Катанов н ф краткая биография. Катанов, николай федорович

Катанов н ф краткая биография. Катанов, николай федорович

По сословному положению - инородец Аскизской инородческой управы. Детское (оригинальное) имя - Пора?.

После окончания в 1876 году Аскизского училища поступил в Красноярскую мужскую гимназию, которую окончил в 1884 году с золотой медалью.

С 1884 года по 1888 год учился на факультете восточных языков Санкт-Петербургского Императорского университета

С 1889 года по 1892 год был командирован Императорской Санкт-Петербургской Академией Наук и Императорским Русским географическим обществом в Сибирь, Монголию и Китайский Туркестан для изучения языка и быта тюркских племен.

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1896 года по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка. На рубеже XIX - XX веков им была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе кириллицы.

В 1903 год защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка», в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками.

Катанов некоторое время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.

В 1907 году Казанский университет присудил ему вторую докторскую степень без защиты диссертации.

В 1911 году он перешел на работу в Казанскую духовную академию, в которой преподавал до 1917 года, после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Общественная деятельность

Н.Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres в городе Левене, в Бельгии, и Ungarische ethnographische Gesellschaft, в городе Будапеште, в Венгрии, также членом-корреспондентом финно-угорского общества в городе Гельсингфорс, действительным членом императорского Русского географического общества (1894), императорского русского археологического общества, императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом статистических комитетов казанского и семипалатинского.

Шестнадцать лет (1898 - 1914) Н.Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, с 1920 снова стал членом его Совета.

Н. Ф. Катанов активно участвовал в трезвенническом движении, личным примером пропагандируя здоровый образ жизни и всемерно содействуя распространению антиалкогольной литературы. Он в разное время состоял членом-соревнователем (с 4 /16/ сентября 1896 г.), действительным (с 14 /26/ июня 1897 г.), почётным и пожизненным членом «Казанского Общества Трезвости» (КОТ), а также членом его Комитета и секретарём. Кроме того, Н. Ф. Катанов являлся старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при КОТ.

Н. Ф. Катанов активно публиковал работы антиалкогольной и исторической направленности в журнале «Деятель», который, по сути дела, долгое время соредактировал, являясь «правой рукой» бессменного руководителя КОТ А. Т. Соловьёва.

После создания на базе Казанского общества трезвости Казанского отдела «Русского Собрания» Н. Ф. Катанов, будучи убеждённым монархистом, также включился в деятельность этой черносотенной организации. 4 (17) февраля 1909 г. он был избран товарищем председателя Совета КОРС А. Т. Соловьёва.

Являясь противником социалистических теорий и «новых» религиозных доктрин, он неоднократно подвергал критике их пропагандистов и теоретиков, среди которых были, в частности, известный татарский поэт Габдулла Тукай (Абдулла Тукаев), симпатизировавший социалистам-революционерам, и Сардар Ваисов – основоположник «движения ваисовцев» (которое Н. Ф. Катанов классифицировал как «мусульманскую секту») .

Весьма заметным являлся его вклад и в развитие православной миссии в Волжско-Камском крае. Н. Ф. Катанов являлся заведующим редакции «Инородческого Обозрения» (приложения к журналу «Православный Собеседник») - печатного органа миссионерского отделения Казанской духовной академии, выходившего с конца 1912 г. и посвящённого описанию «современного быта» и религии инородцев Европейской и Азиатской России.

После революций 1917 г. Н. Ф. Катанову удалось избежать открытого преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани.

Кончина, место захоронения

Н. Ф. Катанов безвременно скончался, по уточнённым казанским историком-краеведом А. М. Елдашевым сведениям, 9 марта 1922 г. в возрасте 59 лет.

Профессор Казанской Духовной академии И. М. Покровский, близкий друг Н. Ф. Катанова, писал в его некрологе:

Погребён Н. Ф. Катанов был на кладбище, располагавшемся на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, которое впоследствии было уничтожено. Как пишет А. М. Елдашев, «по официально утвердившейся версии в начале 1970-х годов его прах был перезахоронен на Арском кладбище», однако «существует и другая точка зрения», что останки Н.Ф.Катанова «потревожены не были, да их в 70-е годы из-за утраты памятника найти уже было невозможно».

