В чем специфика педагогической профессии. Особенности педагогической профессии

В чем специфика педагогической профессии. Особенности педагогической профессии

Следует разграничивать термины «педагогическая профессия», «педагогическая специальность» и «педагогическая квалификация». Профессия – это вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности. Специальность – это вид занятий в рамках этой профессии. Квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая профессия особенная по своей сути, значимости, сложности и противоречивости. По классификации Е. Климова педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым и личностным качествам, по сложности психологической напряженности и эмоциональной нагрузке близка к деятельности артиста, ученого, писателя. Но учительскую профессию из ряда других выделяют прежде всего по повышенному чувству долга и ответственности. Главное ее отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу руководящих одновременно. Имея целью своей профессиональной деятельности становление и преобразование (формирование) личности ребенка, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального, физического развития, формированием внутреннего мира ребенка.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность представителей других профессий типа «человек – человек» также требует взаимодействия с людьми, но в педагогической деятельности это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять, удовлетворить запросы ученика, помочь ему в становлении его личности. Педагогическая деятельность сначала и до конца является процессом взаимодействия людей. Это усиливает роль личностных отношений в педагогическом процессе и подчеркивает важность моральных аспектов.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой – профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной области. Поэтому педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Специфическим является и результат педагогической деятельности – человек, способный к дальнейшему саморазвитию и жизнетворчества.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистический характер педагогической профессии . В целостном педагогическом процессе учитель решает две задачи – адаптации и гуманизации. Адаптивная функция связана с подготовкой ученика к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества, а гуманистическая – развитием личности воспитанника, его творческой индивидуальности.

Гуманистическая педагогика рассматривает знание как средство и условие осознания человеком своего места в жизни, воспитание у нее чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждения. Ее главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию, смирению.

Коллективный характер педагогического труда. Если в других профессиях типа «человек – человек» результат, как правило, являются продуктом деятельности одного человека – представителя профессии (например, продавца, библиотекаря, врача и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействия в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. Результат воспитания зависит от единства усилий педагогического коллектива, психологического климата в нем, т.е. настроения его членов, их работоспособности, психического и физического самочувствия.

Творческий характер педагогической профессии является ее важнейшей особенностью. Уровень творчества деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий педагог умеет принимать оригинальные решения, использует новаторские формы и методы работы. Творчество педагога проявляется не только при нестандартном, оригинальном решении педагогической задачи, но и при решении задач общения с учащимися, их родителями, коллегами по работе. Следует отметить, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, к изучению опыта лучших школ и педагогов.

Вопросы и задания

1. Какова история возникновения педагогической профессии?

2. В чем сложность и ответственность профессии педагога?

3. Чем обусловлен творческий характер педагогической профессии?

4. Почему педагогическую профессию часто сравнивают с профессиейактера, режиссера?

ТЕМА 39: ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Человек, имеющий педагогическую профессию, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог.Часто это зависит от учреждения, в котором человек работает: воспитатель – в детском саду, учитель – в школе, преподаватель – в техникуме, училище, вузе. Педагог – родовое понятие по отношению ко всем другим перечисленных понятий.

Педагог – это специалист, имеющий специальную подготовку и профессионально осуществляет (выполняет) учебно-воспитательную работу в различных образовательно-воспитательных системах.

Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения определенной системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.

Выделяют профессиональные и личностные требования к личности педагога.

Профессиональные требования к личности педагога:

Психолого-педагогическая подготовка;

Методическая подготовка (знание методики преподавания своего предмета);

Специальная подготовка (специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Личностные качества, которыми должен обладать педагог:

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Высокая требовательность к себе;

Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Учитывая, что педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек-человек» и ее особенностью является то, что объектом и субъектом педагогического труда является человек, то людям, выбирающим эту профессию должны быть свойственны: умение руководить, учить; слушать и воспитывать; широкий кругозор; речевая культура, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, его поведения; проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше, способность к сопереживанию, высокая степень саморегуляции.

Существует понятие медицинских противопоказаний к выбору профессий, видов работ, форм профессиональной подготовки. Такие противопоказания могут быть и психологического плана. Противопоказания - это утверждения о том, какие занятия не рекомендуются или категорически недопустимы при тех или иных нарушениях состояния здоровья, заболеваниях, особенностях характера.

