Опорный институт. Что такое опорный ВУЗ? Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе

Опорный институт. Что такое опорный ВУЗ? Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе

Программа создания опорных университетов, объявленная почти год назад Министерством образования и науки РФ, начала свою работу в субъектах Федерации. К вузам-кандидатам предъявляются достаточно серьезные требования, однако участие в программе может принести пользу как самому университету, так и всему региону, где он находится, утверждают эксперты.

Летом 2015 года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов объявил о запуске масштабной реформы высшего образования. Планируется, что небольшие региональные вузы будут объединяться в многопрофильные опорные университеты, которые получат дополнительную финансовую поддержку от государства.

До конца 2016 года в России планируется создать 20 таких вузов, спустя год - еще около тридцати. Постепенно общее число опорных университетов в стране должно достичь 150. Предполагается, что они усилят высшее образование в регионах. Конкурс на создание опорных университетов начался в октябре 2015 года. Спустя три месяца после нескольких этапов отбора экспертный совет Минобрнауки РФ одобрил список из первых 11 опорных вузов. На сегодняшний день в регионах началась работа по их формированию.

Усилить высшее образование в регионах

В 2016 году Минобрнауки России утвердило программы развития 11 первых опорных университетов. В новой инфографике сайт – чем отличаются университеты со статусом опорного от прочих вузов страны.

Нынешняя реформа высшего образования стала четвертой за последние несколько лет, рассказал РИА Новости исполнительный секретарь Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) Иван Никитин. "Сначала создавались университеты федеральные, потом национально-исследовательские. Вслед за ними выделялись вузы, которые приняли участие в программе "5-100". Во всех случаях речь шла о лидерстве либо на международной арене, либо на федеральном уровне. Сегодня же опорные вузы создаются с целью поддержки регионального развития", — отметил он.

Сегодня качественное образование в России можно получить не только в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, именно поэтому Минобрнауки хочет усилить базовые вузы в регионах, полагает проректор по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) Олег Баулин. "Перед опорными вузами стоит задача более тесной интеграции с регионом и профильными предприятиями по всем основным направлениям деятельности — образовательному, научно-исследовательскому и инновационному, воспитательному и социальному. Опорные вузы — это центр притяжения. Здесь абитуриенты и студенты хотят получать образование, сотрудники - работать. А организации-партнеры и государственные органы обращаются сюда за решением производственных и других задач", — рассказал он РИА Новости.

Статус опорного вуза, прежде всего, важен для самого университета. Но он также имеет значение и для региона, ведь каждый опорный вуз должен стать своего рода коммуникационной площадкой, местом, где обсуждаются и принимаются решения, считает Иван Никитин. "На базе опорных вузов в ряде случаев будут действовать профессиональные саморегулируемые организации, которые займутся разработкой отраслевых стандартов и общественно-профессиональной аккредитацией. Кроме того, создание опорных вузов поможет регионам сохранять у себя сильных абитуриентов, которые сегодня предпочитают уезжать на учебу в столичные города", — пояснил он.

Портрет идеального кандидата

Чтобы претендовать на получение статуса опорного университета и финансовую поддержку от государства, вуз должен находиться в процессе реорганизации путем объединения двух и более университетов в один. Если же пока такая реорганизация не происходит, вуз должен предоставить в конкурсную комиссию документы о том, что она будет проведена в ближайшее время. Это ключевое условие, отмечают эксперты. Есть и другое требование, связанное с финансами. В положении о проведении конкурсного отбора говорится о том, что государство будет ежегодно, в течение срока от 1 года до 3 лет, выделять вузу до 200 млн рублей.

"Но эти деньги - это не единственные средства, которые должны быть заложены в программу развития опорного вуза. Также предусматривается и софинансирование со стороны самого университета. Как правило, это деньги, которые выделяются региональными партнерами вуза. Университет должен сам найти и указать в документах источник этих средств", — рассказал Иван Никитин.

Эксперты также будут оценивать, насколько предложенная вузом программа развития позволит ему достичь целевых ориентиров. Среди них размер вуза (в нем должны учиться не менее 10 тысяч студентов), количество программ, по которым реализуется образовательная деятельность (не менее 20), и так далее. Есть требования и относительно научного потенциала вуза. "Одним словом, вуз должен быть крупным, многопрофильным и вести научно-исследовательскую и инновационную деятельность на коммерческих началах", — подчеркнул исполнительный секретарь ЕАОКО.

