Что дает статус опорного вуза. Сеть опорных университетов: костяк или костыль для образования? Как все начиналось

Что дает статус опорного вуза. Сеть опорных университетов: костяк или костыль для образования? Как все начиналось

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы, представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы , представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.

Предполагается, что данное нововведение позволит сократить количество ВУЗов на 25% (отметим что, по словам представителей Минобрнауки, это вынужденная мера, возникшая из-за сокращения количества выпускников 11 классов), а также существенно повысит конкурентоспособность российских ВУЗов на мировом уровне. В рамках данной реформы профильное министерство планирует создать 100-150 основных высших учебных заведений РФ, на базе которых будут сконцентрированы все последние инновации в сфере образования.

Мероприятия по созданию опорных ВУЗов охватят:

  • Учебные заведения, подчиненные Министерствам культуры, здравоохранения и прочих ведомств.
  • ВУЗы, подведомственные Минобрнауки.
  • Все учебные заведения высшего образования.

Итак, что же такое опорный ВУЗ? Это образовательная организация регионального значения, созданная на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Ожидается, что опорные ВУЗы станут своеобразным центром притяжения, который будет выполнять функции образовательного, воспитательного, научно-исследовательского, социального и инновационного центра. Здесь студенты будут получать качественное образование, сотрудники – работать, а организации-партнеры и государственные органы – решать производственные и другие задачи.

Как все начиналось


Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).

Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.

Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:

  • озвучить решение о реорганизации созданного объединения,
  • сформулировать пути развития и деятельности на ближайшие 5 лет (2016-2020 гг.),
  • предоставить концепцию развития кадрового обеспечения.

Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.

На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:

  • Гостехуниверситеты - Волгоградский, Воронежский, Донской, Костромской, Омский, Самарский, Уфимский.
  • Госуниверситеты - Вятский, Орловский, Сибирский, Тюменский.

Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.


Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.

Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой "гонке" являются:

  • Костромской государственный технологический университет;
  • Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева;
  • Вятский государственный университет.

Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование - 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.

Достижение целей

По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.

Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:

  • В штат преподавательского состава должны войти как минимум 8 педагогов с учеными степенями на каждые 100 студентов.
  • Общее количество учащихся должно быть больше 100 тысяч человек.
  • Доход объединения должен составлять около 2 миллиардов рублей в год.
  • ВУЗ должен осуществлять качественную подготовку специалистов не меньше, чем по 20 различным профессиям.
  • Финансирование каждой научной работы должно составлять порядка 150 тысяч рублей.

Противники программы


Несмотря на явную поддержку проводимой Минобранауки реформы со стороны подавляющей массы экспертов, у программы создания опорных ВУЗов имеются и ярые противники. К ним относится губернатор Иркутской области (Левченко). Он считает, что такие перемены повлекут за собой необратимые последствия и вред как для студентов, так и для преподавательского состава. По его мнению, самостоятельность высших учебных заведений ценна сама по себе, а потому должна оставаться неизменной. А вот принятие участия в программе субсидирования должно быть разрешено каждому ВУЗу, несмотря на отсутствие у него желания объединятся с другими учебными заведениями.

Осторожничает в вопросе объединения и Садовничий (ректор Московского госуниверситета). Он считает, что даже маленькие узконаправленные ВУЗы имеют право на существование и приводит в пример Гарвардский университет.

В свою очередь ректор Высшей школы экономии (Кузьминов) считает, что даже если в каждом регионе создать свой опорный ВУЗ, то их количество не превысит 100 единиц по всей стране. А для такой огромной страны как Россия, это ничтожно мало.

Программа создания опорных университетов, объявленная почти год назад Министерством образования и науки РФ, начала свою работу в субъектах Федерации. К вузам-кандидатам предъявляются достаточно серьезные требования, однако участие в программе может принести пользу как самому университету, так и всему региону, где он находится, утверждают эксперты.

Летом 2015 года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов объявил о запуске масштабной реформы высшего образования. Планируется, что небольшие региональные вузы будут объединяться в многопрофильные опорные университеты, которые получат дополнительную финансовую поддержку от государства.

