Макроэкономическая система, ее субъекты, проблемы и противоречия. Московский государственный университет печати К общенаучным методам относятся

Макроэкономическая система, ее субъекты, проблемы и противоречия. Московский государственный университет печати К общенаучным методам относятся

В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, механизм их взаимодействия на рынках в условиях конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающая функционирование экономики в целом. Когда говорят о ней, то обычно подразумевают национальную экономику, реже – экономику региона. Сложность ее изучения состоит в следующем:

1) она включает в себя большие территории и природные ресурсы;

2) в ней функционирует большое количество предприятий различного профиля, что требует постоянной сбалансированности между ними;

3) размеры произведенного продукта и его структура во многом превосходят размеры продукта, произведенного даже крупными корпорациями (отсюда сложность его реализации);

4) макросистема представлена различными классами и социальными группами, национальностями, поэтому необходим учет их интересов.

Предметом изучения макроэкономики как науки является система возникающих на уровне национальной экономики экономических отношений и связей, определяющих ее состояние и взаимодействие с глобальной экономикой.

Систематизированные основы макроэкономики как науки были заложены английским экономистом Дж.М. Кейнсом в его знаменитом труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Однако некоторые макроэкономические модели существовали и до него. Так, первой макроэкономической моделью явилась экономическая таблица Ф. Кенэ. Схемы простого и расширенного воспроизводства описывались К.Марксом, Л. Вальрасом. Международное признание получили результаты исследований экономических процессов и явлений на макроуровне, полученные отечественными учеными, среди которых особо следует отметить Н.Д. Кондратьева, В.С. Немчинова, Л.В. Канторовича.

Основными проблемами, изучаемыми на макроуровне, являются:

· определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;

· выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;

· анализ инфляционных процессов;

· изучение механизма и факторов экономического роста;

· рассмотрение причин циклических колебаний в экономике;

· исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

· теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства и др.

Макроэкономический подход к изучению экономических явлений и процессов направлен на изучение принципов формирования агрегированых показателей, характеризующих уровень и тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общий объем занятости, инвестиций, уровень цен, темпы экономического роста. Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что действия всех экономических агентов интерпретируются в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства.

Во всей экономике необходимо выделять 4 агрегированных субъекта:

1. Сектор домашних хозяйств

2. Предпринимательский сектор

3. Государственный сектор

4. Иностранный сектор

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства, находящихся в частной собственности. Продавая или сдавая в аренду имеющиеся у них факторы, домашние хозяйства получают доход, называемый «национальный доход», который затем делят на две части, необязательно равные, первая из которых идет на потребление, а вторая – на сбережения. Таким образом, сектор домашних хозяйств имеет 3 основных характеристики:

1. Собственность на факторы производства.

2. Потребление различных благ за счет части своего дохода.

3. Сбережение части дохода и осуществление инвестиций.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны и проявляющих свою активность следующими способами:

1. Предъявление спроса на факторы производства (на рынок факторов).

2. Организация процесса создания и предложения товаров и услуг.

3. Инвестирование средств и увеличение запасов капитала внутри страны.

Предпринимательский сектор обеспечивает производство большей части ВВП, предъявляет спрос на рынок факторов производства и обеспечивает предложение товаров на потребительском рынке.

Государственный сектор представляет собой все государственные институты и учреждения. Имеет свою специфику, т.к. в первую очередь государство занимается производством общественных благ, которые, в отличие от благ предпринимательского сектора, достаются домашним хозяйствам «бесплатно». В качестве таких благ можно назвать безопасность, экологию, достижения фундаментальной науки и услуги государственной социальной и производственной инфраструктуры. Государство также заботится и о повышении эффективности предпринимательского сектора, создает законодательную базу и обеспечивает соблюдения данных законов. Одной из важнейших функций государства является создание устойчивой национальной валюты, т.е. предложение денег.

Иностранный сектор – это все экономические субъекты, которые имеют постоянное местонахождения за пределами данной страны, а также иностранные фирмы на территории государства. Воздействие этого сектора на национальную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами. Взаимоотношения между двумя государствами регулируются их законодательствами и самими субъектами, вовлеченными в экономические отношения. Поддержание баланса между внешнеэкономической деятельностью государства и импортируемой частью товарной массы является важным аспектом экономической политики.

Между вышеуказанными субъектами существуют рыночные и нерыночные экономические связи. Наглядно совокупность основных макроэкономических взаимосвязей можно представить в виде схемы.

Рисунок 11 - Схема взаимодействий между макроэкономическими субъектами:

1 - предложение благ; 2 - спрос на блага домашних хозяйств; 3 - спрос на инвестиции; 4 - спрос на блага государства; 5 - экспорт; 6 - импорт; 7 - предложение труда; 8 - спрос на труд; 9 - спрос на деньги; 10 - предложение денег; 11 - предложение ценных бумаг; 12 - спрос на ценные бумаги; 13 - налоги.

Для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и практике используются различные макроэкономические показатели.

Основными из них являются:

· валовой внутренний продукт (ВВП),

· валовой национальный продукт (ВНП),

· чистый национальный продукт (ЧНП),

· национальный доход (НД),

· личный доход (ЛД),

· располагаемый доход (РД),

· национальное богатство (НБ).

Валовой внутренний продукт – это вновь созданная на территории страны стоимость товаров и услуг с использованием национальных факторов в текущих рыночных ценах (цены конечного покупателя) за определенный промежуток времени. ВВП охватывает результаты деятельности всех экономических субъектов на территории данной страны независимо от их национальной принадлежности.

В стоимость ВВП также включаются нерыночные товары и услуги, т.е. которые не попадают на рынок, а производятся для собственного потребления (выращивание скота, занятие сельским хозяйством и т.д.). Они оцениваются по текущим рыночным ценам на аналогичные товары и услуги или по затратам на их производство.

Расчет ВВП ведется тремя методами:

1) суммированием доходов;

2) суммированием расходов;

3) суммированием добавленной стоимости.

1. По первому методу суммируются доходы физических и юридических лиц, домашних хозяйств, а также доходы государства от предпринимательской деятельности и доходы органов государственного управления: налоги на производство и импорт, таможенные пошлины. Данные затраты включают расходы на текущее потребление (С), валовые частные инвестиции (I), государственные расходы (G), чистый экспорт - Xn (разница между экспортом и импортом):

ВВП = C+ I+ G+ Xn

При втором методе суммируются расходы на личное и государственное потребление (госзакупки), инвестиции, сальдо внешней торговли (разница между стоимостью экспорта и импорта страны).

