество песен, которые Есенин вспоминал не раз. Есенин знал песни, как редко кто их знал, он любил их — грустные и веселые, старинные и современные. Песни, сказания, поговорки — на этом воспитывался Сергей Есенин. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров. С течением времени талант Есенина набирал силу. Войти в литературный мир Есенину помог Блок, перед которым он преклонялся. Он (Блок) написал своему другу Городецкому письмо с просьбой помочь молодому таланту. В своем дневнике Блок писал: "Стихи свежие, чистые, голосистые. Давно не испытывал такого наслаждения". Позже стихи Сергея Есенина начали печатать столичные журналы: Мечтатель сельский — я в столице Стал первокласснейший поэт.

Один из рецензентов сказал о ранних стихах поэта: "Усталый, пресыщенный горожанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-то радостным веет от его поэзии". Началась первая мировая война. Всем сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Стихотворение "Русь" — это замечательное и широко знаменитое произведение, это художественное кредо поэта. По настроению "Русь" чем-то перекликается с Блоковскими скорбными раздумьями о Родине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

ветровые, Как слезы первые любви!

Время творчества Есенина — время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиографии: "Революцию я принял, но с крестьянским уклоном". Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости — все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы "Черный человек". Это последнее поэтическое произведение Есенина.

Только за границей он понял, какие грандиозные перемены происходят на Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Поэт пишет: Вот так страна! Какого ж я рожна, Орал, что я с народом дружен. Моя поэзия здесь больше не нужна, И сам я здесь ни капельки не нужен. С горы идет кpecmьянcкuй комсомол, Наяривая под гармошку рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол.

Долгие годы в школе изучали поэзию Демьяна Бедного, Лебедева- Кумача, но молодежь не знала Ходасевича, талантливого от бога, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности, .лучших поэтов вычеркивали из литературы. Но они живы, их стихи читают, любят, им верят. Есенин "кровью чувств" писал свои стихи. Раздавая себя, он рано сгорел сам, его поэзия — это его судьба. Еще раньше в стихотворении "Устал я жить в родном краю" он предрекает свое будущее: Устал я жить в родном краю В тоске по гречневым просторам, Покину хижину мою, уйду бродягою и вором. А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, И Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора.

В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растраченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В "Черном человеке" он пишет трагические строки: "Друг мой, я очень и очень болен, сам не знаю, откуда взялась эта боль, то ли ветер шумит в чистом поле, то ль, как рощу в сентябрь, сжигает мозги алкоголь". Это не минутная слабость поэта, это ясное понимание, что жизнь его подходит к концу. Недавно в нашей прессе промелькнуло сообщение о том, что Есенин не покончил жизнь самоубийством, что его убили, потому что он оказывал большое влияние на умы русского народа. Вопрос спорный, но строки ("в этой жизни умереть не ново, но и жизнь, конечно, не новей") говорят о том, что он устал бороться с окружающей действительностью. Мне бы хотелось закончить свое сочинение строками из его стихотворения "Мы теперь уходим понемногу". Его слова- это дань Родине, потомкам: Много дум в тишине я продумал, Много песен про себя сложил, И па этой по земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

"Проект Культура Советской России" 2008-2011 Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.



top