До конца 2016 года в России планируется создать 20 таких вузов, спустя год - еще около тридцати. Постепенно общее число опорных университетов в стране должно достичь 150. Предполагается, что они усилят высшее образование в регионах. Конкурс на создание опорных университетов начался в октябре 2015 года. Спустя три месяца после нескольких этапов отбора экспертный совет Минобрнауки РФ одобрил список из первых 11 опорных вузов. На сегодняшний день в регионах началась работа по их формированию.

Усилить высшее образование в регионах

В 2016 году Минобрнауки России утвердило программы развития 11 первых опорных университетов. В новой инфографике сайт – чем отличаются университеты со статусом опорного от прочих вузов страны.

Нынешняя реформа высшего образования стала четвертой за последние несколько лет, рассказал РИА Новости исполнительный секретарь Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) Иван Никитин. "Сначала создавались университеты федеральные, потом национально-исследовательские. Вслед за ними выделялись вузы, которые приняли участие в программе "5-100". Во всех случаях речь шла о лидерстве либо на международной арене, либо на федеральном уровне. Сегодня же опорные вузы создаются с целью поддержки регионального развития", — отметил он.

Сегодня качественное образование в России можно получить не только в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, именно поэтому Минобрнауки хочет усилить базовые вузы в регионах, полагает проректор по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) Олег Баулин. "Перед опорными вузами стоит задача более тесной интеграции с регионом и профильными предприятиями по всем основным направлениям деятельности — образовательному, научно-исследовательскому и инновационному, воспитательному и социальному. Опорные вузы — это центр притяжения. Здесь абитуриенты и студенты хотят получать образование, сотрудники - работать. А организации-партнеры и государственные органы обращаются сюда за решением производственных и других задач", — рассказал он РИА Новости.

Статус опорного вуза, прежде всего, важен для самого университета. Но он также имеет значение и для региона, ведь каждый опорный вуз должен стать своего рода коммуникационной площадкой, местом, где обсуждаются и принимаются решения, считает Иван Никитин. "На базе опорных вузов в ряде случаев будут действовать профессиональные саморегулируемые организации, которые займутся разработкой отраслевых стандартов и общественно-профессиональной аккредитацией. Кроме того, создание опорных вузов поможет регионам сохранять у себя сильных абитуриентов, которые сегодня предпочитают уезжать на учебу в столичные города", — пояснил он.

Портрет идеального кандидата

Чтобы претендовать на получение статуса опорного университета и финансовую поддержку от государства, вуз должен находиться в процессе реорганизации путем объединения двух и более университетов в один. Если же пока такая реорганизация не происходит, вуз должен предоставить в конкурсную комиссию документы о том, что она будет проведена в ближайшее время. Это ключевое условие, отмечают эксперты. Есть и другое требование, связанное с финансами. В положении о проведении конкурсного отбора говорится о том, что государство будет ежегодно, в течение срока от 1 года до 3 лет, выделять вузу до 200 млн рублей.

"Но эти деньги - это не единственные средства, которые должны быть заложены в программу развития опорного вуза. Также предусматривается и софинансирование со стороны самого университета. Как правило, это деньги, которые выделяются региональными партнерами вуза. Университет должен сам найти и указать в документах источник этих средств", — рассказал Иван Никитин.

Эксперты также будут оценивать, насколько предложенная вузом программа развития позволит ему достичь целевых ориентиров. Среди них размер вуза (в нем должны учиться не менее 10 тысяч студентов), количество программ, по которым реализуется образовательная деятельность (не менее 20), и так далее. Есть требования и относительно научного потенциала вуза. "Одним словом, вуз должен быть крупным, многопрофильным и вести научно-исследовательскую и инновационную деятельность на коммерческих началах", — подчеркнул исполнительный секретарь ЕАОКО.

