Восстановленные облики исторических личностей. Реконструкции внешностей исторических личностей Восстановление и реконструкция лица по черепу

Восстановленные облики исторических личностей. Реконструкции внешностей исторических личностей Восстановление и реконструкция лица по черепу

Основе - является прикладным методом антропологии, позволяющим по внешним данным черепа, по его рельефу и структуре реконструировать портретное лицо (то есть облик) человека, которому этот череп принадлежал.

Во второй половине XIX века был открыт целый ряд стоянок первобытного человека (неандертальцев, кроманьонцев и других) с костными останками. Это побудило ученых искать способы восстановления облика древних людей. В 1877 г. немецкий анатом Шаафгаузен предпринял первую попытку воспроизведения внешнего облика человека по черепам эпохи палеолита. Спустя несколько лет швейцарский ученый Кольман совместно со скульптором Бехли разработали специальную методику исследований и создания по этим данным реконструкций. Они не ставили себе задачи портретного восстановления лица, считая что она вряд ли выполнима.

В 1910 г. анатом Сольгер по черепу неандертальца из Мустье сделал реконструкцию, далекую от истинного облика, что было вызвано популярным представлением о звероподобной внешности первобытного человека. В 1913 г. анатом Мартин сделал крайне неудачную реконструкцию неандертальца по черепу старика из Ля Шапелль-о-Сен. В результате получилась голова, совершенно не гармонирующая с общим характером черепа.

Неандертальский мальчик из Тешик-Таша (Узбекистан). Реконструкция по черепу М.Герасимова.

Тогда же профессор Иенского университета Эггелинг создал эталоны толщин покровов лица, а скульптор на основании этих опытов по тому же черепу воспроизвел лицо, совершенно не сообразуя его со специфическими особенностями неандертальского черепа и посадки головы. Это значительно исказило образ неандертальца. Наконец, американский анатом Мак Грегор в 1915-18 гг. создал реконструкции питекантропа, эоантропа, неандертальца и кроманьонца, получившие широкую популярность. Однако он отказался от попыток индивидуализации портрета, в результате чего получились условные, как бы отвлеченные образы.

Работы Эггелинга, Кольмана, Меркле, Мак Грегора и других вызвали массу критических статей, авторы которых утверждали невозможность восстановления портрета по черепу. Широкую известность получил случай, когда по антропологическим промерам одного черепа два скульптора одновременно воспроизвели два изображения, которые оказались совершенно непохожими друг на друга и на подлинник. После этого попытки воспроизвести реконструкцию практически прекратились, и на протяжении многих лет никто не ставил такой задачи.

Вклад Герасимова

Тамерлан, реконструкция Герасимова

Как ранее выяснилось, и затем подтвердилось, толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе, и в целом покровов связанных со скелетом, напрямую зависят от рельефа кости и её структуры. Огромный вклад в исследование этой зависимости, внес великий советский антрополог, основатель российской антропологической лаборатории портретной реконструкции М. М. Герасимов , создавший на полученных данных уникальную методику восстановления лица по черепу. За более чем половину века своего существования, методика претерпела лишь небольшие изменения и дополнения, сделанные учениками Герасимова - Лебединской, Дебец и др.

Метод восстановления лица по черепу предоставляет возможность осуществить прямое сопоставление физического типа людей прошлого и настоящего. Герасимов за свою жизнь создал целую галерею портретных реконструкций исторических лиц. Количество реконструкций исчисляется сотнями. Но первые его работы, были посвящены ископаемым людям - австралопитекам, питекантропам, неандертальцам, кроманьонцам. Среди реконструкций исторических лиц - Ярослав Мудрый , Иван Грозный , Андрей Боголюбский , а также воины бронзового века из курганов и могильников. Самой значимой в своей жизни реконструкцией Герасимов считал реконструкцию облика Тамерлана. 22 июня 1941 года, экспедиция возглавляемая Герасимовым вскрыла могилу Тамерлана.

Днями и ночами проводил Герасимов в морге свои эксперименты и замеры толщин покровов головы. Он установил, что все сделанные до него попытки измерить толщину ткани в определённой краниометрической точке, были абсолютно неверными, так как авторы замеров использовали забальзамированные или пропитанные формалином головы, или головы людей, смерть которых наступила более 2-3 часов назад. Как установил Михаил Михайлович, во всех вышеописанных случаях, ткани провисают, оплывают, и не могут быть фиксированы с точностью в определённой точке. Герасимов же работал только с головами тех людей, чья смерть наступила не позднее 2-х часов. Такие трупы очень трудно достать, поэтому сам он всегда указывал в своих работах морги, в которых с пониманием отнеслись к его необычному занятию. После долгих лет работы в морге и в краниологоческой лаборатории, он наконец вывел единый, верный алгоритм создания антропологической реконструкции.

Метод

Процесс создания скульптурной реконструкции на краниологической основе делится на следующие этапы:

  1. Анализ черепа
  2. Графическая реконструкция
  3. Скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот, обеспечивающие в дальнейшем объективное построение портрета.
  4. Завершение работы над бюстом с учётом исторических данных (костюм, причёска).