Опыт Уфимского нефтяного

Одним из первых вузов, отобранных министерством в качестве опорных, стал Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), который сегодня готовит специалистов по ключевым направлениям экономики Башкирии и обладает репутацией самого востребованного вуза республики. У университета есть и опыт реорганизации путем слияния образовательных учреждений, и другие необходимые компетенции, рассказал Олег Баулин. "Более 50 лет в нашем университете функционирует Архитектурно-строительный институт — отдельно расположенное структурное подразделение университета. Кроме того, УГНТУ имеет статус опорного вуза Газпрома, что предлагает подобный проектно-целевой подход и программные мероприятия", — пояснил он.

Согласно программе развития УГНТУ, которую одобрило министерство, вуз должен стать, с одной стороны, опорой региона, а с другой, - опорой профильных отраслей промышленности и сферы услуг. "Под словом "опора" мы понимаем не только обеспечение региона и промышленности кадрами, не только выполнение научных исследований и оказание услуг, но и генерацию инноваций, которые смогут развивать регион и промышленность", — подчеркнул проректор.

Надежды и опасения

От образования опорных университетов в первую очередь выиграют студенты, которые будут в них учиться, полагают эксперты. Новые возможности и преимущества проявятся по всем направлениям деятельности университета - от образования и науки до спорта. Значительно вырастут возможности выбора индивидуальных траекторий обучения, академической мобильности, расширится круг партнеров по программам "двойных" дипломов, сетевому взаимодействию. Будет усовершенствована научная материально-техническая база, будут развиваться общежития и спортивные сооружения и так далее.

"За счет укрупнения университета мы увеличим число образовательных программ с углубленным изучением иностранных языков, в формате сетевого взаимодействия, программ прикладной-инженерной подготовки. Многие из них будут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий", — рассказал Олег Баулин.

Он выразил надежду, что положительный эффект от реорганизации вуза также почувствуют преподаватели и сотрудники, поскольку укрепится материальная база кафедр, возрастут возможности по организации стажировок, мобильности, научным публикациям. Когда два вуза объединяются, как правило их сотрудники начинают беспокоиться, не ждет ли их сокращение. По мнению Ивана Никитина, их опасения нередко преувеличены.

"Действительно, при объединении часть управленческих позиций оказываются дублирующими и происходит их оптимизация. Но ни в одной программе развития речь не идет о сокращении профессорско-преподавательского состава. Скорее всего, слияния вузов будут происходить достаточно безболезненно", — отметил он.

На сегодняшний день трудно говорить, достигнет ли программа создания опорных вузов поставленной цели регионального развития, полагает научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исак Фрумин.

"Как говорится, цыплят по осени считают. Но сама задача укрепления региональных вузов, повышения качества образования в них их и их связи с региональной экономикой и социальным развитием является исключительно важной. Сама программа устроена, как мне кажется, разумно. Другой вопрос, что нынешняя экономическая ситуация не самая лучшая для нее. Но шансы есть", — заключил эксперт.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы, представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы , представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Предполагается, что данное нововведение позволит сократить количество ВУЗов на 25% (отметим что, по словам представителей Минобрнауки, это вынужденная мера, возникшая из-за сокращения количества выпускников 11 классов), а также существенно повысит конкурентоспособность российских ВУЗов на мировом уровне. В рамках данной реформы профильное министерство планирует создать 100-150 основных высших учебных заведений РФ, на базе которых будут сконцентрированы все последние инновации в сфере образования.

Мероприятия по созданию опорных ВУЗов охватят:

  • Учебные заведения, подчиненные Министерствам культуры, здравоохранения и прочих ведомств.
  • ВУЗы, подведомственные Минобрнауки.
  • Все учебные заведения высшего образования.

Итак, что же такое опорный ВУЗ? Это образовательная организация регионального значения, созданная на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Ожидается, что опорные ВУЗы станут своеобразным центром притяжения, который будет выполнять функции образовательного, воспитательного, научно-исследовательского, социального и инновационного центра. Здесь студенты будут получать качественное образование, сотрудники – работать, а организации-партнеры и государственные органы – решать производственные и другие задачи.

Как все начиналось


Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).

Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.

Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:

  • озвучить решение о реорганизации созданного объединения,
  • сформулировать пути развития и деятельности на ближайшие 5 лет (2016-2020 гг.),
  • предоставить концепцию развития кадрового обеспечения.

Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.

На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:

  • Гостехуниверситеты - Волгоградский, Воронежский, Донской, Костромской, Омский, Самарский, Уфимский.
  • Госуниверситеты - Вятский, Орловский, Сибирский, Тюменский.

Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.


Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.

Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой "гонке" являются:

  • Костромской государственный технологический университет;
  • Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
  • Вятский государственный университет.

Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование - 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.

Достижение целей

По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.

Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:

  • В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
  • Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
  • Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
  • ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
  • Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.

Противники программы


Несмотря на явную поддержку проводимой Минобранауки реформы со стороны подавляющей массы экспертов, у программы создания опорных ВУЗов имеются и ярые противники. К ним относится губернатор Иркутской области (Левченко). Он считает, что такие перемены повлекут за собой необратимые последствия и вред как для студентов, так и для преподавательского состава. По его мнению, самостоятельность высших учебных заведений ценна сама по себе, а потому должна оставаться неизменной. А вот принятие участия в программе субсидирования должно быть разрешено каждому ВУЗу, несмотря на отсутствие у него желания объединятся с другими учебными заведениями.

Осторожничает в вопросе объединения и Садовничий (ректор Московского госуниверситета). Он считает, что даже маленькие узконаправленные ВУЗы имеют право на существование и приводит в пример Гарвардский университет.

В свою очередь ректор Высшей школы экономии (Кузьминов) считает, что даже если в каждом регионе создать свой опорный ВУЗ, то их количество не превысит 100 единиц по всей стране. А для такой огромной страны как Россия, это ничтожно мало.


Опорный вуз (опорный университет) в России - это создаваемый в регионе на базе существующих высших учебных заведений вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.


Сегодня в России 33 вуза имеют статус «опорных университетов». Их программы развития по решению экспертного совета победили в конкурсе Минобрнауки России. Первые 11 опорных университетов обрели свой статус в начале 2016 года. В апреле 2017 года были названы еще 22 опорных вуза. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина получил статус опорного вуза России в апреле 2017 года.


СГУ им. Питирима Сорокина - динамично развивающийся университетский комплекс с полувековой историей; крупнейший вуз Республики Коми, включающий в себя все уровни профессионального и дополнительного образования. Университет имеет развитую научно-инновационную инфраструктуру, основанную на взаимодействии с отраслевой и академической наукой, бизнес-сообществом, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Образовательный процесс в вузе осуществляется научно-педагогическими работниками общей численностью 434 человека, из которых 251 человек (58%) имеет ученую степень кандидата наук, а 64 - доктора наук (15%). В настоящее время в университете обучается 7,8 тысяч студентов, реализуется широкий спектр образовательных программ: 7 образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, 130 программ высшего образования, в том числе 26 образовательных программ прикладного бакалавриата по 16 направлениям подготовки.


Конкурентные преимущества СГУ им. Питирима Сорокина:

  • широкий спектр образовательных программ по наиболее значимым отраслям экономики региона (педагогика; медицина и здравоохранение; биотехнология; информатика; история; лингвистика; литература; математика; психология; физика; экономика; искусство и др.);
  • современная образовательная и научно-прикладная лабораторная база, оснащенная высокотехнологичным оборудованием; собственный симуляционный центр для проведения практических занятий студентов-медиков и повышения квалификации медицинского персонала организаций здравоохранения Республики Коми;
  • наличие собственного детского университета «Универсариум» ‒ бренда, объединяющего реализуемые университетом программы, направленные на формирование у школьников комплекса необходимых для будущего студента навыков;
  • активное взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики;
  • в университете функционирует более 60 студенческих объединений: студенческие советы и клубы, студенческое телевидение, студенческие волонтерские отряды, научные объединения и другие. В 2016 году Студенческий совет университета занял 2-е место во Всероссийском конкурсе в номинации «Лучшая система обучения и подготовки студенческого актива. Студенческие советы университета - неоднократные призеры Всероссийского конкурса по студенческому самоуправлению;
  • по итогам мониторинга деятельности центров содействия трудоустройству выпускников за 2015-2016 учебный год Центр развития карьеры СГУ им. Питирима Сорокина вошел в 20-ку лучших в Российской Федерации.

