Социальная психология. История зарубежной социальной психологии Анализ научной статьи по социальной психологии

Социальная психология. История зарубежной социальной психологии Анализ научной статьи по социальной психологии

1. Груздева Мария Сергеевна. Реабилитационная работа с получателями социальных услуг психоневрологического интерната Есть рецензия .
Соавторы: Научный руководитель: Марченко Любовь Андреевна, кандидат педагогических наук, кафедра социальной работы и социальной педагогики, институт педагогики, психологии и физического воспитания, Вологодский государственный университет
В тексте исследования рассматривается реабилитационная работа с молодыми инвалидами по психическому заболеванию в условиях психоневрологического интерната, а также личностные и социально-психологические особенности данной категории лиц. Рассматривается их вовлеченность в деятельность, которая проводится в учреждении социального обслуживания психоневрологического профиля. Предлагается проведение мероприятия социально-реабилитационного характера, а именно станционной игры, проводимой студентами-волонтерами, для последующего выявления ресурсного потенциала молодых инвалидов к успешному процессу реабилитации и дальнейшей интеграции их в общество, а также для социальных практик. Анализируется вовлечение в мероприятие и его воздействие на людей, страдающих психическими расстройствами, через наблюдение в процессе игры и по ее окончанию.

2. Богатырева Луиза Ахметовна. Влияние уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников Есть рецензия .
Соавторы: Ногерова Марьям Татуевна, кандидат наук, Кабардино-Балкарский государственный университет ИМ. Х.М. Бербекова
Обоснована актуальность изучения влияния уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Установлен уровень концентрации внимания и его влияния на произвольную память старших дошкольников.

3. Синенко Юрий Алексеевич. Модификация гипнотеста на внушаемость В. Евтушенко «Падающая рука» Есть рецензия .
Перед началом гипнотерапевтического процесса гипнотерапевту необходимо составить общее качественное представление о готовности пациента к сотрудничеству, способности его к концентрации во внутренних ощущениях и их наблюдении. В сообщении рассмотрена модификация известного теста для определения внушаемости, предложенного и используемого д-ром В.Г.Евтушенко, "Падающая рука" .

4. Шефер Анастасия Павловна. Самоотношение в юношеском возрасте Есть рецензия . Статья опубликована в №69 (май) 2019
Соавторы: Научный руководитель: Шелкунова Т.В., старший преподаватель кафедры психологии развития личности, магистр педагогики
В статье рассмотрены теоретические подходы к определению понятия «самоотношение», определены критерии самоотношения в юношеском возрасте. Авторами статьи экспериментально выявлен уровень самоотношения юношей, обучающихся на начальных курсах вуза.

5. Смердова Елизавета Анатольевна. Формирование социальной компетентности у младших школьников Есть рецензия .
Соавторы: Научный руководитель: Филатова Александра Федоровна, доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии
В предлагаемой статье анализу подвергается проблема формирования социальной компетентности у детей младшего школьного возраста. В процессе изучения теоретического материала по данному вопросу, нами было уточнено понятие, социальная компетентность, выделили психолого-педагогические условия по формированию социальной компетентности у младших школьнриков, где последующим была составлена программа для реализации условий.

6. Воистинова Мария Александровна. Исследование психологической готовности соискателей должностей в таможенные органы Есть рецензия . Статья опубликована в №63 (ноябрь) 2018
Соавторы: Васильева М.В. кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Мировая экономика и международный бизнес», Псковский государственный университет
В статье дана общая характеристика деятельности специалистов и сотрудников таможенных органов с позиции факторов, влияющих на производительность и интенсивность труда. Тезисно выдвигается положение о важности психологической готовности кадрового состава к сложным (интенсивным) условиям труда в условиях перехода к «цифровой» таможне. В рамках исследования предложены результаты оценки психологической готовности потенциальных сотрудников таможни (студентов–выпускников специальности «Таможенное дело»), определены проблемы в данном направлении и разработаны рекомендации для выпускников, желающих поступить на службу в таможенные органы

7. Баранова Елена Александровна. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ФЕНОМЕНА РЕФЛЕКСИИ Есть рецензия . Статья опубликована в №62 (октябрь) 2018
Соавторы: Белановская Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Белорусского Государственного Педагогического Университета имени Максима Танка
Рефлексивность рассматривается как психическое свойство и как психический процесс. В статье анализируются взаимосвязи типов рефлексии с иррациональными установками, которые позволяют по разному оценивать рефлексивные процессы в группах с различным уровнем выраженности установки на социально-желательное поведение.

8. Котова Светлана Сергеевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Есть рецензия .
Соавторы: Пестерев Арсений Олегович, студент 2 курса Института психолого-педагогического образования, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
В статье рассматриваются проблемы депрессивности и тревожности студентов в контексте их профессиональной подготовки.

9. Котова Светлана Сергеевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ЛИЦЕЯ Есть рецензия .
Соавторы: Чернуха Наталья Сергеевна, студентка 2 курса Института психолого-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», направление подготовки «Психолого-педагогическое образование».
В научной статье рассматриваются психолого-педагогические особенности самоорганизации учебной деятельности обуающихся в юношеском возрасте. В проведенном исследовании рассматриваются проблемы сформированности компетенций самоорганизации у старшеклассников, обучающихся по разным профилям подготовки; выявляются особенности стиля учебной деятельности.

10. Майсумова Эльмира Гусенбековна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН С УГРОЗОЙ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ Есть рецензия . Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Соавторы: Деларю Владимир Владимирович, кандидат медицинских наук, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы и клинической психологии ФГБОУ ВО «Волгоградского Государственного Медицинского Университета» Минздрава России. Филимонова Мария Александровна, студентка кафедры социальной работы и клинической психологии ВолгГМУ
Обследование 60 женщин с физиологической гестацией и угрозой прерывания беременности, с помощью методики «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера–Ханина, показало наличие личностной тревожности у женщин с нормальным протеканием беременности, что целесообразно учитывать при организации психологического сопровождения для данной категории лиц.

