Водяной нож. "Водяной нож" Пустые колодцы Америки

Водяной нож.

Нам почему-то кажется, что Конец мира должен обязательно наступить внезапно. Как стихийное бедствие, когда от тебя лично ничего не зависит. Упал метеорит. Солнце взорвалось. Прилетели злобные ребята с небес и приготовили из нас барбекю для своего пикника на обочине. Матушка-природа, наконец, нашла способ избавиться от Чумы-человечества, выведя ничем не убиваемый вирус. Простите, вы оказались не в то время и не в том месте. Так получилось, и никто ни в чем не виноват.

К сожалению, скорее всего, все будет совсем не так. Не прилетят пришельцы, не упадет метеорит. Просто в один несчастный день человек увидит, что дерево во дворе засохло из-за жары, исчезло озеро, в котором купался в детстве, а протекавшая рядом с домом река оказалась закована в стальные трубы очередной жадной до денег и власти корпорации.

Но тогда будет уже поздно говорить себе, что, да, мы слышали предупреждения ученых, что неразумное использование ресурсов ведет к катастрофе. Даже читали, по большей части, как страшные сказки, о тающих льдах, засухах и пыльных бурях. Но это было всегда где-то там, на другой планете, а здесь были милые домашние хлопоты и несравненно более важные, чем вырубленные где-то там леса, личные дела.

И, конечно, всегда найдутся виноватые. Жадные корпорации, расхищавшие ресурсы в погоне за богатством. Ученые, которые предупреждали не слишком настойчиво и очень уж непонятно. Власти, которых более заботили рейтинги на грядущих очередных выборах.

Но вместо поиска виноватых и стенаний об ошибках, не стоит ли честно признать: приметы грядущего Апокалипсиса уже давно и явно читаются в рекордных сводках погоды, высохшей траве и раскаленном асфальте? И причина его - каждый из более 7 миллиардов представителей рода человеческого.

Вот о таком виде Апокалипсиса рассказывает этот роман. Страшная засуха, вызванная климатическими изменениями и неразумной тратой водных ресурсов, приводит к постепенному упадку на некогда процветающих землях юго-запада США. Больше нет сверкающих городов и городков, нет самодовольных фермеров с их бесчисленными стадами и бескрайними полями кукурузы. Есть только несчастные, всеми презираемые и озлобленные беглецы, которых гонят перед собой песчаные смерчи и наступающая пустыня. Есть озверелые банды - падальщики Апокалипсиса. И есть только одна ценность, и это не жизнь, а самая обыкновенная вода.

Сюжет крутится вокруг кровавой, с большим количеством жестоких сцен, полной предательства и лжи истории о старых юридических правах на воду реки Колорадо, которые позволят одним обогатиться и остаться в живых, тогда как другие будут обречены на мучительную смерть. И это не рассказ для подростков, а жесткая история для взрослых, которая без прикрас показывает, что делают обстоятельства с обычными, нормальными и когда-то добрыми и законопослушными людьми.

В этом романе нет каких-то героев-суперменов, спасающих мир от всеобщей глупости и недальновидности. Это, в общем-то, обычные люди, озабоченные личным проблемами, которые сводятся к выживанию в жестоком мире. Если для этого необходимо убивать, лгать, воровать, предавать, то они делают это без мук совести или сожаления. Все по закону джунглей - каждый сам за себя. В общем, это именно те самые люди, из-за которых и наступил Апокалипсис.

Как всегда у Бачигалупи: динамичный сюжет, мрачная атмосфера неминуемой катастрофы, контраст пыльных пейзажей и запустения умирающих городов и наполненной жизнью прохлады экологических башен-убежищ, понятные герои и мотивации их поступков.

Но есть одно, но важное замечание. В идеале, после прочтения подобного, тесно связанного с нашими настоящими проблемами, романа должно остаться некое чувство беспокойства и неудовлетворенности, заставляющее задуматься о происходящем. И уж совсем хорошо, если после этого читатель сам, по собственной воле и в силу родившихся после прочтения собственных принципов, отправится убирать русло малой речки или заберет с собой мусор после пикника на берегу озера. Но если на протяжении романа раз сорок сказать что-то заезженное, подобное «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, - только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть» или «Нам надо работать вместе, чтобы добиться лучшей жизни», то эти правильные, умные и справедливые слова превратятся в итоге в пустоту. И ничего не получится. Опять. Часы продолжат тикать, отсчитывая дни, недели, годы до наступления Апокалипсиса.

Оценка: 8

Деньги, депрессия и дефицит ресурсов, три ключевых «Д», краеугольные камни, на которых Бачигалупи строит истории. Поиски бесценного банка семян, трущобы и энергетический кризис в «Заводной». Битва кланов за власть, будни мусорщиков и опять же ресурсный кризис в «Разрушителе кораблей». И «Водяной нож» - будущее юго-западных штатов США, в котором главной ценностью стала вода. Пересыхающие реки, заилившиеся озера и колодца - и отчаянная борьба за право наполнить трубопроводы водой священной реки Колорадо.

Пока Калифорния неумолимо распространяет влияние вверх по течению, пока водяная Королева Вегаса, Кэтрин Кейс, устраняет конкурентов, город Финикс балансирует на грани краха. Брошенные дома, наглеющие банды, затяжные песчаные бури, толпы беженцев из Техаса, валяющиеся в пустых бассейнах или развалинах трупы. Хэш-теги заметок Люси Монро, журналистки с Пулитцеровской премией, красноречивы: #ПорноКоллапса, #ФиниксСливается. Когда ее приятеля инженера жестоко убивают, она воспринимает это, как личный вызов и веский повод начать войну против тех, кто наживается на разрухе.

Мария, беженка из Техаса, знает о нужде не понаслышке, едва выживая среди бандитов, сутенеров и нищих. Каждый день - как пробежка по минному полю или заплыв среди стаи пираний. Неверный шаг - окажешься с переломанными костями в канаве или станешь ужином для гиен. А вот Анхель, выходец из Мексики, преданный пес Кейс и беспощадный водяной нож, смотрит на жизнь хладнокровно и уверенно. И без колебаний отправляется в Финикс, чтобы выяснить, почему паникует местный агент Кейс.