Роль вуза в регионе:

СГУ им. Питирима Сорокина – единственный вуз в Республике Коми, реализующий программы высшего образования, относящиеся к приоритетным интересам государства в области педагогики и здравоохранения. Коллектив университета принимает активное участие в разработке стратегических документов развития региона, проведении научно-исследовательских работ, ориентированных на освоение природно-ресурсного потенциала республики, решение отраслевых задач, социальное развитие и повышение качества жизни населения (проекты «Социально-экономическое развитие Арктической и Субарктической зоны России», «Биомедицинские технологии», «Культурно-исторический потенциал Европейского Севера» и др.). СГУ им. Питирима Сорокина выступает интегратором образовательного кластера республики, действующего на условиях партнерства образовательных учреждений, работодателей и органов исполнительной власти региона. Университет, имея все необходимые условия и ресурсы, занимает лидирующие позиции среди предприятий региона в области исследований и инноваций, является одним из главных поставщиков ряда услуг, в том числе: в области проведения экспертиз научно-исследовательских работ; организации и проведения международных, всероссийских конференций, выставок, семинаров, мастер-классов; подготовки, рецензирования, издания научных и научно-популярных изданий; проведения социологических исследований и др.

Стратегические проекты:

«Территория просвещения» . Цель реализации: формирование культурно-образовательной среды, ориентированной на развитие человеческого и социокультурного потенциала, соответствующего потребностям общества и экономики Республики Коми.
«Долголетие и качество жизни на Севере» . Цель реализации: создание и функционирование Центра активного долголетия для улучшения качества и увеличения продолжительности жизни населения на Севере.
«Созвездие талантливой молодежи» . Цель реализации: развитие благоприятных условий для формирования системной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью путем создания на базе опорного университета Школы прорыва «Созвездие талантливой молодежи» - сетевой научно-образовательной и проектно-инновационной площадки для продуктивной генерации и адаптации научных исследований и разработок, а также социальных проектов региона совместно с заинтересованными организациями и объединениями Республики Коми.



Ключевые партнеры:


АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (один из крупнейших производителей целлюлозно-бумажной продукции России), АО «Комитекс» (производитель нетканых материалов и синтетических волокон в России) - разработка и внедрение совместных научно-прикладных проектов по направлениям экологического менеджмента, лесозаготовок и лесного хозяйства, техносферной безопасности; участие представителей предприятий в формировании общеобразовательных программ по направлениям подготовки, востребованных организациями; экспертная деятельность специалистов в реализации образовательного процесса; предоставление производственных ресурсов для развития практических навыков студентов; трудоустройство выпускников университета.

ООО «Лукойл-Коми» (крупнейший недропользователь Северо-Западного федерального округа России, занимается геологическим изучением, разведкой, поиском и добычей углеводородного сырья, реализацией нефти, газа, продукции газопереработки, а также транспортировкой нефти и газа) - именная лаборатория в области биотехнологий: проведение научно-прикладных исследований, подготовка научных работников.

ООО «Лузалес» (осуществляет свою деятельность в лесопромышленном комплексе Республики Коми, является одним из ведущих лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий региона) - подготовка заявочных материалов на получение грантов по созданию аналогов элементов для лесозаготовительной техники.

Коми отделение №8617 Западно-Уральского банка ПАО «Сбербанк» - именная лаборатория, осуществляющая просвещение в сфере финансовой грамотности населения региона.

Академические институты Коми научного центра Уральского отделения РАН - интеграция кадровых и материальных ресурсов в процессе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований; реализации образовательных программ подготовки научных кадров для региона; формирование заявочных материалов на получение грантов различных уровней в области рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, информационной и экологической безопасности; проекты социально-экономического развития Арктической и Субарктической зоны России (устойчивое развитие Севера; международное сотрудничество в Арктике; развитие экономического потенциала Республики Коми; стратегии и механизмы формирования социального благополучия в регионе); биомедицинские технологии (повышение качества жизни населения; функционирование биологических систем человека и животных в условиях Севера); культурно-исторический потенциал европейского Севера.