Опыт Уфимского нефтяного

Одним из первых вузов, отобранных министерством в качестве опорных, стал Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), который сегодня готовит специалистов по ключевым направлениям экономики Башкирии и обладает репутацией самого востребованного вуза республики. У университета есть и опыт реорганизации путем слияния образовательных учреждений, и другие необходимые компетенции, рассказал Олег Баулин. "Более 50 лет в нашем университете функционирует Архитектурно-строительный институт — отдельно расположенное структурное подразделение университета. Кроме того, УГНТУ имеет статус опорного вуза Газпрома, что предлагает подобный проектно-целевой подход и программные мероприятия", — пояснил он.

Согласно программе развития УГНТУ, которую одобрило министерство, вуз должен стать, с одной стороны, опорой региона, а с другой, - опорой профильных отраслей промышленности и сферы услуг. "Под словом "опора" мы понимаем не только обеспечение региона и промышленности кадрами, не только выполнение научных исследований и оказание услуг, но и генерацию инноваций, которые смогут развивать регион и промышленность", — подчеркнул проректор.

Надежды и опасения

От образования опорных университетов в первую очередь выиграют студенты, которые будут в них учиться, полагают эксперты. Новые возможности и преимущества проявятся по всем направлениям деятельности университета - от образования и науки до спорта. Значительно вырастут возможности выбора индивидуальных траекторий обучения, академической мобильности, расширится круг партнеров по программам "двойных" дипломов, сетевому взаимодействию. Будет усовершенствована научная материально-техническая база, будут развиваться общежития и спортивные сооружения и так далее.

"За счет укрупнения университета мы увеличим число образовательных программ с углубленным изучением иностранных языков, в формате сетевого взаимодействия, программ прикладной-инженерной подготовки. Многие из них будут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий", — рассказал Олег Баулин.

Он выразил надежду, что положительный эффект от реорганизации вуза также почувствуют преподаватели и сотрудники, поскольку укрепится материальная база кафедр, возрастут возможности по организации стажировок, мобильности, научным публикациям. Когда два вуза объединяются, как правило их сотрудники начинают беспокоиться, не ждет ли их сокращение. По мнению Ивана Никитина, их опасения нередко преувеличены.

"Действительно, при объединении часть управленческих позиций оказываются дублирующими и происходит их оптимизация. Но ни в одной программе развития речь не идет о сокращении профессорско-преподавательского состава. Скорее всего, слияния вузов будут происходить достаточно безболезненно", — отметил он.

На сегодняшний день трудно говорить, достигнет ли программа создания опорных вузов поставленной цели регионального развития, полагает научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исак Фрумин.

"Как говорится, цыплят по осени считают. Но сама задача укрепления региональных вузов, повышения качества образования в них их и их связи с региональной экономикой и социальным развитием является исключительно важной. Сама программа устроена, как мне кажется, разумно. Другой вопрос, что нынешняя экономическая ситуация не самая лучшая для нее. Но шансы есть", — заключил эксперт.

Опорные вузы считаются будущим российской высшей школы. Одним из первых в стране этот статус получил Тюменский индустриальный университет.

Цифры и факты

Тюменский индустриальный университет создан в 2016 году в результате объединения двух ведущих технических вузов региона - нефтегазового и архитектурно-строительного.

Формирование опорного университета на базе объединенного высшего учебного заведенияпроисходит при непосредственном участии губернатора Тюменской области Владимира Якушева и его первого заместителя Натальи Шевчик.

Губернатор назвал победу университета в конкурсном отборе опорных вузов России «существенным прорывом в сфере высшего образования». По его словам, это требование времени, направленное на подготовку высококвалифицированных кадров.

«С точки зрения логистики, наличия сырья в Западной Сибири, а также истории и возможностей базовой научной школы, Тюмень остается интеллектуальным и научно-образовательным центром нефтехимии, нефте- и газодобычи, - утверждает Владимир Якушев. - Работа в этом направлении продолжается». Для решения задач очередного этапа индустриализации региона необходимы инженерные кадры новой формации, новые технологические и технические прорывы.

Напомним, что конкурс по созданию опорных вузов в регионах предполагал оценку программ модернизации в пяти сферах — образовательной, научной, кадровой, управленческой и социальной. Эти пять элементов прописаны в качестве ориентиров ведущего вуза Российской Федерации.

