«Изложения. Тексты для изложений Георгий Скребицкий

«Изложения. Тексты для изложений Георгий Скребицкий

2.2.1. Изложения с творческим заданием (маркировка буквой «А») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ
Данные тренировочные материалы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших обучающихся.
Инструкция для обучающихся
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по предложенному тексту. Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов. Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.


Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.



Изложение с творческим заданием № АИ-9-1
Богата наша страна местными речениями и диалектами.
Но существует вершина – чистый и гибкий русский литературный язык. Обогащение его за счёт местных слов требует строгого отбора и большого вкуса. Потому что есть немало мест в нашей стране, где в языке и произношении, наряду со словами – подлинными перлами, есть много слов корявых и фонетически неприятных.
Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно.
Для того чтобы оно стало понятным, совсем не нужно ни скучных объяснений, ни сносок. Просто это слово должно быть поставлено в такой связи со всеми соседними словами, чтобы значение его было ясно читателю сразу, без авторских или редакторских ремарок.
Одно непонятное слово может разрушить для читателя самое образцовое построение прозы.
Нелепо было бы доказывать, что литература существует и действует лишь до тех пор, пока она понятна. Непонятная нарочито заумная литература нужна только ее автору, но никак не народу.
Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце. Коротко и ясно эту мысль выразил Лев Толстой: "Простота есть необходимое условие прекрасного".
Из многих местных слов, которые я услышал, к примеру, во Владимирской и Рязанский областях, часть, конечно, непонятна. Но попадаются слова превосходные по своей выразительности. Например, старинное, до сих пор бытующее в этих областях слово "окоём" – горизонт.
На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окоёмово. Из Окоёмова, как говорят его жители, "видно половину России".
Горизонт – это всё то, что может охватить наш глаз на земле, или, говоря по-старинному, все то, что «емлет око». Отсюда и происхождение слова «окоём».
Очень благозвучно и слово «Стожары», – так в этих областях народ называет звездные скопления. Это слово по созвучию вызывает представление о холодном небесном пожаре.
Такие слова украсят и современный литературный язык.
В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.
(По К. Г. Паустовскому)
(300 слов)
Задание
1. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка К. Г. Паустовского «Словари».
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему интересно узнавать историю происхождения слов?
Изложение с творческим заданием № АИ-9-2
Художник Сергей Коненков, посетив музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», сказал: «Знаете, про что здешние птицы пели Пушкину? Они пели ему про «чувства добрые», про дорогу, которую он искал всю свою жизнь. Михайловское было для него раем!»
В Михайловском, куда бы вы ни пошли, всюду птица – добрая, доверчивая к тем людям, для которых Пушкин и всё пушкинское священно и неприкосновенно.
В центре усадьбы, там, где летом бывает почти полмиллиона паломников, растут густые кусты шиповника, жасмина. За ними хорошо ухаживают, поэтому нет ничего удивительного, что в каждом из них летом живут и гнездятся птицы.
А разве неудивительно, что дикие утки, много лет кряду выводящие утят в зарослях Чёрного пруда, после того как птенцы вылупятся, уводят их по Еловой аллее к месту своего постоянного пребывания – на реку Сороть. Обычно это случается в день Пушкинского праздника поэзии, когда по аллее бежит несметная толпа людей. Все спешат, ничего не замечают, гонятся за экскурсоводом… И среди этой толпы – семья молодых утят, важно шествующих к реке. Иные люди и замечают это чудо, но им кажется, что так здесь всегда, что это один из заповедных, постоянно действующих пушкинских экспонатов!
Неподалеку чуть слышится какая-то другая возня и воркотня. Это цапли готовят своих малышей на сон грядущий… Михайловские серые цапли! Их много - около полусотни гнезд. Живут большой колонией в больших гнездах, на самых больших соснах. Эта птица вообще любит лишь те места, где есть озёра, реки, болота, где водится много рыбы, лягушек, змей, до которых она большой охотник. В Михайловском всего этого вдоволь, и цапли здесь издревле.
От зари до зари цапли в полёте и охоте. Когда молодые цапли начинают учиться парить, они часто выпадают из гнезда. Мы их подбираем, зовём ветеринара, он осматривает птицу и, если есть в ней какая поломка, накладывает лубок. Лечим её, кормим свежей рыбёшкой, лягушками. Птица живёт в вольере, а потом она выходит в сад, пробует летать, а там, смотришь, взмоет в небо и улетит к своим сородичам у озера Маленец.
В последние дни октября, когда ложится на землю осенний туман и «сребрит мороз увянувшее поле», птицы всей стаей собираются на своих соснах, отпоют прощальную песнь и улетают в дальний путь.
И тогда в Михайловскую обитель приходит грустное безмолвие.
Пушкин любил рисовать. Многие рукописи его произведений покрыты самыми разнообразными набросками. Это и автопортреты, и портреты его друзей, братьев, товарищей, это и явления природы - деревья, кусты, кони… и птицы.
(По С. С. Гейченко)
(383 слова)
Задание
Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка С. С. Гейченко «Чувства добрые».
Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему, с Вашей точки зрения, природа вдохновляет писателей и художников на творчество?
Изложение с творческим заданием № АИ-9-3
На исходе дня к бабе Настасье пожаловали ребята. Стоявший впереди других скуластый парнишка в высоких сапогах спросил, нет ли у неё реликвии войны.
«Есть у меня письмо с фронта. От мужа моего, Петра Васильевича», – сказала баба Настасья неуверенно.
Она достала какой-то бумажный треугольник. Старший протянул руку, и баба Настасья нехотя отдала письмо. Письмо было коротким и простым. Когда кончили чтение письма, конопатенькая девочка покачала головой: «Нет, это не реликвия. Всё про табак, про портянки. А клятвы «Умрем, но не отступим!» нет».
Старший хотел сложить письмо уголком, но не сумел. Так и сунул хозяйке несложенным.
Ребята ушли, а баба Настасья стояла перед закрытой дверью с письмом в руке, словно только что приходил почтальон.
Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. Ведь никто давно не получал писем.
На фронте была своя война, а в деревне – своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы. Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжёлая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнём.
И вот тогда они требовали от Настасьи читать её письмо. Настасьино письмо грело измученных, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне…
И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...
Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. А раз пришло письмо – значит, он жив.
Только очень далеко от дома. И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портянки...
Она отвела глаза от письма и вспомнила про ребят, но не рассердилась. Эти ребятишки вечно что-то собирают - то лекарственные травы, то колоски. Теперь они ищут реликвии.
А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомёк, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрём, но не отступим!»
Тут хлопнула калитка и баба Настасья увидела три приближающиеся фигурки: это ребята возвращались за письмом солдата.
(По Ю. Я. Яковлеву)
(340 слов)
Задание
1. Напишите сжатое изложение по фрагменту по фрагменту рассказа Ю. Я. Яковлева «Реликвия».
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему люди стараются сберечь память о трудных военных годах?
Изложение с творческим заданием № АИ-9-4
Осенью дело было.
Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, давило колесами машин, царапало, мяло. Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород. На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод.
Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. Я обрубил, вычистил землю вокруг дикой рябинки, и стала она расти, крепнуть, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась – глаз не оторвать!
Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. Эти пошли вширь. Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.
А дикая моя рябинка совсем взрослая и весёлая сделалась. Одной осенью особенно уж ярка и обильна на ней ягода выросла. И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже и не присели.
Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек.
А вокруг рябины и под нею цветы растут – медуница-веснянка. На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощам негде расти.
Взялась как-то моя тётка полоть в огороде и стала бранить медуницу с календулой.
Приезжаю следующей весной – в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся.
Поскучнел мой огород. Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку. Встал я на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощение за бранные слова.
Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растет ныне по всему огороду широко и привольно. Но календулы нигде нет… Пробовал сажать –одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.
Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю.
(По В.П. Астафьеву)
(349 слов)
Задание
1. Напишите сжатое изложение по фрагменту рассказа В. П. Астафьева «Худого слова и растение боится».
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему человек должен чувствовать ответственность за произнесённое слово?
Изложение с творческим заданием № АИ-9-5
Мы везли клетки с ондатрами к большим озерам. Там был намечен выпуск зверьков. Одна ондатра приболела, и лесник предусмотрительно отсадил её в отдельную клетку. На мой вопрос о зверьке он грустно пожал плечами, помолчал и только потом ответил: «Плохо. Совсем задыхается. И помочь не можем».
При тщательном осмотре я заметил на шее зверька маленькую ранку. Мы выстригли мех вокруг неё и промыли раствором марганцовки.
Я устроил ондатре удобное, мягкое лежбище. Налил свежей воды, подсыпал овса. Зверёк сидел, всё так же нахохлившись, и был совершенно равнодушен ко всему. Я присел около клетки, и наши глаза встретились. Ондатра печально и пристально смотрела на меня, и я неожиданно для себя сказал ей: «Ну, моя красавица! Теперь всё будет хорошо».
Мы продвигались всё дальше к месту выпуска ондатр. Зверёк начал поправляться. Сперва в его глазах исчезла неуёмная тоска, потом глазёнки стали поглядывать и вовсе весело.
Мы подружились со зверьком. Её клетка всегда была рядом со мной, в лодке и на ночёвке. Я брал ондатру на руки, гладил, а она весело поглядывала на меня и даже «разговаривала»: как бы чуть слышно цокала, а временами раздавался своеобразный переливчатый писк.
И вот мы у цели. Вечером выпуск зверей в родную среду обитания. Мне и грустно, и радостно. Грустно оттого, что расстаюсь с моей красавицей навсегда, радостно, что выпускаю её на свободу. Клетки разнесены по кромке берега большого озера. Дверки открывают одну за другой. Зверьки выскакивают из секций и плюхаются в воду. Вот они уже снуют вдоль берега, ныряют, с писком гоняются друг за другом.
Отворил дверку и я. Взяв в руки ондатру, шагнул и тихо опустил на воду. В тот же миг с громким всплеском она нырнула.
Ну вот и всё. «Живи, моя красавица», – сказал я, опускаясь на кочку. Грустно ли было мне в этот момент? Конечно, грустно, даже больше чем грустно. «Вот как можно привыкнуть к зверёнышу», – подумал я, наблюдая за весёлой суматохой зверьков. Неожиданно у самых моих ног появилась ондатра. Сомнения не было. Это была она, моя красавица. Да, она действительно была красивой, или уж показалась мне такой в лучах заходящего солнца, в блестящей, с бронзовым отливом шубке.
Ондатра выползла на берег и по моей ноге вскарабкалась на колени. Вскарабкалась и сразу «заговорила». Я гладил её и повторял: «Моя красавица». Посидев немного, ондатра забеспокоилась, спрыгнула с колен и убежала в воду, а я ещё долго сидел на берегу…
(По К. Д. Янковскому)
(377 слов)
Задание
1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту рассказа К. Д. Янковского «В пути далёком».
2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как характеризует человека забота о живой природе?
2.2.2. Изложения с творческим заданием (маркировка буквой «К») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ
Данные тренировочные материалы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, глухих обучающихся.
Инструкция для обучающихся
Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по предложенному фрагменту. Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развёрнутое изложение (по выбору обучающегося).
Объём развёрнутого изложения не более 300 слов. Объём сжатого изложения – от 40 до 100 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Дайте аргументированный ответ на вопрос.
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Примечание для организатора:
тест изложения читается 3 раза;
глухим и слабослышащим обучающимся текст изложения дается для чтения на 40 минут (по истечении этого времени организатор забирает текст и обучающийся пишет сжатое или развернутое изложение с творческим заданием).
Тексты изложений с творческим заданием
Изложение с творческим заданием № КИ-11-1
Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у неё было пятнышко, точно как раскрытая книга.
Во время войны Книга стала боевой партизанкой. Была она лошадью поразительно умной, однако и характер имела! Не понравится седок – и тогда она сердито грызёт удила, становится на дыбы и кружится на одном месте.
Зато какой смирной и послушной становилась Книга в руках того, кто умел приласкать её. Так, неизвестно по каким приметам, выделила Книга из всего отряда партизанскую связную Таню. У Тани были весёлые глаза и толстая, до колен, тёмная коса.
Дружили они искренне и самоотверженно. Книга умела, когда необходимо было, замаскироваться, лечь на землю и лежать неподвижно до того времени, пока ей не разрешали встать. Она умела ступать, как кот, и бег её был лёгким и стремительным. Не один раз выносила Книга бесстрашную партизанку из-под вражеских пуль. Зато и сама Таня не раз отдавала своей боевой подруге последний ломоть хлеба...
Однажды лесной дорогой Таня возвращалась верхом на Книге с боевого задания. Утомлённая бессонной ночью, она незаметно задремала. До лагеря оставалось ещё несколько километров, но умница Книга знала все партизанские тропки.
Неожиданно Таня проснулась от того, что Книга застыла на месте. Таня тронула лошадь стременем – в ответ Книга лишь повела настороженными ушами. Тогда Таня спрыгнула с седла на землю и решила разведать местность. Она осторожно шла, раздвигая кусты, а Книга не отставала от неё. Волнение Тани всё росло. Сон как рукой сняло. Ещё куст ивняка, ещё куст – и Таня замерла на месте. На небольшой полянке дымились обломки самолёта. И среди этих обломков лежал наш, советский, лётчик.
Таня попыталась поднять его и посадить, но он был без сознания.
Таня вспомнила про свою верную Книгу. Умное животное откликнулось на призыв хозяйки и в мгновение очутилось возле неё.
Лошадь послушно делала всё, что ей приказывали. Вот она осторожно опустилась на землю. Осторожно повернулась спиной к лётчику, приподняла голову – чтобы Таня могла привязать к её шее руки лётчика. Потом Книга осторожно поднялась с земли и подождала, пока сядет на неё сама девушка. Потом так же осторожно они двинулись в отряд.
Из партизанского отряда лётчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю.
(По А. Василевич)
(344 слова)
Задание
Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа А. Василевич «Партизанка Книга».
Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились?
Изложение с творческим заданием № КИ-11-2
Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел аист и долго изучал место. А на следующее утро на дереве хлопотали уже две птицы, устраивая гнездо.
Когда в гнезде вывелись аистята, для взрослых аистов начались большие хлопоты. Птенцы целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.
Прошло ещё недели полторы, и вдруг один из аистов-родителей исчез. Вот когда настала трудная пора для оставшегося аиста! Трое больших птенцов требовали очень много еды. Как только начинало светать, аист уже спешил на болото за добычей, приносил её, совал в рот одному из птенцов и, не отдыхая ни минуты, летел обратно на охоту. Нам было очень жаль бедную птицу, но мы не знали, чем ей помочь.
