До сих пор не утихают. Обломов как человек и “обломовщина” как явление

До сих пор не утихают. Обломов как человек и “обломовщина” как явление

Новости

В XXI веке до сих пор не утихают споры о том является ли эзотерика наукой или же это обман, мирового масштабы... Эзотерические знания появились в глубокой древности, они накапливались и передавались из поколения в поколение. Но в современных условиях жизни простого человека, эти знания стали абсолютно бесполезны и ненужны, ими просто некогда заниматься! Ежедневная суета и постоянная беготня 24 часа в сутки, не дают людям остановится и подумать... зачем всё это? для чего или кого я это делаю? Человек - это больше, чем просто человек! За каждым человеком скрывается целый мир, сам его обладатель которого не видит и не знает. Человек будто слепой живет внутри себя, запрограммированный на однотипный сценарий жизни. Эзотерика может помочь не только узнать, но и обрести себя через познание мира. Каждый человек - кузнец своего счастья. Понимающие это стремятся к лучшему. К преобразованию себя. Изнутри. Начиная с мыслей. А мысли - это то, что происходит с нами. Эзотерические учения говорят о том, что человек сам может менять свою судьбу и влиять на те, или иные события. В рамках эзотерических учений, люди учатся изменять состояние сознания, работают с энергией, учатся контролировать свое сознание, направляют энергию Вселенной, для собственного блага. Эзотерические практики помогают прочувствовать окружающее пространство. Занимаясь медитацией, изучая дыхательные техники, постигая другие практики и путешествуя, человек освобождается от того, что закрепощает его, не даёт проявиться в тех или иных жизненных моментах. То, что должно получится в итоге - просветление, полное освобождение, выход за все мыслимые границы человеческого сознания.

29.04.2013

Вокруг наследства художника и мыслителя до сих пор не утихают споры .

Николай Рерих, великий русский мыслитель, художник, путешественник, ученый и общественный деятель, вместе с двумя сыновьями и женой после Октябрьской революции остался в отделившейся от России Финляндии. Потом, побывав в Америке и европейских государствах, Николай Рерих отправился на Восток и переселился в Индию.

Много лет семья Рерихов занималась культурно-просветительской и научной деятельностью мирового масштаба, организовывала научные экспедиции, образовательные и исследовательские центры, создавала музеи. При этом семья никогда не теряла связи с родиной. Но родина на протяжении десятилетий относилась к Рерихам совсем не так, как они того заслужили.

Людмила Шапошникова, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, рассказывает: «На их долю выпала величайшая миссия – принести на планету Земля зов космической эволюции, которым пронизано все их творчество. В первую очередь это философия космической реальности, заключенная в 14 томах «Учения Живой Этики», изданных Еленой Рерих с 1924 по 1937 год, и живописных полотнах Николая Рериха, который запечатлел в красках основные идеи этой философии. Это и Гималайский институт научных исследований «Урусвати», созданный Рерихами в 1928 году, после завершения грандиозной центрально-азиатской экспедиции Николая Рериха, которая также имела огромное эволюционное значение в истории нашей планеты. Этот институт успешно проработал более 10 лет и вынужден был приостановить свою деятельность из-за начала Второй мировой войны. Он явился прообразом научных учреждений будущего и занимался изучением и исследованием законов взаимодействия человека и Космоса. И наконец, знаменитый Пакт Рериха и его отличительный флаг, известный как Знамя Мира. Этот международный «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», подписанный в 1935 году, заложил основу всей международной правовой системы сохранения и защиты культурных ценностей».

Не учитывая особенностей учения Николая Рериха, нам до конца не понять не только творчества членов этой семьи, но и той трагедии, которая случилась в России с частью их наследия, о которой мы собираемся рассказать в последующих номерах «Совершенно секретно».

Николай Рерих и Иосиф Сталин

В 1926 году Николай Рерих, к тому времени бывший уже известным художником и общественным деятелем, по приглашению Максима Горького посетил СССР. Скорее всего, именно с этого времени у него появилась мысль вернуться на родину, чтобы принять участие в том, что он считал «созидательным строительством». В 1938 году он писал в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Но такие вопросы, как возвращение в СССР известных соотечественников, решались одним человеком – Иосифом Сталиным. Только он мог, к примеру, разрешить вернуться на родину певцу и поэту Александру Вертинскому или писателю Алексею Толстому. Семья Рериха явно вызывала у Сталина подозрение, и он не спешил откликнуться на просьбу о возвращении в СССР. Сегодня ясно – почему.