При создании портретов, угроза некоторого искажения полученного образа в результате последующих этапов работы, незначительна, так как при определении причёски, всегда учитываются наиболее яркие этнические черты, а одежда воспроизводится по данным археологии. Поэтому, портрет может быть дополнен изображением прически, одежды и украшений, если сведения о них достаточно достоверны. Воспроизведение внешнего облика лица по черепу может быть реализовано как в виде скульптурного изображения, так и в виде графического.

Анализ черепа

Forensic facial reconstruction of Alberto di Trento by Arc-Team and the 3D artist Cicero Moraes

На этапе анализа черепа выполняются основные краниометрические замеры:

Антропо-краниометрические данные:

  • Продольный указатель
  • Поперечный указатель
  • Черепной указатель. Определение вида черепа
  • Наибольшая ширина лба
  • Наименьшая ширина лба
  • Лобный указатель
  • Наибольшая ширина грушевидной апертуры
  • Высота грушевидной апертуры
  • Носовой указатель
  • Выступание глабеллы по шкале Брока
  • Ширина орбиты
  • Высота орбиты
  • Орбитный указатель
  • Отношение наим. расстояния от краёв глазниц к ширине орбиты
  • Тип профилировки орбит
  • Предположение о расе
  • Выраженность надбровных дуг
  • Выраженность глабеллы
  • Выраженность подносового шипа
  • Выраженность костной части носа (носовой ости)
  • Тип профилировки лица
  • Определение разреза глаз
  • Данные для нижней челюсти
  • Описание скуловых дуг
  • Скуловой диаметр
  • Лобно-скуловой указатель
  • Длина затылочного отверстия
  • Ширина затылочного отверстия
  • Средняя ширина лица
  • Объём мозговой коробки по формуле: 359,34+0,000365 × прод.диам × попер.диам. × ушн. высота

Затем составлется краниометрический паспорт черепа, в котором указываются пометки на черепе, краткое описание, место хранения, ответственное лицо, состояние черепа (целостность определяется по типу: cranium - целый череп с нижней челюстью, calvarium - череп без нижней челюсти, calva - черепная крышка), данные о раскопках или местонахождении и проч.

С помощью специальных схем, определяется возраст черепа - по количеству зубов, степени их стирания, порядку прорезывания, зарастания зубных ямок, сглаживания и истончения альвеолярных отростков, степени облитерации (зарастания) костных швов и др. По рельефу черепа и статистическим данным определяется пол (обычно, это самая лёгкая часть первого этапа).

Графическая реконструкция

На этапе графической реконструкции , череп фотографируется в основных проекциях (но наиболее информативен профиль) с помощью кубуса(куба)-краниофора, по фотографии или с помощью диаграфа строится профиль черепа. На схеме черепа реконструируются зубной ряд (если необходимо) нижняя челюсть (если отсутствует), височная и жевательная мышцы, глазное яблоко, губы, соответственно прикусу, нос. Известно, что если продолжить направление подносового шипа, и направление костей носа, то в месте их пересечения, будет находится кончик мягкого носа. А если зеркально отразить профиль грушевидной апертуры, относительно прямой, проведённой от окончания носовых костей до кончика подносового шипа, можно получить приблизительный контур мягкого носа.

Используя эти, и многие другие антропологические приёмы, из работ Герасимова и Лебединской, можно получить абсолютно точный контур носа. Толщину кожных покровов подбирают для каждого черепа индивидуально, отталкиваясь от таблиц составленных Герасимовым. В зависимости от пола, возраста, расы, рыхлости компактного вещества кости (указание на ожирение), или cribra orbitalia - испещрение костного вещества на внутренней верхней поверхности орбит (признак голодания и анемии), реконструируются мелкие дефекты и особенности лица.

Скульптурная реконструкция

Самый интересный и наиболее трудоёмкий - этап скульптурной реконструкции . По данным таблицы толщин покровов и корреляций Герасимова, с помощью штангенциркуля, скульптурного пластилина и тончайшего лезвия, получают столбики-маяки соответствующей высоты, толщиной около 5 мм, которые расставляются в главных, соответствующих замерам Герасимова, точках. После того, как все маячки выставленны во всех краниометрических точках, по профилю и франкфуртской горизонтали, они соединяются гребнями из того же пластилина так, чтобы не повредить высоты маяков. Поэтому, высота гребня между разными по высоте маяками должна быть неравномерной, и на одном своём конце быть равной ближайшему маяку, а на другом увеличиваться относительно другого маяка.

После чего, полностью формируются две главные линии - фронтальная и линия франкфуртского сечения, которая является экватором черепа и проходит по нижнему краю глазницы, до верхнего края ушного отверстия. Промежутки между гребнями заполняются воском или тем же пластилином. В соответствии с индивидуальными анатомическими особенностями, моделируются глазные яблоки, рассчитывается разрез глаз, моделируются веки.

Постановка уха выполняется следующим образом. Известно, что длина прямой, проведённой от глабеллы, то есть точки лежащей посередине между бровями, до подносового шипа, равна длине уха.(max.). Верхний контур уха равен по своей форме и своему положению, шву височной кости, к которому присоединяется височная мышца. Выставляется высота и контур, затем моделируется ухо. Если необходимо, протезируются или имитируются зубы, для точного определения прикуса. Профиль носа вырезается из пластилина по готовой графической реконструкции и реконструируется нос. По данным графической реконструкции, выполненной в натуральном масштабе, моделируются губы. В дальнейшем идет художественная обработка полученного образа, с учетом половых, возрастных, расовых и этнических особенностей.