Увековечение памяти Н. Ф. Катанова

28 сентября 1987 г. на базе музея Аскизской средней школы был создан Аскизский общественный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова (ныне – Аскизский районный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова).

10 августа 1994 г. Постановлением Президиума Верховного Совета и Совета Министров Республики Хакасия имя Н. Ф. Катанова было присвоено Хакасскому государственному университету (ХГУ). В том же году Верховным Советом республики была учреждена Государственная премия имени Н. Ф. Катанова, которой награждаются наиболее выдающиеся учёные. С этого же времени в ХГУ имени Н. Ф. Катанова проводятся традиционные «Катановские чтения», на которые представляют свои исследования студенты, аспиранты и преподаватели.

В 1996 г. на территории Хакасии в обращение было введено платёжное средство Совета Министров Республика Хакасия - суррогатные деньги номиналом 5000 российских рублей с изображением Н. Ф. Катанова (так называемые «катановки»).

В 2005 г. в г. Казани Школьный переулок, где жил Н. Ф. Катанов, был официально переименован в Катановский (ранее он уже неофициально носил это название). «Международная независимая ассоциация трезвости» (МНАТ) предложила также установить в г. Казани памятник Н. Ф. Катанову, восстановить дом, в котором он жил, разместив в нём «Музей трезвости».

27 июня 2007 г. в селе Аскиз, на берегу реки одноимённой реки, напротив здания местной администрации, был торжественно открыт памятник Н. Ф. Катанову.

26 октября 2007 г. в Абакане на проспекте В. И. Ленина (в сквере рядом с ХГУ имени Н. Ф. Катанова) был установлен памятник Н. Ф. Катанову работы красноярского скульптора Константина Зинича. Учёный запечатлён в бронзе во весь рост, с книгой в руке. Открытие памятника стало частью последнего юбилейного блока – Дней хакасской письменности и культуры.

Суррогатные деньги номиналом 5000 российских рублей, выпущенные Советом Министров Республики Хакасия в обращение на территории Республики Хакасия в 1996-м году получили в народе название "катановки", т.к. на реверсе банкноты был помещен портрет учёного.

Работы Катанова

  • Письма из Сибири и Восточного Туркестана // Записки Имп.Императорской Академии наук. 1893. Т. XXIII. с. 1-114 (приложение). С. 1-114 / Предисловие Радлова В.В.
  • Отчет о поездке в Минусинский уезд Енисейской губернии, совершенный летом 1899 года // Ученые Записки Казанского университета. 1901. Т. 63 Кн. V/VI. С. 1-58.
  • Отчет о поездке в Восточную Сибирь, Монголию и северный Китай в 1890 и 1891 гг. // Живая старина. СПб., 1892. с. 111-122, 134-137.
  • Предания присаянских племен о прежних делах и людях. // Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. С. 265-288.
  • О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии.ИОАИЭ. 1894. Т. XII. Вып. 2. С. 109-142.
  • Катанов Н.Ф. Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / Сост. Угдыжеков С. А. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004.
  • Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии // Ученые записки Казанского университета. 1897. Т. 64. Кн. III. С. 1-50
  • Среди тюркских племен // Известия Имп. Рус. Географического Общества. 1893. Т. XXIX. с. 519-541.
  • Народные способы лечения у сагайцев (Минусинского уезда Енисейской губ.) // Деятель. 1899. № 10. с. 394-395.
  • Народные приметы и поверья бельтиров // Деятель. 1896. № 8. С. 424-425.
  • Винокурение у абаканских татар Енисейской губернии // Деятель. 1899. № 8/9. С. 312-314
  • О поездке действительного члена Общества археологии, истории и этнографии Н.Ф. Катанова в Минусинский округ Енисейской губернии // ИОАИЭ. 1897. Т. XIX. Вып. 2 с. 219-221.
  • Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии // Живая старина. 1893. Вып. 4. III. С. 559-570.
Известен как:

По сословному положению - инородец Аскизской инородческой управы. Детское (оригинальное) имя - Пора́.