ВВП = Z + R + K + P + A + N , где

Z –зарплата и др. выплаты рабочим;

R – рентные платежи

K – процент на ссудный капитал;

P – прибыль корпораций и доходы от использования объектов собственности; A – амортизация;

N- косвенные налоги на бизнес.

По третьему методу добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Необходимость введения промежуточного потребления вызвана тем, что многие продукты, прежде чем попадут к конечному потребителю, проходят несколько производственных стадий (обработка, переработка), что завышает величину ВВП за счет повторного счета.

В отдельных странах (США, Японии и др.) в качестве основного показателя используется валовой национальный продукт . Его отличие от ВВП состоит в том, что в нем не учитывается сальдо расчетов с зарубежными странами, а также рассматривается только продукт, произведенный национальными производителями независимо от территории.

Чистый национальный продукт представляет собой сумму конечной продукции товаров и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.

Национальный доход характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП. НД меньше ЧНП на величину косвенных налогов. НД = ЧНП – Косвенные налоги + трансферты.

Личный доход показывает, сколько денег поступает на цели личного потребления населения. При расчете ЛД из НД вычитаются налоги на прибыль предприятий, объем их нераспределенной прибыли и величина взносов на социальное страхование, но прибавляются трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия и т.д.).

Для характеристики дохода, который население может тратить по своему усмотрению, используется располагаемый доход . Для его расчета из ЛД вычитается общий объем налогов, выплачиваемых населением.

Для измерения итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется национальное богатство . Это совокупность материальных и духовных благ, накопленных в стране на данный момент времени.

Таблица 8 - Национальное богатство: стоимость отдельных нефинансовых экономических активов

Большинство макроэкономических показателей имеют как номинальные так и реальные значения. Это связано с тем, что при оценке этих показателей используется значение рыночного уровня цен, который может постоянно меняться в связи с колебанием рыночной конъюнктуры.

Номинальный ВНП – это ВНП, измеренный в рыночных ценах текущего периода.

ВНП номинальный = S Рjı х Q jı

Реальный ВНП - это ВНП, рассчитанный в постоянных (сопоставимых) ценах.

ВНП реальный = (S Рjı х Q jo)

Соотношение номинального и реального ВНП, отражающее изменение уровня цен выражается через систему индексов.

Первый из них – это дефлятор. Данный показатель отражает изменение цены единицы товара в отчетном году по отношению к базисному.

дефлятор ВНП= (S Рjı х Q jı)/ (S Рjı х Q jo)

Второй показатель – это индекс потребительских цен (ИПЦ) или индекс Ласпейреса. Он отражает процесс изменения стоимости базового набора товаров, входящих в потребительскую корзину.

ИПЦ = (S Рjı х Q jo)/ (S Рjo х Q jo)

Индекс потребительских цен и дефлятор связаны между собой (оба эти показателя являются показателями, характеризующими уровень инфляции и уровень жизни населения), но имеют и различия:

1. дефлятор отражает изменение цен всех товаров и услуг, а ИПЦ - только набора товаров.

2. Изменение оптовых цен отражается только в дефляторе.

3. На дефляторе отражается только уровень цен товаров, произведенных внутри страны, а ИПЦ учитывает изменение цен на импортные товары, входящие в потребительскую корзину.

4. Дефлятор рассчитывается для текущего объема производства, а ИПЦ – для базисного.

На практике различия между ними не велики, а анализ динамики всегда дает одинаковую тенденцию изменения темпов динамики цен.

Система национальных счетов (СНС) – это система статистических данных о состоянии и динамике экономики в соответствии с принципами, применяемыми в бухгалтерском учете. Она появилась в 1952 г. и в последствии неоднократно совершенствовалась. В 1993 ООН была одобрена новая СНС, которая рекомендована для внедрения во всех странах в качестве международного стандарта.

Система национальных счетов изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения ВВП в каждой стране. Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер. Она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг и содержит показатели, которые в обобщенном виде отражают все экономические операции, стадии экономического процесса, активы и пассивы производственного процесса.

В отечественной статистике СНС вытеснила систему учета на макроуровне, которая называлась «балансом народного хозяйства» (БНХ) и применялась на протяжении многих лет в СССР. Принципиальные различия между СНС и БНХ состоят в следующем:

1) в системе национального счетоводства сфера производства интерпретируется как деятельность по производству экономических благ, все отрасли экономики (материальное и нематериальное производство) взаимозависимы и равноправны. В БНХ общественное производство отождествляется с материальным производством, а «непроизводственная» сфера не является производящей, а только потребляющей то, что создано в материальном производстве;

2) в основе балансового подхода находится трудовая теория стоимости, а для СНС характерна теория факторов производства;

3) система показателей СНС характеризует процессы в рыночной экономике, а применение БНХ имеет ограничения для экономики с рыночными отношениями;

4) в БНХ центральной была группировка по формам собственности, а в СНС – по секторам экономики.

СНС дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, в том числе по стандартному набору счетов для всех секторов экономики. Секторы экономики включают в себя экономических агентов, занятых одним и тем же видом основной деятельности. Всего таких секторов шесть:

1) производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги, кроме финансовых услуг, а также ремесленники, предприниматели, частные врачи, юристы;

2) финансовые учреждения и организации;

3) государственные учреждения;

4) частные некоммерческие организации (партии, профсоюзы, общественные фонды и т.д.);

5) домашние хозяйства (в этот сектор также включены солдаты и заключенные);

6) заграница (весь остальной мир) – это все экономические агенты за границей, которые осуществляют экономические операции с хозяйствующими субъектами данной страны.

Основу национальных счетов для экономики в целом составляют шесть следующих счетов:

Счет производства (отражает результаты производственной деятельности);

Счет образования доходов характеризует процесс образования различных доходов (прибыли, заработной платы, доходов от собственности, трансфертных платежей и т.д.);

Счет распределения доходов (показывает, как доходы распределяются между основными получателями);

Счет использования доходов (показывает, как из располагаемого валового дохода образуется конечное потребление и валовое накопление);

Счет капитала (содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капитала);

Финансовый счет (показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов образований и обязательств).

Взаимосвязи между секторами охватывают все виды операций с товарами и услугами, доходами и расходами. Каждой записи в одном счете соответствует идентичная запись в противоположенном счете.

В итоге обработки информации составляется комплекс балансовых таблиц, показатели которых позволяют определить обобщающие макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики и динамику экономического роста.

Наглядное представление о взаимосвязи различных показателей национальной экономики в СНС дает табл. 3, построенная на основе условных данных.