Один раз мы пошли ловить на речку рыбу. Возвращаемся домой и понимаем, что аиста около гнезда нет, а все три голодных аистёнка тянут из гнезда свои длинные шеи, открывают клювы и просят есть.
Мы решили залезть на дерево и попробовать накормить их рыбой. При приближении нас аистята заволновались. Один из них, заметив в руках у меня рыбёшку, схватил её клювом и проглотил. Другие последовали его примеру. С этих пор мы каждый день начали кормить аистят.
Наконец наши питомцы совсем выросли. Они покрылись перьями и начали вылетать из гнезда. Стоило только нам показаться на дворе, как они слетали с гнезда и бросались к нам, требуя еды. А взрослый аист всё реже приносил детям корм.
Однажды аистята увязались с нами на болото. Там было много лягушек. Аистята начали ловить их сами. С этого дня они каждое утро стали летать на болото.
Но вот лето кончилось. Все аисты собирались в стаи, готовясь к отлёту. Наши тоже перестали ночевать на дереве у гнезда.
Однажды мы шли с рыбной ловли домой и заметили на лугу стаю аистов. Вдруг три аиста отделились от стаи и направились к нам. Мы поняли, что это наши аистята, и начали манить их рыбой. И вот эти большие дикие птицы подбежали к нам и стали хватать рыбу из рук! Наелись аистята, клювами в благодарность похлопали и обратно к стае вернулись.
Больше мы их не встречали. Улетели они на тёплый юг.
(По Г.А. Скребицкому)
(358 слов)
Задание
Напишите изложение по фрагменту рассказа Г. А. Скребицкого «Аистята».
Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как, с Вашей точки зрения, нужно относиться к природе?
Изложение с творческим заданием № КИ-11-3
Долгое время я работала в зоопарке со львами, тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник. Обезьян я совсем не знала. Стою перед клеткой с обезьянами и думаю о том, как я их различать буду. Уж очень они друг на друга похожи. Но это мне только вначале так казалось.
Самая шустрая и ловкая была Малышка. Как войду я в клетку, все обезьяны разбегутся, а Малышка чуть-чуть отойдёт в сторону и поглядывает на принесённые мной фрукты.
Однажды с моей любимицей приключилось несчастье. Кто-то бросил в клетку к обезьянам конфету. Конфета была крашеная, в бумажной обёртке. Малышка её съела и заболела. Целыми днями сидела Малышка на полочке, такая печальная: вся съёжилась, как будто замёрзла.
Позвали врача. Врач внимательно осмотрел больную обезьянку и прописал ей касторку и грелку на живот.
Касторку пришлось давать силой. Малышка никак не хотела её принимать, а с грелкой получилось ещё хуже. Четыре раза пробовали привязывать ей грелку на живот, и четыре раза сбрасывала её Малышка.
Тогда пришлось действовать хитростью.
Малышку перевели в такую тесную клетку, что она едва могла в ней поместиться, а на пол положили резиновую грелку с горячей водой. Ой, как испугалась её Малышка!
От страха Малышка забилась в самый угол клетки. Так, не шевелясь, просидела она несколько часов. За это время мы несколько раз меняли воду, а Малышка всё боялась даже шевельнуться. Наконец, она осмелилась осторожно подойти ближе и тихонько тронуть грелку рукой. Она была приятно тёплая и не кусалась. Тогда, осмелев, обезьянка прижалась к грелке всем своим маленьким, худеньким тельцем, крепко обняла и уснула.
С этого дня Малышка с грелкой не расставалась. Придерживая грелку рукой около живота, перебегала с ней с места на место и даже пыталась искать на ней блох. Блохи на грелке, конечно, не водились, но искать их означает у обезьян самое большое расположение. А сколько трудов стоило отнять грелку у Малышки, когда она поправилась! Обезьянка никак не хотела расставаться со своим другом. Она прижимала грелку к груди и так протестовала, словно у неё отнимали детёныша.
(По В. В. Чаплиной)
(326 слов)
Задание
Напишите изложение по фрагменту рассказа В.В. Чаплиной «Малышка».
Дайте аргументированный ответ на вопрос: Чем, с Вашей точки зрения, интересен мир живой природы?
Изложение с творческим заданием № КИ-11-4
Глеб Ермолаев пошёл на войну добровольцем и очень хотел попасть в разведку. Однако ему сказали, что будет он бронебойщиком, и выдали противотанковое длинное ружьё.
Готовясь к бою, Глеб вырыл свой первый окоп. На рассвете фашисты начали обстреливать позицию взвода. Глеб спешно зарядил ружьё, пригнулся в своём окопе, затем высунул голову, чтобы оценить обстановку. По лугу прямо на окоп Глеба катился танк, а за ним бежали фашистские автоматчики. Когда Глеб Ермолаев готовился к бою, то думал, что придётся стрелять в борт фашистского танка, где броня тонкая, а теперь приходилось стрелять в лобовую броню, которую и не каждый снаряд возьмёт.
Танк приближался, покачиваясь, будто кланяясь. Ермолаев втиснул приклад ружья в плечо, прицелился... И тут сзади, с наших позиций, длинной очередью вдруг застрочил пулемёт. Пули пронеслись рядом с Глебом. Не успев ни о чём подумать, он выпустил ружье из рук и присел в окопе. Он испугался, что свой пулемётчик зацепит его. А когда Глеб сообразил, что пулемётчик и стрелки взвода бьют по фашистским автоматчикам, чтобы не подпустить их к Глебову окопу, стрелять по танку было уже поздно. Танк наехал на окоп. Как из глубокой воды, Глеб рванулся из своего засыпанного окопа. То, что спасён, солдат понял, вдохнув воздух. Он тут же открыл глаза и понял, что танк приближается к нашим окопам. Его ружьё лежало полузасыпанное, прикладом к Глебу, стволом в сторону танка. В эти тяжкие минуты и стал Глеб Ермолаев настоящим солдатом. Он рванул к себе ружьё, прицелился, выстрелил, искупая вину перед взводом, и подбил танк.
Минуло ещё несколько тревожных дней с бомбёжками и обстрелами, а потом всё стихло. Наступление фашистам не удалось. В эти дни Глеба Ермолаева вызвали в штаб полка, где собрали бойцов, отличившихся в недавних боях. Бойцы по очереди выходили и получали награды. Очередь дошла и до Глеба Ермолаева. Полковник, удившись его молодости, спросил Глеба, было ли ему страшно.
Глеб ответил: «Струсил я. Я танк случайно подбил!» На это полковник воскликнул: «Вот молодец! Как же не бояться, когда на тебя одного танк лезет! Но насчёт случайности ты, сынок, ошибаешься. Подбил ты его закономерно. Ты в себе страх переборол. За подвиг тебе полагается орден Красной Звезды».
Глеб Ермолаев был в смущении от похвалы командира.
(По А. В. Митяеву)
(353 слова)
Задание
Напишите изложение по фрагменту рассказа А. В. Митяева «Длинное ружьё».
Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие качества характеризуют настоящего солдата?
Изложение с творческим заданием № КИ-11-5
Принесли нам ребята птенца сороки. Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом.
Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.
Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, а еду просит, как маленький птенчик. За это прозвали его Сироткой. Учили-учили мы Сиротку – ничего не вышло, так и приходилось ему в рот корм запихивать.
Сиротка всюду летал и со всеми был знаком: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем птенец был в приятельских отношениях.
Вот однажды некому было с сорочонком возиться. Целый день все были заняты. Уж птенец приставал-приставал ко всем, никто его не кормит!
Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.
Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур. А они, как назло, куда-то разбрелись.
Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт - ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.
Вдруг, откуда ни возьмись, Сиротка. Подлетел к Петровичу, растопырил крылья и рот раскрыл: покорми, мол, меня.
Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Птенец смотрел, смотрел, потом цоп червяка - и съел! А петух уж ему второго подаёт.
Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух птенца из клюва кормит: то ему даст, то сам съест, то опять ему предложит.
И уж не знаю, как он растолковал Сиротке, в чём дело, только птенец подскочил, повернул голову набок и съел прямо с земли.
С тех пор Сиротку кормить из рук больше не приходилось. В один раз его Петрович выучил с едой управляться.
(По Г. А. Скребицкому)
(320 слов)
Задание
Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа Г. А. Скребицкого «Сиротка».
Дайте аргументированный ответ на вопрос: Чем для Вас интересен мир природы?