Бачигалупи пишет традиционно цинично, не пренебрегает чернухой, но не делает из нее цели. В мире, где вымирают целые штаты, трудно умолчать о беспределе и пытках, проституции и наркотиках. Но живописуя хроники апокалипсиса, Бачигалупи рассматривает мотивации и стратегии поведения людей, когда побеждает тот, кто верно предугадывает будущие правила игры. Тот, кто жестко прокладывает путь или же гибко уклоняется от врагов. Но кем он будет - дьяволом или святым?

Итог: жесткая смесь апокалипсиса, экшена и детектива.

Оценка: 8

Тех, кто с большим вниманием следит за творчеством Бачигалупи ещё с публикации «Девочки-флейты», и рассказов, примыкающих к написанному позже роману «Заводная», этот новый роман может вполне справедливо разочаровать. Он коммерческий. Даже последний изданный на русском языке роман Бачигалупи, «Разрушитель кораблей» несмотря на подростковую аудиторию, содержал ту неистовую экзотику и необычайную эстетику, которой автор мгновенно завоевал сердца читателей. Он был шагом навстречу рынку, поскольку категория young-adult имеет огромный спрос. «Водяной нож» уже шагнул прямо в эпицентр современного фантастического мейнстрима, - «голливудских» триллеров, обыгрывающих какую-нибудь одну фантастическую идею и описывающих США ближайшего будущего. Эта литература очень хорошо продается, и в 2010х её начали писать почти все. От звёзд вроде Уильяма Гибсона и Нила Стивенсона, до дебютантов вроде Мэттью Мэзера и Рамеза Наама. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Но в целом, эта дань читательским аппетитам делает новинки несколько однообразными. Американцы любят читать про США сломленные Китаем, про перестрелки и погони, а также про героев, оказавшихся среди сотен трупов и непрекращающегося насилия не по своей воле. И в этой книге всё это есть.

Тем не менее, книга порадует тех, кто любит хорошо написанную, но простую, остросюжетную литературу. Читается удивительно легко, - я прочитал её за один день. И в ней всё же есть кое-что от Бачигалупи, - его взгляд на мир. Для автора она вышла очень хорошей шлифовкой своих навыков в крупной форме, поскольку в предыдущих чувствовался недостаток опыта. «Заводная» была слишком эклектичной, а «Разрушитель кораблей» был повестью-переростком. Здесь же в этом плане всё отлично. Касаемо жанра, скажу, что это не постапокалиптика и не роман-катастрофа, здесь нет очевидной угрозы гибели человечества. Это роман о будущем, которое меняет облик человеческого мира. О времени перемен, когда в глазах одних людей ещё картина того мира, что умер, но они надеются на его возвращение, а у других уже появляются образы нового и понимание, что ничего не вернуть. Бачигалупи показывает неприглядность того, что уже сейчас происходит в его стране. Он лишь добавляет немного гротеска, проецируя тенденции в будущее, и получается очень реалистично. Это - роман-предупреждение. Но кто им внемлет?

Оценка: 7

Вода, он же оксид водорода - бинарное неорганическое соединение, молекулы которого состоят из двух атомов водорода и одного кислорода, соединенных между собой ковалентной связью.

Очень важна роль воды в возникновении и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Является важнейшим веществом для всех живых существ на планете.

Это мы знаем, а заглянув в Википедию, получим еще больше информации.

Она всегда была и есть вокруг нас, это воспринимается как должное, и ее важность и жизненную необходимость в самой полной мере осознают лишь жители бедных и жарких стран.

Но что будет, если это осознают все жители планеты?

Об этом роман «Водяной нож».

Сразу оказывается, что перед нами, по сути, продолжение идей «Заводной», только более приземленная их вариация, без массовой генной модификации и противоречивых в своей реальной эффективности технологиях.

История ближе к нашему времени и месту действия, меньше экзотики и чужой культуры, а больше демонстрации квинтэссенции всех человеческий пороков и качеств, какие вобрало в себя развалившееся США со всего человеческого вида.

Также имеет место быть локальность событий. Это обусловлено не только тем, что границы стран и штатов перекрыты, нет - сами люди сильно заняты попытками выжить при тотальном дефиците, и потому мы вместе с ними не узнаем, что твориться у других. Разве что только проскользнет информация о том, что в Китае дела идут неплохо, и это заслуга местных жителей, всегда готовых помочь ближнему своему. Потому он может позволить себе исполнять роль едва ли не единственной компании-работодателя на территории Северной Америки.

А в противовес этому развитию не раз продемонстрированы методы, которыми действуют Невада и Калифорния – захватить важную точку, уничтожить противника, и это ожидаемо приводит к новым трениям и конфликтам в и без того неспокойных городах. Автор вновь показывает нам, что у Востока есть и положительные черты, а Запад все более погружается в омут алчности и жестокости.

Кроме того, герои также немного походят на действующих лиц из «Заводной».

Кто-то продался, кто-то только намеревается это сделать по причине безысходности, одни пытаются пробраться через границу, другие – выбраться из системы, к созданию которой сами приложили руку. Кем-то ищется правда, кем-то движет желание спасти родной город. Вся их жизнь – движение, без этого не спастись в их мире.

И, к слову о мире - следует отметить и то обстоятельство, что автором ни разу не упоминается нефть и прочие ископаемые. Какой в них толк, когда нет воды, которая ценнее всего остального, вместе взятого? Однако, с другой стороны, это делает книгу все же несколько однобокой. Впрочем, история в первую очередь о людях и их действиях в сложных, быстро изменяющихся ситуациях, поэтому все же не станем считать это минусом.

Таким образом, «Водяной нож» в большой степени является повторением пройденного, с поднятием проблем вроде «человек человеку (в данном случае) койот» и «на что можно пойти, чтобы выжить». При этом книга более быстрая, чем «Заводная», поджарая, «бойцовая». Читается на одном дыхании и завершается запоминающимся финалом.