Естественно, всё описанное выше, является очень сжатым, кратким изложением истории и сути этого уникального метода. Метод очень интересен, и несет в себе огромное количество тонкостей, постигнуть которые, однако, может любой желающий.

О применении компьютерной техники

Компьютер прост в использовании, но реконструкции полученные компьютерным методом крайне неточны. Но все результаты, полученные такими методами, являются приближёнными и стандартизованными в пределах стандарта, заложенного в программе. Напротив, при непосредственной работе с черепом, достигается максимальная точность подбора толщины тканей для данного рельефа. Антрополог может реконструировать такие мелкие детали, как морщины и небольшие дефекты лица, которые компьютер не в состоянии воспроизвести. Такая точность особенно важна при криминалистической экспертизе. И только при непосредственной работе с черепом, с его индивидуальным рельефом, это становится возможным.

Человек, способен видеть в каждом отдельном черепе, уникальный неповторимый образец рельефа, микрорельефа, способен различать степень рыхлости компакты кости, выраженность тех или иных её фрагментов. По таким, и схожим, на первый взгляд незначительным особенностям черепа, достигается максимальное сходство с оригиналом. Морщины, пухлость, полнота, жировые складки и наплывы, мелкие дефекты, положение бровей и форма губ - всё и многое другое, возможно реконструировать только при работе с черепом, без применения компьютера.

Российские ученые

  • Герасимов, Михаил Михайлович , Институт этнографии РАН
  • Лебединская, Галина Вячеславовна, Институт этнологии и антропологии РАН
  • Дебец, Георгий Францевич, Институт этнологии и антропологии РАН
  • Балуева, Татьяна Сергеевна, Институт этнологии и антропологии РАН
  • Веселовская, Елизавета Валентиновна, Институт этнологии и антропологии РАН

См. также

  • Кости (сериал)

Источник

  • Дмитриенко Михаил Владимирович «Антропологическая реконструкция лица на основании данных черепа». Нальчик, 2010.

Список литературы

  • Алексеев В. П. Дебец Г. Ф. « Краниометрия. Методика анропологических исследований» М., Наука, 1964.
  • Герасимов М. М. « Восстановление лица по черепу» (Современный и ископаемый человек) // Труды Института этнографии АН СССР. Нов. сер. 28, М., 1955.
  • Герасимов М. М. «Основы восстановления лица по черепу.» М., 1949.
  • Лебединская Г. В. «Реконструкция лица по черепу (методическое руководство)». М., 1998.
  • Балуева Т. С.; Веселовская Е. В.; Лебединская Г. В; Пестряков А. П.
  • «Антропологические типы древнего населения на территории СССР: По материалам антропологической реконструкции» М.,Наука 1988
  • Сборник памяти М. М. Герасимова. М., 1973 «Антропологическая реконструкция и проблемы палеоэтнографии»
  • Гинзбург В. «Элементы антропологии для медиков» Л, Медгиз 1963
  • Бунак В. В., Нестурх М. Ф., РогинскийЯ. Я., «Антропология. Краткий курс» М., 1941;
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г., «Антропология», 2 изд.,
  • Хрисанфова Е. Н., Переводчиков И. В. «Антропология.» М.: МГУ, 1991.
  • Никитюк Б. А. «Определение возраста человека по скелету и зубам», « Вопросы антропологии» вып. 3, 1960
  • Павловский О. М. « О методике фотографической документации антропологических исследований», «Вопросы антропологии» 1962 г., вып. 10

Восстановление лица по черепу, или метод антропологической реконструкции облика на краниологической основе, известных (и не только) исторических персонажей - любимое занятие антропологов. Не так давно ученые представили публике свое видение внешности Тутанхамона. О степени соответствия результатов реконструкции истинному облику героев прошлого судить трудно. Иногда даже сами объекты реконструкции оказываются не теми, за кого их принимали. Но посмотреть на них всегда интересно. Давайте познакомимся с уже канувшими в лету, но выглядящими как живые историческими лицами.

В 2003 году египтологом Джоанн Флетчер мумия KV35YL была идентифицирована как Нефертити - «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона. Тогда же была произведена реконструкция ее облика. Однако в 2010 году в результате ДНК-исследования выяснилось, что останки принадлежат не Нефертити, а другой «второй половинке» Эхнатона, а по совместительству и его сестре. Правда, может быть, она была женой другого фараона - Сменхкары. Однако египтологи сходятся во мнении, что останки принадлежат матери Тутанхамона.

2. Британские ученые с помощью виртуальной аутопсии воссоздали облик Тутанхамона - фараона XVIII династии Нового царства, правившего Египтом в 1332–1323 годах до нашей эры.

Ученые полагают, что Тутанхамон страдал генетическими заболеваниями, а также малярией, которые, возможно, и послужили причиной его ранней смерти: скончался фараон в возрасте 19 лет. Половина мужчин, проживающих в Западной Европе, являются потомками египетских фараонов и, в частности, родственниками Тутанхамона, считают ученые. Общий предок правителя Древнего Египта и европейских мужчин, имеющих гаплогруппу R1b1a2, жил на Кавказе около 9,5 тысячи лет назад. Носители «фараонской» гаплогруппы начали миграцию в Европу приблизительно 7 тысяч лет назад.