11. Филимонова Мария Александровна. Исследование особенностей совладающего поведения у лиц с алкогольной зависимостью Есть рецензия . Статья опубликована в №58 (июнь) 2018
Соавторы: Деларю Владимир Владимирович кандидат медицинских наук, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы и клинической психологии ФГБОУ ВО «Волгоградского Государственного Медицинского Университета» Минздрава России. Майсумова Эльмира Гусенбековна, студентка кафедры социальной работы и клинической психологии ВолГМУ
Обследование 42 пациентов с алкогольной зависимостью с помощью методики Р. Лазаруса «Копинг-стратегии», показало преобладание неадаптивных стратегий («бегство», «дистанцирование», «самоконтроль»), что целесообразно учитывать при организации психологического сопровождения данной категории лиц.

12. Барабанов Родион Евгеньевич. Использование трансперсональных представлений в изучении социальной адаптации студентов Есть рецензия . Статья опубликована в №57 (май) 2018
Соавторы: Араби Л.С., кандидат медицинских наук, профессор, руководитель Института интегративной медицины Международной академии социальных технологий
В статье представлены результаты изучения социальной адаптации студентов первых курсов на основе применения трансперсональных представлений.

13. Дорохов Владимир Владимирович. Понятие «Я-концепции» в работах С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, В. Франкла Есть рецензия . Статья опубликована в №56 (апрель) 2018
Соавторы: Черепанова Ирина Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент
В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя. В статье рассматриваются взгляды С. Л. Рубинштейна, И. С. Кона и В. Франкла.

14. Бабикова Юлия Вениаминовна. РАЗВИТИЕ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С МИРОМ С ПОМОЩЬЮ РАЗНЫХ АРТ-МЕТОДОВ. Есть рецензия .
Соавторы: Самбикина Оксана Семёновна зав. кафедрой теоретической и прикладной психологии; кандидат психологических наук, доцент;
В статье описывается опыт использования арт - методов для развития форм взаимодействия ребенка с расстройством аутистического спектра с миром. Описаны диагностические методики для составления индивидуальной характеристики ребенка. Выделены основные этапы индивидуальной программы ребенка с расстройством аутистического спектра. Данная статья адресована студентам и педагогам, психологам.

15. Дорохов Владимир Владимирович. Я-КОНЦЕПЦИЯ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Есть рецензия . Статья опубликована в №54 (февраль) 2018
Соавторы: Черепанова Ирина Вячеславовна, доцент, кандидат психологических наук
Тема самосознания и самовосприятия человека является одной из центральных проблем психологии, философии и социологии. Я-концепция представляет собой динамическую систему представлений о самом себе, обуславливает восприятие воздействия внешних факторов, а также определяет стандарты, правила и сценарии поведения. В данной статье рассматривается Я-концепция с позиций зарубежных исследователей.

16. Зятькова Екатерина Леонидовна. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста Есть рецензия .
Соавторы: Романенко Ирина Геннадьевна, старший преподаватель Омского государственного педагогического университета
В данной статье раскрыта сущность понятия агрессивного поведения и выявлены характеристики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Обучение младших школьников навыкам саморегуляции, релаксации и адекватному поведению в конфликтных ситуациях, будет способствовать снижению проявления агрессивных реакций.

17. Грызунова Маргарита Викторовна. Проблема интернет-зависимости Есть рецензия .
Соавторы: Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры Технологии, изобразительного искусства и дизайна
Статья рассматривает явление интернет-зависимости. Данная статья может быть интересна людям, которые сталкивались с этой проблемой или наблюдали у знакомых симптомы данной проблемы. Целью статьи является исследование специфики интернет-зависимости и пути её решения.

18. Жуина Алена Игоревна. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ-АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-СЕТИ Есть рецензия . Статья опубликована в №52 (декабрь) 2017
Соавторы: Жуина Диана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной и прикладной психологии Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева
В статье представлен анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме изучения межличностной коммуникации у подростков – активных пользователей Интернет-сети. Раскрыты особенности воздействия длительного общения в киберпространстве на личность подрастающего поколения. Представлены результаты эмпирического исследования межличностной коммуникации, уровня коммуникативной компетентности, типов реакций на коммуникативные ситуации у подростков – активных пользователей Интернет. Сравнительный анализ особенностей общения подростков показал, что подростки, предпочитающие виртуальное общение реальному, характеризуются низким уровнем общительности, не достаточно сформированными коммуникативными умениями, демонстрируют зависимую и агрессивно-компетентностную реакции в ситуациях критики (справедливой и несправедливой), конфликта, необходимости обратиться с просьбой, оказать и принять сочувствие и поддержку, вступить в контакт с другим человеком.

19. Лившиц Татьяна Александровна. Формирование программы обучающего организационного консультирования при сопровождении процесса освоения и внедрения структурированной программы ведения врачебного приема (стандарта сервиса) Есть рецензия .
Соавторы: Мосина Наталия Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
В статье рассматриваются условия формирования программы психологического сопровождения при освоении и внедрении в деятельность врачей стандарта сервиса.

20. Ивашкина Ксения Анатольевна. Групповые занятия с детьми и групповые консультации родителей как средство повышения уровня эмоционального благополучия первоклассников Есть рецензия .
Соавторы: Аликин Игорь Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, Красноярский педагогический университет имени Виктора Петровича Астафьева
В статье представлено понятие эмоциональное благополучие первоклассника. Выделены критерии оценки эмоционального благополучия первоклассника. Также определено влияние родительского отношения на эмоциональное благополучие первоклассника. Представлена рабочая программа по повышению уровня эмоционального благополучия первоклассников, а так же коррекции родительского отношения к ним. Представлены результаты работы по данной программе.

Рассмотрим актуальные проблемы больших социальных групп, представленные в статьях психологического журнала.

Рассмотрим статью Анатолия Лактионовича Журавлева и Татьяны Петровны Емельяновы «Психология больших социальных групп как коллективных субъектов». В данной статье анализируются современные психологические исследования больших социальных групп, и обосновывается актуальность их изучения как коллективных субъектов. Татьяна Петровна и Анатолий Лактионович делают акцент на возможности исследования больших социальных групп с теоретических позиций субъектного подхода, предложенного Львом Семёновичем Рубинштейном. Так же рассматривается система факторов, обусловливающих изменение в уровне субъектности больших групп, а также закономерности формирования их субъектных качеств, среди которых выделены: социальная инициативность и ответственность, высокая степень самоорганизации и самоуправления, навыки и опыт совершения согласованных групповых действий.