Противопоказаниями к выбору педагогической профессии являются слабая нервная система, дефекты и невыразительность речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку. Но самым главным противопоказанием является отсутствие желания работать с людьми, сосредоточенность только на собственном «Я».

Педагогическая профессия – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями.

В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, и цель любой деятельности человека сводилась к добыче пищи, знания и опыт передавались детям в труде. По мере совершенствования орудий труда от тяжёлой работы освобождались старики и инвалиды, которым община поручала присматривать за детьми и обучать их самому необходимому. Постепенно объём необходимых знаний и опыта стал столь велик, что воспитание детей смогли осуществлять лишь наиболее знающие, опытные и уважаемые члены общины. Эти люди и образовали особую социальную группу воспитателей, наставников молодёжи.

Вся история возникновения и становления педагогической мысли и педагогической деятельности тесно связана с изменениями, происходящими в обществе. С возникновением семьи как социального института часть обязанностей по воспитанию детей была возложена на родителей. Появление письменности также повлияло на развитие педагогической деятельности, поскольку письменность позволяла дольше сохранять знания, чем память человека. С появлением государства возникла потребность в массовом обучении и воспроизводстве различных специалистов (прежде всего воинов для защиты и расширения земель и чиновников для государственно-бюрократического аппарата), поэтому в государствах начали формироваться системы образования.

У разных народов в различные исторические эпохи складывались определённые требования к уровню образованности, и педагогическая деятельность всегда являлась средством, сохранения и приумножения накопленных человечеством знаний.

Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка).

1. Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.

2. Результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.

3. За педагогической профессией в обществе исторически закреплены две основных функции: адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением (адаптацией) ребёнка к конкретным социальным и культурным условиям, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

4. Педагогическая деятельность имеет коллективный и творческий характер.

5. Особенности взаимодействия педагога с ребёнком заключаются в том, что педагог, во-первых, управляет процессом образования, воспитания и развития , во-вторых, стремится удовлетворить образовательные потребности ученика .

6. Результаты педагогической деятельности – это сформированные им у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Иначе говоря, труд педагога оценивается по достижениям его учеников .

Коллективный характер педагогической деятельности проявляется в том, что…

Результат деятельности – личность – является итогом труда нескольких субъектов (педагогов, семьи, социального окружения, самого ребёнка), образовательный процесс осуществляется в подавляющем большинстве случаев в коллективе воспитанников, который является мощным фактором воспитания;

Образовательный процесс направлен на подготовку личности к пребыванию в коллективе и обществе.

Творческий характер труда педагога проявляется в различных компонентах педагогической деятельности: в анализе педагогической ситуации, в постановке и решении педагогических задач, в организации своей деятельности и деятельности учащихся. Если педагог использует новые, нестандартные, формы и способы деятельности, находит и применяет оригинальные решения стоящих перед ним задач образования, воспитания и развития учащихся, то он проявляет педагогическое творчество .

Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах (, и др.). Творчески работающий учитель способен выбрать оптимальное сочетание способов передачи учащимся знаний и опыта, т. е. адаптировать (приспособить) передаваемые детям знания и опыт к своим индивидуальным особенностям и особенностям своих учеников, не уклоняясь от поставленных целей. При этом результат педагогической деятельности может быть лучше, чем прежде, или такой же результат достигается с меньшими затратами.

Основой педагогического творчества является творческий потенциал личности педагога , который формируется на основе накопленного педагогом жизненного опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, а также новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития.

Деятельность педагога, направленная на реализацию профессиональных целей и задач, называется педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа .

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Преподавание - это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Для понимания сущности педагогической деятельности выделим её субъект и объект . Субъект и объект – общенаучные понятия. В любой деятельности субъектом принято называть того, кто совершает действие, а объектом – того, кто испытывает воздействие . Объектом может быть как человек, живое существо, так и неодушевлённый предмет. Таким образом, субъект воздействует на объект, преобразует его или изменяет пространственно-временные условия пребывания объекта.

Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – личность ребёнка. Однако такое разграничение субъекта и объекта педагогической деятельности весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, ребёнок является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения .

Педагог и ребёнок являются участниками педагогического процесса .

состоят в следующем.

1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников.

Следовательно, ему необходимо профессионально владеть опытом прошлого, хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут произойти в предстоящей жизни.

2. Из рассмотренной особенности вытекает следующая: концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит в течение многих лет, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т. е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т. п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте.