В конце 1893 года сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре турецко-татарских наречий.

С 1896 года по 1898 год совершил поездки в западные уезды Уфимской губернии с целью изучения диалектов башкирского языка . На рубеже XIX - XX веков Катанаевым была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе русской графики.

В 1903 году защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования урянхайского языка », в которой описан грамматический строй в сопоставлении с другими тюркскими языками.

Катанов одно время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке.

В 1907 году Казанский университет присудил ему вторую докторскую степень ему без защиты диссертации.

В 1911 году он перешел на работу в Казанскую духовную академию , в которой преподавал до 1917 года , после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Общественная деятельность

Участвовал в трезвенническом движении Казани. Катанов в разное время состоял действительным и почетным членом Казанского Общества Трезвости (КОТ), а также членом его Комитета и секретарем, много публиковался в журнале «Деятель».

После создания Казанского отдела Русского Собрания (КОРС) Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации.

4 февраля 1909 года он был избран товарищем председателя Совета КОРС. Кроме этого, Катанов являлся старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при КОТ.

После революций 1917 года Катанову удалось избежать преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где и умер.

Н.Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres в городе Левене, в Бельгии, и Ungarische ethnographische Gesellschaft, в городе Будапеште, в Венгрии, также членом-корреспондентом финно-угорского общества в городе Гельсингфорс, действительным членом императорского русского географического общества, императорского русского археологического общества, императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте , был председателем и действ. членом общества археологии, истории и этнографии в Казани и действительным членом статистических комитетов казанского и семипалатинского.

Работы Катанова

  • Письма из Сибири и Восточного Туркестана // Записки Имп.Императорской Академии наук. 1893. Т. XXIII. с. 1-114 (приложение). С. 1-114 / Предисловие Радлова В.В.
  • Отчет о поездке в Восточную Сибирь, Монголию и северный Китай в 1890 и 1891 гг. // Живая старина. СПб., 1892. с. 111-122, 134-137.
  • Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии // Живая старина. 1893. Вып. 4. III. С. 559-570.
  • Среди тюркских племен // Известия Имп. Рус. Географического Общества. 1893. Т. XXIX. с. 519-541.
  • О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии.ИОАИЭ. 1894. Т. XII. Вып. 2. С. 109-142.
  • Народные приметы и поверья бельтиров // Деятель. 1896. № 8. С. 424-425.
  • О поездке действительного члена Общества археологии, истории и этнографии Н.Ф. Катанова в Минусинский округ Енисейской губернии // ИОАИЭ. 1897. Т. XIX. Вып. 2 с. 219-221.
  • Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской губернии // Ученые записки Казанского университета. 1897. Т. 64. Кн. III. С. 1-50
  • Винокурение у абаканских татар Енисейской губернии // Деятель. 1899. № 8/9. С. 312-314
  • Народные способы лечения у сагайцев (Минусинского уезда Енисейской губ.) // Деятель. 1899. № 10. с. 394-395.
  • Отчет о поездке в Минусинский уезд Енисейской губернии, совершенный летом 1899 года // Ученые Записки Казанского университета. 1901. Т. 63 Кн. V/VI. С. 1-58.
  • Предания присаянских племен о прежних делах и людях. // Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. С. 265-288.
  • Катанов Н.Ф. Избранные труды о Хакасии и сопредельных территориях / Сост. Угдыжеков С. А. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004.