Таблица 9 - Пример итоговой таблицы СНС

Доходы Распределение
Измерение ВНП по сумме расходов. Метод потока товаров Измерение ВНП по сумме доходов. Метод потока издержек
Личные потребительские расходы Объем потребленного капитала
Валовые чистые внутренние инвестиции Косвенные налоги на бизнес
Государственные закупки товаров и услуг Заработная плата
Чистый экспорт -93 Арендная плата
ВНП Проценты
Амортизационные отчисления -505 Доход от индивидуальных вложений
ЧНП Налоги на прибыль корпораций
Косвенные налоги на бизнес -393 Дивиденды
Национальный доход
Взносы на социальное страхование -445 ВНП
Налоги на прибыль корпорации -145
Нераспределенная прибыль корпораций -79
Трансфертные платежи
Личный доход
Индивидуальные налоги -590
Располагаемый доход

Между показателями сводных национальных счетов существует связь в виде равенства. Например, чистый национальный продукт равен сумме 5 и 6 строк, национальный доход – 7 и 8 строк и т.д.

Роль национального счетоводства в анализе и регулировании макроэкономических процессов определяется выполняемыми функциями. В зарубежной теории СНС рассматривается как важнейший инструмент:

Экономической политики;

Экономического прогнозирования;

Оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с другими странами;

Связи экономической теории с практикой.

Совокупный спрос представляет собой объем товаров и услуг, который готовы купить домашние хозяйства, предприятия, правительство, иностранные государства при любом возможном уровне цен. Основными компонентами совокупного спроса являются: потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные расходы, чистый экспорт.

Кривая совокупного спроса (AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Различие лишь в том, что она построена в иной системе координат (рис. 2).

I AD1 …………Е

Рисунок 12- Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS»

Где, Y – реальный ВВП; P – уровень цен; AD – кривая совокупного спроса; AD1, – кривая совокупного спроса под влиянием неценовых факторов; AS – кривая совокупного предложения; E – точка равновесия

Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объем реального ВВП будет больше при прочих равных условиях. Под прочими равными условиями подразумевается влияние неценовых факторов, вызывающих смещение кривой AD.

Основными неценовыми факторами совокупного спроса являются:

· увеличение денежной массы,

· изменение ставок налогов,

· инфляционные ожидания населения,

· увеличение государственных расходов.

Совокупное предложение – это объем всех предназначенных к продаже товаров и услуг при каждом данном уровне цен в стране. Обычная кривая краткосрочного предложения конкретной фирмы имеет положительный наклон. Возникает вопрос: почему кривая AS имеет несколько иную форму? Ответ заключается в том, что в масштабе всей экономики могут сложиться три ситуации:

Состояние неполной занятости;

Состояние, приближающееся к уровню полной занятости;

Состояние полной занятости.

Таким образом, кривая AS состоит из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикального. Горизонтальный участок в экономической литературе называется «кейнсианским», а вертикальный – «классическим».

Кроме общего уровня цен на объем реального ВВП влияют и другие факторы, приводящие к смещению кривой AS (аналогично смещению кривой AD). Важнейшие из них – изменение цен на факторы производства.

В точке пересечения кривых AS и AD образуется макроэкономическое равновесие, под которым понимается сбалансированность и пропорциональность производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.


Похожая информация.


Макроэкономика представляет собой самостоятельный раздел экономической науки, который исследует не только национальные хозяйства отдельных стран, но и все мировое хозяйство. Рассмотрим экономику как единое целое в масштабах страны, как национальную экономику. Национальная экономика – исторически сформировавшаяся в определенных территориальных пределах система общественного воспроизводства.

Национальная экономика преследует следующие цели:

  1. экономический рост;
  2. стабильный уровень цен;
  3. поддержание равновесного торгового баланса;
  4. обеспечение определенного уровня занятости населения;
  5. социальную поддержку уязвимых слоев населения.

Существует несколько классификаций макрорынка:

  1. воспроизводственный аспект:

    Для измерения национальной экономики, состоящей из множества различных микрорынков, необходимо суммировать (агрегировать) сведения о рынках отдельных товаров и услуг. Агрегирование – статическое соединение множества индивидуальных микрорынков в один рынок для того, чтобы определить совокупное (общее) национальное производство и совокупный уровень цен. Таким образом, для осуществления макроэкономического учета была разработана так называемая система национальных счетов. Система национальных счетов, разработанная ООН , применяется на практике с 1953 г. и дает информацию о масштабах и динамике общественного производства, об уровнях безработицы и инфляции , об изменениях экспорта-импорта страны и т. д.

    Система национальных счетов состоит из следующих статистических показателей: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт и национальный доход .

    1. Валовой национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных страной за определенный период (год, месяц) при помощи факторов производства, принадлежащих гражданам данной страны. Он включает стоимость продукции отечественного производства, размещенного как внутри страны, так и за ее пределами.

    Существуют три способа расчета валового национального продукта:

    1. расчет по доходам (по потоку доходов), при котором суммируются доходы отдельных лиц и предприятий, как сумма вознаграждений владельцев факторов производства:

      а) заработная плата наемных работников;
      б) процент на капитал ;
      в) прибыль предпринимателей ;
      г) рента землевладельцев;
      д) косвенные налоги на предприятия;
      е) амортизационные отчисления (накопления предприятий для восстановления изношенных основных фондов);

    2. расчет по расходам (по потоку расходов), при котором суммируются все расходы на приобретение конечного продукта:

      а) личные потребительские расходы населения (траты граждан страны на покупку питания, одежды, обуви и т. д.);
      б) валовые частные инвестиции в национальную экономику (частные вложения в развитие бизнеса , покупку оборудования и т. д.);
      в) государственные закупки товаров и услуг (расходы на содержание административного аппарата всех уровней);
      г) чистый экспорт (разность между экспортом и импортом в данной стране);

    3. расчет по производству , при котором происходит суммирование стоимостей товаров и услуг, произведенных всеми предприятиями страны.

    Существует два вида продуктов:

    1. промежуточный продукт – это товары и услуги, предназначенные либо для дальнейшей обработки, либо для перепродажи;
    2. конечные продукты – это те продукты, которые идут непосредственно в личное потребление.

    Различают понятия номинального, реального и потенциального ВНП:

    1. номинальный ВНП – это валовой конечный продукт, подсчитанный в действующих текущих (фактических) ценах;
    2. реальный ВНП – валовой продукт, рассчитанный в сопоставимых ценах конкретного года;
    3. потенциальный ВНП – прогнозируемый ВНП при наиболее благоприятных условиях. Коэффициент пересчета стоимости ВНП в сопоставимые цены называется дефлятором.

    Дефлятор – это показатель, помогающий учесть, на сколько увеличился валовой национальный продукт за счет роста цен; рассчитывается по формуле:

    Дефлятор ВНП = (Номинальный ВНП) / (Реальный ВНП).