Органы государственной власти и местного самоуправления Республики Коми, Правительство Республики Коми, Администрация Главы Республики Коми, администрации муниципальных объединений, Региональное объединение работодателей Союз промышленников и предпринимателей РК - реализация единой региональной политики, направленной на закрепление талантливой молодежи в республике; обеспечение текущих потребностей региона кадрами через определение перечня ключевых предприятий региона, перечня профессий в соответствии с технологическими задачами предприятий, целевая подготовка кадров; решение кадровых вопросов органов государственной и муниципальной власти; участие в разработке и обсуждении программных и стратегических документов регионального уровня; предоставление площадок для стажировок преподавателей и выпускников университета.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми , управления образования субъектов региона, учреждения образования - развитие регионального образовательного кластера, действующего на условиях партнерства образовательных учреждений, работодателей и органов исполнительной власти региона; выявление и поддержка детских талантов, создание условий для реализации профессионального становления детей; повышения качества образования; обучение педагогических работников по программам «педагогической магистратуры».

Недавно Министерством образования и науки было объявлено о старте следующего этапа реформ регионального высшего образования, первым шагом которого предполагается объединить в многопрофильные университеты опорные вузы в регионах, что сократит их число практически на четверть. Плюсы и минусы этого решения очень широко обсуждаются на всей территории страны.

Заявление

На очередном заседании, проводившемся Российским союзом ректоров, министр Д. Ливанов заявил, что Минобрнауки начинает объединение в многопрофильные университеты опорные вузы в регионах, что будет способствовать консолидации высшего образования. Первый этап - создание федеральных университетов - уже практически завершён. Начало программы второго этапа реформ запланировано на самое ближайшее время.

Финансирование, по его словам, будет сопровождать ход нововведений вплоть до 2020 года. Объединение коснётся и подведомственных Министерству образования и науки вузов, и всех образования, подчинённых Министерствам здравоохранения, культуры и прочих ведомств. Многопрофильные учебные заведения будут финансироваться по пятилетней программе.

Причина реформ

Также Д. Ливанов отметил, что более двадцати вузов потенциально готовы к объединению. Их будут всячески поддерживать и финансово, и организационно, поскольку шаг этот ответственный и важный для страны. Учёные советы вузов тем не менее должны самостоятельно принимать решения о консолидации, ибо она в любом случае добровольна.

Этот процесс вынужденный только потому, что диктуется демографической ситуацией в стране. Количество одиннадцатиклассников сокращается резко и неуклонно, поэтому вузы с маленьким контингентом студентов будут вынуждены либо объединиться с сильными и крупными, либо перестанут существовать.

Смысл реформ

Десять лет назад была разработана реформа образования, в которой Минобрнауки предполагалась консолидация российских вузов, то есть объединение в опорный вуз всех мелких региональных. Точных сроков у реформы нет, но её смысл был изложен ещё в марте 2015 года в "Ведомостях". В статье Д. Ливанов и профессор школы бизнеса из Сколково А. Волков объясняли стране, для чего и почему это затеяно.

Главным в структурной политике высшего образования они видят создание опорных вузов, в которые сольются узкопрофильные НИИ и небольшие вузы, поскольку конкурировать в мировых рейтингах смогут только немногочисленные университеты, способные выжить в сложившихся обстоятельствах. Кроме них, будет организована группа из ста или ста двадцати высших учебных заведений на всей территории страны, где и будут концентрироваться все исследования, инновации и образование.

Противоположность мнений

Ректор Я. Кузьминов считает, что результатом анонсированной министром программы станет сокращение числа региональных вузов на 25 процентов. Я. Кузьминов одобряет реформы, поскольку согласен с тем, что вуз с небольшим количеством студентов существовать не сможет, даже держать штат преподавателей на полной ставке он будет не в состоянии, тем более преподавателей высококлассных. По его мнению, даже если в каждом регионе будет свой опорный вуз, то их число не превысит ста.

Мнение ректора МГУ имени Ломоносова сильно отличается от мнения ректора ВШЭ. Он считает, что с консолидацией такого плана нужно быть осторожнее, поскольку проблемы укрупнение если и решит, то далеко не все. А практика показывает, что в мире существует довольно много вузов хоть и не больших, но чрезвычайно сильных, Гарвард например, где всего десять тысяч студентов.

Объединённые вузы

Объединения начались задолго до вышеозначенного заявления министра Д. Ливанова. Стоит только посмотреть, из чего состоит сегодня знаменитый институт МИРЭА: МИРЭА плюс МГУПИ плюс МИТХТ плюс ВНИИТЭ плюс РосНИИ ИТиАП плюс ИПК Минобрнауки РФ. И как минимум четыре разные истории развития вуза. Завершится ли когда-нибудь этот чудовищный синтез? В 2015-м было заявлено ещё о нескольких объединениях. МГПУ консолидируется с МГГУ - с гуманитарным, оба вуза - со своей славной историей, со своей дорогой, своими свершениями. МАТИ объединяется с МАИ - авиационный с авиационно-техническим. Оба вуза, казалось бы, из сильнейших, вниманием абитуры не обижены. Тогда зачем?