Исследование больших социальных групп как коллективных субъектов, их возможностей и особенно представляет большой интерес по целому ряду причин.

Во-первых, для современной социальной психологии данное направление исследований является принципиально новым, так как психология таких групп с позиций субъектного подхода ранее глубоко не анализировалась и профессионально не осмысливалась. Возможно, выделение субъектных характеристик больших социальных групп существенно дополнит понимание их психологии, которое, по-прежнему, остается явно не достаточным.

Во-вторых, психологическое исследование таких групп именно как субъектов, несомненно, будет способствовать пониманию более глубинных изменений, происходящих в современном российском обществе. Подобные надежды связаны, с одной стороны, с необходимостью тщательного анализа изменений в психологии ранее известных социальных групп: процессов осознания ими нового места, новых функций и ролей в современном обществе, роста в целом их социальной активности, новых явлений в межгрупповых отношениях, в частности, согласования действий с другими социальными группами. С другой стороны, существует потребность в изучении психологии новых социальных групп, интенсивно возникавших в российском обществе в 90-е гг. ХХ в. и продолжающих активно формироваться в начале нового века. Имеются в виду не только относительно изученные за последние 15 лет социальные группы предпринимателей, безработных или деловых женщин, но и совсем не изученные или недостаточно понятные «новые русские», средний класс, «новые беспризорные», обманутые вкладчики (инвесторы), «зеленые», дворянское собрание, кадеты, правозащитники, новые профессиональные группы и др. Актуальной проблемой является исследование таких изменений в психологии всех названных групп, которые превращают их в субъектов, способных реально влиять на российское общество и тем самым развивать его.

В-третьих, исследование психологии больших социальных групп с позиции субъективного подхода является вполне релевантным, позволяет расширить научное поле его применения и раскрыть реальные теоретические возможности на новом конкретном объекте социально-психологического анализа - все это фактически может привести к развитию самого субъектного подхода в психологической науке.

В-четвертых, возрастающий интерес к возможностям субъектного подхода в изучении психологии больших социальных групп неизбежно усилит интеграционные междисциплинарные процессы социальной психологии, с одной стороны, и социологии, экономической и исторической наук, политологии и науки управления- с другой, так как каждая из них имеет свой актуальный интерес к большим социальным группам, в том числе, к их психологии.

Различные проявления коллективного субъекта представляют собой психологические феномены разной степени обобщенности - частности. В этой связи наиболее обобщенным проявление коллективного субъекта может быть социальное поведение, а более широко - социальная активность, интегрирующая частные её формы, к которым относится общение, отношение, воздействие, управление.

Другими обобщенными формами активности коллективного субъекта являются взаимодействие и широко понимаемая совместная жизнедеятельность. Такие, например, шкалы свойств, как «активность - пассивность», «удовлетворенность - неудовлетворенность», «устойчивость - изменчивость» и некоторые другие, имеют отношение к любым проявлениям коллективного субъекта и тем самым могут быть отнесены к группе наиболее общих его свойств.

Рассмотрим следующую статью Александра Лактионовича Журавлева и Аллы Борисовны Купрейченко «Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследования» представленную в психологическом журнале.

В данной статье предлагаются авторские понимания термина «психологическое пространство», представления о различных его видах и основаниях им возможного группирования. Дается краткое описание ключевых характеристик социально-психологического пространства личности и группы, обосновывается актуальность и определяются направления исследования.

В последние годы исследователями были выявлены особые типы взаимодействия личности и группы с изменяющейся социальной средой. К их числу можно отнести, например, сознательный отказ личности от адаптации к новым экономическим условиям, а также стремление изменить окружающую среду в соответствии со своими социальными представлениями, жизненными принципами и ценностями. Такой тип взаимодействия возникает в результате «миропреобразовательной», «миросозидательной» или «миротворческой» активности субъекта. Кроме того, у представителей некоторых социальных групп, например, «аутадаптантов», было отмечено отсутствие потребности в адаптации, поскольку происходящее в обществе изменения не затрагивают ни основную сферу их жизнедеятельности, ни основные жизненные смыслы, ценности, идеалы. Нередко отмечается также временный и противоречивый характер адаптации, например «вынужденное предпринимательство» и многое другое.

Использование терминов «психологическое пространство» в социологических и психологических работах имеет давнюю традицию. Теоретические основы изучения этого феномена, а также близких по содержанию и широко используемых его аналогов, таких как: «мир», «сфера», «поле», «зона», заложены в классических работах Адлера, Богардуса, Сорокина, Рубинштейна и тд.

Среди эмпирических исследований следует отметить близкие по своей проблематике работы Бурмистровой-Савенковой, Нартовой-Бочавер и Потаповой и некоторых других авторов.

Следует отметить, что для социальной психологии интерес представляет более широкое понимание психологического пространства, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.

Во-первых, для исследователей социально-психологического пространства характерен интерес к объектам, находящимся за границами пространства личной жизни изучаемого субъекта, но оказывающим существенное влияние на его жизнедеятельность в целом. Поэтому весьма актуально изучение разнообразие и многосторонности отношений субъекта не только со «своими», «близкими» или «привлекательными» объектами, но и с представителями принципиально других социальных категорий - «далекими и безразличными», «чужими и отвергаемыми», «чуждыми и враждебными», «притягательными, но недоступными».

Во-вторых, значимые объекты имеют довольно сложные связи, как с субъектом, так и между собой которые могут быть основаны, помимо упомянутых выше идентификации и принадлежности, на целом спектре различных отношений: уважении, авторитетности, ответственности, зависимости, полезности и многих других.

В-третьих, что особенно важно, элементы социально-психологического пространства (отдельные люди и группы, различные социальные объекты и явления) характеризуются собственной активностью, в значительной степени, не зависящей от активности субъекта формирования пространства.