3. Объект педагогической деятельности (воспитанник) – постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа). Он имеет свои потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. Следовательно, педагогу приходится «приспосабливать» свою работу к особенностям этого объекта, чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником.

4. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В школе и других учебно-воспитательных учреждениях работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. Это особенно проявляется в классе, где работают 8-10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть еще воспитатели. Любой из них достигнет хороших результатов только тогда, когда будет выработана общая цель на перспективу.

На эту особенность педагогической профессии обратил внимание А.С. Макаренко. Он полагал, что в коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, обогащает коллектив чем-то своим и, в свою очередь, обогащается сам. Силен и хорош тот коллектив, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получает помощь в случае затруднений, возникающих в работе.

5. Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога протекает в природной и социальной среде. Среда представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации, и круг общения; все, что несет в себе информацию. В ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести «конкурентную борьбу» с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

6. Из названных особенностей вытекает следующая: творческий характер педагогической деятельности. Диагности руя и оценивая динамичную учебно-воспитательную ситуацию, педагог постоянно корректирует намеченные операции, приемы и действия, ищет новые, оптимальные пути достижения цели. Педагог в живой работе не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности, он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы.

7. Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, иногда значительно. О том, каким стал, повзрослев, его бывший воспитанник, оправдал ли надежды талантливый ученик, учитель узнает только много лет спустя.

В этой особенности есть и положительная сторона: учитель живет в благодарной памяти своих бывших учеников. Здесь уместно обратиться к идее, которой, пожалуй, не одна тысяча лет: у людей есть потребность запечатлеть себя в других. Чаще всего учитель не ставит перед собой специальную задачу запечатлеть себя в своих учениках, но это происходит само собой, независимо от его сознания.

8. Учитель не имеет права на ошибку: в его руках судьба человека. Образно говоря, работа учителя выполняется набело сразу, без репетиций и черновиков, потому что его воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. В любой другой сфере деятельности ошибку почти всегда без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело – педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонности ребенка к чему-либо (музыке, рисованию и т. п.) Непроявившийся талант – это вина учителя.

Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо неблаговидных поступках, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь – к учителю.

9. Особенностью профессии педагога является гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в сложных жизненных ситуациях.

10. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя свое мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Непрерывное образование – характерная особенность педагогической профессии.

Профессиональные качества современного учителя. Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, писал, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причем особое внимание уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается педагогическому такту, в проявлении которого выражаются общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и качества собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуицию, импровизацию, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексию, причем все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т. д.). Профессионально значимые качества личности учителя у А.К. Марковой близки к понятию «способность». Например, педагогическая наблюдательность – это способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу (перцептивные способности), педагогическое целепола-гание – способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам.

Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М.

Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей – проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной было выделено более 50 личностных свойств учителя (как профессионально значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведем список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его являются собственно личностные качества – направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является личностная направленность. Согласно Н.В. Кузьминой, это один из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него еще и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую; 2) формально педагогическую; 3) ложнопедагоги-ческую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности.

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (по данным Н.В. Кузьминой, этот мотив характерен более чем для 85 % студентов педагогического вуза). В педагогическую направленность как высший ее уровень включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития – призвания – педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет за собой невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют ее успешности. Негативные качества ведут к снижению эффективности педагогического труда, а качества профессионально недопустимые обусловливают профессиональную непригодность учителя. Рассмотрим эти качества подробнее. К доминантным качествам относятся:

Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности;

Целеустремленность – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач;

Уравновешенность – способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях;

Желание работать со школьниками – получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса;

Способность не теряться в экстремальных ситуациях – умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними;

Обаяние – сплав духовности, привлекательности и вкуса;

Честность – искренность в общении, добросовестность в деятельности;

Справедливость – способность действовать беспристрастно;

Современность – осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов);

Гуманность – стремление и умение оказать ученикам квалифицированную педагогическую помощь в их личностном развитии;

Эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания;

Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей;

Толерантность – терпеливость в работе с детьми;

Педагогический оптимизм – вера в ученика и его способности.

Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Среди негативных качеств можно назвать:

– пристрастность – выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанию;

– неуравновешенность – неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение;

– мстительность – свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником;

– высокомерие – педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником;

– рассеянность, забывчивость, несобранность.