Оценка: 9

Мало кто пишет так хорошо, как Бачигалупи. И прочитать роман стоит хотя бы уже поэтому. Его книги полны мрачной колкой чувственности, болезненной и даже извращенной эстетики. Автор в лучших традициях фантастики рисует угрожающие картины будущего, которое может наступить, если не изменится отношение человечества к окружающему его миру.

Что есть вода? Важнейший природный ресурс, необходимый любому живому существу. Без воды человек не проживет и недели при интенсивной деятельности или повышенной температуре воздуха. Население постоянно растет, а климат меняется. Что произойдет, если на человечество обрушится дефицит воды? Свою версию развития событий нам и поведает автор.

Было трудно представить будущее, в котором вода становится единственным основополагающим ресурсом общества. В моей глубинке два последних лета идут сплошные дожди, какое мне дело до засушливых проблем Техаса? Однако персонажи книги не удостоили бы и плевка подобную эгоистичную реплику – тут даже моча идет в переработку. А задумывались ли вы, как много мог бы рассказать о человеке его пот?

– О, я знаю, к чему все идет.

– Тогда почему не уехала?

– Здесь больше жизни. (с)

Мир медленно катится в тартарары. Люди превращаются в зверей – гиен, падальщиков, пытаясь урвать свой кусок безбедной жизни. Богатые отрываются в шикарных, многоэтажных и защищенных особняках, но выгляни в окно и увидишь кучку оборванцев, которые мочатся в специальный пакет и тут же пьют из него. Люди снимают маски, оголяют натуры, ударяются в авантюры, чувствуя адреналин, толчками гоняющий кровь по организму в преддверии нависшей опасности. Люди бросаются в разнополярные крайности, одни открывают в себе сочувствие, другие – жажду крови и похоти, но и те и другие живут, как в последний день. Выжить в таких условиях способны только сильные духом, телом, умом.

Таковы главные действующие лица романа – юная девушка Мария, взрослеющая на глазах и, как губка, впитывающая правила нового кошмарного мира, фанатичная идеалистка-журналист Люси и бывший зек Анхель, сменивший робу арестанта на бронежилет наемника. Три личности с богатой на события историей жизни, преследующие собственные цели. Их мотивы понятны, им сочувствуешь и сопереживаешь.

Сюжет романа крутится вокруг ценного документа, древней бумаги, содержащей права на обладание объемной доли воды, из-за которой люди мрут очередями. Погони и перестрелки с бандитами, мародерами, бизнесменами, продажными копами и патриотами, в меру развлекают и держат в напряжении. Книга говорит с читателем на языке крови, секса и насилия – языке низменных образов, доступных любому примитивному существу, но с присущей автору яркой экспрессией и оригинальностью.

На мой взгляд, «Водяной нож» – это элегантный компромисс между исключительно развлекательным чтивом и интеллектуальной литературой. Качественный современный (не в хорошем или плохом смысле, а как факт) продукт, подслащенный фирменным стилем автора. И отсюда вырастает моя главная претензия к роману – недостаток глубины. Антигерои в нем (не злодеи, а именно антигерои) – обычные люди, оказавшиеся умнее или сильнее прочих. Автор обвиняет неопределенную серую массу обывателей в эгоизме, цинизме, равнодушии и безразличии, тем самым покушаясь на саму человеческую природу. Мысль не новая и давно устоявшаяся, она требует свежих идей и развития, но не получает их.

Зачем бежать? Если весь мир горит, то почему бы не встретить судьбу с пивом в руке – и без страха? (с)

Оправданно ли будет умереть за принципы, стать очередной жертвой порно коллапса, новым кадром в бесконечной череде снимков множества кровавых газетенок? Или бежать и надеяться, что есть на свете более благоприятное для жизни место? Немного обескураживает схематичность обрисованных проблем и вариантов их решения. Автор, словно вестник рока и глашатай апокалипсиса, глаголет ужасную правду, которой, увы, сто лет в обед, и едва не превращается в того журналиста кровавой газетенки, который роется в трупах и смакует громкие трагедии, стервятника, высматривающего свеженькую мертвечину.

В иных случаях рассказчика спасает стиль изложения, оригинальная подача материала или другой акцентированный компонент произведения. Но здесь описаниям не хватает той изощренной шокирующей экзотики и эмоционального напряжения, что были в «Девочке-флейте», сюжету – развития главной темы, подведения итога и четкого обозначения проблемы. Автор сам избаловал читателя прежними работами, приучив к ожиданию чего-то совершенно неординарного, а здесь наблюдается более ровный стиль, умеренный.

Лучше всего, пожалуй, Паоло Бачигалупи удаются художественные образы, словно импрессионист, он рисует впечатляющие картины и сцены, которые заводят, возбуждают или отвращают, или даже все это – одновременно. Возможно, воображение питает множество путешествий, выпавших на долю писателя. Антураж, мрачный и густой, описывается с жуткой реалистичностью. Мир, сотворенный в романе, истощающий сам себя, ужасен и правдоподобен, мир, в котором порция воды может стоить человеческой жизни...

При всех его преимуществах, «Водяной нож» – просто хороший по всем параметрам роман, динамичный, умный, стильный, и выделяющийся на фоне многих. Однако слишком ровный, умеренный.

Ну, так как, стакан или стопка?

Каждая капля – деньги. (с)

Оценка: 8

[i]Пока я сама не пойму, что случилось,

[i]Я и вам не смогу объяснить.

[i]Какая-то штука под шкаф закатилась,

[i]Порвалась какая-то нить.

Будущее, которое почти наступило. Можно сколько угодно спорить, будет ли это будущее именно таким, как это рассказано в книге. Именно таким и не будет, но чем-то очень похожем, почти не отличимым. Зеркальной копией. В больших или меньших масштабах. С минимальными последствиями или максимальным размахом. Только обязательно будет.