Поэтому связи, существующие между субъектом и элементами такого пространства, а также между отдельными его элементами, должны рассматриваться как взаимные, т.е. как взаимоотношения. Это вызывает необходимость, с одной стороны, анализа нескольких уровней взаимной рефлексии отношений (представления субъекта об отношении партнера, и наоборот, и т.д.), а с другой - изучение взаимных ожиданий и готовности обеих сторон реагировать определённым образом на поведение, соответствующие этим ожиданием. В связи с этим особую актуальность неизбежно приобретает изучение динамично развивающихся процессов формирования и изменения, сохранения и воспроизводства пространства, а также психологических механизмов, регулирующих эти процессы.

Возрастающий в последние годы интерес к изучению психологического пространства самоопределяющегося субъекта в полной мере отвечает перечисленным современным тенденциям в исследовании психологии человека, уже проявившимся и некоторым еще пока недостаточно выраженным. На основании выполненного анализа Журавлевым и Купрейченко можно сделать вывод о том, что в исследованиях социального самоопределения индивидуального и группового субъекта, а также близких ему феноменов и понятий более уместным является использование феномена и понятия «пространство» по сравнению с термином «среда» и его аналогами.

Есть необходимость выделить группы факторов и значимых объектов, которые не заметны сторонним наблюдателям, уже или пока несуществующих в действительности, даже возможно и нереальных, виртуальных, но занимающих важное место в психологическом пространстве субъекта и оказывающих существенное влияние на его жизнедеятельность.

В данной статье представлен анализ классических и современных исследований готовности к риску. Предлагается типология явлений риска на основе категорий, разработанных Ф.Е. Василюком. Приводятся результаты проведенного на управленческих командах исследования влияния индивидуальной готовности к риску на эффективность группового решения творческих задач. Делаются выводы о более высокой эффективности гетерогенной по критерию индивидуальной готовности к риску команды руководителей при решении творческих задач по сравнению с гомогенной командой. Установлено, что группа, сформированная по принципу высокой готовности к риску ее членов, оказывается либо очень успешной, либо неуспешной при решении творческих задач. Рассматривается проблематика групповой готовности к риску.

В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что решения, принимаемые в групповой дискуссии, оказываются более рискованными, чем решения, принятые индивидуально. В качестве интерпретации так называемого феномена сдвига к риску были предложены следующие основные объяснения:

  • а) в группе происходит диффузия ответственности, в результате которой человек перестает лично отвечать за принятое группой решение;
  • б) риск интерпретируется как ценность в обществе. Обнаружение в ряде экспериментов сдвига в сторону осторожности при принятии группового решения не позволило точно подтвердить данные гипотезы .

Рассматривая современные тенденции в изучении риска, следует заметить, что круг исследуемых феноменов расширился в последнее десятилетие. Многие зарубежные авторы делают акцент на негативном аспекте риска - опасности его последствий. Так, особенно популярными становятся темы влияния СМИ на поведение за рулем, уровень употребления наркотических средств и насилия . По сравнению с результатами 1980-1990-х гг. показатели риска заметно выросли. Авторы предполагают, что причины этого явления - в огромном количестве соответствующих отрицательных сюжетов, за которыми к тому же не следует наказание. Также исследуется восприятие риска заболеть СПИДом. Делаются выводы об отрицании субъективной опасности, несмотря на ее объективно более высокий уровень, что выражается в заниженной оценке респондентами угрозы для себя по сравнению с восприятием опасности для референтной группы. Вслед за открытиями А. Тверски и Д. Канемана продолжаются также исследования ошибок восприятия и эвристик при принятии решений.

Исследования, проведенные одновременно (в 2004 г.) зарубежными учеными и автором данной статьи, позволили выявить культурную специфику готовности к риску. Сравнивая собственников бизнеса и менеджеров по готовности к риску, мы предполагали обнаружить более высокий ее уровень у предпринимателей, которые начинают дело и с необходимостью рискуют своими материальными, временными ресурсами и репутацией, так как мы считали, что роль менеджера требует стабилизации бизнеса, а, следовательно, и большей осторожности. Именно такой результат получили наши западные коллеги. Каково же было наше удивление, когда на российской выборке не было обнаружено значимых отличий! Основным объяснением этого послужила тогда специфика российского бизнеса с повышенным уровнем неопределенности для всех его участников.

В отечественной и зарубежной социально-психологической литературе можно обнаружить также исследования, посвященные гендерным различиям при восприятии риска. Так, мужчины трактуют его в объективном формате как «вероятность отклонения результата» с акцентом на успех и возможность получения большего выигрыша. Женщины высвечивают лишь эмоциональные грани и в основном ассоциируют риск с неудачей и страхом. Что касается российских женщин, то они также замечают и позитивные моменты ситуации неопределенности, связывая ее с выходом из повседневной рутины.

Рассмотрим статью Андрея Владимировича Сидоренко «Групповая сплоченность и неформальные подгруппы» представленную в психологическом журнале. В данной статье обозначен традиционный и предложен новый подход к пониманию групповой сплоченности. Отличительные особенности последнего состоят в том, чтобы рассматривать сплоченность группы не столько через связи каждого члена с другими или с группой в целом, сколько через связи между неформальными подгруппами; принимать во внимание не только сплоченность группы в целом, но и сплоченность каждой подгруппы; понимать динамику сплоченности группы и каждой подгруппы в их взаимосвязи и на основе анализа процессов их внешней и внутренней интеграции-дезинтеграции. Изложены результаты исследования, в котором сопоставлены показатели сплоченности группы, неформальных подгрупп и совокупности не включенных в подгруппы членов; противоречивость отношений между неформальными подгруппами и сплоченностью группы.

Интерес к данному феномену стал проявляться в последней четверти XIX столетия, но начало серьезному изучению было положено в ранней работе Л. Фестингера, в которой было дано формальное определение групповой сплоченности. Заданного этим автором понимания сплоченности в дальнейшем придерживались многие исследователи. В то же время в разных теориях малой группы прямо или косвенно выдвигались различные взгляды на ее природу. Помимо этого, проводилось множество прикладных исследований, в которых фиксировались те или иные эмпирические индикаторы сплоченности, но игнорировались описывающие ее теоретические конструкты.