3. Апостол Павел - крупнейшая фигура мировой истории, один из авторов Hового Завета и один из основателей христианства.

Святой Павел жил в 5–67 годах нашей эры. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. В 2009 году впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. В саркофаге были обнаружены фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II вв. Это подтверждает бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла.

4. Король Ричард III, реконструированный по останкам, обнаруженным осенью 2012 года под автостоянкой в Лестере.

Ричард III - последний представитель мужской линии Плантагенетов на английском престоле, правил с 1483-го по 1485 год. Недавно было установлено, что Ричард III погиб на поле брани, спешившись и потеряв свой шлем. Перед смертью английский король получил 11 ранений, причем девять ударов пришлось в голову. Отсутствие ран на костях рук говорит о том, что на момент гибели монарх все еще оставался в доспехах. Ричард III был убит в битве при Босфорте, сражаясь с претендентом на престол - Генрихом Тюдором (будущим королем Генрихом VII).

5. Останки творца средневековой гелиоцентрической картины мира Николая Коперника были обнаружены в соборе Фромборка (современная Польша) в 2005 году. В Варшаве в Центральной лаборатории криминалистики выполнена компьютерная реконструкция лица.

В 2010 году Международным союзом теоретической и прикладной химии были присвоены имена, а в 2011-м официально утверждены обозначения элементов: дармштадтий, рентгений и коперниций (или коперникий), - с номерами 110, 111 и 112 соответственно. Первоначально для 112-го элемента, Copernicium, названного в честь Николая Коперника, предложили символ Cp, затем его поменяли на Cn.

6. В 2008 году шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон (Caroline Wilkinson) реконструировала внешность великого немецкого композитора XVIII века Иоганна Себастьяна Баха.

Останки Баха были эксгумированы в 1894 году, а в 1908-м скульпторы впервые попытались воссоздать его облик, руководствуясь, впрочем, известными портретами композитора. Критики начала XX века остались недовольны этим проектом: они утверждали, что бюст с тем же успехом может изображать, например, Генделя.

7. Реконструкция лица Уильяма Шекспира выполнена с посмертной маски английского поэта и драматурга.

Гипотеза о бесконечных обезьянах, которые рано или поздно напечатают художественное творение Уильяма Шекспира, была проверена американским программистом Джесси Андерсоном (Jesse Anderson). Программе-обезьяне удалось за месяц напечатать поэму Шекспира «Жалоба влюбленной» (A Lover’s Complaint). Правда, попытка проверить гипотезу на живых обезьянах провалилась. В 2003 году в клетку к шестерым макакам в Пейтонском зоопарке (Великобритания) поместили подключенную к компьютеру клавиатуру. Обезьяны набрали пять страниц бессвязного текста и через месяц сломали клавиатуру.

8. В 2007 году итальянские ученые из Болонского университета реконструировали внешний облик великого итальянского поэта рубежа XIII и XIV веков Данте Алигьери.

Данте Алигьери, по мнению некоторых ученых, мог страдать нарколепсией - заболеванием нервной системы, сопровождающимся приступами сонливости и внезапного засыпания. Эти выводы основаны на том, что в «Божественной комедии» Данте с большой точностью воспроизводятся симптомы нарколепсии, а также нередко сопутствующей ей катаплексии, то есть внезапной потери мышечного тонуса.

9. Возможно, так выглядел Генрих IV - король Франции, лидер гугенотов, убитый фанатиком-католиком в 1610 году.

В 2010 году судмедэксперты во главе с Филиппом Шарлье (Philippe Charlier) установили, что сохранившаяся мумифицированная «голова Генриха IV» является подлинной. На ее основе в феврале 2013 года эти же ученые представили реконструкцию внешнего облика короля. Тем не менее в октябре 2013-го другая группа генетиков усомнилась в подлинности останков монарха династии Бурбонов.

10. В 2009 году была реконструирована внешность Арсинои IV, младшей сестры и жертвы царицы Клеопатры. Лицо Арсинои воссоздано по меркам, снятым с ее черепа, утраченного в годы Второй мировой войны.

Арсиноя погибла в 41-м году до нашей эры. Согласно древнеримскому историку Иосифу Флавию, ее казнили в Эфесе по приказу Марка Антония и Клеопатры, видевшей в сводной сестре угрозу своей власти.

11. Внешность святого Николая реконструирована по данным итальянского профессора анатомии, полученным в 1950-х годах во время реставрации в базилике Святого Николая в городе Бари.

В христианстве Николай Мирликийский почитается как чудотворец и считается покровителем моряков, купцов и детей.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Во второй половине XIX века был открыт целый ряд стоянок первобытного человека (неандертальцев, кроманьонцев и других) с костными останками. Это побудило ученых искать способы восстановления облика древних людей. В 1877 г. немецкий анатом Шаафгаузен предпринял первую попытку воспроизведения внешнего облика человека по черепам эпохи палеолита . Спустя несколько лет швейцарский ученый Кольман совместно со скульптором Бехли разработали специальную методику исследований и создания по этим данным реконструкций. Они не ставили себе задачи портретного восстановления лица, считая что она вряд ли выполнима [ ] .