Кроме того, объединились ДГГУ и ТГУ (Тихоокеанский госуниверситет), Оренбургские университет менеджмента (ОГУМ) и госуниверситет (ОГУ). В Красноярске опорный вуз - первый федеральный университет страны - Сибирский. Ещё в 2006 году в Красноярский госуниверситет влились три самых крупных высших учебных заведения края. На данный момент создано уже десять таких федеральных университетов. Самый молодой - в Крыму, где семь вузов полуострова консолидировались в один. Министр образования уверен, что эти действия помогут созданию привлекательных условий для удержания студентов в регионе.

Опорные региональные вузы РФ

В октябре 2015 года Д. Ливановым был подписан приказ относительно проведения конкурсного отбора региональных вузов с целью финансового обеспечения программ их развития и последующего создания базы образовательных организаций. Участником этого конкурса будет любой государственный федерального значения вуз, где принято совместное решение в пользу реорганизации за счёт присоединения к нему одного или нескольких вузов. Это решение должны подтверждать учёные советы всех задействованных учебных заведений. Находящиеся в процессе консолидации вузы тоже могут принимать участие в конкурсе, если приказ о реорганизации вышел позже июня 2015 года.

Вне конкурса

Не могут участвовать в конкурсе опорные вузы РФ (их уже создано десять), а также те, которые находятся в Санкт-Петербурге и Москве. Также не могут участвовать в этом конкурсе участники "Проекта 5-100". Согласно этому проекту к 2020 году пять российских высших учебных заведений должны занять места в первой сотне В каждом отдельном случае разрабатывается программа опорного вуза.

В 2015 году легендарный ядерный МИФИ покинул 95-ю строку мирового рейтинга (только по преподаванию физики, не в целом) и перескочил на 36-е место, обогнав даже МГУ имени Ломоносова. Тем не менее пока что экспертами Счётной палаты не установлена эффективность вложенных средств, ни один вуз РФ из субсидированных (включая МИФИ) не стал более конкурентоспособным.

Иркутская история

Губернатор области С. Левченко назвал опорные вузы РФ вредным начинанием, призвал всеми силами пытаться уклониться от участия в этом конкурсе Минобрнауки. Он уверен, что без тяжких последствий никак невозможно провести чисто механическое объединение в опорный вуз: обязательно пострадают и студенты, и региональная научная элита.

Такого плана экспериментальное деление учебных заведений "по сортам", непродуманная и явно насильственная консолидация во имя каких-то мифических семи показателей, якобы способных определять качество в сложнейшем процессе образования, С. Левченко считает неправильным и вредным.

Встречные предложения

По его мнению, все специализированные и отраслевые вузы в регионах должны сохранить самостоятельность и ту идентичность, которая им на данный момент присуща. С. Левченко предлагает вместо механического слияния более мягкий вариант - корпоративное объединение с автономным управлением, при котором удастся избежать конфликта интересов.

Конкурсные условия должны быть пересмотрены, по мнению и заместителя губернатора В. Игнатенко. Должна быть возможность единоличного участия, чтобы мог стать опорным любой отдельный вуз, даже если нет необходимости объединения, но он выполняет более половины показателей, внесённых в условия конкурса.

Финансирование

Бюджетное финансирование будет поддерживать только три вида высших учебных заведений. Первый вид - те десять федеральных университетов, которые созданы в округах РФ. Второй - национальные исследовательские институты, которых пока утверждено только 29 в стране. Сюда относятся ИрНИТУ, МИФИ и другие. Третий вид - это те самые опорные вузы России, которые начали создаваться в 2015 году. До конца 2016-го в планах - окончательное определение тех ста вузов, которые будут уполномочены стать опорными. Для получения такого статуса нужна программа стратегического развития, которую необходимо представить для конкурса, а также региональная концепция развития территории в области кадрового обеспечения.