Если на протяжении 1950-1960-х гг. сплоченность являлась одной из приоритетных тем, то в 1970-80-х гг. интерес к ней несколько упал . Хотя в зарубежной психологии периодически наблюдался некоторый всплеск исследовательской активности, например, в связи с изучением влияния сплоченности на продуктивность деятельности и пониманием ее как многомерного феномена, тем не менее, исследование сплоченности не приобрело былого масштаба. Подобная картина наблюдалась и в отечественной социальной психологии.

Можно отметить как минимум два обстоятельства, определивших не только снижение количества публикаций по сплоченности, но и их качественные недостатки. Во-первых, как подчеркивается в зарубежной литературе, в истории изучения сплоченности «преобладала путаница, несообразность и почти непростительная небрежность в подходе к определению конструкта». Кроме того, существует значительное противоречие между позициями академических исследователей и практиков относительно определения и измерения сплоченности. В прикладных исследованиях часто соединяются пункты различных методик и подвергаются факторному анализу без учета их концептуальных ограничений. Скрытая природа сплоченности часто путается с ее причинами и следствиями. Во-вторых, отсутствуют принципиально новые подходы к анализу групповой сплоченности. Периодически предлагаемые на страницах научной литературы идеи являются, по большей части, вариацией или комбинацией ранее сложившихся представлений. Это относится, например, к трактовке сплоченности в перспективе социальной идентичности или к выдвигаемой четырехфакторной модели сплоченности.

Сказанное выше дает основания предполагать, что в зарубежной и отечественной социальной психологии в значительной мере исчерпаны концептуальные потенциалы изучения групповой сплоченности, поэтому необходимо задавать новые исследовательские координаты. С позиции микрогрупповой концепции, которая представляет собой социально-психологическую концепцию малой группы, можно под новым углом зрения осмыслить этот, а также многие другие феномены и процессы.

Предлагаемый в микрогрупповой концепции подход к пониманию сплоченности малой группы не опровергает традиционные представления об эмоциональной, когнитивной и / или поведенческой, инструментальной и / или социоэмоциональной природе сплоченности. Однако он имеет существенное отличие, состоящее в рассмотрении сплоченности группы не столько через связи каждого члена группы с другими вообще или с группой в целом, сколько через связи между неформальными подгруппами, а также подгруппами и не включенными в них членами. Предлагаемый подход также акцентирует внимание на сплоченности каждой неформальной подгруппы, а не только на сплоченности группы в целом.

Address: 03061, г. Киев, ул. Я. Галана, 2

Е-мейл Оргкомітету: [email protected]

Організатори: Научный журнал «Соціальна психологія» («Социальная психология»)

Умови участі та проживання: 35 грн./стр.

Научный журнал «Соціальна психологія» («Социальная психология») зарегистрирован как печатное периодическое научное издание в 2001 году органами юстиции (Свидетельство КВ № 5620 от 15 ноября 2001 года), а также Международным центром ISSN (ISSN: 2078-189X). Включен в перечень рецензируемых научных журналов, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (ВАК Украины) по психологическим, социологическим и философским наукам. Сайт, ссылки: http://www.politik.org.ua/

http://www.politik.org.ua/vid/mag.php3?m=6

http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/So...

Представлен в свободном бесплатном доступе в полнотекстовом формате в Национальной библиотеке Украины в целях создания индекса научного цитирования.

Одно из наиболее цитируемых изданий Украины по социогуманитарным наукам.

Публикуются результаты научных исследований по:

Психологии,

Социологии,

Философии,

Политической психологии,

Политической социологии,

Конфликтологии.

Статьи публикуются на платной основе.

Журнал рассылается в библиотеки по списку установленому ВАК, а также распространяется по подписке.

Периодичность выхода – 1 раз в два месяца (спаренные номера – 1 раз в 4 месяца).

Последний день подачи материалов для публикации в очередном, – № 3 (54) за 2012 год, – 1 июня 2012 года.

Выход из печати – июль.

1. Редакция принимает в печать материалы на украинском и русском языках при условии их соответствия требованиям к структуре научной статьи.

Научные статьи должны содержать такие необходимые элементы:

Постановку проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими заданиями;

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение проблемы и на которые опирается автор;

Выделение нерешенных прежде частей общей проблемы, которым посвящена статья;

Формулирование целей статьи (постановка задачи);

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов;

Выводы и перспективы дальнейших исследований в этом направлении.

2. Текст статьи должен сопровождаться шифром УДК и аннотациями (на русском и английском языках).

Аннотации (до 50 слов) + перечень ключевых слов.

3. Рекомендуемый объем одной статьи – 0,5 п. л. (20000 знаков с пробелами, или 10 страниц текста в 1,5 интервала). Редакцией не принимаются к печати статьи объемом меньше 8 и больше 20 страниц (40000 знаков с пробелами).

4. К публикации принимаются статьи в виде файла, который выполнен в текстовом редакторе MS Word for Windows.

5. Статьи отправляются электронной почтой по адресу: [email protected]

7. Статьи, авторы которых не имеют ученой степени, сопровождаются рецензией научного руководителя (кандидата или доктора наук по специальности публикации), содержащей рекомендацию статьи к печати. Рецензия отправляется в отсканированном виде по электронной почте в адрес редакци: [email protected]

8. Требования к оформлению текста: все поля – 20 мм; шрифт Times New Roman, кегль (размер шрифта) 14, интервал – 1,5; абзацный отступ – 10 мм. В тексте необходимо использовать кавычки только такого вида: «».

9. Перечень литературных источников располагается в алфавитном порядке или в порядке их использования. Источники в перечне ссылок нумеруются вручную, без использования функции меню Word «Формат-Список-Нумерованный».

10. Ссылки на литературу в тексте подаются по следующему образцу: , где 7 – номер источника по списку, 12 – страница. Ссылки на несколько источников одновременно подаются таким образом: , или .