Литература о Катанове

  • Иванов С. Н. Николай Федорович Катанов: Очерк жизни и деятельности. 2-е изд. М., 1973.
  • Халикова Р.Х., Шакуров Р.З. Еще одна страница из научного наследия Н.Катанова //Советская тюркология, 1981, №3; КЛЭ в 9 тт. Т.3. М., 1966.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Катанов
  • Катанов, Николай Фёдорович

Смотреть что такое "Катанов, Николай Федорович" в других словарях:

    Катанов Николай Федорович - Пора Дата рождения: 6 мая 1862 Место рождения: аал Турахов Дата смерти: 10 марта 1922 Место смерти … Википедия

    Катанов Николай Федорович - , хакасский языковед и этнограф, исследователь тюркских языков и народов. Окончил восточный факультет Петербургского университета в 1888. С 1893 профессор Казанского… …

    КАТАНОВ Николай Федорович - (1862 1922) хакасский языковед и этнограф. Исследователь тюркских языков и народов … Большой Энциклопедический словарь

    КАТАНОВ Николай Федорович - (6.05.1862 24.02.1922), выдающийся российский ученый востоковед, известный общественный деятель, участник казанского право монархического движения. Родился в степной местности Изюм (Узюм) около с. Аскиз улуса Турахов (ныне Аскизский р н… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 Большая советская энциклопедия

    Katanoff

    Katanow - Nikolai Fjodorowitsch Katanow (russisch Николай Фёдорович Катанов, wiss. Transliteration Nikolaj Fëdorovič Katanov, häufig inkorrekt Fedorowitsch/Fedorovič; * 1862; † 1922) war ein russischer Ethnograph, Linguist und Turkologe sagai türkischer… … Deutsch Wikipedia


Катанов Николай Федорович (6.05.1862- 24.02.1922), выдающийся российский ученый-востоковед, известный общественный деятель, участник казанского право-монархического движения.

Родился в степной местности Изюм (Узюм) около с. Аскиз улуса Турахов (ныне - Аскиз-ский р-н Республики Хакасия), по национальности хакас, православного вероисповедания. После окончания в 1876 Аскизского училища поступил в гимназию в Красноярске, которую окончил в 1884 с золотой медалью. В 1884-1888 учился на ф-те восточных языков С.-Петербургского ун-та. С 1888 по 1892 в составе научной экспедиции АН посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. В к. 1893 сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский ун-т экстраординарным проф. по кафедре турецко-татарских наречий. На рубеже XIX-XX Катановым была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе русской графики. В 1903 он защитил докторскую дисс. «Опыт исследования урянхайского языка», вошедшую в золотой фонд мировой тюркологии (вторую докторскую степень ему без защиты дисс. присудил Казанский ун-т в 1907). Проф. Катанов одно время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке. В 1911 он перешел на работу в Казанскую ДА, в которой преподавал до 1917, после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Помимо научной работы, освещенной в многочисленных научно-биографических исследованиях, Катанов вел активную общественную деятельность. Особое значение для него имело участие в трезвенническом движении Казани, бескорыстным адептом которого он оставался до последних дней своей жизни. Катанов в разное время состоял действительным и почетным членом Казанского Общества Трезвости (КОТ), а также членом его Комитета и секретарем, много публиковался в журнале «Деятель», являясь в них своего рода «правой рукой» А. Т. Соловьева. После создания под председательством последнего Казанского отдела Русского Собрания (КОРС) Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февр. 1909 он был избран тов. председателя Совета КОРС. Кроме этого, Катанов являлся старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при КОТ.

После 1917 Катанову удалось избежать преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где и умер. После создания в 1994 Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова.

Арх.: НАРТ. Ф. 969. Он. 1. Д. 1.

И. Алексеев

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

Литература:

Алексеев И. Е. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним): В двух частях. 4.1. Казань, 2003;

Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. Казань, 2004. С.262,270;

И имя его сохранится в веках... /

Биография и творчество профессора Н.Ф.Катанова (1862 — 1922) «занимает видное место в классичес­ком наследии отечественной тюркологии» (С.Н.Иванов) XIX — XX вв. Отечественная ориентальная историко-научная и просветительская литература 20 — 90-х гг. XX в., посвященная жизни и деятельности профессора Казанского университета, раскрывает основные этапы и особенности творчества и бесценного наследия .

Николай Федорович Катанов родился 6(18) мая 1862 года в степной местности Узюм (Улус Турахов) к северо-востоку от села Аскиз на левом берегу реки Абакан (приток Енисея). Его родители были выходцами из двух основных хакасских родов: отец — сагаец, мать — качинка.