Рассмотрено на МО учителей

Гуманитарного цикла

Протокол №__ от 29.08. 2017 г.

Руководитель: ________ /Данилова О.Н./

Принято на Педагогическом совете

Протокол № __ от 31.08.2017г.

Заместитель директора по УВР:

_____________/Коваленко Л.А./

Утверждаю

Директор школы: ________ /Жданкина С.А./

Приказ №___ от 31.08.2017г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Принципы написания

сочинения -рассуждения»

9 класс

Учитель: Челяпина Н. И

Пояснительная записка

Данная программа «Принципы написания сочинения- рассуждения» разработана для реализации в 9 классе, где в числе учащихся класса обучаются дети с ОВЗ (ЗПР).

Перечень нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа:

    Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

    Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

    Учебный план МКОУ Алексеевской ООШ.

5. Программы по русскому языку к учебникам 5 – 9 классов \ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский \\ Программно-методические материалы: Русский язык: 5 – 9 классы \ Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2009.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель:

Углубление лингвистических знаний учащихся, развитие коммуникативных и творческих способностей личности через создание текстов – рассуждений;

Овладение учащимися свободной письменной речью;

Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

Помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на экзамене;

Совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

Формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

Совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Цели и задачи обучения для детей с ОВЗ следующие:

Цель : обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Задачи:

Определять особые образовательные потребности де­тей с задержкой психического развития;

Определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структу­рой нарушения развития и степенью его выраженности;

Создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития образова­тельной программы основного общего образования и их ин­теграции в образовательном учреждении;

Осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психическо­го и (или) физического развития, индивидуальных возмож­ностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

Как уже отмечалось ранее, основой обучения детей с ОВЗ, является изучение особенностей личности ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов (включая резерв времени)

Реализация целей и задач курса предполагает использование различных методов, форм и средств обучения :

Работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

Самостоятельная работа;

Работа в группах, парах;

Индивидуальная работа.

Основной метод обучения - исследовательский, что предполагает активное вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность и способствует успешному приобретению ими знаний.

Виды деятельности и формы работы с учащимися: лекция с элементами беседы, коллективная аналитическая работа, комплексный анализ текста. На практических занятиях учащиеся выполняют задания развивающего характера, которые требуют от них лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.

Итоговая форма отчетности – написание сочинения-рассуждения.

Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений - контрольное сочинение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. В начале и в конце курса рекомендуется провести оценку уровня развития школьников.

Основное содержание

Виды деятельности

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему, использование клише, знакомство с образцами

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Практическое занятие. Работа с текстом. Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на понимание финальной фразы

Знакомство с алгоритмом написания сочинения, использование клише, знакомство с образцами. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении на понимание финальной фразы.

Практическое занятие. Работа с текстом. Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Написание сочинения-рассуждения. Подбор аргументов в сочинении.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Написание сочинения-рассуждения на понимание значения слова

Проверка сочинений одноклассников по критериям

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Резерв времени

Темы сочинений (маркировка буквой «К») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку

Данные темы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с задержкой психического развития

Зачетная работа - это сочинение, объём которого должен быть не менее 100 слов. В случае выбора свободной темы сочинения учащиеся должны аргументировать свою точку зрения с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).

Перечень тем сочинений (темы сочинений взяты с сайта ФИПИ из тренировочного сборника экзаменационных заданий (русский язык) для подготовки к государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

1. Благодарность – одно из лучших нравственных качеств человека.

2. Почему люди дорожат дружбой?

3. Чем опасен эгоизм?

4. Почему важно задумываться о смысле жизни?

5. Как следует относится к живой природе?

6. Почему важно формировать в себе силу воли?

7. Какую роль в судьбе человека играет мечта?

8. Почему гордость относится к тяжким человеческим порокам?

9. Искренность – одно из лучших нравственных качеств человека.

10. Нет ничего более прекрасного и удивительного, чем природа.