11. Ответственность за точность фактов, цитат, цифр и фамилий несут авторы материалов. Редакция материалы не рецензирует и не возвращает. В статью могут быть внесены изменения редакционного характера без согласования с автором. Редакционная коллегия оставляет за собой право отклонить материалы без объяснения причин.

Расположение структурных элементов статьи:

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ

Имя, фамилия

Аннотация на русском языке

Перечень ключевых слов на русском языке

Аннотация на английском языке

Перечень ключевых слов на английском языке

ТЕКСТ СТАТЬИ

Список литературы

Стоимость публикации

Оплата за публикацию статей осуществляется автором из расчета:

Страница, содержащая таблицу – 38 грн. (для авторов из стран ближнего и дальнего зарубежья – 180 рос.руб., др.нац.валюта – эквив. $5,75).

Страница, содержащая рисунок – 40 грн. (для авторов из стран ближнего и дальнего зарубежья – 190 рос.руб., др.нац.валюта – эквив. $6,0)

Неполная страница оплачивается как полная.

При расчете стоимости выходят из параметров указанных в требованиях к оформлению статьи.

Оплата публикации производится после согласования с редакцией.

Оплата осуществляется в безналичной форме путем перечисления средств на расчетный счет издательства.

Получатель –

ООО «Центр социальных коммуникаций».

р/с 26000057005912 в Печерском филиале АКБ «Приватбанк», МФО 300711, ЕГРПОУ 21705696

Назначение платежа: «За печать статьи (указать фамилию, инициалы) в журнале «Социальная психология».

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы .

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Аннотация. В данной статье ставится задача рассмотреть влияние общества на формирование личности. Рассмотрен вопрос «Я-концепции», который показывает, как формируется личность, за счёт его поведения в социуме. Особое внимание уделяется вопросу о роли личности в социальном мире и как роль влияет на человека. В данной статье, будет показано как стать успешным человеком в социальном мире. В статье собраны основные материалы о социальной психологии, прочитав всю статью, Вы сможете делать правильные решения и анализировать других людей. В публикации затрагивается тема самого человека и общества в целом. Научная статья посвящается исследованию З.Фрейда, Д.Майерса, М.Андреевой, которая направлена на социальную психологию человека. Проблема человека в социальном мире, пока изучена не полностью и требует тщательных исследований.

Ключевые слова : человек, общество, роль, эксперимент, личность, кон- цепция, душа, восприятие, конфликт, теория, коммунитаризм.

Как мы понимаем понятие «общество», многие люди услышав это слово сразу говорят один ответ-общение. На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос не сложно. Действительно, понятие общества давно и прочно вошло в наш научный и повседневной лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Давайте попытаемся вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания в которых входило бы данные слова к примеру общество человека, педагогическое общество, общество ученых и т.д. В данном случае под обществом мы понимаем определенная группа людей, объединившихся для общения совместной деятельности взаимопомощи и поддержки друг друга. Человек всегда любит ждать поддержку со стороны общества. Если он получал ее и один раз ему отказать, то он будет думать о вас как о плохом человеке.

Человек входит и в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации, является гражданином какого-либо государства, иногда нескольких, если позволяет их законодательство. В статье мы также рассмотрим не только общество в целом, но и про саму личность. Человек имеет множество проблем с обществом. Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит что-то у человека и повторяет за ним. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Ведь непосредственно данный пример показывает, что человек не хочет выделяться среди всех, не показывая своё мнение или выбор. Сначала мы рассмотрим работу известного социального психолога Д.Майерса «Социальная психология». Рассмотрим такой вопрос-«Кто Я есть на самом деле?». Поскольку вы – уникальное и сложное создание, у вас есть много возможностей дописать предложение «Я –…». (Вы могли бы дать 5 ответов на этот вопрос? Каких?) Взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется вашей Я-концепцией. Элементы вашей Я-концепции – убеждения, с помощью которых вы определяете себя, представляют собой ваши Я-схемы. Человек сам решает, что ему делать и мыслить, если же выполняется условие своего мнения. Все мы знаем известное произведение «Война и Мир» (Автор Л.Н.Толстой), автор в своем произведении, все детально показывает о характере и развитии личности в целом. Например Пьер Безухов(главный герой) попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на Родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. В данном примере показано, что человек не был до этого полностью социализирован, так как не имел долгого общения с каким-либо индивидом. Я-схемы, которые составляют нашу Я-концепцию, действуют в нашем сознании подобно системе Дьюи.. Если говорить о сущности человека, то с философской точки зрения постичь сущность чего либо-значит выявить несколько его главных определяющих черт. Наши Я-концепции включают не только Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, но и наши возможные Я, т. е. то, какими мы можем стать. Если говорить более точнее, то Я включают представления о себе таком, каким мы мечтаем стать, – богатым, изящным, страстно любимым и любящим Я. В наши Я-концепции входят и те Я, которыми мы боимся стать, – безработный Я, нелюбимый Я и Я, не справляющийся с учебной программой. Такие возможные Я подталкивают нас к достижению определенных целей; когда эти цели достигнуты, можно заглянуть в ту жизнь, к которой мы стремимся. Никогда не нужно бояться трудностей, ведь боязнь к трудностям приводят собственное Я в сложное положение. Но при этом бы не должны никогда забывать об уважении и самоуважении. Является ли самоуважение (как наиболее полная самооценка) суммой всех наших наличных и возможных Я? Если мы считаем себя привлекательными, спортивными, умными и заслуживающими богатства и любви, означает ли это, что у нас все в порядке с самоуважением? Именно это часто имеют в виду психологи, когда утверждают, что для того, чтобы люди относились к себе лучше, нужно, чтобы они почувствовали себя более привлекательными, спортивными, умными и т. д. Каждый человек мыслит по-разному и исходя из этого, многие психологи говорят, что самоуважение может перерасти в эгоизм и самовлюблённость. Как же все-таки развить своё Я? Я-концепция стала важным предметом социально-психологического исследования потому, что она организует наше мышление и управляет нашим социальным поведением. Приступая к исполнению новой роли – студента колледжа, родителя или продавца, – мы поначалу можем чувствовать себя «не в своей тарелке». Однако постепенно наше представление о себе впитывает то, что вначале было лишь игрой, ролью в театре жизни. Например, исполняя те или иные роли, мы можем начать высказываться в поддержку того, о чем прежде вообще не задумывались. Это происходит тогда, когда мы стремимся оправдать свои действия. Более того, наблюдения за собой могут быть разоблачительными: скажем, мы можем полагать, что придерживаемся тех взглядов, о которых говорим. Патологическое исследование слишком исключительным образом концентрировало наш интерес на вытесненном. С тех пор, как мы знаем, что и «Я» может быть бессознательным в собственном смысле слова, нам хотелось бы узнать о нем больше. До сих пор в наших исследованиях единственным опорным пунктом был признак сознательности или бессознательности; и, наконец, мы увидели, насколько это может быть многозначным. Все наше знание всегда связано с сознанием. Ведь и БСЗ мы можем узнать только путем того, что делаем его сознательным. Но как же это возможно? Что значит «сделать что-то сознательным»? Как это происходит? Мы уже знаем, где нам искать для этого исходную точку. Мы оказали, что сознание является поверхностью психического аппарата, т. е. мы приписали его в качестве функции одной системы, которая пространственно ближе всего внешнему миру. Впрочем, пространственно не только в смысле функции, но на этот раз и в смысле анатомического расчленения. Наше исследование тоже должно принять эту воспринимающую поверхность за исходную точку.