Начальное образование получил в 1869 — 1876 гг. в Аскизском училище. В 1876 — 1884 гг. учился в Краснояр­ской классической гимназии, которую ­закончил с золотой медалью. В 1884 — 1888 гг. получил хорошее востоковед­ческое образование, обучаясь в арабо-­персидско-турецко-татар­ском разряде фа­куль­тета восточных языков Санкт-Петербургского университета. В университете его учите­лями и научными наставниками стали известные востоковеды — ­И.Н.Березин (1818 — 1896), Н.И.Веселовский (1848 — 1918), В.В.Радлов (1837 — 1918) и другие деятели казанского и петербургского востоковедения. В годы учебы сдружился с географом и этнографом Г.Н. Потаниным (1835 — 1920), редактором ­журнала «Сибирское обозрение» Н.М.Ядринцевым, тюркологом и миссионером Н.И.Ильминским (1822 — 1891) и другими востоковедами и общественными деятелями. В период учебы молодой студент-востоковед под влиянием своих учителей обработал свои ранние научные материалы, посвященные сагайскому наречию хакасского языка, этнографии и фольклору тюркских народов Сибири. Список библиографии трудов Н.Ф.Катанова по востоковедению свидетельствует, что уже в 1885 — 1888 гг. было опубликовано 9 научных статей и публикаций в области тюркологии .

Поворотным рубежом в биографии Н.Катанова стало научное путешествие в 1889 — 1992 гг. в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Джунгарию и Восточный Туркестан с целью изучения языков и этнографии тюркских народов, организованное Русским географическим обществом (образовано в 1845 г.) и Петербургской Академией наук. Научная командировка Н.Катанова была организована по ходатайству востоковедов-академиков В.П.Васильева и В.В.Радлова. Это стало началом его самостоятельной научной деятельности. Все эти годы Н.Катанов является стипендиатом факультета восточных языков С.-Петербургского университета.

Известный российский тюрколог С.Н.Иванов писал: «Путешествие имело огромное значение для всей последующей научной деятельности Катанова. Четыре года пребывания в тюркской языковой среде, в гуще жизни носителей различных тюркских языков доставили Катанову неоценимый запас лингвистических и этнографических сведений, значительно расширивших объем знаний и научный кругозор молодого ученого. Эти знания и собранные материалы представляли собой хорошую и прочную основу для дальнейших научных исследований и обусловили собой характер научных изысканий Катанова в период его зрелой научной деятельности» .

Организация научных полевых экс­педиций в регионы, где жили тюркоязычные народы, продолжалась также в казанский период педагогической и научной деятельности Н.Ф.Катанова . Например, в мае-сентябре 1896 г. и мае — августе 1899 г. путешествовал по Минусинскому округу Енисейской губернии, летом 1897 и 1898 гг. был командирован для научных исследований в Уфимскую губернию и в мае — августе 1909 г.— в Си­бирь .

В 1893 г., после сдачи экзаменов на степень магистра турецко-татарской словесности (10 и 21 декабря 1893 г.) и назначения Н.Ф.Катанова экстраординарным профессором кафедры турецко-татарских наречий историко-филологического факультета Казанского университета (с 9 ноября 1893 г.), начался известный период его активной и значимой учебной, научной и общественной деятельности в Казани (1894 — 1922).

В этот период проявился талант Н.Ф.Ка­танова как языковеда, этнографа, историка, археолога, нумизмата, педагога, коллекционера и организатора научных исследований.

Началом преподавательской работы в университете считается публичное чтение лекции в январе 1894 г. на тему «Этнографический обзор турецко-татарских племен», опубликованной в Ученых записках Казанского университета .

Уже первый год работы профессора в Казанском университете ознаменовался оригинальными публикациями, посвященными мусульманским тюркским легендам, фольклору и этнографии тюркоязычных народов Центральной Азии. Эти публикации показали особый интерес молодого ученого к разнообразным актуальным лингвистическим, этнографическим, литературоведческим, источниковедческим проблемам отечественной тюркологии последней четверти XIX — начала XX вв. В ранних и последующих опубликованных и неизданных работах и статьях Катанова органично присутствует не только книжное, но и живое и непосредственное знание истории и культуры тюркоязычных обществ Евразии и совре­менных историко-географических и культурных центров тюркского мира конца XIX — начала XX в. Его научное наследие включает разнообразные области тюркологии: древнетюркские и современные литературные языки, тюркоязычную литературу и духовную жизнь тюркских народов.