Хочется ли такого настоящего или будущего? О нет. Будет ли кто спрашивать о наших желаниях? Ответ будет тем же - нет. Игры «больших» начальников за малейшее влияние, деньги, да хоть за хорошую/сытную/спокойную жизнь может лишить всего (да и лишает уже) обычных «маленьких» людей. И вода как раз из таких игр. Удобно, поддается расчету, всегда можно поставить на счетчик и установить нужный тариф. Для полного счастья осталось только воздух начать продавать по той же схеме. Наверное, не долго осталось ждать.

Книга-предупреждение, книга-пророчество. Прочитать и решить, на сколько хочется жить именно так, как рассказано. На что угодно можно спорить, что никто не захочет жить так, как получилось в «Водяном ноже». Можно до хрипоты в горле утверждать, что России (или какой-либо другой стране с относительно нормальным водоснабжением) ничего не грозит - рек и озер много, людей местами очень даже мало. Чем не водный рай на земле? Только вот с рекой Колорадо и теми 40 миллионами жителей, что живут в бассейне этой реки, не сегодня, так уже завтра может случится предсказанное. И это не значит, что остальным (в силу своего относительного благополучия) ничего такого не грозит. Грозит. Только пока не совсем понятно когда именно. И никто не сможет рассказать, что станет отправной точкой для развития похожего сценария. Просто в один прекрасный момент станет ясно, что поворачивать уже почти некуда.

Что же относительно книги? Хороша. Помогает смотреть на мир именно так, как надо. Автор не пытался забалтывать с помощью мелких проблем трех героев основную проблему. За немного лихими приключениями есть ничем не прикрытый смысл. Немного открытая концовка? Так такой она и должна быть. Должна быть небольшая надежна, что все еще можно решить и начать исправлять. Хотелось бы жить в мире книги или стать кем-нибудь из основных или второстепенных персонажей? Да ни за что на свете! Трое основных персонажей (и упомянутые второстепенные) чуть ли не по головам готовы идти, лишь бы дойти до своей цели. Надо найти старые права на воду? Да запросто, на оставленный кровавый след можете не обращать внимание - вам показалось.

Оценка: 7

Господа и немногочисленные дамы, кто тут пришел за постапокалипсисом? Проходите, не задерживайтесь. Проходите, проходите, говорю вам. Нет тут его. Только почти ни на что не влияющий антураж от него остался.

С таким же успехом действие могло скажем происходить во времена сухого закона, а воду могло бы заменять спиртное. Ничего бы не поменялось. Все главные герои будто бы сошли со страниц бульварного чтива: крутой наемник, журналистка-правдорубка и девушка, у которой вечно проблемы. Показушная жестокость и пара откровенных сцен, которые якобы делают подобное чтиво «взрослым» в наличии. Очередное произведение в духе какого-нибудь Чейза, только в иных декорациях. И вот именно из-за них, декораций, магистральный сюжет становиться в разы тупее даже чем в подобных произведениях. У автора совершенно по-детски наивное представление о силе юриспруденции во времена, когда страна разваливается на части. Он живет в сытой и богатой державе, а все те ужасы, что описывает, видел лишь на картинках, и понятия не имеет, к чему они могут привести. Вот представьте, если действия сего бульварного чтива происходило в нашей стране, скажем в лихие 90-е,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

и бандиты сражались бы ради документов на собственность, подписанных еще при Хрущеве. Которые в объективной реальности, разумеется, уже ничего бы не значили.

Чувствуете весь градус абсурда? Чувствуете «компетентность» автора?

Плюс сюжет тут абсолютно предсказуем, если подобные вещи вы уже читали. Герой нашел решение какой-то проблемы? До конца еще далеко? Он облажается, ибо автору еще нужно тянуть резину, а новые трудности выдумывать лень.

В итоги имеем абсолютно проходной детективчик с легким налетом фантастики. Проходите, говорю вам. Нормальный постапокалипсис в другом месте. Явно не здесь.

Оценка: 5

Недалекое будущее. Вода становится главной ценностью. Кто владеет водой, тот имеет неограниченную власть. Расцвет переживают фирмы и корпорации, обещающие добыть живительную влагу из недр земли. Суды завалены делами о правах на пользование оставшимися водными реурсами. За дополнительную воду готовы убивать, пытать, разрушать города, ломать судьбы. Действие романа развивается на территории Соединенных штатов, которые представляют из себя по сути практически полностью независимые друг от друга территории, которые объединяют между собой корпоративные (и не только) войны за воду. Южные штаты превращаются в пустыню, где отчаявшиеся люди пытаются выжить. Некоторые пытаются иммигрировать на север вплоть до Канады, где воды еще хватает.

Главных героев несколько. Приезжая журналистка, живущая в агонирующем городе Техаса, молодая девушка, практически коренная жительница этого же города, матерый «решатель», курирующий водные интересы одного из больших боссов.

Фон - город Финикс, пытающийся удержаться от окончательной деградации, высушивания и гибель. Город, где на курсе цены на воду можно сколотить небольшое состояние. Город, где это состояние у тебя заберет местный бандит, держащий в страхе всю округу. Город, где чистое небо не видно из-за постоянных пылевых бурь. Город, где все продается и покупается. Город, где на фоне пыли и разрухи возвышается современный оазис - «аркология» - полная воды, жизни и свежего воздуха, места, за возможность жить в которых, большинство готовы продать свои и чужие души и жизни. Город, где находится место не только страху и предательству, но и верности, самопожертвованию, дружбе и любви.

Главным героям приходится постоянно принимать решения, связанные с выживанием. У каждого свои взгляды на жизнь, свои водоразделы в средствах для достижения целей. И что интересно, не смотря на достаточно отвратительные решения, которые им приходится принимать, ни один из главных героев не вызывает отрицательных эмоций. Автору удается так раскрыть мотивацию поступков, что чтобы они не делали, это не вызывает резкую антипатию. Другой большой плюс - декорации, тот самый город.

Из небольших минусов - «живучесть» героев, резкое ускорение событий ближе к концу книги. И, на мой взгляд, недостаточно уделенное внимание остальному миру. Хотя бы штрихами, но было бы интересно узнать, что происходит в остальном мире.