Образование и производство - единая связка

Владимир Якушев отметил необходимость тесного сотрудничества производственных предприятий и вузов: «Важно, чтобы опытные производственники приходили в высшую школу, тогда образовательный процесс от теории переходит к практике. Связка сильной учебной базы вуза с опытом крупных предприятий необходима для успеха».

Сегодня растет интерес нефтегазосервисных и добывающих компаний к инженерно-техническому профилю подготовки, в районах их деятельности создаются профильные классы.Физика стала вторым предметом по популярности для сдачи ЕГЭ у выпускников школ.

«В системе высшего образования происходят исторические преобразования. Регион вместе с Тюменским индустриальным университетом заходит в очень серьезную, с одной стороны, и очень требовательную, с другой, программу федерального министерства по формированию на нашей территории опорного университета инженерно-технического профиля, - отмечает директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. - Взаимодействие власти, образования и бизнеса, совместная реализация образовательных программ становятся нормой жизни. От лозунгов мы перешли к конкретным действиям».

Опорный вуз: мнения экспертов

«Создание опорного регионального университета - это не просто механическое объединение двух вузов, должно появиться новое качество, новые знания, новая подготовка. Мы убедились, что по нефтегазовому направлению, особенно по направлению бурение, заделы российского и международного масштаба уже имеются, — комментирует директор Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО Денис Конанчук. — У опорного вуза важная роль, связанная с развитием региона, с его будущим. Чтобы выстроить эту связку, предстоит большая работа. Мы увидели лабораторную базу вуза, и на самом деле восхитились симуляторами, которые есть по бурению. Таких симуляторов я пока лично не видел даже в зарубежных вузах. То есть, очевидно, что подготовка специалистов идет на самом современном оборудовании. Деятельность вуза должна стать заметной не только в регионе, но и для других вузов России, чтобы лучшие практики копировались и принимались в других университетах страны».

«Последние лет десять систему высшего образования не ругает только ленивый, — комментирует сложившуюся ситуацию первый проректор ТИУ Олег Данилов. — Бизнес обидно называет выпускников «недоделанными инженерами», власть не понимает, куда вкладывает субсидии, потому, что не выполняются целевые задания, в обществе сложилось представление, что многие вузы действуют неправильно, пустив образование «на поток». Действительно, сегодня России не нужно огромное количество вузов, нужен пул ведущих университетов, который позволил бы вывести систему высшего образования в конкурентоспособную среду».

Тюменский индустриальный университет: задачи и опыт

Тюменский индустриальный университет получит в 2016 году федеральную субсидию на реализацию программы развития в размере 100 млн рублей. Субсидии будут выделяться ежегодно в течение трех лет, их размер в 2017 и 2018 гг. будет зависеть от эффективности реализации мероприятий программы за предыдущие годы.

«Мы должны создать новый инженерный университет. Самое главное в реализации этого проекта — повышение качества образования и научно-исследовательской работы. Это не просто патенты, диссертации, технологии, выпускники, акомплексный результат: создание вокруг нашего вуза новых высокотехнологичных нефтесервисных и инжиниринговых компаний, напитанных технологиями, созданными в университете, с кадровым сопровождением из нашего вуза и, конечно же, имеющих определенные завоеванные позиции на рынке. Такой результат должен отвечать требованиям региональной экономики, крупных корпораций. Работа впереди достаточно емкая, большая. Важно, чтобы весь университет разделял эти цели, задачи, и двигались мы совместно, тогда все получится. Студенты в этом процессе должны также принимать участие», — подчеркнул ректор ТИУ Олег Новоселов.

Преобразования и перспективы

В связи с новым статусом Тюменского индустриального университета преобразования коснутся всех сфер.и в первую очередь научной, образовательной и международной деятельности.