    2. В отличие от ВНП валовой внутренний продукт (ВВП) охватывает годовую стоимость всей конечной продукции, созданной внутри данной страны как отечественными, так и иностранными производителями.

    3. Чистый национальный продукт (ЧНП) – показатель экономического развития, который определяется путем вычитания из ВНП отчислений на восстановление изношенного физического капитала (амортизационных отчислений). Таким образом, ЧНП показывает объем конечных товаров и услуг, которые страна может использовать без ущерба для собственного производственного капитала.

    4. Национальный доход (НД) – показатель, представляющий собой разницу ЧНП и суммы косвенных налогов и образующийся как сумма заработной платы, процента на капитал, ренты и прибыли. Национальный доход – доход заработанный, но не полученный. С одной стороны, государство облагает все виды доходов налогами, с другой – возвращает часть средств в виде трансфертных платежей пенсионерам, многодетным семьям , инвалидам, безработным и т. д.

    5. Личные доходы (ЛД) представляют собой показатель, образующийся из национального дохода за вычетом взносов на социальное страхование , налогов на прибыль фирм и прибавлением трансфертов. Личные доходы также подлежат налогообложению.

    6. Располагаемый личный доход – денежная сумма, которую домашние хозяйства могут свободно расходовать на потребление и сбережение. Он образуется из личных доходов за вычетом личных налогов (подоходного налога, налога на недвижимость и т. д.). Вопрос о формировании располагаемого личного дохода касается каждого гражданина.

Экономическая деятельность любого общества осуществляется такими субъектами, как домохозяйства, предприятия (фирмы) и государство. В процессе такой деятельности между всеми ее субъектами формируется разветвленная система взаимосвязей, которые придают ей целостного, системного характера. Это и предопределяет, с одной стороны, совокупную результативность этой системы, что превышает суммарный результат ее составных частей, а с другой - закономерности, регулирующие ее деятельность. Макроэкономика и является той частью экономической теории, изучает такие закономерности. Этот раздел экономической науки, исследующий экономику как целое, а также такие ее составляющие, как домохозяйства, бизнес, государственный сектор, и использует при этом обобщенные (суммарные) показатели.

Макроэкономика дает возможность изучить не только взаимодействие элементов экономической системы, но и роль экономических факторов в ее развитии. Эта отрасль экономики помогает найти ответы на такие вопросы: почему одна страна богаче другой? Как можно побороть инфляцию? Каковы причины безработицы? Какова экономическая политика государства? Какие методы воздействия денежного обращения и кредитной системы на экономику? По сути, это учение об общем уровне национального объема производства, занятости, безработицы, инфляции, состояние платежного баланса страны.

Макроэкономика тесно связана с микроэкономикой. Изучение макроэкономических процессов невозможно без знания законов спроса и предложения, формирования издержек производства и цен на товары и экономические ресурсы. Подобно тому, как невозможно раскрыть закономерности функционирования живого организма без знания законов клетки, без понимания законов микроэкономики нельзя выявить закономерности функционирования макроэкономики.

Макроэкономический анализ основал один из классиков-физиократов Ф. Кенэ в своей работе "Экономические таблицы". Это была первая попытка осуществления анализа общественного воспроизводства. Большой вклад в этот процесс сделал К. Маркс, совершив исследования воспроизводства общественного капитала. Французский экономист Л. Вальрас заложил основы общей теории равновесия, на основе которой сформировалась макроэкономика.

В современном своем виде понятие макроэкономики было сформулировано Джоном Кейнсом в его труде "Общая теория занятости, процента и денег". Он убедительно показал, что добиться устойчивого роста производства в масштабе всей страны и обеспечить полную занятость невозможно без участия государства в сфере экономики. Этим обусловливается необходимость выяснения тех закономерностей, регулирующих развитие всей экономики.

Изучение макроэкономики в современных условиях имеет важное значение, поскольку позволяет научно обосновать ту экономическую политику, которую осуществляет государство. Правительство любой страны, регулируя экономическую деятельность общества, должен владеть инструментами макроэкономики и выбирать из альтернативных вариантов развития экономики самые эффективные. Рассмотрим основные положения этого раздела экономической теории.

Национальная экономика. основные макроэкономические показатели

Анализ закономерностей экономической деятельности в рамках национального государства предполагает прежде всего обоснование показателей, которыми можно на этом уровне измерить ее результативность. Рассмотрим понятие национальной экономики.

Понятие национальной экономики

Экономическая деятельность в любом обществе осуществляется ее субъектами в системе определенных взаимосвязей и взаємозалежи остей, которые устанавливаются в определенных территориальных пределах. Такая система и называется экономикой. В зависимости от территориальных границ различают местную, региональную, национальную и мировую экономику. Национальная экономика - это система экономической деятельности с присущим ей взаимодействием механизмов регулирования, что исторически сложилась в пределах страны (нередко используется термин "народное хозяйство"). Она является совокупностью устойчивых экономических связей, объединяющих всех субъектов хозяйствования в единую взаимосвязанную систему.

Национальная экономика является историческим явлением, что возникло в ходе образования национальных государств. В основе формирования национальной экономики был общественное разделение труда и обобществление производства. Именно общественное разделение предопределяет систему тесных взаимосвязей между составляющими элементами экономики. С развитием общественного разделения труда, с одной стороны, в результате специализации производства, появлялись новые виды производств и производителей и соответствующих им отраслей, а с другой стороны - происходило кооперирование производства, расширялась система взаимосвязей между специализированными субъектами экономической деятельности. На основе углубления специализации и интеграции производства усилились интеграционные процессы между субъектами экономической деятельности в пределах отдельных стран, что и стало при

Схема 12.1. в

чиной образования национальных экономик. В странах Западной Европы эти процессы происходили в течение нескольких веков и завершились созданием развитых национальных экономик во второй половине XX века.

Национальная экономика как взаимосвязанная целостная система экономической деятельности характеризуется определенными признаками (см. схему 12.1).

Во-первых, национальной экономике присущи тесные экономические связи между субъектами хозяйствования страны на основе общественного разделения труда. Именно экономические связи между субъектами экономической деятельности предоставляют национальной экономике целостности, единства. Через экономические связи между субъектами экономики осуществляется реализация их экономических интересов, обеспечивается территориальная целостность экономики.

Во-вторых, национальная экономика характеризуется общим экономическим средой, общим для всех ее субъектов. Такая среда формируется единым экономическим законодательством государства, общей денежной единицей, общей денежно-кредитной и финансовой системой страны.

в-третьих, национальная экономика имеет общий экономический центр, который выполняет регулирующую и контрольную роль. Этим центром является государство, осуществляет меры экономической политики. Пределы регулирующего воздействия такого центра на экономику зависит от типа экономической системы.