    1. Анализ черепа
    2. Графическая реконструкция
    3. Скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот, обеспечивающие в дальнейшем объективное построение портрета.
    4. Завершение работы над бюстом с учётом исторических данных (костюм, причёска).

    При создании портретов угроза некоторого искажения полученного образа в результате последующих этапов работы незначительна, так как при определении причёски всегда учитываются наиболее яркие этнические черты, а одежда воспроизводится по данным археологии. Поэтому портрет может быть дополнен изображением прически, одежды и украшений, если сведения о них достаточно достоверны. Воспроизведение внешнего облика лица по черепу может быть реализовано как в виде скульптурного изображения, так и в виде графического.

    Анализ черепа

    На этапе анализа черепа выполняются основные краниометрические замеры.

    Антропо-краниометрические данные [ ] :

    Затем составляется краниометрический паспорт черепа, в котором указываются пометки на черепе, краткое описание, место хранения, ответственное лицо, состояние черепа (целостность определяется по типу: cranium - целый череп с нижней челюстью, calvarium - череп без нижней челюсти, calva - черепная крышка), данные о раскопках или местонахождении и проч.

    С помощью специальных схем определяется возраст черепа - по количеству зубов, степени их стирания, порядку прорезывания, зарастания зубных ямок, сглаживания и истончения альвеолярных отростков, степени облитерации (зарастания) костных швов и др. По рельефу черепа и статистическим данным определяется пол (обычно, это самая лёгкая часть первого этапа).

    Графическая реконструкция

    На этапе графической реконструкции череп фотографируется в основных проекциях (но наиболее информативен профиль) с помощью кубуса- (куба-) краниофора, по фотографии или с помощью диаграфа строится профиль черепа. На схеме черепа реконструируются зубной ряд (если необходимо), нижняя челюсть (если отсутствует), височная и жевательная мышцы, глазное яблоко, губы, соответственно прикусу, нос. Известно, что если продолжить направление подносового шипа и направление костей носа, то в месте их пересечения будет находиться кончик мягкого носа. А если зеркально отразить профиль грушевидной апертуры, относительно прямой, проведённой от окончания носовых костей до кончика подносового шипа, можно получить приблизительный контур мягкого носа [ ] .

    Используя эти и многие другие антропологические приёмы, из работ Герасимова и Лебединской можно получить абсолютно точный контур носа. Толщину кожных покровов подбирают для каждого черепа индивидуально, отталкиваясь от таблиц составленных Герасимовым. В зависимости от пола, возраста, расы, рыхлости компактного вещества кости (указание на ожирение) или cribra orbitalia - испещрение костного вещества на внутренней верхней поверхности орбит (признак голодания и анемии), реконструируются мелкие дефекты и особенности лица.

    Скульптурная реконструкция

    Самый интересный и наиболее трудоёмкий - этап скульптурной реконструкции . По данным таблицы толщин покровов и корреляций Герасимова, с помощью штангенциркуля, скульптурного пластилина и тончайшего лезвия получают столбики-маяки соответствующей высоты толщиной около 5 мм, которые расставляются в главных, соответствующих замерам М. М. Герасимова, точках. После того, как все маячки выставлены во всех краниометрических точках, по профилю и франкфуртской горизонтали они соединяются гребнями из того же пластилина так, чтобы не повредить высоты маяков. Поэтому высота гребня между разными по высоте маяками должна быть неравномерной, и на одном своём конце быть равной ближайшему маяку, а на другом - увеличиваться относительно другого маяка.

    После чего полностью формируются две главные линии - фронтальная и линия франкфуртского сечения, которая является экватором черепа и проходит по нижнему краю глазницы, до верхнего края ушного отверстия. Промежутки между гребнями заполняются воском или тем же пластилином. В соответствии с индивидуальными анатомическими особенностями моделируются глазные яблоки, рассчитывается разрез глаз, моделируются веки.

    Постановка уха выполняется следующим образом. Известно, что длина прямой, проведённой от глабеллы, то есть точки, лежащей посередине между бровями, до подносового шипа, равна длине уха.(max.). Верхний контур уха равен по своей форме и своему положению шву височной кости, к которому присоединяется височная мышца. Выставляется высота и контур, затем моделируется ухо.

    Если необходимо, протезируются или имитируются зубы для точного определения прикуса. Профиль носа вырезается из пластилина по готовой графической реконструкции и реконструируется нос. По данным графической реконструкции, выполненной в натуральном масштабе, моделируются губы. В дальнейшем идет художественная обработка полученного образа с учетом половых, возрастных, расовых и этнических особенностей.

    Компьютерные техники

    Компьютер прост в использовании, но реконструкции, полученные компьютерным методом, крайне неточны [ ] . Все результаты, полученные такими методами, являются приближёнными и стандартизованными в пределах стандарта, заложенного в программе. Напротив, при непосредственной работе с черепом достигается максимальная точность подбора толщины тканей для данного рельефа. Антрополог может реконструировать такие мелкие детали, как морщины и небольшие дефекты лица, которые компьютер не в состоянии воспроизвести. Такая точность особенно важна при криминалистической экспертизе. И только при непосредственной работе с черепом, с его индивидуальным рельефом, это становится возможным.