На рубеже нового века следует отметить, что значимый период в истории казанского востоковедения 90-х гг. XIX ве­ка — первых двух десятилетий XX в. ­связан с научно-педагогической и общественной деятельностью выдающегося востоковеда-мыслителя и просветителя Н.Ф.Катанова. Его труды, по мнению академика А.Н.Кононова, вошли «в золотой фонд мировой тюркологии» . Многогранная востоковедческая и научно-просветительская деятельность доктора сравнительного языкознания Н.Ф.Катанова способствовала сохранению и развитию ориентального образования и науки в Казани. Роль и значение его в возрождении Казанского университета как крупного российского востоковедческого центра неоценимы

Для того, чтобы конкретнее и объективнее представить значение деятельности и вклада Катанова, следует вспомнить десятилетия в истории казанского центра ориенталистики после закрытия восточного разряда университета в 1854 — 1855 гг. и до его появления в Казани в 1894 г.

В эти годы исключительную роль в возрождении востоковедения в университете и в целом в казанском гуманитарном центре сыграли И.Ф. Готвальд, М.Г.Махмудов, И.Н.Холмогоров, Х.Фаизханов, Н.И.Ильминский, В.В.Радлов, Ш.Марджани, Н.В.Крушевский, И.А.Бодуэн де Куртенэ, М.П. Веске, Н.Ф.Катанов, Н.И.Андерсон, Н.И.Ашмарин, К.Насыри, Н.В.Никольский, Я.Г.Калима, Г.С.Губайдуллин, С.Е.Малов и многие другие. Многонациональный характер казанской ориенталистики — важная особенность научного и культурного центра России. С их именами связаны востоковедные исследования в Казани в конце XIX — первых десятилетиях XX вв. и тесные научные контакты с российскими и зарубежными востоковедами. С их именами связано развитие национальных научных гуманитарных школ XIX — XX вв.

Биограф Н.Ф.Катанова тюрколог С.Н.Иванов отмечал, что во второй половине XIX в. «значение Казанского университета как востоковедного центра заметно упало» и «преподавание восточных языков в Казани и научная работа в области востоковедения не имели непрерывной традиции» .

Важным историко-научным рубежом воссоздания востоковедческих кафедр Казанского университета — угро-финской и турецко-татарской филологии — стала середина 80-х гг. XIX в. У истоков этого события стояли корифеи гуманитарных наук эпохи: И.А.Бодуэн де Куртенэ, Н.И.Ильминский, В.В.Радлов и М.П.Веске.

Именно возрождение традиций преподавания восточных дисциплин и комплексных тюркологических исследований в университете связано с именем Н.Ф.Катанова. Сегодня мы можем справедливо говорить о катановском периоде и научной школе тюрколога Н.Ф.Катанова в истории казанского востоковедения рубежа XIX — XX вв.

В течение 28 лет педагогической и научной деятельности в Казани проф. Н.Ф.Катанов преподавал языки, этнографию и историю тюркских народов в Казанском университете, Казанской духовной академии (1911 — 1919) и в восточном отделении Северо-Восточного этнографического и археологического института (1917 — 1921). В этих учебных заведениях на протяжении многих лет он вел следующие курсы: арабский и персидский языки, турецко-татарский язык, казахские, киргизские, алтайские наречия, обозрение турецко-татарских племен, история турецко-татарской литературы, сравнительная грамматика тюркских наречий и чтение текстов, восточная нумизматика, сфрагистика, хронология, «история турецких и монгольских племен», «история Сибири и Средней Азии», «этнография татар, чуваш, киргизов, башкир, черемисов, вотяков и мордвы», «надписи на монетах Золотой Орды и надгробных памятниках Казанского и Булгарского ханств» и др. В преподавательской работе проявилось глубокое знание Катановым языков, истории, нравов и обычаев тюркских народов России и зарубежного Востока. Современников и слушателей казанского ученого поражал живой и образный характер преподавания и простота, глубина и ясность мысли знатока тюркского Востока.