11. Что значит поступать по совести?

12. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать,

никогда не будет одинок?

13. Какого человека можно назвать преданным своему делу?

14. Чем и кем богата российская земля?

15. Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. (П. Сир)

16. Чтение ‒ прекрасный способ проведения досуга.

17. «Все профессии нужны, все профессии важны…»

Изложения с творческим заданием (маркировка буквой «К») для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку обучающихся с ОВЗ

Данные тренировочные материалы предназначаются преимущественно для подготовки обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, глухих обучающихся. (Тексты изложений см. в Приложении)

1. После прослушивания (прочтения) текста, обучающийся должен написать изложение по предложенному фрагменту и передать главное содержание текста. Написать сжатое или развернутое изложение (по выбору обучающегося).

Объём развёрнутого изложения – не более 300 слов. Объём сжатого изложения – от 40 до 100 слов.

2.Дать аргументированный ответ на вопрос. Своё мнение аргументировать, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. Объём сочинения – не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Примечание:

тест изложения читается 3 раза; интервалы между прочтениями –2,5–3 минуты; глухим и слабослышащим обучающимся, обучающимся с

задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи после второго прочтения текст изложения даётся для чтения на 40 минут (по истечении этого времени организатор забирает текст, и обучающийся пишет сжатое или развёрнутое изложение с творческим заданием).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Иметь представление:

О коммуникативной функции языка;

О литературном языке как основе художественной литературы;

О языковых нормах и их признаках.

Знать:

Смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

Стили речи и их признаки;

Особенности жанра рассуждения;

Признаки текста и его функционально-смысловые типы;

Основные единицы языка, их признаки;

Основные нормы русского литературного языка;

Основные нормы речевого этикета.

Уметь:

Различать стили речи;

Проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

Вести спор, соблюдая правила речевого этикета;

Подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;

Свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

Создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

Осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

Извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные, а также средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;

Применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ 2017. Знакомство с критериями оценки части 3 (сочинения типа 15.1, 15.2, 15.3)

Структура сочинения на лингвистическую тему (15.1). Работа с текстом

Практическое занятие. Работа с текстом. Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Структура сочинения-рассуждения на понимание финальной фразы (15.2). Работа с текстом.

Практическое занятие. Работа с текстом. Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Структура сочинения-рассуждения на понимание значения слова (15.3). Работа с текстом.

Практическое занятие. Работа с текстом. Написание сочинения-рассуждения по тексту по образцу.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Практическое занятие. Работаем в позиции эксперта.

Практическое занятие. Зачётная работа.

Практическое занятие. Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Резерв времени

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/Г. Т. Егораева.-М.: Издательство «Экзамен», 2017.

2. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания/ И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. М.:- Издательство «Экзамен»,2017

3. Кузнецов А.Ю. и др. Русский язык. Подготовка к ОГЭ в 2017 году. Диагностические работы. - М.: МЦНМО, 2017

4.ОГЭ. Основной государственный экзамен. Русский язык: сборник заданий/ И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Д. А. Хаустова.- М. : Издательство «Экзамен»,2017

5. ОГЭ 2017. Практикум по русскому языку: задание 15.3/Г. Т. Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2017

6.ОГЭ-2017: Русский язык: 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену / Л.С. Степанова. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 190, c. - (ОГЭ-2017. Большой сборник тренировочных вариантов).

С вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений по адресу:

Приложение

Тексты изложений с творческим заданием

Изложение с творческим заданием № КИ-9-1

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у неё было пятнышко, точно как раскрытая книга.

Во время войны Книга стала боевой партизанкой. Была она лошадью поразительно умной, однако и характер имела! Не понравится седок – и тогда она сердито грызёт удила, становится на дыбы и кружится на одном месте.

Зато какой смирной и послушной становилась Книга в руках того, кто умел приласкать её. Так, неизвестно, по каким приметам, выделила Книга из всего отряда партизанскую связную Таню. У Тани были весёлые глаза и толстая, до колен, тёмная коса.

Дружили они искренне и самоотверженно. Книга умела, когда необходимо было, замаскироваться, лечь на землю и лежать неподвижно до того времени, пока ей не разрешали встать. Она умела ступать, как кот, и бег её был лёгким и стремительным. Не один раз выносила Книга бесстрашную партизанку из-под вражеских пуль. Зато и сама Таня не раз отдавала своей боевой подруге последний ломоть хлеба...

Однажды лесной дорогой Таня возвращалась верхом на Книге с боевого задания. Утомлённая бессонной ночью, она незаметно задремала. До лагеря оставалось ещё несколько километров, но умница Книга знала все партизанские тропки.

Неожиданно Таня проснулась от того, что Книга застыла на месте. Таня тронула лошадь стременем – в ответ Книга лишь повела настороженными ушами. Тогда Таня спрыгнула с седла на землю и решила разведать местность. Она осторожно шла, раздвигая кусты, а Книга не отставала от неё. Волнение Тани всё росло. Сон как рукой сняло. Ещё куст ивняка, ещё куст – и Таня замерла на месте. На небольшой полянке дымились обломки самолёта. И среди этих обломков лежал наш, советский, лётчик.

Таня попыталась поднять его и посадить, но он был без сознания.

Таня вспомнила про свою верную Книгу. Умное животное откликнулось на призыв хозяйки и в мгновение очутилось возле неё.

Лошадь послушно делала всё, что ей приказывали. Вот она осторожно опустилась на землю. Осторожно повернулась спиной к лётчику, приподняла голову – чтобы Таня могла привязать к её шее руки лётчика. Потом Книга осторожно поднялась с земли и подождала, пока сядет на неё сама девушка. Потом так же осторожно они двинулись в отряд.

Из партизанского отряда лётчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю.

(По А.В. Василевич)

(344 слова)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа А.В. Василевич «Партизанка Книга».

Какие примеры дружбы человека с животными Вам запомнились ?

Изложение с творческим заданием КИ -9-2

Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел аист и долго изучал место. А на следующее

утро на дереве хлопотали уже две птицы, устраивая гнездо.

Когда в гнезде вывелись аистята, для взрослых аистов начались большие хлопоты. Птенцы целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.

Прошло ещё недели полторы, и вдруг один из аистов-родителей исчез.

Вот когда настала трудная пора для оставшегося аиста! Трое больших птенцов требовали очень много еды. Как только начинало светать, аист уже

спешил на болото за добычей, приносил её, совал в рот одному из птенцов и, не отдыхая ни минуты, летел обратно на охоту. Нам было очень жаль бедную птицу, но мы не знали, чем ей помочь.

Один раз мы пошли ловить на речку рыбу. Возвращаемся домой и понимаем, что аиста около гнезда нет, а все три голодных аистёнка тянут из гнезда свои длинные шеи, открывают клювы и просят есть.