В образовательной деятельности планируется выход на принципиально новый уровень качества, который станет возможным благодаря реализации образовательной модели подготовки бакалавра по практико-модульному обучению, которое будет осуществляться в рамках сетевого взаимодействия. Сегодня бизнес недоволен тем, что выпускники, которые приходят на производство, не знают технологий, слабо ориентируются в конструкции оборудования, не понимают прагматических задач, которые перед ними ставят. Новая система обучения по бакалавриату (4 года) предполагает два года академического обучения, когда ребята изучают в аудиториях математику, физику, химию, теоретическую механику, сопромат… - все традиционные дисциплины. И, следующие два года, когда они работают практически на производстве, и изучают различные модули. Это практика, это непосредственная работа, в которой принимает участие бизнес.

В индустриальном университете уже начали эксперимент, с прошлого года в вузе проходит такой цикл модульного обучения. Студенты вылетают на вертолетах на месторождения, реально участвуют в процессе бурения, обучаются новым технологиям на предприятиях партнеров вуза, изучают различные модули: один модуль, например, это буровые растворы, другой - изучение технологий горизонтально- направленного бурения, и так далее… Таким образом, после окончания бакалавриата они будут хорошо подготовлены к работе на производстве. Для модульного обучения в опорном вузе применяют новейшие методики преподавания. Результаты получились оптимистичные. Роснефть и Сургутнефтегаз провели тестирование среди старшекурсников всех профильных вузов по направлению «нефтегазовое дело». Студенты Тюменского индустриального университета показали лучший результат, восемьдесят процентов из них уже сейчас могли бы быть приняты на работу в эти компании.

Что касается магистратуры, то в планах руководства создать две - технологическую (вести набор из «профильных» студентов) и управленческую (где из экономистов, юристов и бакалавров других специальностей будут готовить менеджеров проектов). Аспирантура, которая раньше была как форма подготовки кандидатской диссертации, сегодня осталась без социального заказа. Как полагает руководство вуза, заинтересованы в ней должны быть преподаватели-исследователи университета, представители научно-исследовательских институтов, отраслевых институтов и Академий наук, а также физические лица, заинтересованные занятием наукой для корпораций. Что касается дополнительной подготовки, то заказ на нее сегодня формируется так: 1% — федеральный заказ, 1% — областной, 15% — корпораций, 83% — физические лица. В планах у вуза - к 2020 году иметь заказ от корпораций до 70%.

Сегодня в России 33 вуза имеют статус «опорных университетов». Их программы развития победили в соответствующем конкурсе и получили бюджетное финансирование. Первые 11 опорных университетов обрели свой статус в 2016 году. В апреле 2017 года были объявлены имена новых 22-х опорных вузов.

11 опорных университетов первой волны

Первая волна конкурса опорных университетов прошла в октябре-декабре 2015 года. Всего на первый этап конкурсного отбора было подано 15 заявок. Итоги конкурсная комиссия Минобрнауки России подвела 1 февраля 2016 года, и уже в мае было одобрено 11 программ развития университетов.

Наименование вуза

Группа

Вятский государственный университет

Донской государственный технический университет

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева

Костромской государственный университет

Самарский государственный технический университет

Волгоградский государственный технический университет

Воронежский государственный технический университет

Тюменский индустриальный университет

Омский государственный технический университет

Группа 1 - объем финансирования реализации программы развития в 2017 году – 120 млн. рублей;

Группа 2 - объем финансирования реализации программы развития в 2017 году – 80 млн. рублей;

Группа 3 - реализация программы развития в 2017 году финансируется за счет собственных средств и средств софинансирования.

22 опорных университета второй волны

Вторая волна конкурса прошла в марте-апреле 2017 года. Всего на рассмотрение конкурсной комиссии было представлено 86 заявок, что почти в шесть раз больше, чем в предыдущем году. Победителями стали 22 вуза, которые разделены на две группы, в зависимости от условий финансирования.