в-четвертых, признаком национальной экономики является общая система экономического суверенитета. Она включает границы, таможенную систему, меры защиты национальных производителей от иностранных конкурентов.

в-пятых, национальная экономика характеризуется наличием национального рынка, который объединил местные рынки в единое экономическое пространство, на котором функционирует единая денежная система.

Схема 12.2. в

в-шестых, экономике свойственна территориальная определенность, ее границей является государственная граница страны.

Понятие экономики будет неполным без определения ее субъектов (см. схему 12.2).

Субъектами национальной экономики являются домохозяйства, хозяйственные единицы (фирмы или предприятия) и государство. Каждый из этих субъектов стремится к полного удовлетворения своих интересов в процессе функционирования национальной экономики. И каждая группа субъектов имеет свои интересы.

Интерес домохозяйств заключается в росте их совокупного дохода как главного средства достижения удовлетворения текущих и перспективных потребностей. Интересами хозяйствующих единиц является максимизация прибыли на основе минимизации издержек и увеличения капитала. Для интересов государства характерным является оптимизация валового дохода государственного сектора экономики, максимизация уровня благосостояния членов общества и общественной полезности. Интересы субъектов национальной экономики взаимодействуют и образуют противоречивую систему. При этом противоречия могут достичь такой остроты, что порождает их антагонизм. Одним из действенных средств решения этих противоречий является экономическая политика государства.

Национальная экономика является прежде всего совокупностью предприятий (фирм) и других организаций или учреждений, осуществляющие производство и обмен благ. Это первичная составляющая национальной экономики. Совокупность таких организационных единиц, выполняющих в процессе экономической деятельности одинаковые по содержанию социально-экономические функции независимо от территориального их расположения, является отраслью экономики. С углублением разделения труда увеличивается количество отраслей, что усложняет отраслевую структуру экономики. Группа однородных отраслей образует сферу экономики. В зависимости от характера создаваемых благ различают сферу материального производства и социальную сферу.

Если в сфере материального производства создаются материальные блага, то в социальной сфере - блага в виде услуг. Социальная сфера охватывает такие отрасли, как транспорт, туризм, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание,

Схема 12.3. в

культура и искусство. В условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу роль этой сферы экономики существенно возрастает, в ней сосредотачивается все большая доля экономически активного населения. Соотношение сфер и отраслей национальной экономики составляет ее структуру по характеру создаваемых благ (см. схему 12.3).

Структурными элементами национальной экономики являются и секторы - совокупность социально-экономических единиц, объединенных существенными социально-экономическими признаками. Это особые части экономики, отличающиеся отношениями хозяйствования, формами связи с другими субъектами и функциями. Самым общим критерием структуризации национальной экономики по секторам является форма собственности на вещественные факторы производства. По этому критерию выделяют частный и государственный секторы. К частному сектору относятся домохозяйства и частные предприятия. Государственный сектор экономики включает те субъекты хозяйствования, которые функционируют на основе государственной собственности. Его доля существенно колеблется в различных странах (см. тему 6). С государственным сектором связан и нерыночный сектор экономики, который предоставляет гражданам страны бесплатные материальные блага и услуги по различным каналам, которые регулируются государством (пособия, услуги образования, медицинского обслуживания и др.).

С переходом к постиндустриальному обществу актуальной стала классификация национальной экономики по критерию технологической последовательности экономической деятельности, в соответствии с которым выделяют четыре сектора (см. схему 12.4).

Тенденция мирового экономического развития такова, что роль и доля четвертичного сектора повышается. Это обусловлено тем, что знания становятся наиболее значимым стратегическим активом любого предприятия, источником творчества и нововведений современных ценностей и социального прогресса. И этот ресурс (знания) является действительно неограниченным.

Материальной основой национальной экономики является национальное богатство. Это совокупность благ, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности. Национальное богатство включает основной капитал сферы материального производства и социальной сферы, оборотный капитал, личное имущество населения и такие нематериальные ценности, как объем научных знаний, производственный опыт, уровень культуры населения и тому подобное. В условиях перехода к постиндустриальному обществу возрастает роль именно нематериальных ценностей, объектов интеллектуальной собственности.

Функционирование национальной экономики происходит путем производства и обмена благами между ее субъектами. В этом процессе владельцы факторов производства реализуют созданные блага и получающие доходы, для покупателей этих благ являются затратами по их приобретению. В рамках национальной экономики доходы и расходы осуществляют круговое движение, что можно изобразить схематично (см. схема 12.5).

Схема 12.4. в

Схема 12.5. в

Домохозяйства, являясь собственниками факторов производства, направляют их на рынки этих факторов, где их приобретают предприятия и фирмы, которые используют приобретенные ресурсы для изготовления товаров и услуг. Предприятия (фирмы) в обмен на полученные факторы производства направляют домохозяйствам денежные потоки, эквивалентные цене приобретенных факторов производства. Эти денежные суммы становятся доходами домохозяйств.

Предприятия (фирмы), используя приобретенные факторы производства, создают товары и услуги, направляются на рынки для реализации. Полученные денежные доходы домохозяйства используют для приобретения товаров и услуг. Предприятия в обмен на предлагаемые товары и услуги получают денежные средства, которые становятся для них доходом. Этой фазой один круговое движение завершается, и создаются условия для нового.

В этом процессе домохозяйства и предприятия выступают, с одной стороны, как покупатели (представители спроса), а с другой - как продавцы, то есть представители предложения. И домохозяйства, и предприятия выступают на обоих рынках, но в каждом случае одни действуют как покупатели, другие как продавцы. Если на рынке факторов производства домохозяйства выступают продавцами, то предприятия - покупателями. На рынках товаров и услуг их функции меняются: предприятия являются продавцами, а домохозяйства - покупателями. В то же время обе группы субъектов экономики и покупают, и продают.

Анализ кругового движения в рамках национальной экономики дает основание для еще одного важного вывода. Указанное движение осуществляется через эквивалентный обмен товаров на деньги, а денег на товар. При этом расходы покупателей на приобретение товаров эквивалентны доходам продавцов от их продажи. Поэтому в рамках национальной экономики сумма доходов от реализованных факторов производства, товаров и услуг равна сумме расходов их покупателей на их приобретение. То есть расходы одних субъектов превращаются в доходы других, причем величина их обязательно совпадает. Это имеет большое значение для обоснования способов исчисления национального продукта.