Однако главное условие - это объединение образовательной базы всего региона в рамки одного вуза. Государство будет субсидировать усиленно опорный вуз первые три года - не менее двухсот миллионов рублей в год. Плюс местная власть дофинансирует то, что предусмотрено программой кадрового развития региона. Далее опорный вуз будет финансировать себя сам, но квоты на бюджетное обучение и зарубежных студентов будут увеличены - за счёт других учебных заведений, которые не имеют статуса опорных. За пять лет должна быть выполнена программа опорного вуза по всем показателям:

  • Не менее десяти тысяч студентов.
  • Обучение минимум по двадцати дисциплинам.
  • Как минимум восемь преподавателей с учёными степенями на сто учащихся.
  • Каждый научный работник должен осваивать не менее 150 тысяч рублей на исследованиях.
  • Доход вуза - не менее 2 миллиардов рублей.

Все перечисленные в этом списке вузы получают статус "опорных" с выделением дополнительного финансирования, направленного на обеспечение учебного процесса. Финансирование будет направлено на открытие дополнительных факультетов и направлений науки и образования, строительстве дополнительных учебных корпусов и общежитий.

Опорный вуз - это крупный сильный университет, ведущий образовательный центр в субъекте РФ, созданный за счет объединения нескольких региональных вузов. По требованиям Минобрнауки опорный университет должен соответствовать ряду критериев: общая численность студентов должна составить не менее 10 тысяч, доходы вуза - не менее 2 млрд рублей.

51 опорный вуз России

Министерство образования сообщило, что 51 российский вуз приобрел новый статус инновационного и технологического центра региона. Такое решение было принято по результатам проводимого конкурса, в котором приняли участие 121 университет из 63 регионов. Эти вузы были назначены центрами развития инноваций и точками роста для экономики и социального развития регионов.

Согласно планам ведомства, эти университеты станут центрами притяжения абитуриентов, станут более привлекательными и будут способствовать массовому оттоку абитуриентов из столиц.

В 2018 году эти университеты для развития получили 13 миллиардов рублей.

Отбор университетов осуществлялся на основании двух экспертиз. Одну из них проводили российские компании-работодатели, а вторую – эксперты профессионального сообщества и представители вузов.

Отметим, что согласно планам Министерства образования, таких вузов в регионах должно быть не менее 100. К концу 2018 года на их базе появятся различные инновационные инжиниринговые центры, будут развиваться социально-экономические, инженерные, педагогические направления подготовки.

Большое внимание будет уделено запуску магистерских программ, направленных на освоение навыков технологического предпринимательства.

Вузы, получившие новый статус инновационного и технологического центра региона

  1. Алтайский государственный университет
  2. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
  3. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
  4. Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  5. Волгоградский государственный технический университет
  6. Волгоградский государственный университет
  7. Воронежский государственный технический университет
  8. Воронежский государственный университет
  9. Вятский государственный университет
  10. Дальневосточный федеральный университет
  11. Донской государственный технический университет
  12. Иркутский национальный исследовательский технический университет
  13. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  14. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ)
  15. Кемеровский государственный университет
  16. Костромской государственный университет
  17. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  18. Кубанский государственный университет
  19. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
  20. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  21. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  22. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
  23. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
  24. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
  25. Новосибирский государственный технический университет
  26. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
  27. Петрозаводский государственный университет
  28. Поволжский государственный технологический университет
  29. Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  30. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  31. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.
  32. Севастопольский государственный университет
  33. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
  34. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
  35. Северо-Кавказский федеральный университет
  36. Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова
  37. Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации
  38. Сибирский федеральный университет
  39. Ставропольский государственный аграрный университет
  40. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
  41. Тихоокеанский государственный университет
  42. Тольяттинский государственный университет
  43. Тюменский государственный университет
  44. Тюменский индустриальный университет
  45. Ульяновский государственный университет
  46. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  47. Уфимский государственный нефтяной технический университет
  48. Череповецкий государственный университет
  49. Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова
  50. Южный федеральный университет
  51. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Ранее Правительство также утвердило список из восьми вузов, в которых будут созданы военные кафедры:

  • Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова
  • Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
  • Государственный университет морского и речного флота адмирала С. О. Макарова
  • Забайкальский государственный университет
  • Камчатский государственный технический университет
  • Петрозаводской государственный университет
  • Российский университет транспорта
  • Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина.

Военная кафедра - представляет собой специальное учебное подразделение при вузе, которое осуществляет подготовку офицеров, сержантов и представителей других военных званий. Прохождение обучения на военной кафедре дает возможность после окончания вуза быть зачисленным в запас Вооруженных сил и не служить в армии - иными словами, получить военный билет.



top