Наименование вуза

Группа

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Мурманский арктический государственный университет

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Новосибирский государственный технический университет

Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России

Тульский государственный университет

Череповецкий государственный университет

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Алтайский государственный университет

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

Кемеровский государственный университет

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Марийский государственный университет

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Петрозаводский государственный университет

Псковский государственный университет

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Сочинский государственный университет

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Тольяттинский государственный университет

Ульяновский государственный университет

Группа 1 - победитель конкурсного отбора с выделением финансирования реализации программы развития (в 2017 году – 100 млн. рублей);

Группа 2 - победитель конкурсного отбора без выделения финансирования реализации программы развития.


Опорный вуз (опорный университет) в России - это создаваемый в регионе на базе существующих высших учебных заведений вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.


Сегодня в России 33 вуза имеют статус «опорных университетов». Их программы развития по решению экспертного совета победили в конкурсе Минобрнауки России. Первые 11 опорных университетов обрели свой статус в начале 2016 года. В апреле 2017 года были названы еще 22 опорных вуза. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина получил статус опорного вуза России в апреле 2017 года.


СГУ им. Питирима Сорокина - динамично развивающийся университетский комплекс с полувековой историей; крупнейший вуз Республики Коми, включающий в себя все уровни профессионального и дополнительного образования. Университет имеет развитую научно-инновационную инфраструктуру, основанную на взаимодействии с отраслевой и академической наукой, бизнес-сообществом, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Образовательный процесс в вузе осуществляется научно-педагогическими работниками общей численностью 434 человека, из которых 251 человек (58%) имеет ученую степень кандидата наук, а 64 - доктора наук (15%). В настоящее время в университете обучается 7,8 тысяч студентов, реализуется широкий спектр образовательных программ: 7 образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, 130 программ высшего образования, в том числе 26 образовательных программ прикладного бакалавриата по 16 направлениям подготовки.


Конкурентные преимущества СГУ им. Питирима Сорокина:

  • широкий спектр образовательных программ по наиболее значимым отраслям экономики региона (педагогика; медицина и здравоохранение; биотехнология; информатика; история; лингвистика; литература; математика; психология; физика; экономика; искусство и др.);
  • современная образовательная и научно-прикладная лабораторная база, оснащенная высокотехнологичным оборудованием; собственный симуляционный центр для проведения практических занятий студентов-медиков и повышения квалификации медицинского персонала организаций здравоохранения Республики Коми;
  • наличие собственного детского университета «Универсариум» ‒ бренда, объединяющего реализуемые университетом программы, направленные на формирование у школьников комплекса необходимых для будущего студента навыков;
  • активное взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики;
  • в университете функционирует более 60 студенческих объединений: студенческие советы и клубы, студенческое телевидение, студенческие волонтерские отряды, научные объединения и другие. В 2016 году Студенческий совет университета занял 2-е место во Всероссийском конкурсе в номинации «Лучшая система обучения и подготовки студенческого актива. Студенческие советы университета - неоднократные призеры Всероссийского конкурса по студенческому самоуправлению;
  • по итогам мониторинга деятельности центров содействия трудоустройству выпускников за 2015-2016 учебный год Центр развития карьеры СГУ им. Питирима Сорокина вошел в 20-ку лучших в Российской Федерации.

Роль вуза в регионе:

СГУ им. Питирима Сорокина – единственный вуз в Республике Коми, реализующий программы высшего образования, относящиеся к приоритетным интересам государства в области педагогики и здравоохранения. Коллектив университета принимает активное участие в разработке стратегических документов развития региона, проведении научно-исследовательских работ, ориентированных на освоение природно-ресурсного потенциала республики, решение отраслевых задач, социальное развитие и повышение качества жизни населения (проекты «Социально-экономическое развитие Арктической и Субарктической зоны России», «Биомедицинские технологии», «Культурно-исторический потенциал Европейского Севера» и др.). СГУ им. Питирима Сорокина выступает интегратором образовательного кластера республики, действующего на условиях партнерства образовательных учреждений, работодателей и органов исполнительной власти региона. Университет, имея все необходимые условия и ресурсы, занимает лидирующие позиции среди предприятий региона в области исследований и инноваций, является одним из главных поставщиков ряда услуг, в том числе: в области проведения экспертиз научно-исследовательских работ; организации и проведения международных, всероссийских конференций, выставок, семинаров, мастер-классов; подготовки, рецензирования, издания научных и научно-популярных изданий; проведения социологических исследований и др.