    Человек способен видеть в каждом отдельном черепе уникальный неповторимый образец рельефа, микрорельефа, способен различать степень рыхлости компакты кости, выраженность тех или иных её фрагментов. По таким и схожим, на первый взгляд незначительным, особенностям черепа достигается максимальное сходство с оригиналом. Морщины, пухлость, полнота, жировые складки и наплывы, мелкие дефекты, положение бровей и форма губ - всё это и многое другое возможно реконструировать только при работе с черепом, без применения компьютера.

  • Лебединская Г. В. Реконструкция лица по черепу (методическое руководство), М., 1998.
  • Никитюк Б. А. Определение возраста человека по скелету и зубам, «Вопросы антропологии», вып. 3, 1960.
  • Павловский О. М. О методике фотографической документации антропологических исследований // Вопросы антропологии, вып. 10, 1962.
  • Хрисанфова Е. Н., Переводчиков И. В. Антропология, М.: МГУ, 1991.
  • Антропологическая реконструкция и проблемы палеоэтнографии: Сборник памяти М. М. Герасимова, М., 1973.
  • Антропологические типы древнего населения на территории СССР: По материалам антропологической реконструкции, М.: Наука, 1988.
  • Making faces: using forensic and archaeological evidence, by John Prag and Richard Neave, College Station: Texas A & M University Press, 1997.
  • История метода

    Во второй половине XIX века был открыт целый ряд стоянок первобытного человека (неандертальцев, кроманьонцев и других) с костными останками. Это побудило ученых искать способы восстановления облика древних людей. В 1877 г. немецкий анатом Шаафгаузен предпринял первую попытку воспроизведения внешнего облика человека по черепам эпохи палеолита . Спустя несколько лет швейцарский ученый Кольман совместно со скульптором Бехли разработали специальную методику исследований и создания по этим данным реконструкций. Они не ставили себе задачи портретного восстановления лица, считая что она вряд ли выполнима [ ] .

    1. Анализ черепа
    2. Графическая реконструкция
    3. Скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот, обеспечивающие в дальнейшем объективное построение портрета.
    4. Завершение работы над бюстом с учётом исторических данных (костюм, причёска).

    При создании портретов угроза некоторого искажения полученного образа в результате последующих этапов работы незначительна, так как при определении причёски всегда учитываются наиболее яркие этнические черты, а одежда воспроизводится по данным археологии. Поэтому портрет может быть дополнен изображением прически, одежды и украшений, если сведения о них достаточно достоверны. Воспроизведение внешнего облика лица по черепу может быть реализовано как в виде скульптурного изображения, так и в виде графического.

    Анализ черепа

    Реконструкция лица Альберто ди Тренто. Компания Arc-Team и 3D художник Цицерон Мораес.

    На этапе анализа черепа выполняются основные краниометрические замеры.

    Антропо-краниометрические данные [ ] :

    Затем составляется краниометрический паспорт черепа, в котором указываются пометки на черепе, краткое описание, место хранения, ответственное лицо, состояние черепа (целостность определяется по типу: cranium - целый череп с нижней челюстью, calvarium - череп без нижней челюсти, calva - черепная крышка), данные о раскопках или местонахождении и проч.

    С помощью специальных схем определяется возраст черепа - по количеству зубов, степени их стирания, порядку прорезывания, зарастания зубных ямок, сглаживания и истончения альвеолярных отростков, степени облитерации (зарастания) костных швов и др. По рельефу черепа и статистическим данным определяется пол (обычно, это самая лёгкая часть первого этапа).

    Графическая реконструкция

    На этапе графической реконструкции череп фотографируется в основных проекциях (но наиболее информативен профиль) с помощью кубуса- (куба-) краниофора, по фотографии или с помощью диаграфа строится профиль черепа. На схеме черепа реконструируются зубной ряд (если необходимо), нижняя челюсть (если отсутствует), височная и жевательная мышцы, глазное яблоко, губы, соответственно прикусу, нос. Известно, что если продолжить направление подносового шипа и направление костей носа, то в месте их пересечения будет находиться кончик мягкого носа. А если зеркально отразить профиль грушевидной апертуры, относительно прямой, проведённой от окончания носовых костей до кончика подносового шипа, можно получить приблизительный контур мягкого носа [ ] .

    Используя эти и многие другие антропологические приёмы, из работ Герасимова и Лебединской можно получить абсолютно точный контур носа. Толщину кожных покровов подбирают для каждого черепа индивидуально, отталкиваясь от таблиц составленных Герасимовым. В зависимости от пола, возраста, расы, рыхлости компактного вещества кости (указание на ожирение) или cribra orbitalia - испещрение костного вещества на внутренней верхней поверхности орбит (признак голодания и анемии), реконструируются мелкие дефекты и особенности лица.

    Скульптурная реконструкция

    Самый интересный и наиболее трудоёмкий - этап скульптурной реконструкции . По данным таблицы толщин покровов и корреляций Герасимова, с помощью штангенциркуля, скульптурного пластилина и тончайшего лезвия получают столбики-маяки соответствующей высоты толщиной около 5 мм, которые расставляются в главных, соответствующих замерам М. М. Герасимова, точках. После того, как все маячки выставлены во всех краниометрических точках, по профилю и франкфуртской горизонтали они соединяются гребнями из того же пластилина так, чтобы не повредить высоты маяков. Поэтому высота гребня между разными по высоте маяками должна быть неравномерной, и на одном своём конце быть равной ближайшему маяку, а на другом - увеличиваться относительно другого маяка.