Итог: классный, жесткий, психологический роман, с элементами антиутопии, детектива и триллера.

Оценка: 8

Паоло Бачигалупи - признанный мастер постапокалиптики. В своих книгах, удостоенных множества премий, в том числе «Хьюго» и «Небьюла», он исследует тяжёлое будущее человечества, либо выживающего без нефти и электричества за счёт генетических модификаций («Заводная»), либо перерабатывающего металлы в затопленных после глобального потепления городах («Разрушитель кораблей»), или превратившегося в технобионтов после исчезновения всей флоры и фауны («Народ песка и шлаков»). В романе «Водяной нож» Бачигалупи обратился к теме ближайшего будущего, страдающего от нехватки воды. В этом мире Америка распадается, люди бегут из безводных южных штатов в северные, к истокам рек. Остановить поток беженцев призван Закон о независимости и суверенитете, и теперь техасцев для устрашения вешают на пограничных заграждениях Нью-Мексико. Успевшие выбраться из Техаса беженцы живут в палаточных лагерях рядом с насосами «Красного Креста». Всех остальных жителей штатов называют зонщиками, поскольку они не могут покинуть свой регион, хотя многие мечтают добраться до Невады, где, по слухам, можно набрать воды из фонтана прямо на улице. В Аризоне же воду надо покупать в автоматах при насосах, в домах жара и духота, а на улицу невозможно выйти без очков и респиратора из-за пыльных бурь. Хорошо живётся только богатым «пятакам», имеющим пятизначный номер, которые обитают на верхних этажах аркологий. Эти комплексы-оазисы с автономным электрообеспечением, с тропической зеленью и прудами с карпами внутри, также как и насосы «Китай - Дружба», строят китайцы. К этому новому миру Китай оказался приспособлен больше, чем США, где борьба за воду и жизнь приобрела самые жестокие способы. В целом, «Водяной нож» - фантастика ближнего прицела, динамичный роман о жизни людей в непростых условиях и их способности оставаться людьми.

Оценка: 8

Для начала, странный перевод. На обложке - «водяной нож», в тексте - «нож для воды», а по смыслу - «водорез». Это не прибор, не механизм и не инструмент, это человек.

По сути, крайне мучительно продирался через начало и середину. Тоска, смертная скука и беспросветное уныние. Детектив, вдобавок еще и в антураже страдающих от нехватки воды южных штатов США. Менее интересна, наверное, только карта миграции среднеазиатских сусликов. Внезапно, ближе к середине, книга резко набирает обороты, превращаясь из «производственного романа из провинциальной глубинки в лучших традициях капреализма» в историю про людей. Достаточно интересную историю.

Если разделять идею книги и ее сюжет, то идея этой конкретной, наверное, в том, что у каждого из нас есть набор разноцветных очков, через которые мы наблюдаем мир. Вот, только, некоторые люди никогда ничему не учатся.

В общем, впечатления смешанные. Если перетерпеть первую половину, то, весьма достойная книга.

Оценка: 7

Еще один вариант приближающегося конца света. Конечно, не для всех поголовно, но для очень многих, тем у кого забрали воду. Место действия - несколько штатов в США. Время определить точно нельзя, если только не брать за ориентир беззубую бабушку Бритни Спирс (автор видно сильно ее любит или ценит ее творчество), которая встретится героям романа на одном из плакатов.

В принципе, получился довольно неплохой боевик, с массой перестрелок, погонь, убийств. Присутствуют сексуальные сцены, пытки и жесткие допросы, издевательство над человеком. Поведение действующих персонажей выглядит довольно достоверно, по крайней мере, особых глупостей я не увидел.

Мне тяжело разобраться в хитросплетениях устройства каналов, дамб, искуственных озер, как это работает в реальности. По версии автора, если будет желание и возможности, то можно оставить без водоснабжения большие города, которые вымрут и превратятся в призраки. Сопутствующие всему этому детали: уличная преступность, появление крупных и хорошо оснащенных группировок, которые будут контролировать остатки воды и заниматься ее распределением, тысячи погибших и лишившихся своих домов. Повальная нищета, отсутствие работы, кроме проституции и торговли наркотиками, жестокие убийства по самым разным поводам, а чаще и просто так.

Однозначно, автору получилось показать всю грязь и городские нечистоты. В этом романе вы найдете подонков всех мастей и оттенков, потерявших остатки человеческого. Конечно, это произведение довольно жестокое, так как в реальности было бы, наверное, еще хуже.

В принципе, эта история вполне закончена и продолжение совсем не обязательно. Кстати, концовка получится на редкость удачной, по крайней мере, просчитать ее мало кому удастся.

Можно ли рассматривать это произведение, как предупреждение? Обязательно. Хорошая привычка беречь воду, должна быть у каждого на подсознании и на уровне рефлексов. Не стоит думать, что воды вокруг много, когда-то закончится все и вода в том числе. Давайте думать о тех, кто будет жить после нас и также захочет искупаться в чистом озере или реке.

Оценка: 8

Не мог я пройти мимо этого романа. Если не как фанат автора (да, каюсь первый раз его произведение читаю. До этого с ним знаком не был), то как работник организации, которая осуществляет подачу воды населению. Первое конечно что привлекло внимание, так это аннотация. Несмотря на то, что эта проблема кажется фантастической (как это, в городе или в стране может быть дефицит с водой), на самом деле это уже не столь отдаленная реальность. С которой если не нам, то нашим детям придется столкнуться. О том что, проблема реальна, можно не сомневаться. Достаточно вспомнить события в городе Владивостоке. Которые не так давно в принципе были. Это так к слову пришлось о реалистичности.

В остальном же, я рад что в очередной раз не ошибся с автором. Мне понравился его стиль изложение. Особенно порадовал, необычностью спикуляций на воде. Это было здорово. Хоть автор на грандмастера не тянет, но свой хлеб он ест не зря. Мне понравлось

Невада воюет с Аризоной и Калифорнией за воду, которая свободно дождит на Мэн - локус важней наличия на глобальном рынке. Знание сила, но у плодов прогресса есть добавленная стоимость - в аркологиях Лас-Вегаса и Финикса фонтаны бьют, но тем, у кого мало юаней, наука даст лишь фильтрованную а-ля астронавт мочу.