К профессиональным противопоказаниям относятся: наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.), нравственная нечистоплотность, склонность к рукоприкладству, грубость, беспринципность, некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания, безответственность.

Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы таких комбинаций во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) деятельности учителя.

Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной; негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе – направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно, однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Таким образом, знание профессионально значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

Любой выбор, чего бы он не касался, сделать бывает нелегко, а выбрать профессию тем более. что особенно важно, нужно верно соотнести свой личный потенциал с требованиями профессии. По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к типу профессий, предметом которой является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют , прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности . За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - Адаптивная функция связана с приспособлени­ем воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации. Учитель должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближай­шем будущем необходимо будет включиться. Гуманистическаяфункция связанас раз­витием личности воспитанника, его творческой индивидуальности. Каждый, кто выбирает профессию педагога, бeрет на себя ответственность за тех, кого будет учить и воспитывать. Л.Н. Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям, считал свободу ребенка ведущим принципом обу­чения и воспитания. Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему при­нуждение. В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес В.А. Сухомлинский убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Впедагогическом труде специфичен предмет труда - активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.Сложность труда учителя заключается в постоянном изменении личности воспитанника постоянно вносить коррективы в процесс ее формирования, в отсутствие «точных приборов», позволяющих определить результаты процесса обучения и воспитания. Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, своя убежденность. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения Педагогический труд - это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель) и человеком, овладевающим ею (ученик). Совокупного субъекта педагогической деятельности понимается педагогиче­ский коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредст­венное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. А.С. Макаренко педа­гогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. Нет ничего опас­нее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе. В.А.Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитан­ников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель, если нет педагогического коллектива, то нет и коллек­тива ученического. Творческий потенциал личности педагога формируется на ос­нове накопленного им социального опыта, психолого-педагоги­ческих и предметных знаний, позволяющих применять и находить оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессио­нальных функций.творческой природе труда учителя. Специфичны и средства педагогического труда - знания, умения, чувства, воля как бы сливаются воедино. Возникновение и становление педагогической профессии История этих слов уходит в античную Грецию (VI-IV вв. до н.э.), когда в городах-полисах возникли первые школы и образо­ванность стала считаться достоинством свободного гражданина. До поступления в школу дети свободных граждан получали домаш­нее воспитание. За ними присматривал специальный раб - педа­гог (буквально - поводырь). Отсюда и буквальное значение слова педагогика - детовождение, затем значение это расширилось до особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь Ученые считают, что воспитание и обучение относятся к древ­нейшим видам социокультурной деятельности человека. Корни педагогической деятельности уходят в глубокую древность. Потребность человече­ства в таком виде деятельности была обусловлена необходимо­стью сохранить род, ибо, как писал Д. Б. Эльконин, общество без детских популяций - умирающее общество.Становление педагогической деятельности как профессиональ­ной, требующей владения специальными знаниями и умениями, связано с возникновением письменности. На смену устному пре­данию приходит письменная форма закрепления знаний. Именно поэтому выделилась специальная сословно-кастовая группа людей, владеющая письменностью и умеющая пе­редать ученикам это универсальное средство сохранения культур­ных ценностей. Передачи накопленного от «знающего» к «незнающему» обусловило появление людей умственного труда, жизненным пред­назначением которых стала педагогическая деятельность - почитаемым человеком Появление учителей не­разрывно связано с возникновением школы Перспективы развития педагогической профессии В сфере образования наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации . Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроб­лении, сколько в развитии все более совершенных и эффектив­ных обособленных видов деятельности в пределах профессии. Обстоятельством, приводящим к появлению новых педагогических специальностей, является увеличение спроса на квалифицированное обучение и воспитание. Профессия - совокуп­ность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характе­ром своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда. Педагогическаяспециальность - вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокуп­ностью знаний, умений и на­выков, приобретенных в ре­зультате образования и обеспе­чивающих постановку и реше­ние определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Педагогическаяспециализация - определенный вид деятельно­сти в рамках педагогической специальности. Она связана с кон­кретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогические специальности объединены в профессиональ­ную группу «Образование». Основанием дифференциации педагогических специальностей являются:1различные предметные области знаний (например, математика, химия)2возрастные периоды, отличающиеся выраженной спецификой взаимодействия педагога с раз­вивающейся личностью (дошкольный, младший школьный)3особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (на­рушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).