    После чего полностью формируются две главные линии - фронтальная и линия франкфуртского сечения, которая является экватором черепа и проходит по нижнему краю глазницы, до верхнего края ушного отверстия. Промежутки между гребнями заполняются воском или тем же пластилином. В соответствии с индивидуальными анатомическими особенностями моделируются глазные яблоки, рассчитывается разрез глаз, моделируются веки.

    Постановка уха выполняется следующим образом. Известно, что длина прямой, проведённой от глабеллы, то есть точки, лежащей посередине между бровями, до подносового шипа, равна длине уха.(max.). Верхний контур уха равен по своей форме и своему положению шву височной кости, к которому присоединяется височная мышца. Выставляется высота и контур, затем моделируется ухо.

    Если необходимо, протезируются или имитируются зубы для точного определения прикуса. Профиль носа вырезается из пластилина по готовой графической реконструкции и реконструируется нос. По данным графической реконструкции, выполненной в натуральном масштабе, моделируются губы. В дальнейшем идет художественная обработка полученного образа с учетом половых, возрастных, расовых и этнических особенностей.

    Компьютерные техники

    Компьютер прост в использовании, но реконструкции, полученные компьютерным методом, крайне неточны [ ] . Все результаты, полученные такими методами, являются приближёнными и стандартизованными в пределах стандарта, заложенного в программе. Напротив, при непосредственной работе с черепом достигается максимальная точность подбора толщины тканей для данного рельефа. Антрополог может реконструировать такие мелкие детали, как морщины и небольшие дефекты лица, которые компьютер не в состоянии воспроизвести. Такая точность особенно важна при криминалистической экспертизе. И только при непосредственной работе с черепом, с его индивидуальным рельефом, это становится возможным.

    Человек способен видеть в каждом отдельном черепе уникальный неповторимый образец рельефа, микрорельефа, способен различать степень рыхлости компакты кости, выраженность тех или иных её фрагментов. По таким и схожим, на первый взгляд незначительным, особенностям черепа достигается максимальное сходство с оригиналом. Морщины, пухлость, полнота, жировые складки и наплывы, мелкие дефекты, положение бровей и форма губ - всё это и многое другое возможно реконструировать только при работе с черепом, без применения компьютера.

    История метода

    Во второй половине XIX века был открыт целый ряд стоянок первобытного человека (неандертальцев, кроманьонцев и других) с костными останками. Это побудило ученых искать способы восстановления облика древних людей. В 1877 г. немецкий анатом Шаафгаузен предпринял первую попытку воспроизведения внешнего облика человека по черепам эпохи палеолита . Спустя несколько лет швейцарский ученый Кольман совместно со скульптором Бехли разработали специальную методику исследований и создания по этим данным реконструкций. Они не ставили себе задачи портретного восстановления лица, считая что она вряд ли выполнима [ ] .

    1. Анализ черепа
    2. Графическая реконструкция
    3. Скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот, обеспечивающие в дальнейшем объективное построение портрета.
    4. Завершение работы над бюстом с учётом исторических данных (костюм, причёска).

    При создании портретов угроза некоторого искажения полученного образа в результате последующих этапов работы незначительна, так как при определении причёски всегда учитываются наиболее яркие этнические черты, а одежда воспроизводится по данным археологии. Поэтому портрет может быть дополнен изображением прически, одежды и украшений, если сведения о них достаточно достоверны. Воспроизведение внешнего облика лица по черепу может быть реализовано как в виде скульптурного изображения, так и в виде графического.

    Анализ черепа

    На этапе анализа черепа выполняются основные краниометрические замеры.

    Антропо-краниометрические данные [ ] :

    Затем составляется краниометрический паспорт черепа, в котором указываются пометки на черепе, краткое описание, место хранения, ответственное лицо, состояние черепа (целостность определяется по типу: cranium - целый череп с нижней челюстью, calvarium - череп без нижней челюсти, calva - черепная крышка), данные о раскопках или местонахождении и проч.

    С помощью специальных схем определяется возраст черепа - по количеству зубов, степени их стирания, порядку прорезывания, зарастания зубных ямок, сглаживания и истончения альвеолярных отростков, степени облитерации (зарастания) костных швов и др. По рельефу черепа и статистическим данным определяется пол (обычно, это самая лёгкая часть первого этапа).

    Графическая реконструкция

    На этапе графической реконструкции череп фотографируется в основных проекциях (но наиболее информативен профиль) с помощью кубуса- (куба-) краниофора, по фотографии или с помощью диаграфа строится профиль черепа. На схеме черепа реконструируются зубной ряд (если необходимо), нижняя челюсть (если отсутствует), височная и жевательная мышцы, глазное яблоко, губы, соответственно прикусу, нос. Известно, что если продолжить направление подносового шипа и направление костей носа, то в месте их пересечения будет находиться кончик мягкого носа. А если зеркально отразить профиль грушевидной апертуры, относительно прямой, проведённой от окончания носовых костей до кончика подносового шипа, можно получить приблизительный контур мягкого носа [ ] .