Автор строг и к американской традиции. Выдвигаться за счет продаж, защищать ферму с оружием в руках, получать образование, клясться в верности флагу, а в случае чего переехать... можно, пока есть халява. Качают халяву из-под земли (на которую «есть права») или это спрос на гранит столешниц, открытые границы и т.п., неважно. Есть - и лишь бы хватило ума направить поток в свой карман. Нет - время верблюжьих войск.

Оценка: нет

Немного удивляет то, что Бачигалупи после откровенно подросткового «Разрушителя кораблей» взял да и написал роман, в котором насилие течет рекой, словно на спор завоевывая кардинально более возрастную аудиторию. Ирония в том, что помимо насилия и бешеного темпа в мире «Водяного ножа» больше ничего не течет столь стремительно. Вода ценится на вес нефти докризисного периода, а идейная составляющая больше походит на занудные антиутопические развалы, нежели на нормальный постапокалиптик-выживастик. Но динамика у романа весьма хороша, крутость варева порой запредельная, читается влет и в принципе после прочтения, даже невзирая на вязкое послевкусие мерзотности, восторженных впечатлений остается больше. Но, скажем так, рекомендовать книгу кому-то еще я бы поостерегся, несмотря на отличный стиль и быстроту событий – надо учитывать вкусы и возможную неприязнь к насилию.

Ведь по наполнению «Водяной нож» – это совершенно чернушный боевик-триллер, типично мужской вариант чтива (для женщин, разве что, судьба Марии может стать поводом прочитать, но я не думаю, что тяготы несчастной женщины перевесят все остальное). Здесь и насилие, и пытки, и смачно описанный секс, и стрельба, и погони, и горы трупов, и напряжение создается и закручивается в тугой узел интереса, но по окончании книги подозреваешь, что автор банально перегнул с чернухой. Казалось бы, имея на руках и в уме такую интересную идею как тотальный водяной дефицит, а также опыт в построении постапокалиптического общества, пиши хорошую фантастику с упором на научные выкладки (что-то вроде Игановского «Отчаяния»). Но нет, Паоло предпочел написать роман о криминалитете, преступности и снабдить его мерзкими персонажами, у которых свое отчаяние, но причины их поступков, как и сами поступки, порой вызывают оторопь.

Ну и муть! Вторично все! Главные герои не то чтобы совсем плоские, но в судьбу тяжелую и фатальную верится с трудом. Сам мир описан мелко и остается большой полет фантазии, но фантазировать почему-то не хочется. Где-то идут дожди и все хорошо, а где-то пустыня наступает? Да, возможно. Но это еще не конец света как таковой. Города под куполами? Опять же-возможно, но какая материальная база лежит за всеми этими постройками? Да-да, все просто объяснить китайцами и их мощной экономикой спустя,допустим,50 лет, но не факт, что у человечества будет это время. Конец света местечковый в США!? Да отлично, но не убедительно. Хорошая драма и не более. Грязи и жестокости хватает в современном мире и не нужно ходить далеко в будущее за новыми вариациями.

Все-таки иногда редакция находит в себе силы отвлечься от кино, чтобы прочитать книгу-другую. На этот раз наши руки дотянулись до романа Паоло Бачигалупи, и нам почему-то резко захотелось попить водички.

Порой писатель достигает завершенной, точеной формы романа, превращая его в оружие. Все лишнее отбрасывается, а жанровые особенности вдруг перестают быть клеткой и становятся основой убийственного механизма. «Водяной нож » для Паоло Бачигалупи — как раз такой случай. Взяв привычную для него тему апокалипсиса не фантастического, а вполне себе реалистичного (в США недостаток водных ресурсов и идет жестокая битва за воду), он вписал в этот колоритный фон несколько отменных характеров и приправил жесткостью жизни.

Паоло Бачигалупи постоянно берется за экологические катастрофы, но нотка предостережения и демонстрация социальной несправедливости заставляет ощущать эти тексты как поучительные. Здесь же он подключил еще и скупой тон делового цинизма. В высыхающих пустынных городах все одинаково устали — и цепной пес властей, и готовая на все ради материала журналистка, и рвущаяся к лучшей жизни девушка из трущоб. В результате получился почти эталонный, плотный боевик без сантиментов. Ну, из тех, что вы всегда хотите увидеть на экране, но что-то идет не так.

Итак, юго-запад США, недалекое будущее. Пресной воды начинает сильно не хватать, поэтому компании, владеющие реками и прочими водными ресурсами, вступают в жестокую конкуренцию друг с другом и политическими властями. Калифорния жестоко распространяет свое влияние, чтобы захватить контроль над водой реки Колорадо, не гнушаясь подпольными операциями. «Водяная королева Вегаса» Кэтрин Кейс готова вытрясти из людей последние медяки, чтобы сохранить контроль над водой. У нее есть свои корпоративные войска, и им под силам уничтожать целые города, отключая их от воды за неуплату. Жители дрожат, заслышав про приезд «водяных ножей» — корпоративный спецназ, отрезающий воду. Анхель — один из них, верный пес Кэтрин Кейс, прибывающий в обреченные на уничтожения места.

Основным местом действия становится умирающий город Финикс, который пытается и все никак не может поглотить пустыня. Идеальное для неонуара место действия, и герои здесь под стать — хладнокровный убийца Анхель, привязавшаяся к полумертвому городу журналистка и кое-как сводящая концы с концами беженка из Техаса. В мире последней нужно делать все, чтобы выжить, — иначе тебя скормят гиенам главы криминальных банд. Анхель прибывает в город, чтобы разузнать, почему поставленный Кэтрин Кейс агент ведет себя странно. Уж не перекупили ли его другие штаты? То, что казалось простым заданием, очень быстро превращается в жестокую резню. Весьма витиеватым, но тугим образом нити трех героев сплетаются в одну. Бачигалупи тут достиг высшего пилотажа, отбросив все лишнее, но при этом феноменально точно обрисовав характеры. История Анхеля, Люси и Марии — это очень жестоко и очень красиво.