Мы решили залезть на дерево и попробовать накормить их рыбой. При приближении нас аистята заволновались. Один из них, заметив в руках у меня рыбёшку, схватил её клювом и проглотил. Другие последовали его примеру. С этих пор мы каждый день начали кормить аистят.

Наконец наши питомцы совсем выросли. Они покрылись перьями и начали вылетать из гнезда. Стоило только нам показаться на дворе, как они слетали с гнезда и бросались к нам, требуя еды. А взрослый аист всё реже приносил детям корм.

Однажды аистята увязались с нами на болото. Там было много лягушек. Аистята начали ловить их сами. С этого дня они каждое утро стали летать на болото.

Но вот лето кончилось. Все аисты собирались в стаи, готовясь к отлёту. Наши тоже перестали ночевать на дереве у гнезда.

Однажды мы шли с рыбной ловли домой и заметили на лугу стаю аистов. Вдруг три аиста отделились от стаи и направились к нам. Мы поняли, что это наши аистята, и начали манить их рыбой. И вот эти большие дикие птицы подбежали к нам и стали хватать рыбу из рук! Наелись аистята, клювами в благодарность похлопали и обратно к стае вернулись.

Больше мы их не встречали. Улетели они на тёплый юг.

(По Г.А. Скребицкому)

Задание

1. Напишите изложение по фрагменту рассказа Г.А. Скребицкого «Аистята».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как , с Вашей точки зрения , нужно относиться к природе

Изложение с творческим заданием КИ -9-3

Долгое время я работала в зоопарке со львами, тиграми, но случилось так, что меня перевели работать в обезьянник. Обезьян я совсем не знала. Стою перед клеткой с обезьянами и думаю о том, как я их различать буду. Уж очень они друг на друга похожи. Но это мне только вначале так казалось.

Самая шустрая и ловкая была Малышка. Как войду я в клетку, все обезьяны разбегутся, а Малышка чуть-чуть отойдёт в сторону и поглядывает на принесённые мной фрукты.

Однажды с моей любимицей приключилось несчастье. Кто-то бросил в клетку к обезьянам конфету. Конфета была крашеная, в бумажной обёртке. Малышка её съела и заболела. Целыми днями сидела Малышка на полочке,

такая печальная: вся съёжилась, как будто замёрзла.

Позвали врача. Врач внимательно осмотрел больную обезьянку и прописал ей касторку и грелку на живот.

Касторку пришлось давать силой. Малышка никак не хотела её принимать, а с грелкой получилось ещё хуже. Четыре раза пробовали привязывать ей грелку на живот, и четыре раза сбрасывала её Малышка.

Тогда пришлось действовать хитростью.

Малышку перевели в такую тесную клетку, что она едва могла в ней поместиться, а на пол положили резиновую грелку с горячей водой. Ой, как испугалась её Малышка!

От страха Малышка забилась в самый угол клетки. Так, не шевелясь, просидела она несколько часов. За это время мы несколько раз меняли воду, а Малышка всё боялась даже шевельнуться. Наконец, она осмелилась осторожно подойти ближе и тихонько тронуть грелку рукой. Она была приятно тёплая и не кусалась. Тогда, осмелев, обезьянка прижалась к грелке всем своим маленьким, худеньким тельцем, крепко обняла и уснула.

С этого дня Малышка с грелкой не расставалась. Придерживая грелку рукой около живота, перебегала с ней с места на место и даже пыталась искать на ней блох. Блохи на грелке, конечно, не водились, но искать их означает у обезьян самое большое расположение. А сколько трудов стоило отнять грелку у Малышки, когда она поправилась! Обезьянка никак не хотела расставаться со своим другом. Она прижимала грелку к груди и так протестовала, словно у неё отнимали детёныша.

(По В.В. Чаплиной)

Задание

1. Напишите изложение по фрагменту рассказа В.В. Чаплиной «Малышка».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Чем , с Вашей точки зрения , интересен мир живой природы ?

Изложение с творческим заданием КИ -9-4

Глеб Ермолаев пошёл на войну добровольцем и очень хотел попасть в разведку. Однако ему сказали, что будет он бронебойщиком, и выдали

противотанковое длинное ружьё. Готовясь к бою, Глеб вырыл свой первый окоп. На рассвете фашисты начали обстреливать позицию взвода.

Глеб спешно зарядил ружьё, пригнулся в своём окопе, затем высунул голову, чтобы оценить обстановку. По лугу прямо на окоп Глеба катился танк, а за ним бежали фашистские автоматчики. Когда Глеб Ермолаев готовился к бою, то думал, что придётся стрелять в борт фашистского танка, где броня тонкая, а теперь приходилось стрелять в лобовую броню, которую и не каждый снаряд возьмёт.

Танк приближался, покачиваясь, будто кланяясь. Ермолаев втиснул приклад ружья в плечо, прицелился... И тут сзади, с наших позиций, длинной очередью вдруг застрочил пулемёт. Пули пронеслись рядом с Глебом. Не успев ни о чём подумать, он выпустил ружье из рук и присел в окопе. Он испугался, что свой пулемётчик зацепит его. А когда Глеб сообразил, что пулемётчик и стрелки взвода бьют по фашистским автоматчикам, чтобы не подпустить их к Глебову окопу, стрелять по танку было уже поздно. Танк наехал на окоп. Как из глубокой воды, Глеб рванулся из своего засыпанного окопа. То, что спасён, солдат понял, вдохнув воздух. Он тут же открыл глаза и понял, что танк приближается к нашим окопам. Его ружьё лежало полузасыпанное, прикладом к Глебу, стволом в сторону танка. В эти тяжкие минуты и стал Глеб Ермолаев настоящим солдатом. Он рванул к себе ружьё, прицелился, выстрелил, искупая вину перед взводом, и подбил танк.

Минуло ещё несколько тревожных дней с бомбёжками и обстрелами, а потом всё стихло. Наступление фашистам не удалось. В эти дни Глеба Ермолаева вызвали в штаб полка, где собрали бойцов, отличившихся в недавних боях. Бойцы по очереди выходили и получали награды. Очередь дошла и до Глеба Ермолаева.

Полковник, удившись его молодости, спросил Глеба, было ли ему страшно.

Глеб ответил: «Струсил я. Я танк случайно подбил!» На это полковник воскликнул: «Вот молодец! Как же не бояться, когда на тебя одного танк лезет! Но насчёт случайности ты, сынок, ошибаешься. Подбил ты его закономерно. Ты в себе страх переборол. За подвиг тебе полагается орден Красной Звезды».

Глеб Ермолаев был в смущении от похвалы командира.

(По А.В. Митяеву)

(353 слова)

Задание

1. Напишите изложение по фрагменту рассказа А.В. Митяева «Длинное ружьё».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какие качества характеризуют настоящего солдата ?