Скажу заранее, что самосознание(СЗ) – все восприятия, приходящие извне (чувственные восприятия), и изнутри – то, что мы называем ощущениями и чувствами. Но как обстоит дело с теми внутренними процессами, которые мы – вчерне и неточно – можем обобщить как мыслительные процессы? Они протекают где-то в глубине аппарата в виде смещений психической энергии по пути к действию, но доходят ли они до поверхности, которая дает возникнуть сознанию? Или сознание доходит до них?[ 2, с.193]. В другом месте я уже высказал предположение, что действительное различие между БСЗ и ПСЗ представлениями заключается в том, что первое происходит на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как у последнего (ПСЗ) добавляется соединение с словесными представлениями. Этим впервые делается попытка придать обеим системам, ПСЗ и БСЗ, отличительные знаки – иные, чем отношение к сознанию. Вопрос – как что-то осознается? – целесообразнее выражен следующим образом: как что-то предсознается? И ответ был бы: путем связи с соответствующими словесными представлениями. Чтобы стать успешным человеком, нужно всегда полагаться только на себя и свою работу, при этом нельзя много кому доверять в обществе. Общество показывает нам что каждый человек индивидуален и имеет свою сферу общения и деятельности. Давайте поговорим об успешности и неудачи человека в обществе. Материалом для построения нашей Я-концепции служат не только наши роли, социальная идентичность и результаты сравнений с другими людьми, но и наш повседневный опыт. Поставить перед собой трудные, но достижимые цели и выполнить намеченное – значит почувствовать себя более компетентным. . Как я уже говорил об уважении и самоуважении, принцип «успех питает самоуважение» привел некоторых исследователей к вопросу: можно ли посредством позитивных «посланий» типа «Ты же молодец!», «У тебя все получится!» повышать самоуважение и стимулировать достижения? Иногда люди говорят неправду об успешности другого человека.

Действительно, низкое самоуважение иногда создает проблемы. По сравнению с теми, кто недооценивает себя, уверенные в себе люди более счастливы; они обладают более устойчивой нервной системой, реже болеют язвой желудка и страдают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков и наркоманов, и они более мужественно переносят неудачи, но в общество и бывают люди и со слабой психикой, которые сложно переживают неудачи, потери, несчастье и т.д. Однако, считают критики подобной трактовки, по меньшей мере равновероятно и диаметрально противоположное объяснение: проблемы и неудачи ведут к низкой самооценке. Реальность первична, чувства – вторичны. По мере того как мы преодолеваем трудности и приобретаем навыки, наши успехи «вскармливают» более оптимистичную установку и большую уверенность в себе. Дети приобретают самоуважение не только благодаря тому, что их хвалят, но и благодаря достижениям, за которыми стоит упорный труд.

Теперь можно сказать и об мнении окружающих в обществе. Если человек добился многого, то признанные достижения положительно влияют на Я-концепцию , поскольку мы видим, что окружающие позитивно оценивают нас. Нам легче думать о себе хорошо, если именно так думают о нас окружающие. Дети, которых считают одаренными, трудолюбивыми или готовыми прийти на помощь, склонны «включать» эти оценки в свои Я-концепции и поведение Если студенты, представители этнического меньшинства, чувствуют угрозу, исходящую от стереотипных представлений об их интеллектуальных способностях, или если женщины осознают, что от них не ждут высоких достижений ни в математике, ни в естественных науках, они могут начать вести себя в соответствии с этими ожиданиями. Они скорее предпочтут не опровергать эти предрассудки, а реализовать свои возможности в других областях. Нашу привычку использовать окружающих в качестве зеркала, с помощью которого мы воспринимаем самих себя, социолог Чарльз Кули назвал «отраженным Я» То, какими мы кажемся окружающим, мы воспринимаем как свои отражения, писал Кули ( американский социальный психолог). Поскольку всем нам, как правило, проще хвалить окружающих, нежели критиковать их, наши самооценки, сделанные на основании излишней похвалы, могут оказаться несколько завышенными. Как будет понятно из дальнейшего изложения, наиболее склонны к завышенному самоуважению люди, живущие в странах Запада.

Также можно сказать что судьба наших предков зависела от того, что думали о них другие. Защита со стороны групп, к которым они принадлежали, увеличивала их шансы на выживание. Если же группы давали им понять, что не одобряют их, у них хватало биологической мудрости для того, чтобы испытывать стыд и невысоко оценивать себя. Мы – их потомки и обладаем столь же глубоко сидящей в нас потребностью принадлежать к какой-либо группе; если нас подвергают социальному остракизму, мы испытываем такую же боль, потому что при этом лишаемся возможности уважать себя, отмечает Марк Лири (1998). Он называет самоуважение психологическим измерительным прибором, с помощью которого мы отслеживаем, как окружающие оценивают нас, и реагируем на эту оценку.