Педагогическая квалификация - уровень и вид профессио­нально-педагогической подготовленности, характеризующей воз­можности специалиста в решении определенного класса задач.

Изучение педагогической практики приводит к выводу, что точно так же, как и в сфере материального производства, в об­ласти образования все больше проявляется действие закона обоб­щенного характера труда . Осознание целостности педагогическо­го процесса является важнейшей характеристикой педагогическо­го мышления современного учителя.

6. Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек-человек». Согласно Е.А. Климову человеку этого профессионального типа свойственны: умение руководить, умение слушать, широкий кругозор, речевая культура, наблюдательность, способность сопереживания, способность к решению нестандартных ситуаций, высокая саморегуляция. Противопоказаниями к этому типу профессиональной занятости являются: дефекты речи, выраженные физические недостатки, замкнутость, равнодушие к людям, медлительность. Среди требований, предъявляемых педагогической профессией, можно выделить главные , без которых невозможно стать высококвалифицированным педагогом, и второстепенные , соответствие которым необязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучать и воспитывать другую личность. Главными требованиями являются: любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний, широкая эрудиция, общая культура и нравственность, владение способами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Второстепенными (дополнительными) требованиями к личности педагога являются: артистичность, веселый нрав, хороший вкус и т.д. Эти качества важны, но меньше, чем главные. Без каждого из перечисленных качеств педагог может вполне обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, обладающего хорошими преподавательскими способностями, что делает его хорошим учителем. И, наоборот, вряд ли сможет стать хорошим учителем общительный, с веселым нравом, артистичный человек, которому явно не хватает педагогических способностей. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупность составляют индивидуальность педагога. И.А Зимняя выделяет три плана соответствия психологических характеристик человека педагогической деятельности: 1. Биологическая пригодность: норма интеллектуального развития, эксравертированность, эмпатийность, эмоциональная устойчивость, развития речь, хорошее зрение и слух и др. 2. Личностная готовность к педагогической деятельности: мировоззренческая зрелость, профессиональная компетентность и др. 3. Включенность во взаимодействие с другими людьми. Говоря о качествах педагога, необходимо подчеркнуть важность пластичности и легкости смены педагогом социальных ролей («ролевой репертуар» учителя В. Леви). Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагоги­ческих позиций: информатора; друга; диктатора; советчика; вдохновителя. Каждая из этих позиций может давать положительный и от­рицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют: 1. психологическую готовность, 2. психофизиологическую и физическую готовность, 3. научно-теоретическую, 4. практическую подготовку как основу профессионализма. Содержание профессиональной готовности аккумулировано в профессиограмме , отражающей инвариантные, идеализированные парамет­ры личности и профессиональной деятельности учителя. А.С. Роботова с соавторами предлагает профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: 1. общегражданские качества; 2. качества, определяющие специфику профессии учите­ля; 3. специальные ЗУН по предмету. В. А. Крутецкий профессионально-значимые качеств лич­ности учителя подразделяет на 4 блока: 1. Гуманистическое мировоззрение (убеж­дения, идеала, общая культура и высокий моральный облик). 2. Положительное отношение к педагогической деятель­ности (педагогическая направленность личности, пе­дагогическая склонность). 3. Педагогические способности - совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств личности, которые от­вечают требованиям педагогической деятельности. 4. Профессионально-педагогические ЗУН. В частности, В.А. Крутецкий выделяет 9 видов педагогических способностей, среди которых: Дидактические – передавать учащимся учебный материал. Акаде­мические – к соответствующей области науки. Перцептивные – способности проникать во внутренний мир ученика. Речевые – ясно и четко выражать свои мысли и чувства. Организаторские – организовывать ученический коллектив свою собственную работу. Коммуникативные – к общению с людьми. Авторитарные – влияние на учащихся. Педагогическое воображение – предвидеть последствие своих действий. Способность к распределению внимания – выполнять одновременно несколько видов деятельности. Л.М. Митина выделяет две группы педагогических способностей: 1. проектировочно-гностические (педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая направленность).2. рефлексивно-перцептивные (педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт). По её мнению, педагогичес­кая направленность занимает центральное место в структуре личности учителя. Иерархическаяструктура педагогической направленности учите­ля может быть представлена следующим образом: 1. направленность на ребенка (и других людей), связанная с забо­той, интересом, любовью; 2. направленность на себя, связанная с потребностью в самосовер­шенствовании и самореализации в сфере педагогического труда; 3. направленность на предметную сторону профессии учителя (со­держание учебного предмета). Педагогическая компетентность - ЗУН, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, разви­тии (саморазвитии) личности. Выделяют две подструктуры: деятельностную (ЗУН и способы осуществления педаго­гической деятельности) и коммуникативную (ЗУН и способы осуществления педагогического общения). Под эмоциональной гибкостью понимается оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя. Динамика эмоциональной гибкости учителя определяется гармони­зацией и усложнением его аффективных проявлений: способнос­тью «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе, вызывать положительные эмо­ции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость пове­дения, нестандартность, творчество.