Иллюстрация Майка МакКейна (http://mikebot.net/The-Water-Knife)

Самое большое достоинство «Водяного ножа» — это персонажи и их развитие. Очень четко, экономно и тем не менее убойно Бачигалупи заставляет каждого пройти через точки слома. Мораль «хорошего-плохого» здесь заменена моралью выживания, его герои могут быть добры, но пытки и угрозы заставляют их изменять свое мнение. При этом нет любования чернотой жизни, все остаются увлеченными своими целями людьми. Интересно также, что засуха юго-запада США подается фоном, сопровождающим жизнь героев, частью бизнеса, а не является алармистским флажком. Высокие ставки заставляют героев действовать ожесточенно, отчаянно. Каждого из них Бачигалупи наделил своим убедительным мировоззрением да еще и лихо закрутил сюжетные повороты. Простая и при этом невероятно увлекательная книга, в которой все детали тесно подогнаны друг к другу.

Анна Бокий

Не мог я пройти мимо этого романа. Если не как фанат автора (да, каюсь первый раз его произведение читаю. До этого с ним знаком не был), то как работник организации, которая осуществляет подачу воды населению. Первое конечно что привлекло внимание, так это аннотация. Несмотря на то, что эта проблема кажется фантастической (как это, в городе или в стране может быть дефицит с водой), на самом деле это уже не столь отдаленная реальность. С которой если не нам, то нашим детям придется столкнуться. О том что, проблема реальна, можно не сомневаться. Достаточно вспомнить события в городе Владивостоке. Которые не так давно в принципе были. Это так к слову пришлось о реалистичности. В остальном же, я рад что в очередной раз не ошибся с автором. Мне понравился его стиль изложение. Особенно порадовал, необычностью спикуляций на воде. Это было здорово. Хоть автор на грандмастера не тянет, но свой хлеб он ест не зря. Мне понравлось

7 0

Татьяна Агеева

Начну издалека: с обложки и издания в целом. Обложка твёрдая, страницы белые - тут всё в порядке. Но. Есть замечание. И оно относится ко многим купленным книгам. Возможно это я такая невезучая, но чуть ли не каждая вторая книга приходит с дефектом. Иногда страницы чуть подорваны, а бывает, как сейчас, дефект обложки в виде вмятин. Не очень приятно. Перейду к впечатлениям. В целом мне понравилось: живо описанный мир, некоторый "реализм" в плане слов и действий персонажей, водные бюрократические перипетии и в само повествование. Так. А теперь буду ругать. 1) Присутствие спорного главного героя. Их вообще три, и двое - мне, так скажем, вкатили, но есть третий, и вот он ощущается как второстепенный-главный персонаж. Объяснить, пожалуй, не смогу - что-то в моём восприятии. 2) Представьте, вот персонажи находятся в одной локации, и глава закачивается. А в следующей главе персонажи должны оказаться в другой локации, и нам не требуется глава с их туда перемещением. Т.е. сначала одна локация, затем сразу другая. Так вот. Главы с этой самой другой локацией нет. Книга, можно сказать обрывается на главе, превращая концовку не то что бы в недосказанность аля "Ну, тут много чего могло произойти, но основу-то мы вам выдали", а в обрыв. Полагаю, для книги планировалось продолжение, иначе вышло не очень. Если продолжение выйдет (или оно уже есть), то неплохо, а если его не будет, и это - законченное произведение, печально. По факту, произведение - обычная развлекательная фантастика, глубины в ней необходимый минимум - ровно столько что-бы это было интересно читать. Книга интересная, ближе к середине она довольно крепко урвала моё внимание. Но вот перечитаете ли вы её? Вряд ли. Уж я точно не стану Вспомните ли вы через пол-года сюжет? Кто знает? Исходя из вышесказанного и складывается моя оценка. Ну и цена, конечно, смешная для подобного издания.

    Оценил книгу

    Пустые колодцы Америки.

    Будущее, которое почти наступило. Можно сколько угодно спорить, будет ли это будущее именно таким, как это рассказано в книге. Именно таким и не будет, но чем-то очень похожем, почти не отличимым. Зеркальной копией. В больших или меньших масштабах. С минимальными последствиями или максимальным размахом. Только обязательно будет.
    Хочется ли такого настоящего или будущего? О нет. Будет ли кто спрашивать о наших желаниях? Ответ будет тем же - нет. Игры «больших» начальников за малейшее влияние, деньги, да хоть за хорошую/сытную/спокойную жизнь может лишить всего (да и лишает уже) обычных «маленьких» людей. И вода как раз из таких игр. Удобно, поддается расчету, всегда можно поставить на счетчик и установить нужный тариф. Для полного счастья осталось только воздух начать продавать по той же схеме. Наверное, не долго осталось ждать.
    Книга-предупреждение, книга-пророчество. Прочитать и решить, на сколько хочется жить именно так, как рассказано. На что угодно можно спорить, что никто не захочет жить так, как получилось в «Водяном ноже». Можно до хрипоты в горле утверждать, что России (или какой-либо другой стране с относительно нормальным водоснабжением) ничего не грозит - рек и озер много, людей местами очень даже мало. Чем не водный рай на земле? Только вот с рекой Колорадо и теми 40 миллионами жителей, что живут в бассейне этой реки, не сегодня, так уже завтра может случится предсказанное. И это не значит, что остальным (в силу своего относительного благополучия) ничего такого не грозит. Грозит. Только пока не совсем понятно когда именно. И никто не сможет рассказать, что станет отправной точкой для развития похожего сценария. Просто в один прекрасный момент станет ясно, что поворачивать уже почти некуда.
    Что же относительно книги? Хороша. Помогает смотреть на мир именно так, как надо. Автор не пытался забалтывать с помощью мелких проблем трех героев основную проблему. За немного лихими приключениями есть ничем не прикрытый смысл. Немного открытая концовка? Так такой она и должна быть. Должна быть небольшая надежна, что все еще можно решить и начать исправлять. Хотелось бы жить в мире книги или стать кем-нибудь из основных или второстепенных персонажей? Да ни за что на свете! Трое основных персонажей (и упомянутые второстепенные) чуть ли не по головам готовы идти, лишь бы дойти до своей цели. Надо найти старые права на воду? Да запросто, на оставленный кровавый след можете не обращать внимание - вам показалось.