Как же все-таки общество влияет на формирование человека? На развитие человека, во-первых, непосредственно влияет его социальная сфера и с кем он взаимодействует. Во-вторых, формирование происходит за счёт человеческих действий и поведения. Бихевиористы, говорили, что поведение человека зависит от воспитания и социальных условий. Можно также и говорить про душу человека. Душа и тело человека, его духовная и физическая стороны неразрывно связаны (правда, представители разных наук, изучающие человека, далеко не всегда учитывают эту связь: биологи и медики нередко не обращают внимания на социально-культурные характеристики, гуманитарии часто упускают из виду физиологические и нейробиологические основы человеческой деятельности). Благодаря своей особенной телесно-душевной организации человек становится личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения. На этой основе развиваются речь и письмо, способность называть вещи и обобщать их свойства в понятиях, трудиться сообща не только для освоения природных богатств, но и для создания новой социально-культурной среды. Размышления о судьбе общественных наук и их взаимоотношений с обществом - это сегодня глобальная задача всех обществоведов. Основное понятие социальной психологии-это роль человека. Человек может играть любую роль в обществе, исходя из его понятий, мнений и деятельности. Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Роль человек выбирает сам, хочет он этого или нет, так как формирование должно быть полным. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. .

Следующим вопросом пойдет о теории личности. Многие психологи говорили о личности что она главная фигура общества и независима ни от кого. Можно рассмотреть теории личности таких известных психологов как:Юнг, К.Роджерс, ДЖ.Келли, Б.Скиннер,А. Маслоу. Поговорим о первой теории личности – Аналитическая теория личности. Его теория основывает на «архетипах», то есть это первичные идеи, которые передаются по наследству. Некоторые архетипы универсальны, например, идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально – специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К., 1994). Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. А вот о гуманистической теории личности, можно сказать что психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К.Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуалоизирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая –«организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура. «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я».. А вот Когнитивная теория личности, она вот схожа с гуманистической теорией. Но разница в том, что главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение, то есть непосредственно само общество. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Поведенческая теория личности в обществе, показывает внутренний аспект человека. Что творится у него внутри, он показывает это в обществе, т.е поведение. Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы социальные навыки. Продискуссировав о теориях личности можно сказать, что если собрать все теории в одну и при этом выполнять все функции, можно стать полным сформированным и успешным человеком. Часто в обществе случаются конфликты из-за характеров людей, сплетен, споров, лишней болтовни и т.д. В психологии есть такой термин как «Коммунитаризм». Многие социальные конфликты – результат противоречий между правами личности и правами общества. Право индивида владеть огнестрельным оружием входит в противоречие с правом его соседей жить в безопасности. Право одного человека курить противоречит праву других дышать воздухом, не содержащим табачного дыма. Право индивида заниматься неконтролируемым бизнесом нарушает право жителей близлежащих домов на экологическую безопасность. .В надежде объединить лучшие индивидуалистические и коллективистские нравственные ценности некоторые социологи и социальные психологи, в том числе и я, стремятся создать концепцию коммунитаризма, призванную сбалансировать права личности и право общества на коллективное благополучие. Во второй половине XX в. западный индивидуализм упрочил свои позиции. Родители приветствуют независимость и самостоятельность своих детей и не очень озабочены их послушанием (Alwin , 1990; Remley , 1988). Стили одежды и манеры стали более разнообразными, личная свобода практически ничем не ограничена, а общих нравственных ценностей больше нет (Schlesinger , 1991). До самого недавнего времени рука об руку с усилением индивидуализма шел не только рост числа людей, страдающих депрессией, но и рост – в большинстве стран Запада – других показателей социального неблагополучия – числа разводов, самоубийств среди подростков, подростковой преступности и количества внебрачных детей. Хочу сразу оговориться: подобные тенденции обусловлены множеством причин. Сам факт существования корреляции между набирающим силу индивидуализмом и падением общественной нравственности ещё не доказывает, что одно есть следствие другого. И уж конечно никто из коммунитаристов не испытывает ностальгии по прошлому, в частности по гендерному неравенству, которые были именно в 1950-х гг. .

Если вы прочитали всю эту статью от начала до конца, значит, ваше знакомство с социальной психологией для общества состоялось. В предисловии я выразил надежду на то, что моя статья «будет одновременно и строго научной и человечной, безупречной с точки зрения представленного в ней фактического материала и увлекательной». Вам, а не мне судить о том, смог ли я реализовать этот замысел. Но я должен признаться, что работа над статьей доставила мне, её автору, большое наслаждение. Если и вам, моим читателям, она принесет хотя бы часть того удовольствия, пользы и удовлетворения, которые принесла мне, моя радость будет ещё больше. Я убежден, что знание данной статьи способно обуздать интуицию критическим мышлением, иллюзии – пониманием, а склонность к поспешным суждениям – сочувствием. Мы попытались ответить на некоторые увлекательные вопросы. Кто я? Как стать успешным? Что такое конфликт? Какие теории личности существуют? Зачем вообще общество? Почему в одних случаях люди помогают, а в других – вредят друг другу? Что порождает социальные конфликты и что нужно сделать для того, чтобы кулак разжался и превратился в ладонь, протянутую для рукопожатия? Ответы на эти вопросы расширяют наш кругозор. А как говорил Оливер Уэнделл Холмс , «сознание, обогащенное какой-то значительной мыслью, больше никогда не возвращается в исходное состояние».. Я сам убедился в этом на собственном опыте. Возможно, вы согласитесь со мной, когда станете понимать суть самого общества и каким нужно быть человеком в нем.

Список литературы

1. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752с.

2. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения / З. Фрейд. – М.; Харьков: ЭКСМО- Пресс; Фолио, 2000. – 1040 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1999.

4. Зигмунд Фрейд. Психоанализи русская мысль. -М :Республика, 2006. – 384



top