8. Педагогическая деятельность представляет собой особый вид деятель­ности, направленной на передачу от старших поколений млад­шим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполне­нию определенных социальных ролей в обществе. Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только пе­дагоги, но и родители, общественные организации, руководите­ли предприятий и учреждений, производственные и другие груп­пы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором – общепедагогическая. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: до­школьных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалифи­кации и переподготовки. Системообразующей характеристикой деятельно­сти, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев). Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям. Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции со­циального развития, предъявляя совокупность требований к со­временному человеку. В качестве основных объектов цели педагогической деятель­ности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанни­ков, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с динамической целей пед Д!. Основной функциональной единицей, с помощью которой про­являются все свойства педагогической деятельности, является пе­дагогическое действие как единство целей и содержания. Поня­тие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, ин­дивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного. Обращение к формам материализации педагогического дейст­вия помогает показать логику педагогической деятельности. Пе­дагогическое действие учителя сначала выступает в форме позна­вательной задачи. Таким образом, деятельность учителя-воспи­тателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней.

Мотивы педагогической деятельности - побуждения, определяющие содержание, направленность и характер деятельности педагога. Средствами деятельности педагога являются научные (теоретические и эмпирические) знания; тексты учебников; ТСО.

Способами педагогической деятельности являются: объяснение, показ, совместная работа, практика (лабораторная, полевая), тренинга и др. Результатом педагогической деятельности как выполнения её основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, субъект учебной деятельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в начале и конце обучения. Продуктом педагогической деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт. Продукт оценивается на экзамене, зачёте, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Традиционно основными видами педагогической деятельно­сти , осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитани е - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А препо­давание - это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной дея­тельностью учащихся. Отличия преподавания от воспитания: Преподавание – имеет цели зафиксированные в гос стандарте, время отводимое на занятие строго фиксировано, результаты обучения легко диагностируемые, тематика занятий является для всей параллели. Воспитание – такие цели не указаны, временных границ нет, диагностика результата воспитания сложна и часто отсрочена во времени, в каждом классе цели воспитательной работы различны. Существует ещё несколько видов педагогической деятельности: деятельность педагога по самообразованию и самовоспитанию; управленческая; организаторская; методическая; научно-исследовательская. Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельно­сти три взаимосвязанных компонента: 1. Конструктивная деятельность распадается на: конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебно­го материала, планирование и построение педагогического про­цесса), конструктивно-оперативную (планирование своих дейст­вий и действий учащихся), конструктивно-материальную (про­ектирование учебно-материальной базы педагогического процес­са). 2. Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в раз­личные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. 3. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитан­никами, другими педагогами школы, представителями обществен­ности, родителями. Исследования ряда учёных (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные компоненты (функции): диагностическая - изучение учащихся, установление уровня их развития, воспитанности; прогностическая - определение направления воспитательной цели, и конкретных задач на каждом этапе воспитательной работы, прогнозирование её результатов; конструктивно-проектировочная - отбор и организация содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися, проектирование собственной будущей деятельности и поведения; организаторская - вовлечение учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование их активности; информационная - передача информации; коммуникативно-стимулирующая - влияние учителя на учеников, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения, побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой, художественно- эстетической деятельности; перцептивная функция связана с проникно­вением во внутренний мир человека; аналитико-оценочная - анализ хода обучения и воспитания, выявление в них положительных сторон и недостатков; исследовательская требу­ет от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, вла­дения умениями эвристического поиска и методами научно-пе­дагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей; координационная - в результате которой осуществляется ко­ординация деятельности как детей, так и учителей, администрации, родителей и др. Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями. По мнению В.