Изложение с творческим заданием КИ -9-5

Принесли нам ребята птенца сороки. Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом.

Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, а еду просит, как маленький птенчик. За это прозвали его Сироткой. Учили-учили мы Сиротку – ничего не вышло, так и приходилось ему в рот корм запихивать.

Сиротка всюду летал и со всеми был знаком: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем птенец был в приятельских отношениях.

Вот однажды некому было с сорочонком возиться. Целый день все были заняты. Уж птенец приставал-приставал ко всем, никто его не кормит!

Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.

Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур. А они, как назло, куда-то разбрелись.

Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт - ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.

Вдруг, откуда ни возьмись, Сиротка. Подлетел к Петровичу, растопырил крылья и рот раскрыл: покорми, мол, меня.

Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Птенец смотрел, смотрел, потом цоп червяка - и съел! А петух уж ему второго подаёт.

Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух птенца из клюва кормит: то ему даст, то сам съест, то опять ему предложит.

И уж не знаю, как он растолковал Сиротке, в чём дело, только птенец подскочил, повернул голову набок и съел прямо с земли.

С тех пор Сиротку кормить из рук больше не приходилось. В один раз его Петрович выучил с едой управляться.

(По Г.А. Скребицкому)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа Г.А. Скребицкого «Сиротка».

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Чем для Вас интересен мир природы ?

Изложение с творческим заданием КИ -9-6

Рос в парке одуванчик, старенький, седой совсем. Дунул ветер, и полетели дети одуванчика на пушистых парашютиках в разные стороны. Кто тут же, рядом упал, кто подальше отлетел, а один парашютик выше всех поднялся.

– Вот так повезло! Выше всех взлетел! – радовался он.

Носил его, ветер, носил и швырнул под ноги прохожим. Целый день лежал бедный парашютист под горячим солнцем на тротуаре. Наступали на него ногами, чуть не склевал его воробей. А потом усатый дворник своей метлой загнал его в трещину в асфальте.

Так и пролежало оно всю зиму в своём убежище. Но согрелась земля, и зазвенели ручьи.

– Кажется, я ещё живу! – обрадовалось семечко…

Рано утром вышел с метлой усатый дворник и, как всегда, стал подметать двор. Только дворник хотел сшибить золотую головку, смять зелёные листики одуванчика, как выбежала из подъезда его внучка Зоечка.

– Цветочек! Какой хорошенький! Не трогай его, деда, пусть растёт!

Взяла она палочку и воткнула рядом с одуванчиком.

Вот идёт через двор старушка с клюкой. Устала, видно: еле-еле переступает, а тут перед ней на дороге одуванчик стоит, жёлтой головкой качает, будто кланяется. Вынула старушка из кармана верёвочку и привязала одуванчик к палочке, к той самой, что внучка Зоечка в землю воткнула.

Только бабушка за углом скрылась, а во двор уже грузовик въезжает. Шофёр весёлый баранку крутит, кепку на нос сдвинул, но всё же увидел, что на дороге первый одуванчик растёт, такой жёлтый и пушистый. Улыбнулся шофёр, взял да и объехал цветок.

Тут во двор прибежали ребята. Полили одуванчик из лужи, а потом натаскали со всей улицы камешков и уложили их вокруг цветка. Получилась посреди двора клумба. И одуванчики цвели, становились белыми пушистыми шариками, парашютики перелетали через крыши, заборы и разносились по всему городу. Дети бегали в венках из одуванчиков, плели из них длинные гирлянды и развешивали на заборах.

И радостно стало на сердце у людей от вида цветов. И серый скучный город стал золотым и весёлым.

(По Г.В. Лебедевой)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту произведения Г.В. Лебедевой.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему так важно , чтобы в мире было больше красоты ?

Изложение с творческим заданием КИ -9-7

Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном, позвонил в дверь. Дверь отворилась, и огненно-рыжий пёс бросился на Косту, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок. Оба – мальчик и собака – с неимоверной скоростью устремились вниз. Потом их встречал худой человек с костылём. Собака тёрлась о его единственную ногу, длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки.

– Вот, погуляли до завтра, – сказал Коста.

В соседнем доме на первом этаже болел парнишка – был прикован к постели. У него была такса – чёрная головёшка на четырёх ножках.

– Она тебя ждёт, – говорил больной. – Мать хочет продать Лаптя: ей утром некогда с ним гулять.

– Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста…

Город кончался, начались дюны. Неожиданно вдалеке, на самой кромке берега, возникла собака. Её взгляд был устремлён в море, она ждала кого-то.

Коста подошёл к собаке, провёл рукой по свалявшейся шерсти, собака едва заметно шевельнула хвостом. Мальчик присел на корточки и разложил перед собакой хлеб. Собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.

– Идём, погуляем.

Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом… На другой день в конце последнего урока Коста уснул.

– Вы знаете, почему он уснул? – шёпотом произнесла Евгения

Ивановна. – Я вам расскажу… Он гуляет с чужими собаками, кормит их. А собаки всегда чувствуют добрых и отзывчивых людей. И настоящий человек никогда не бросит попавшего в беду, даже если это собака. Зазвенел звонок с последнего урока. Коста не слышал звонка, он спал. Евгения Ивановна склонилась над спящим мальчиком, положила руку ему на плечо и легонько потрясла. Он вздрогнул и открыл глаза.

– Звонок с последнего урока, тебе пора.

Коста вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.

(По Ю.Я. Яковлеву)

Задание

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту произведения Ю.Я. Яковлева.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какого человека можно назвать добрым ?

Рассказ Г. Скребицкого о сорочонке. Рассказ для младших школьников. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ для чтения в начальной школе.

Георгий Скребицкий. Сиротка

Принесли нам ребята небольшого сорочонка... Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался.

Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, красивая такая, летает хорошо, а еду всё, как маленький птенчик, просит. Выйдешь на балкон, сядешь за стол, сорока уж тут как тут, вертится перед тобой, приседает, топорщит крылышки, рот раскрывает. И смешно и жалко её. Мама даже прозвала её Сироткой. Сунет ей, бывало, в рот творогу или мочёного хлеба, проглотит сорока — и опять начинает просить, а сама из тарелки никак не клюёт. Учили-учили мы её — ничего не вышло, так и приходилось ей в рот корм запихивать. Наестся, бывало, Сиротка, встряхнётся, посмотрит хитрым чёрным глазком на тарелку, нет ли там ещё чего-нибудь вкусного, да и взлетит на перекладину под самый потолок или полетит в сад, на двор... Она всюду летала и со всеми была знакома: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. Всех он на дворе задирал, а её не трогал. Бывало, клюют куры из корыта, и сорока тут же вертится. Вкусно пахнет тёплыми мочёными отрубями, хочется сороке позавтракать в дружеской куриной компании, да ничего не выходит. Пристаёт Сиротка к курам, приседает, пищит, клюв раскрывает — никто её покормить не хочет. Подскочит она и к Петровичу, запищит, а тот только взглянет на неё, забормочет: «Это что за безобразие!» — и прочь отойдёт. А потом вдруг захлопает своими крепкими крыльями, вытянет кверху шею, натужится, на цыпочки привстанет да как запоёт: «Ку-ка-ре-ку!» — так громко, что даже за рекой слышно.