Итак, национальная экономика является сложной целостной системой, которая исторически сформировалась на основе разделения труда. Национальные экономики отличаются по уровню развития производительных сил, типом экономической системы, характером воспроизводства, методами регулирования экономической деятельности государством, уровнем развития внешнеэкономических связей, достигнутым уровнем жизни. От развития научно-технического потенциала страны зависит совершенство механизма регулирования экономики, а от полноты использования преимуществ международного разделения труда - уровень развития национальной экономики, ее эффективность, а следовательно, и уровень жизни. В то же время национальную экономику нельзя сводить к совокупности форм экономической деятельности на территории определенной страны. Одним из ее критериев является способность удовлетворить потребности страны, защитить ее интересы, обеспечить экономическую и политическую независимость, включая и экстремальные условия. С этой позиции настоящая национальная экономика в Украине еще только формируется. Тот экономический потенциал, который достался Украине в наследство, был подчинен целям развития СССР. Он характеризуется несбалансированностью между его отдельными составными частями и недостаточной социальной ориентированностью. Экономика Украины после распада Советского Союза потеряла такие важные ресурсы, как нефть, газ, каучук, целлюлозу, апатиты и др. От импорта природного газа, цветных металлов, автомобилей, станков и инструментов, химического волокна, хлопка и ниток зависит 70-80% экономики. За счет собственного производства лишь наполовину удовлетворяются потребности в химическом оборудовании, электротехнических и кабельных изделиях, лесоматериалах, продукции целлюлозно-бумажной, текстильной и медицинской промышленности.

Структура экономики в независимой Украине не дает возможности достичь новых целей, стоящих перед Украиной как самостоятельным государством. К тому же, многие отрасли являются отсталыми в научно-техническом отношении, характеризуются низкой товарностью и полуфабрикатной направленностью экспорта, зависят от монопольного импорта важных видов сырьевых ресурсов. Ресурсоемкий и преимущественно затратный характер производства, ориентированный на дешевые ресурсы бывшего СССР, значительно уменьшает конкурентоспособность украинских товаров на внешнем рынке.

Все это свидетельствует о том, что Украина еще не имеет подлинной национальной экономики, способной удовлетворить как внутренние потребности в благах и услугах, так и обеспечивать экономическую независимость, вхождение в мировое сообщество. Формирование настоящей национальной экономики является одной из важнейших задач Украины в современных условиях.

Макроэкономика, национальное хозяйство, народное хозяйство, эконо­мика страны в целом - все это тождественные понятия, которые характери­зуют исторически сложившуюся в определенных территориальных границах систему общественного воспроизводства.

Национальное хозяйство несет на себе отпечаток исторических, естественно-географических, политических и социально-экономических особенностей, отличающих его от других стран в мировом сообществе.

Макроэкономическая теория - раздел экономической теории, помогаю­щий выяснить, как функционирует экономическая система на уровне страны s делом. Она вычленяет, обобщает, а когда это возможно - измеряет массо­вые социально-экономические явления, которые в своей совокупности опре­деляют процесс воспроизводства, его итоги и их изменение в рамках эконо­мической системы в целом. Макроэкономическая система- это результат взаимодействия множества ее относительно самостоятельных хозяйствую­щих субъектов. В простейшем виде структуру национального хозяйства можно представить в виде схемы (Рис. 1).

Рис. / Структура национального хозяйства Воспроизводство на уровне страны не есть простая сумма результатов

отдельных предприятий. Хозяйственная деятельность предприятий в ходе их

взаимодействия дает новый результат, который является не только следстви­ем, но и условием дальнейшего развития каждого предприятия и системы в целом.

Взаимодействие хозяйствующих субъектов на макроуровне - объективно необходимый процесс, обусловленный разделением труда в обществе. Этот процесс практически проявляется в форме экономических интересов субъек­тов хозяйствования, имеющих противоречивую сущность. Достижение балан­са в сложной системе экономических интересов общества- одна из труд­нейших функций современного государства. Во многом проблема согласова­ния экономических интересов в рыночной экономике решается посредством механизма конкуренции. Однако на современном этапе в условиях возросшей тенденции к монополизации рыночная экономика не обеспечивает достиже­ния оптимального соотношения в системе интересов без вмешательства госу­дарства. Для нормального функционирования экономики на уровне страны го­сударство призвано поддерживать конкурентную среду, обеспечивать перераспределение доходов, принимать законы и отлаживать их реализацию при согласовании экономических интересов между трудом и капиталом.

Если микроэкономика имеет дело с ценой отдельного товара на конкрет­ном рынке, то макроэкономика отслеживает «уровень цены», т.е. средний показатель от всех цен на всех рынках и для очень широкой категории това­ров. Микроэкономика интересуется уровнями заработной платы и численно­стью занятых и безработных на частном рынке труда, в производстве опре­деленного вида товара, макроэкономика изучает проблему всех занятых в стране, среднего уровня заработной платы всех работающих, общего числа безработных и т.д.

Главное функциональное предназначение национальной экономики - удовлетворение постоянно возрастающих и возвышающихся социально- экономических потребностей всего населения страны. Макроэкономический анализ призван прежде всего дать ответ, на сколько эффективно решается эта главная проблема национального хозяйства

На уровне страны выявляются закономерности социально-экономи­ческого развития, новые явления и тенденции, которые учитываются в хо­зяйственной деятельности всех субъектов. На уровне фирм экономические закономерности практически реализуются.

Изучаемые на макроуровне экономические процессы объединяют в кате­гории. Это валовой общественный продукт, национальный доход, эффектив­ность общественного производства, фонд накопления и др.

Субъектами макроэкономических процессов становятся не отдельные хо­зяйствующие субъекты (работник, предприниматель, управляющий и др.), а более широкие категории «действующих лиц»: население, трудовые ресур­сы, самодеятельное население, безработные.

Цель макроэкономического анализа - выявление сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования пока­зателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.

Выявление реальной ситуации с ресурсами, занятостью, динамикой раз­вития производства и его экономической эффективностью, доходами насе­ления способствует определению экономического поведения каждого из хо­зяйствующих субъектов. Результаты экономической деятельности на уровне страны касаются каждого ее гражданина. Не только работающее, но и все население должно владеть экономическими знаниями, чтобы адекватно реа­гировать на изменения в социально-экономической ситуации в стране. Эта необходимость обоснована шведским экономистом Эклундом: если гражда­не страны будут экономически неграмотны, то принимать экономические решения будет небольшая группа людей, и хорошо, если они будут квали­фицированными, а если нет, то расплачиваться придется каждому.

Макроэкономика - сфера деятельности государства, правительства страны, всех его экономических, социальных и правовых служб. Вся слож­ность выработки правительством экономической стратегии состоит в том, что макроэкономические теории и их многочисленные авторы не дают гото­вых рецептов - какой должна быть рыночная экономика, чтобы страна про­цветала. Для выработки экономически и социально эффективной стратегии необходимо не только знание экономических теорий, но и глубокий, объек­тивный анализ сложившейся ситуации в национальной экономике как за длительный, так и текущий периоды.