А. Сластенина, педагогическое умение – это совокупность последовательно разворачивающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. 4 группы: 1. Умения «переводить» содержание объективной педагогиче­ской действительности, объективного процесса воспитания в кон­кретные педагогические задачи, т. е. изучение (диагностика) лич­ности и коллектива, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач. 2. Умения выстроить и реализовать логически завершенную пе­дагогическую систему (от планирования образовательно-воспита­тельных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации). 3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между различ­ными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создавать ус­ловия, обеспечивать связи школы со средой; 4. Умения учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т. е. осуществлять самоанализ и анализ образователь­ного процесса, и результаты деятельности учителя, а также опре­делять следующий комплекс приоритетных педагогических задач. А.К. Маркова выделяет 9 групп педагогических умений:1 группа: умение видеть в педагогической ситуации проблему и оформить её в виде педагогической задачи: умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника УВП; изучать и преобразовывать педагогические ситуации, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации и др. 2 группу педагогических умений составляют 3 подгруппы: «чему учить», «кого учить» и «как учить». 3 группа: умение использовать психолого-педагогические знания передовой педагогический опыт; фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; строить планы развития своей педагогической деятельности и др. 4 группа: приёмы постановки коммуникативных задач, наиглавнейшие из которых - создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнёра по общению. 5 группа: приёмы, способствующие достижению высоких уровней общения: понять позицию другого; читать внутренне состояние по нюансам поведения; владение невербальными средствами общения; поддерживать равные отношения со всеми учениками; поддержка обратной связи и др. 6 группа: умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, реализовывать и развивать свои способности, осуществлять творческий поиск и др. 7 группа: умение осознавать перспективу своего профессионального развития; определять особенности своего индивидуального стиля; укреплять свои сильные стороны, устранять слабые и др. 8 группа: умение определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года, состояние их деятельности, причины отставания; стимулировать готовность к самообучению. 9 группа: оценивание состояний воспитанность и воспитуемости учащихся, создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников. Приведённые группы педагогических умений соотносятся с пятью сторонами труда учителя: : первые 3 группы определяются как психолого-педагогические и соотносятся с педагогической деятельностью, 4 и 5 группы - разнообразные проявления общения, 6 и 7 группы необходимы для самовыражения и развития личности самого учителя, 8 и 9 группы характеризуют умения диагностировать уровень обученности и воспитанности учащихся. Стиль деятельности - устойчивая система способов, приёмов, проявляющаяся в разных условиях её существования. Стили педагогической деятельности, прежде всего, дифференцируются на 3 общих стиля: авторитарный, демократический и либеральный (попустительский), наполняясь педагогическим содержанием (по А.К. Марковой). Наиболее полное представление о стилях педагогической деятельности предложено А.К. Марковой и А.Я. Никоновой, которые выделяют 4 стиля: эмоционально-им

провизационный, эмоционально-методический, рассуждающее-импровизационный, рассуждающе-методический

10. Методы психолого-педагогического исследования . В основе любого исследования лежит методологический подход его автора. Выделяют 3 уровня методологии: 1. Философский – это наиболее общий подход к исследованию. В основе этого уровня лежит материальное учение о диалектике, как всеобщем методе познания. 2. Общенаучный – это подходы характерные для ряда наук (системный подход). 3. Конкурентно-научный подход – для отдельной науки (личностный подход в педагогике и психологии). 4. Крысько выделяет 4 уровень – методический подход – методология отдельного исследования. Методология предполагает определение методики исследования – это совокупность методов исследования. Метод – это способ деятельности, направленный на достижение поставленной цели. Методы выбираются в соответствии с целью и задачами исследования. Цель – это предвосхищаемый результат Д!. Задачи – это элементы, шаги на пути достижения цели. Существуют различные классификации методов: I 1. теоретические – анализ, синтез, сравнения, классификация, обобщение и др. 2. эмпирические – это методы позволяющие получить научный материал практическим, опытным путем: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, анализ продуктов Д! и др. II Психологические методы (Б.Г.Ананьев): 1. Организационные методы: лонгитюдный – это длительное последовательное изучение одного и того же объекта; метод поперечных срезов – это одномоментное изучение разных объектов; комплексный – участвуют в исследовании специалисты разных наук. 2. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, тестирование, анализ продуктов Д!, биографический метод. 3. Методы обработки результатов исследования: количественная обработка (статистические методы) – вычисление среднеарифметического значения, % числа, вычисление δ, критерия Стьюдента и др.; качественная обработка – предполагают выявление закономерностей, особенностей, тенденций и др. 4. Методы интерпретации полученного материала: установление горизонтальных связей между факторами, установление вертикальных связей между факторами.