Неоценима его заслуга в исследова­тельской и научно-просветительской ­деятельности Общества археологии, ­истории и этнографии при Казанском ­университете (образовано в 1878 г.). Еще будучи студентом университета, в 1884 г. Николай Катанов был избран членом-сотрудником научного общества. Проф. Н.Ф. Катанов в 1896 — 1898 гг. являлся секретарем и в 1898 — 1907 гг.— бессменным председателем Общества ­археологии, истории и этнографии, внося огромный вклад в направления лингвистических, этнографических, историко-­культурных исследований народов за­рубежного Востока и тюркских народов России. Надо особо отметить то, что ученый-тюрколог был активным членом ведущих научных обществ России: географического общества (с 17 декабря 1894 г.),­ археологического общества (с 1894 г.), общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 22 ноября 1897 г.), Туркестанского кружка любителей археологии (с 5 мая 1897 г.), Русского комитета по изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом, этнографическом отношениях (с 1913 г.) и др. Оригинальные работы исследователя, посвященные истории и культуре тюркских народов Центральной Азии, опубликованные в изданиях этих научно-исследовательских и просветительских обществ, имеют огромное научное значение.

Кроме того, он был избран членом международного общества наук и литератур в г.Лёвине (Бельгия) (1898), Венгерского этнографического общества (1899) и Гельсингфорского финно-угорского общества (1900). Это было высоким признанием зарубежных коллег и научных обществ.

Музейная деятельность и коллекционное наследие Н.Ф.Катанова особенно значимы. Как известно, в период 1905 — 1917 гг. он работал директором историко-этнографического отдела и председателем совета Казанского музея. Восточные этнографические, нумизматические, археологические материалы, собранные во время экспедиций и переданные Н.Ф.Катановым и его супругой А.И.Катановой в 20 — 30-х гг. XX в., — органичная часть уникального наследия Национального музея Республики Татарстан.

Вершиной тюркологического исследования Н.Ф.Катанова стала докторская диссертация «Опыт исследования урянхайского языка», защищенная 7 декабря 1903 г. в Санкт-Петербургском университете. Его официальными оппонентами были крупнейшие отечественные тюркологи рубежа XIX — XX вв. Это профессор, преподаватель турецко-татарской словесности В.Д.Смирнов (1846 — 1922) и профессор, преподаватель арабского языка П.М.Мелиоранский (1868 — 1906). Эта фундаментальная работа Н.Ф.Катанова публиковалась в 1899 — 1903 гг. в Ученых записках Казанского университета и вышла отдельным тиражом . Справедливой оценкой научной и преподавательской деятельности стало присуждение Катанову в 1907 году степени доктора сравнительного языкознания. В «Представлении» профессоров университета А.И.Александрова и В.А.Богородицкого на степень доктора были отмечены научные командировки и путешествия, сбор богатого лингвистического, этнографического и исторического материала и его публикация, а также точность и тщательность наблюдений и большая разносторонность Н.Ф. Катанова.

Талантливый и трудолюбивый ученый-тюрколог, просветитель и мыслитель Н.Ф.Катанов остается в памяти наших современников. Сегодня коллеги-тюр­кологи знают работы великого и знаменитого ученого тюркского мира. Твор­ческая жизнь и наследие профессора ­Казанского университета Н.Ф.Катанова раскрывает непреходящее значение его огромного вклада в отечественную и мировую науку, образование и культуру народов России.

О нем

1. Иванов С.Н. Николай Федорович Катанов (очерк жизни и деятельности). 2-е. изд. — М.: Наука, 1973. — 114 с.

2. Валеев Р.М. Профессор Н.Ф.Катанов — классик российской тюркологии (1862 — 1922) //­ Наследие Н.Ф.Катанова. История и культура тюрк­ских народов Евразии. Доклады и сообщения международного научного семинара. 30 июня — 1 июля 2005 г. — Казань, 2006. — С. 4-12.