Стратегические проекты:

«Территория просвещения» . Цель реализации: формирование культурно-образовательной среды, ориентированной на развитие человеческого и социокультурного потенциала, соответствующего потребностям общества и экономики Республики Коми.
«Долголетие и качество жизни на Севере» . Цель реализации: создание и функционирование Центра активного долголетия для улучшения качества и увеличения продолжительности жизни населения на Севере.
«Созвездие талантливой молодежи» . Цель реализации: развитие благоприятных условий для формирования системной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью путем создания на базе опорного университета Школы прорыва «Созвездие талантливой молодежи» - сетевой научно-образовательной и проектно-инновационной площадки для продуктивной генерации и адаптации научных исследований и разработок, а также социальных проектов региона совместно с заинтересованными организациями и объединениями Республики Коми.



Ключевые партнеры:


АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (один из крупнейших производителей целлюлозно-бумажной продукции России), АО «Комитекс» (производитель нетканых материалов и синтетических волокон в России) - разработка и внедрение совместных научно-прикладных проектов по направлениям экологического менеджмента, лесозаготовок и лесного хозяйства, техносферной безопасности; участие представителей предприятий в формировании общеобразовательных программ по направлениям подготовки, востребованных организациями; экспертная деятельность специалистов в реализации образовательного процесса; предоставление производственных ресурсов для развития практических навыков студентов; трудоустройство выпускников университета.

ООО «Лукойл-Коми» (крупнейший недропользователь Северо-Западного федерального округа России, занимается геологическим изучением, разведкой, поиском и добычей углеводородного сырья, реализацией нефти, газа, продукции газопереработки, а также транспортировкой нефти и газа) - именная лаборатория в области биотехнологий: проведение научно-прикладных исследований, подготовка научных работников.

ООО «Лузалес» (осуществляет свою деятельность в лесопромышленном комплексе Республики Коми, является одним из ведущих лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий региона) - подготовка заявочных материалов на получение грантов по созданию аналогов элементов для лесозаготовительной техники.

Коми отделение №8617 Западно-Уральского банка ПАО «Сбербанк» - именная лаборатория, осуществляющая просвещение в сфере финансовой грамотности населения региона.

Академические институты Коми научного центра Уральского отделения РАН - интеграция кадровых и материальных ресурсов в процессе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований; реализации образовательных программ подготовки научных кадров для региона; формирование заявочных материалов на получение грантов различных уровней в области рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, информационной и экологической безопасности; проекты социально-экономического развития Арктической и Субарктической зоны России (устойчивое развитие Севера; международное сотрудничество в Арктике; развитие экономического потенциала Республики Коми; стратегии и механизмы формирования социального благополучия в регионе); биомедицинские технологии (повышение качества жизни населения; функционирование биологических систем человека и животных в условиях Севера); культурно-исторический потенциал европейского Севера.

Органы государственной власти и местного самоуправления Республики Коми, Правительство Республики Коми, Администрация Главы Республики Коми, администрации муниципальных объединений, Региональное объединение работодателей Союз промышленников и предпринимателей РК - реализация единой региональной политики, направленной на закрепление талантливой молодежи в республике; обеспечение текущих потребностей региона кадрами через определение перечня ключевых предприятий региона, перечня профессий в соответствии с технологическими задачами предприятий, целевая подготовка кадров; решение кадровых вопросов органов государственной и муниципальной власти; участие в разработке и обсуждении программных и стратегических документов регионального уровня; предоставление площадок для стажировок преподавателей и выпускников университета.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми , управления образования субъектов региона, учреждения образования - развитие регионального образовательного кластера, действующего на условиях партнерства образовательных учреждений, работодателей и органов исполнительной власти региона; выявление и поддержка детских талантов, создание условий для реализации профессионального становления детей; повышения качества образования; обучение педагогических работников по программам «педагогической магистратуры».


top