А сорока попрыгает-попрыгает по двору, в конюшню слетает, заглянет к корове в стойло... Все сами едят, а ей опять приходится лететь на балкон и просить, чтобы её из рук кормили.

Вот однажды некому было с сорокой возиться. Целый день все были заняты. Уж она приставала-приставала ко всем — никто её не кормит!

Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.

Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур: «Ко-ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!» А они, как назло, куда-то разбрелись, ни одной во дворе нет. Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт — ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.

Вдруг, откуда ни возьмись, сорока. Подлетела к Петровичу, растопырила крылья и рот раскрыла: покорми, мол, меня.

Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Та смотрела, смотрела, потом цоп червяка — и съела! А петух уж ей второго подаёт. Съела и второго, и третьего, а четвёртого Петрович сам склевал.

Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух сороку из клюва кормит: то ей даст, то сам съест, то опять ей предложит. А сам всё приговаривает: «Ко-ко-ко-ко!..» Кланяется, клювом червей на земле показывает: ешь, мол, не бойся, вон они какие вкусные.

И уж не знаю, как это у них там всё получилось, как он ей растолковал, в чём дело, только вижу, закокал петух, показал на земле червяка, а сорока подскочила, повернула головку набок, на другой, пригляделась и съела прямо с земли. Петрович даже головой в знак одобрения тряхнул; потом схватил сам здоровенного червяка, подбросил, перехватил клювом поудобнее и проглотил: вот, мол, как по- нашему. Но сорока, видно, поняла, в чём дело, — прыгает возле него да поклёвывает. Начал и петух червей подбирать. Так наперегонки друг перед другом стараются — кто скорей. Вмиг всех червей склевали.

С тех пор сороку кормить из рук больше не приходилось. В один раз её Петрович выучил с едой управляться. А уж как он это ей объяснил, я и сам не знаю.

Предпросмотр документа

1

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме государственного выпускного экзамена. Русский язык (письменный экзамен)

2014-2015 учебный год

© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Изложение с творческим заданием № И-9-К-7

Принесли нам ребята птенца сороки. Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом.

Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.

Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, а еду просит, как маленький птенчик. За это прозвали его Сироткой. Учили-учили мы Сиротку – ничего не вышло, так и приходилось ему в рот корм запихивать.

Сиротка всюду летал и со всеми был знаком: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем птенец был в приятельских отношениях.

Вот однажды некому было с сорочонком возиться. Целый день все были заняты. Уж птенец приставал-приставал ко всем, никто его не кормит!

Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.

Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур. А они, как назло, куда-то разбрелись.

Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт - ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.

Вдруг, откуда ни возьмись, Сиротка. Подлетел к Петровичу, растопырил крылья и рот раскрыл: покорми, мол, меня.

Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Птенец смотрел, смотрел, потом цоп червяка - и съел! А петух уж ему второго подаёт.

Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух птенца из клюва кормит: то ему даст, то сам съест, то опять ему предложит.

И уж не знаю, как он растолковал Сиротке, в чём дело, только птенец подскочил, повернул голову набок и съел прямо с земли.

С тех пор Сиротку кормить из рук больше не приходилось. В один раз его Петрович выучил с едой управляться.

(По Г. А. Скребицкому)

1.Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа Г. А. Скребицкого «Сиротка».

Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развёрнутое изложение (по выбору обучающегося). Изложение можно писать как от первого, так и от третьего лица.

Объём развёрнутого изложения не более 300 слов. Объём сжатого изложения – от 40 до 100 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, втом числе и служебные), то такая работа считается невыполненной иоценивается 0 баллов.

2.Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Чем для Вас интересен мир природы?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, втом числе и служебные), то такая работа считается невыполненной иоценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Примечание для организатора:

Тест изложения читается 3 раза;

Глухим и слабослышащим обучающимся текст изложения дается для чтения на 40 минут (по истечении этого времени организатор забирает текст и обучающийся пишет сжатое или развернутое изложение с творческим заданием).

Золотая осень.

Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес.

Солнце светило ярко. Небо было голубое. Стая журавлей косяком тянулась к югу.

Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.

План.

1.Стоял ясный день.

2.Сказочный лес.

3.Листья в хороводе.

4.Домой.

Орфография:

к о сяком, ж ё лтых, в х о р о вод е , н а ч а л а сь, кр а с о т ой

Друг.

Даша давно мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы.

Он был чёрный с рыжими лапками. На маленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие глаза с длинными чёрными ресницами.

Даша была счастлива. Она осторожно прижимала к груди тёплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка назвала своего нового друга Кингом.

Она заботилась о нём, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак. А щенок рос. Постепенно он вырос в красивую таксу.

Кинг стал замечательным Дашиным другом

План:

1. Мечта Даши.

2. Подарок на день рождения.

3. Маленького друга назвали - Кинг.

4. Щенок вырос.

Орфография:

Д а вно, р о дители, ла п ками, гл а за, приж и мала, к о мочек, л и цо в о дила, щ е нок, р о ждения, выд е лялись, счас т лива, ж и вой, л и зал, н а звала, об е р е гала, крас и вую. П о дарили, о ст о рожно, н а звала, з а ботилась, о б е р е гала, з а мечательным.

Сиротка.

Однажды случилась беда. Овца попала под машину. Остался маленький пушистый ягнёнок один.

За сироткой стала ухаживать Надя. Она кормила его молоком, угощала хлебцем. Особенно ягнёнок любил капусту.

Прошло лето. Теперь это был уже взрослый баран. А какие рога!

Баран всё время ходил за девочкой, как собачка. Он даже защищал её от мальчишек. Раз Надя пришла в кино, и баран за ней. Девочка вошла в зал. А баран уселся у двери и ждал её. Настоящий друг!

План:

1.Почему ягнёнок стал жить у Нади?

2.Как Надя заботилась о сиротке?

3.Как изменился ягнёнок в конце лета?

Орфография:

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

Б…да, с…ротка, к…рмила, мол…ком, уг…щала, р…га, х…дил, защ…щал, м…льчишек, наст…ящий.

2. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово.

О…ца, хле…цем, дру…

3.Вставьте пропущенные буквы, запомните написание.

М…шина, …гнёнок, м…локо, к…пуста, с…бачка, б…ран.



top