12. Современная система образования в России. Советский период истории нашей страны под системой начального образования понималось совокупность образовательно-воспитательных учреждений организуемых государством. В те годы существовала единая сеть государственных образовательно-воспитательных учреждений. Она была построена на следующих принципах: равенство всех граждан страны, обязательность образования для всех, свобода выбора языка обучения, бесплатность всех вводов образования, единство систем народного образования в разных республиках, преемственность всех типов учреждений, связь обучения и воспитания, научны характер образования, гуманистический характер образования, совместное обучение мальчиков и девочек, светский характер образования. Эти принципы были законодательно закреплены в документе: основах законодательства СССР союзных республик о народном образовании (1973). Система начального образования включала: дошкольное образование, общее среднее, профессионально-техническое, средне-специальное, высшее образование. В 1996г. был утвержден текст нового закона РФ об образовании. В нем были выделены принципы: гуманистический характер образования, единство сфер культурного и образовательного пространства, общедоступность, светский характер образования, свобода и плюровизм, демократический государственно-общественный хар образования. Система педагогического образования предст собой совокупность: 1. Гособразовательных стандартов педобразования и соответствующих обр-х программ. 2. имеющих лицензию учебных заведений, не зависимо от их организационно-правовых норм (гос-х и негос-х). 3. научных, проектных, культурно-просветительных учреждений и организаций, ведущих научные исследования, обеспечивающих развитие и функционирование пед образования. 4. органов пед образования. Законодательство РФ включает в себя следующие статьи конституции РФ. Система обр-я – это совокупность взаимодействующих программ и гос-х обр-х стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их учреждений, не зависимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Систему образования объединяет положение о преемственности гос-х образовательных стандартов различного уровня. Гос-е образовательные стандарты устанавливают содержание федерального и национально-регионального компонентов обр-я. Фед компонент устанавливает обязательный минимум содержания основных обр-х программ, максимальный объем учебной нагрузки, а так же требования к уровню подготовки выпускников школ. «Закон об образовании» определяет понятие образовательная программа, как «содержание обр-я определенных уровней и направленности». Программы подразделяются на: общеобразовательные (основные, дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные направлены на формирование общей культуры личности и адаптацию её к жизни в обществе. В образовательных программах выделяют 4 уровня: дошкольного, начального общего, общего основного, полного общего. Профессиональные программы ориентированы на получение молодежью начального, среднего и высшего профессионального образования.

Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В. А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические "барьеры" по неопытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям" . В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

1 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 237.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель" .

2 Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.

Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлинно гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как "дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик". Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.

В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский - директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. "Век математики - хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека" .

1 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. - Т. 3. - С. 123-124.

Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.

Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Первоочередная задача школы, отмечал В. А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства" .

2 Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1980. - Т. 5. - С. 102.

История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.

Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников современного гуманистического направления в западной педагогике и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано с потребностями промышленности, армии, неспособностью и, главное, нежеланием многих, начиная от рядового учителя и кончая руководителями высшего ранга, расставаться со своей пусть маленькой, но властью. "Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью.

Путь, представленный нами, - это вызов. Он предполагает не простое принятие на себя обстоятельств демократического идеала" .

1 Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. - Toronto; London; Sydney, 1983. - P. 307.

Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения как самого себя, так и общества.

Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Вот почему И. Г. Песталоцци, отмечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. "Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания, которые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям" .

2 Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1981. - Т. 2. - С. 68.

Речь, собственно, идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встречаются учителя сверхактивные в своем стремлении "воспитывать". Выступая субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право быть субъектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.

Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы "человек-человек" результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий
в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.

С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А. С. Макаренко. Он писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса" .

1 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 179.

Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива.

А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. "Единство педагогического коллектива, - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее" . А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

2 Там же. - С. 292.

Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования педагогического коллектива внес В.А. Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. В. А. Сухомлинскому принадлежит мысль, которая, надо полагать, и в настоящее время еще не до конца осознана руководителями школ и органов образования: если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива ученического. На вопрос, как же и благодаря чему создается педагогический коллектив, В. А. Сухомлинский отвечал однозначно - его творят коллективная мысль, идея, творчество.

Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно - при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.



top