При этом следует учитывать, что экономическая наука не относится к числу точных не только потому, что ее теоретические гипотезы не могут быть подтверждены или опровергнуты экспериментально, но и потому, что экономическая жизнь общества подвержена непрерывным, изменениям вследствие чего экономическая теория также постоянно эволюционирует; кроме того, экономическая наука как исследование человеческого поведения не может избежать пристрастных суждений, что находит выражение в раз­личных, часто противоположных взглядах на одну и ту же проблему.

Учитывая неточность, противоречивость рекомендаций теоретиков в ре­шении макроэкономических проблем, правительство при выработке эффек­тивной макроэкономической политики вынуждено ориентироваться на здра­вый смысл и способность к критическому осмыслению не только экономической действительности, но и господствующих в обществе теорий.

Важнейшими условиями для достижения цели макроэкономического ана­лиза являются: 1) наличие статистических данных, объективно отражающих статику и динамику основных макроэкономических показателей; 2) гло­бальный, исторический подход к анализу народного хозяйства страны; 3) при­знание пагубности вмешательства в экономику страны без реалистической оценки потенциала экономической системы и без знания объективно дейст­вующих экономических законов; 4) понимание того, что макроэкономическая теория создается на основе объективного исследования экономики конкретной страны и результаты этого конкретного исследования могут использоваться в практике других стран с большой осторожностью; 5) ориентация производства на рост доходов и потребления всего населения страны, или, по мнению за- 306

падных экономистов, на обеспечение социальной безопасности, что предпола­гает поддержание социально приемлемых различий > уровнях доходов насе­ления страны; 6) понимание того, что единственным источником роста дохо­дов населения, политической и социальной стабильности является устойчивый эффективный рост отечественного производства, обеспечивающий рабочие места и повышение доходов всего населения страны.

Основы макроэкономической теории заложены в классической политиче­ской экономии. Определенной завершенности макроэкономическая теория достигла в учении К. Маркса и его последователей.

Теоретики неклассической теории предельной полезности переносят ана­лиз с макроуровня на уровень фирмы, исследуя ее поведение в различных конкурентных условиях.

Такой акцент в экономическом анализе в опреде­ленной мере был оправдан в связи с усложнением проблемы обмена под влиянием технического прогресса и роста производительности труда во вто­рой половине XIX в.

Макроэкономический анализ был востребован практикой в 30-е годы почти одновременно в рыночной экономике западных стран и в формирую­щейся директивно-плановой модели хозяйствования в СССР.

Великие социально-экономические потрясения 30-х годов в Западной Ев­ропе и в США потребовали вмешательства государства в рыночную эконо­мику. Во все усложняющихся взаимосвязях рыночный механизм автомати­чески больше не срабатывал. Проблема сбалансированности спроса и предложения на рынках товаров, рабочей силы, денег и капиталов могла в большей или меньшей мере решаться лишь с помощью государственного экономического регулирования.

Впервые тенденция объективной необходимости государственного вме­шательства в рыночную экономику была выявлена, обоснована и в опреде­ленной мере практически реализована Дж. Кейнсом. Таким образом, Дж. Кейнс положил начало новому направлению в политической эконо­мии - теории государственного регулирования рыночной экономики.

Главное произведение Кейнса, в котором впервые в систематизирован­ном виде были изложены его теория и программа государственною регули­рования рыночной экономики, - «Общая теория занятости, процента и де­нег» (1936 г.). Теория Кейнса нашла широкое распространение в западной экономической литературе и приобрела многочисленных сторонников в США, Англии и других странах (А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер, Е. Домар и др.). Это направление в экономической теории получило название «кейнсианство» и оказало огромное влияние на выработку и реали­зацию государственной экономической политики.

Дж. Кейнс по праву называется основателем макроэкономического раз­дела в политической экономии, отражающего возрастающую роль государ­ства в рыночной экономике. Кейнс предпринял попытку выявить основные функциональные закономерности в развитии общественного производства страны, воздействуя на которые государство смогло бы устранять кризисные явления в экономике и поддерживать ее нормальное функционирование.

Цель своего макроэкономического анализа Кейнс определил так: «Нашей конечной целью может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны централь­ных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем».

Предмет исследования Кейнса - количественные функциональные взаимозависимости между такими народнохозяйственными показателями, как капиталовложения и национальный доход; потребление и сбережение; инвестиции и занятость; количество денег в обращении, уровень цен, зар­платы, прибыли и процента и т.п.

Кейнс стремится на основе анализа макроэкономических показателей прогнозировать экономическое развитие страны, для чего использует такие категории, как ожидаемая прибыль, предельная эффективность капитала, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и другие, неизбежно носящие вероятностный характер.

Как и теоретики предельной полезности, Кейнс считает решающей фа­зой процесса воспроизводства обмен. В связи с этим в числе основных функций государственного регулирования является воздействие на спрос, позволяющее ослабить или даже предотвратить кризисные ситуации в ры­ночной экономике. Для Англии, США довоенного периода обмен в качест­ве главной сферы государственного регулирования имел практически важ­ное значение.

Теория Кейнса, таким образом, отражала объективные тенденции в раз­витии экономики.

Однако после Второй мировой войны ситуация изменилась - вследствие научно-технической революции возросло значение государства в выработке научно-технической стратегии и механизма ее реализации, в финансирова­нии фундаментальных исследований и развитии НИОКР, в развитии сферы социальных и деловых услуг и др.

Обобщение опыта развития Японии, новых индустриальных стран показы­вает, что экономическая роль государства в достижении успехов в социально- экономическом развитии в настоящее время значительно сложнее и многосто­роннее в сравнении с довоенным периодом. Для достижения социально- экономического прогресса страны современное государство «вмешивается» не только в обмен, но и во все другие фазы воспроизводственного процесса и прежде всего в темпы, факторы и эффективность экономическою роста.

Как было уже отмечено, одновременно с западной макроэкономической теорией формировалась теория государственного регулирования экономики, отражающая советскую модель хозяйствования.

Экономика бывшего СССР основывалась на почти безраздельном гос­подстве государственной собственности на средства производства. Как и любой собственник средств производства, советское государство в лице его

(.пениальных органов осуществляло экономическое регулирование во всех фа шх процесса воспроизводства и на всех его организационных уровнях.

Рынок и товарно-денежные отношения в советской модели хозяйствова­ния имели, по существу, формальное значение. Весь прибавочный продукт изымался в государственный бюджет и оттуда в соответствии с планом и по указанию центральных органов направлялся в народное хозяйство на финан- с нрование социально-экономических программ.