    Оценил книгу

    Среди современной фантастики третий роман Бачигалупи выделяется ровно тем же, что и предыдущие два - динамикой сюжета, его прямо-таки нечеловеческой сосредоточенностью на движении вперед. Здесь нет ни ненужных лирических отступлений, ни толпы непонятных героев второго-третьего-четвертого планов, а вместо томительных многостраничных экскурсов в прошлое - краткие флэшбеки в краткие моменты рефлексии главных героев (или их отключки).
    Конечно, все тут немного клишированно - злобные корпорации, еще более злобные гангстеры (исходя из текста романа - просто несусветные звери, честное слово), продажные копы м вообще человек человеку волк. Хотя трио главных героев вполне убедительно - ну, разве что Мария немного отстает от Анхеля и уж тем более Люси Монро, журналистки, которая не задумываясь прострелит вам коленную чашечку, если будет нужно для статьи (утрирую, но все же).
    Тут у Бачигалупи очень занимательный баланс получается - вроде и все признаки не очень умного блокбастера на месте, однако же роман нигде не скатывается в пародию - текст отлично держит градус интереса и явно нигде не проседает.
    Вообщем, если вы ищите ладный фантастический боевик "ближнего прицела" без особых претензий на великую литературность - "Водяной Нож" будет в самый раз. Еще и с небольшой долей мексиканского колорита.

    Оценил книгу

    Общее впечатление от книги - приятная неожиданность.

    Думал, что это проходной фантастический боевичок, как раз отличный для того чтобы расслабить мозг в промежутке между более серьезной литературой. Оказался неправ.

    Сеттинг - недалекое будущее без осточертевшей постапокалиптики. Здесь наступил водяной киберпанк с Гибсоновскими мотивами - смешались в кучу люди, кони, высокие технологии и неимоверная нищета. Главный ресурс - вода, за которую борются государственные машины и частные корпорации, перемалывая на своих шестеренках персонажей второго плана. И все это в фирменном мексикано-техасском колорите с легкими вкраплениями Китая.

    Кстати, о персонажах. Они удались. Троица главных действующих лиц - Анхель, Люси и Мария сбалансирована настолько хорошо, настолько идет соответственно своему образу, что ни разу за все время прочтения не удалось торжествующе закричать "Не верю!". В них всего в меру и как надо - характера, прошлого, мотивов. Нигде не пересолено, чтобы выжать слезу, нигде не переслащено, чтобы читатель в них отчаянно влюблялся, нигде не переперчено, чтобы от брутальности сводило скулы.

    Сюжет. Он прост. Но в этом и его преимущество, нет ощущения что автор вымучивает из себя неимоверные навороты, чтобы удерживать читательское внимание. Есть одна общая проблема, которую главным героям нужно решить помимо своих мелких. И, собственно, этим они и занимаются.

    Концовка почему-то порадовала своей простой, народной "жизой". Пустыня - не для святых и дьяволов, она для людей, которые хотят простых вещей без слишком высоких мотивов.

    Воды. Прохлады. Чувства защищенности.

Водяной нож Паоло Бачигалупи

(Пока оценок нет)

Название: Водяной нож
Автор: Паоло Бачигалупи
Год: 2016
Жанр: Зарубежная фантастика, Зарубежные детективы, Крутой детектив, Научная фантастика

О книге «Водяной нож» Паоло Бачигалупи

Паоло Бачигалупи — довольно известный современный американский писатель, работающий в жанре «фантастики». Его дебютный роман под названием «Заводная» получил признание как критиков, так и читателей и выиграл несколько престижных премий.

Читать его роман «Водяной нож» стоит всем тем, кто интересуется новыми необычными произведениями в давно привычных литературных жанрах. В данном произведении хорошо известная поговорка о том, что решетом воды не наносишь, приобретает абсолютно новое угрожающее звучание.

Паоло Бачигалупи посвящает свой роман теме глобальной засухи, которая в недалеком будущем может обрушиться на планету Земля. Автор предостерегает все человечество об опасности, связанной с неэффективным использованием природных ресурсов. Но даже эта важная тема служит для него лишь фоном для того, чтобы рассказать душераздирающую историю человеческих достижений и утрат.

В книге «Водяной нож» речь идет об Америке, находящейся на пороге катастрофы. Сотни тысяч дезориентированных беженцев пытаются покинуть страну. Они не жалеют дальше оставаться в запустелых городах и разрушенных поселках. На их пути лишь одна преграда – отряды самообороны, которые пытаются защитить свою землю и остатки продуктов.

Страна, в которой происходят события романа, превратилась в огражденную колючей проволокой территорию. В больших городах идет настоящая война за владение водными ресурсами. В таком мире именно «нож для воды» становится символическим воплощением надвигающегося апокалипсиса, который в любую минуту может прервать человеческую жизнь.

Паоло Бачигалупи в своем романе «Водяной нож» очень удачно использует элементы сразу нескольких жанров. Именно это придает его произведению дополнительную интригу.

В центре повествования история трех совершенно непохожих друг на друга персонажей, которые находятся в Фениксе. Один из них является профессиональным убийцей, который потерял связь с командованием. Другая героиня романа – это журналистка Лиза, а третья – юная беженка, которая просто пытается выжить в сложившихся обстоятельствах.

Автор очень убедительно передает эволюцию сложных характеров главных героев своей книги. Он подробно описывает тончайшие психологические изменения в их восприятии действительности. Писатель довольно удачно использует целый ряд метафор, передающих происходящие в жизни персонажей события.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Водяной нож» Паоло Бачигалупи в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Водяной нож» Паоло Бачигалупи

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :


top