3. Закиев М.З. Значение труда Н.Ф.Катанова «Чувашские слова в болгарских и татарских памят­никах» в изучении истории татарского народа // Там же. — С. 28-40.

4. Насипов И.С. Исследования Н.Ф.Катанова как источники по татарской диалектологии // Там же. — С. 79-81.

5. Рамазанова Д.Б. Творческое наследие Н.Ф.Катанова и некоторые вопросы современного татарского языкознания // Там же. — С. 82-84.

Р.М.Валеев, М.З.Закиев

Из книги : Казанская лингвистическая школа: Книга первая: Казанская тюркологическая лингвистическая школа/ сост. М.З.Закиев.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. - С. 37-42

Николай Фёдорович Катанов (6 мая 1862, местность Изюм (Узюм) у села Аскиз - 9 марта 1922, Казань) - российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным. Действительный статский советник (1915).

Родился в семье улусного писаря, в 1876-1884 годах обучался в Красноярской гимназии, которую окончил с золотой медалью. В 1884-1888 годах был студентом факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. По рекомендации В. В. Радлова был отправлен в этнографо-лингвистическую экспедицию в Сибирь и Восточный Туркестан для изучения языков и быта тюркских племён. В 1889-1892 годах исследовал народы Хакасии, Тувы, Семиречья, Тарбагатая и Синьцзяна. Поскольку получить место в Петербургском университете не удалось, в 1894 году Катанов переехал в Казань, проработав в этом городе 28 лет до самой своей кончины. В 1903 году защитил диссертацию на соискание степени магистра - «Опыт исследования урянхайского языка», в 1907 году утверждён доктором сравнительного языкознания по совокупности трудов. В 1911-1917 годах преподавал преимущественно в Казанской духовной академии. Ординарный профессор Духовной академии с 1915 года, в 1919 году избран профессором Казанского университета по всероссийскому конкурсу, результаты которого были утверждены Наркомпросом в 1921 году.

Н. Ф. Катанов состоял членом двух иностранных обществ: Societe des sciences et lettres (Лёвен) и Ungarische ethnographische Gesellschaft (Будапешт), также членом-корреспондентом финно-угорского общества (Гельсингфорс), действительным членом императорского Русского географического общества (с 1894), Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, туркестанского кружка любителей археологии в городе Ташкенте, был действительным членом казанского и семипалатинского статистических комитетов. В 1898-1914 годах Н. Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете и вновь стал его председателем в 1919 году. Также активно занимался общественной деятельностью, особенно в области пропаганды трезвости. Его научные работы продолжают издаваться и переиздаваться в XXI веке.

Происхождение

Николай Фёдорович Катанов родился 18 (6) мая 1862 года в Тураковском улусе - степной местности в 16 км от села Аскиз на левом берегу реки Абакан - и при рождении получил хакасское имя Пора (хак. Пора Хызыл оглу). В автобиографии для словаря С. А. Венгерова в 1897 году Катанов писал:

Род Катановых принадлежал к хакасскому сеоку (клану, дословно «кости») пурут (пюрют), относящемуся к сагайцам. Хакасское имя Фёдора Катанова - Хызыл. По разным источникам мать Николая Фёдоровича носила фамилию Чаптыкова или Кизекова, звали её Мария (по-хакасски Чамах). Чаще биографы называли фамилию Чаптыкова, которая относилась к сеоку хасха (каш) и роду Шалошин, то есть она была качинка. Родители Катанова, придерживаясь одновременно традиционных шаманских верований и православия, не состояли в церковном браке, поэтому в метрическом свидетельстве Николай числился незаконнорождённым. Старший его брат - тоже Николай - стал впоследствии священником Усть-Есинской церкви Минусинского округа, в семье также была дочь Мария. Как и все хакасы, семья вела полукочевой образ жизни: тёплую половину года проводили на летнике в Сагайской степи, а в холодное время жили на берегу реки Абакан близ озера Саркагель.



top