    Используя эти и многие другие антропологические приёмы, из работ Герасимова и Лебединской можно получить абсолютно точный контур носа. Толщину кожных покровов подбирают для каждого черепа индивидуально, отталкиваясь от таблиц составленных Герасимовым. В зависимости от пола, возраста, расы, рыхлости компактного вещества кости (указание на ожирение) или cribra orbitalia - испещрение костного вещества на внутренней верхней поверхности орбит (признак голодания и анемии), реконструируются мелкие дефекты и особенности лица.

    Скульптурная реконструкция

    Самый интересный и наиболее трудоёмкий - этап скульптурной реконструкции . По данным таблицы толщин покровов и корреляций Герасимова, с помощью штангенциркуля, скульптурного пластилина и тончайшего лезвия получают столбики-маяки соответствующей высоты толщиной около 5 мм, которые расставляются в главных, соответствующих замерам М. М. Герасимова, точках. После того, как все маячки выставлены во всех краниометрических точках, по профилю и франкфуртской горизонтали они соединяются гребнями из того же пластилина так, чтобы не повредить высоты маяков. Поэтому высота гребня между разными по высоте маяками должна быть неравномерной, и на одном своём конце быть равной ближайшему маяку, а на другом - увеличиваться относительно другого маяка.

    После чего полностью формируются две главные линии - фронтальная и линия франкфуртского сечения, которая является экватором черепа и проходит по нижнему краю глазницы, до верхнего края ушного отверстия. Промежутки между гребнями заполняются воском или тем же пластилином. В соответствии с индивидуальными анатомическими особенностями моделируются глазные яблоки, рассчитывается разрез глаз, моделируются веки.

    Постановка уха выполняется следующим образом. Известно, что длина прямой, проведённой от глабеллы, то есть точки, лежащей посередине между бровями, до подносового шипа, равна длине уха.(max.). Верхний контур уха равен по своей форме и своему положению шву височной кости, к которому присоединяется височная мышца. Выставляется высота и контур, затем моделируется ухо.

    Если необходимо, протезируются или имитируются зубы для точного определения прикуса. Профиль носа вырезается из пластилина по готовой графической реконструкции и реконструируется нос. По данным графической реконструкции, выполненной в натуральном масштабе, моделируются губы. В дальнейшем идет художественная обработка полученного образа с учетом половых, возрастных, расовых и этнических особенностей..
    Эта отметка установлена 6 июля 2013 года .

    Компьютер прост в использовании, но реконструкции, полученные компьютерным методом, крайне неточны [ ] . Все результаты, полученные такими методами, являются приближёнными и стандартизованными в пределах стандарта, заложенного в программе. Напротив, при непосредственной работе с черепом достигается максимальная точность подбора толщины тканей для данного рельефа. Антрополог может реконструировать такие мелкие детали, как морщины и небольшие дефекты лица, которые компьютер не в состоянии воспроизвести. Такая точность особенно важна при криминалистической экспертизе. И только при непосредственной работе с черепом, с его индивидуальным рельефом, это становится возможным.

    Человек способен видеть в каждом отдельном черепе уникальный неповторимый образец рельефа, микрорельефа, способен различать степень рыхлости компакты кости, выраженность тех или иных её фрагментов. По таким и схожим, на первый взгляд незначительным, особенностям черепа достигается максимальное сходство с оригиналом. Морщины, пухлость, полнота, жировые складки и наплывы, мелкие дефекты, положение бровей и форма губ - всё это и многое другое возможно реконструировать только при работе с черепом, без применения компьютера.

    Известные учёные

    См. также

    Литература

    • Алексеев В. П., Дебец Г. Ф. Краниометрия. Методика анропологических исследований, М., Наука, 1964.
    • Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология. Краткий курс, М., 1941.
    • Герасимов М. М. Восстановление лица по черепу (Современный и ископаемый человек) // Труды Института этнографии АН СССР. Нов. сер. 28, М., 1955.
    • Герасимов М. М. Основы восстановления лица по черепу, М., 1949.
    • Гинзбург В. Элементы антропологии для медиков, Л., Медгиз, 1963.
    • Дмитриенко М. В. Антропологическая реконструкция лица на основании данных черепа, Нальчик, 2010.
    • Лебединская Г. В. Реконструкция лица по черепу (методическое руководство), М., 1998.
    • Никитюк Б. А. Определение возраста человека по скелету и зубам, «Вопросы антропологии», вып. 3, 1960.
    • Павловский О. М. О методике фотографической документации антропологических исследований // Вопросы антропологии, вып. 10, 1962.
    • Хрисанфова Е. Н., Переводчиков И. В. Антропология, М.: МГУ, 1991.
    • Антропологическая реконструкция и проблемы палеоэтнографии: Сборник памяти М. М. Герасимова, М., 1973.
    • Антропологические типы древнего населения на территории СССР: По материалам антропологической реконструкции, М.: Наука, 1988.
    • Making faces: using forensic and archaeological evidence, by John Prag and Richard Neave, College Station: Texas A & M University Press, 1997.

Самое обсуждаемое
Обзор СЭД из Татарстана — система «Практика» или связи решают всё Обзор СЭД из Татарстана — система «Практика» или связи решают всё
Отраслевые решения «1С» для АПК - готовимся к посевной в условиях кризиса Отраслевые решения «1С» для АПК - готовимся к посевной в условиях кризиса
Как научиться магии огня? Как научиться магии огня?


top