Основной частью теории государственного регулирования при социализ­ме является народнохозяйственное планирование. Планирование носит те­кущий, средне-, долгосрочный характер и пронизывает все сферы и виды че- иовеческой деятельности.

По проблемам планирования в СССР накоплена огромная литература, в числе авторов, получивших международную известность Г. М. Кржижанов­ский, С. Г. Струмилин и др. В 70-е годы в СССР получает развитие система оптимального планирования, цель которой - составление наилучшего вари­анта народнохозяйственного развития с широким использованием экономи­ко-математических методов (Л.В. Канторович, Н.П. Федоренко, В.В. Ново­жилов, В.А. Волконский и др.). Метод народнохозяйственного планирования и СССР оказал огромное влияние на развитие планов и прогнозов развития хозяйства и в условиях рыночной экономики.

Оценивая экономическую роль государства в советской модели хозяйст­вования, следует отметить, что в условиях полного господства государст­венной собственности на средства производства и сосредоточения политиче- (кой власти в центре альтернативы государственному вмешательству во все і еры хозяйственной жизни страны и директивного народнохозяйственного цианирования нет.

Тема 6. Макроэкономика как система

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема 6. Макроэкономика как система
Рубрика (тематическая категория) Производство

В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителœей и потребителœей, механизм их взаимодействия на рынках в условиях конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающую функционирование экономики в целом. Когда говорят о ней, то обычно подразумевают национальную экономику, реже – экономику региона. Сложность ее изучения состоит в следующем:

1) она включает большие территории и природные ресурсы;

2) в ней функционирует большое количество предприятий различного профиля, что требует постоянной сбалансированности между ними;

3) размеры произведенного продукта и его структура во многом превосходят размеры продукта͵ произведенного даже крупными корпорациями (отсюда сложность его реализации);

4) макросистема представлена различными классами и социальными группами, национальностями, в связи с этим необходим учет их интересов.

Макроэкономику можно рассматривать и как науку, изучающую экономику как единое целое, а также важнейшие ее сектора и рынки. Предметом изучения макроэкономики как науки является система возникающих на уровне национальной экономики экономических отношений и связей, определяющих ее состояние и взаимодействие с мировым хозяйством.

Систематизированные основы макроэкономики как науки были заложены английским экономистом Дж.М. Кейнсом в его знаменитом труде ʼʼОбщая теория занятости, процента и денегʼʼ (1936). При этом некоторые макроэкономические модели существовали и до него. Так, первой макроэкономической моделью явилась экономическая таблица Ф. Кенэ. Схемы простого и расширенного воспроизводства описывались К.Марксом, Л. Вальрасом. Международное признание получили результаты исследований экономических процессов и явлений на макроуровне, полученные отечественными учеными, среди которых особо следует отметить Н.Д. Кондратьева, В.С. Немчинова, Л.В. Канторовича.

Макроэкономика концентрирует внимание на наиболее значимых факторах, определяющих экономическую политику государства. К таким факторам относятся, к примеру, динамика инвестиций, состояние государственного бюджета и платежного баланса, валютный курс, уровни заработной платы, занятости, цен и т.п. При этом макроэкономика не рассматривает поведение отдельных экономических агентов – фирм, домохозяйств, индивидуумов. Вне пределов макроэкономического анализа находится также выявление различий между отдельными рынками. На макроуровне выявляются ключевые моменты функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда, денег и пр., а также национальных экономик в целом, ᴛ.ᴇ. выявляются параметры установления и поддержания краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия.

Основными проблемами, изучаемыми на макроуровне, являются:

Определœение объёма и структуры национального продукта и национального дохода;

Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;

Анализ инфляционных процессов;

Изучение механизма и факторов экономического роста;

Рассмотрение причин циклических колебаний в экономике;

Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

Теоретическое обоснование целœей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства и др.

Макроэкономический подход к изучению экономических явлений и процессов направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателœей, характеризующих уровень и тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общий объём занятости, инвестиций, уровень цен, темпы экономического роста. Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что действия всœех экономических агентов интерпретируются в лице одного, выпускающего национальный продукт, а всœе потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на данный продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства.

В современном мире существуют три основные разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная. Позна­комимся с ними подробнее.

Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основан­ная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль прави­тельства.

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы– возможности индивида реализовать свои интересы и способнос­ти путем активной деятельности в производстве, распределœе­нии, обмене и потреблении экономических блаᴦ.

Объективные и субъективные предпосылки для этого возни­кают после ликвидации всœех форм личной зависимости. Важную роль в данном сыграло развитие рыночной экономики. Рыночная эко­номика гарантирует свободу потребителя, что выра­жается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и ус­луᴦ. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс про­изводства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал.

Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. По этой причине экономическая свобода пред­полагает экономическую ответственность и опирается на нее.

Личный интерес выступает главным мотивом и главной дви­жущей силой экономики. Для потребителœей этим интересом явля­ется максимизация полезности, для производителœей – максимиза­ция прибыли. Свобода выбора становится основой конкуренции.

Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику. Правитель­ство крайне важно лишь как орган, определяющий правила рыноч­ной игры и следящий за выполнением этих правил.

В противоположность рыночной командная экономика (command economy) опи­сывается как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллек­тивное принятие экономических решений, централизованное ру­ководство экономикой посредством государственного планирова­ния. Наиболее ярким примером такой экономики явился СССР.

Характерной чертой командной экономики является монопо­лизм производства, который в конечном итоге тормозит научно-технический прогресс. Государственное регулирование цен, моно­полизм производства, торможение технического прогресса законо­мерно рождают экономику дефицита.

Парадокс состоит по сути в том, что дефицит возникает в условиях всœеобщей занятости и почти полной загрузки производственных мощностей. Гиперцентрализм закономерно способствует разбуханию бюрократического аппарата. Основой его роста была монополизация роли в иерархическом разделœении труда.

При этом при всœех изложенных минусах такой системы, она обладает и некоторыми достоинствами. Это прежде всœего мощная роль государства в решении социальных проблем благодаря полному контролю практически за всœеми ресурсами.

Под смешанной экономикой (mixed eco­nomy) подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть меха­низмрынка дополняется активной деятельностью государства.

Поскольку одним из важнейших признаков классификации экономических систем являются форма собственности (частная, обще­ственная) и способ координации экономической деятельности (ры­ночный, плановый), то простейшая типология индустриальных сис­тем выглядит следующим образом.

Тема 6. Макроэкономика как система - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 6. Макроэкономика как система" 2017, 2018.



top