Известно, что и в тридцатые, и в сороковые годы Сталину неоднократно докладывали о желании Николая Константиновича вернуться в СССР вместе с семьей, передать в музеи огромную коллекцию картин и принять участие в научной и культурной жизни страны. Но все эти «доклады» сопровождались справками «компетентных органов» или отдельных чиновников. Одни «сопроводиловки» напоминали вождю народов о том, что в послереволюционный период Рерих занимал антибольшевистскую позицию и публиковал в эмигрантской прессе обличительные статьи. Другие, как, например, справка полпреда СССР в США Трояновского, вообще называли Николая Рериха «американским гражданином», что по тем временам было весомым компроматом (в действительности у него было гражданство Российской империи и Индии). В некоторых сопроводительных документах и вовсе говорилось о его «сомнительных связях с японцами». Такие характеристики, данные Рериху в марте 1938 года, когда в Москве шел процесс «правотроцкистского блока», несомненно, повлияли на решение Сталина воздержаться от контактов с мыслителем и художником в принципе. Возможно, что это было и к лучшему. История знает примеры того, как вернувшиеся в СССР деятели культуры и искусства попадали в котел сталинских репрессий. Такая судьба могла бы быть уготована и семье Рерихов.

Николай Константинович, однако, не оставлял попыток вернуться на родину. Возможно, он не понимал опасности, которая грозила ему в СССР, а может быть – чувствовал себя фигурой мирового масштаба и мировой известности и потому рассчитывал на определенный «иммунитет». Сталину же, при всей желательности возвращения художника и его семьи в СССР, перспектива иметь рядом свободно мыслящего, материально независимого и малоуязвимого человека казалась малопривлекательной.

Нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов, получив в конце 1938 года от Николая Рериха, которого он знал лично, очередное письмо, обратился за указаниями напрямую к Сталину. Генсек был категоричен. На письме наркома «о разрешении приезда Рериху со всей семьей» и приеме в дар его картин Сталин написал: «Не отвечать!»

После смерти Николая Рериха в 1947 году его жена и дети, выполняя волю главы семьи, стремились вернуться на родину и привезти с собой тысячи картин, богатейшие научные архивы и библиотеку. Но сталинская резолюция «Не отвечать!» так и осталась замком, к которому при жизни «вождя народов» ключ подобрать было невозможно…

Юрий Рерих и Никита Хрущев

Конец сталинской эпохи был для семьи Рерихов мрачным. В Латвии арестовали членов Латвийского общества Рериха, закрытого еще в 1940 году. А в 1952 году отдел художественной литературы и искусства ЦК КПСС дал крайне негативную оценку книге Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха «Рерих», выпущенной еще до войны в Латвии. В документе даже была фраза о том, что «книга носит, по существу, антисоветский характер». Она была немедленно изъята из библиотек и букинистических магазинов. А Арвид Янович Пельше, будущий член Политбюро ЦК КПСС, возглавлявший тогда латвийскую компартию, обратился с предложением, чтобы соответствующие органы заинтересовались «рериховским наследством, находящимся в музеях СССР».

5 октября 1955 года в Калимпонге умерла жена Николая Рериха Елена Ивановна. Всего месяц она не дожила до события, которое стало судьбоносным для семьи Рерихов – встречи Юрия Рериха с Никитой Хрущевым и Николаем Булганиным. Дело в том, что третий официальный зарубежный визит Хрущева был именно в Индию, с которой СССР планировал установить самые дружеские отношения. Поездка была триумфальной: первого секретаря ЦК КПСС Хрущева и председателя правительства Булганина восторженно встречали сотни тысяч людей. И, вполне естественно, в Индии готовились к этой встрече. Святославу Рериху, входившему в состав комиссии по организации приема советских гостей в Бангалоре, удалось договориться с советской стороной о приеме Юрия Николаевича Рериха. Во время этой встречи Юрий Николаевич выразил желание вернуться в СССР с выставкой картин отца. Его пригласили работать в Москве по специальности (он был востоковедом, причем с мировым именем). А сразу после встречи Николай Булганин дал указание советскому послу в Индии оказать содействие Юрию Рериху в получении советского гражданства и возвращении в СССР.

Во время того же визита Юрий Николаевич познакомился с министром культуры СССР Николаем Михайловым, который также весьма благожелательно отнесся к идее организации выставки картин Николая Рериха в Москве.

Несмотря на то что вопрос о возвращении Юрия Рериха на родину решался на самом высоком уровне, указ о приеме его в советское гражданство был подписан только через 15 месяцев. А потом началась работа по отправке первой части наследия семьи Рерихов в Москву. Сотни картин, тибетские танки (танка, или тханка – картина-свиток на ткани. – Ред.), научная библиотека были упакованы в огромный контейнер и морем отправлены из Бомбея в Одессу. А сам Юрий Рерих приехал в Москву в августе 1957 года и поначалу поселился в гостинице «Ленинградская» на Каланчевке. Уже через пару месяцев ему выделили четырехкомнатную квартиру в новом доме на Ленинском проспекте.

Жил там Юрий Рерих не один. Вместе с ним из Индии приехали Людмила и Ираида Богдановы, сестры, которые еще во время рериховской центрально-азиатской экспедиции 1924–1928 годов в совсем юном возрасте прибились к ней, а потом остались в семье Рерихов в качестве помощниц по хозяйству. Помогали они Юрию Рериху и в Москве.

Между тем некоторые чиновники от культуры оказались просто не готовы к восприятию творчества Николая Рериха и его мироощущения в целом. Начальник отдела изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР Андрей Лебедев после осмотра картин написал министру: «Ряд картин несет отпечаток мистических настроений автора. По своим художественным качествам эти работы не принадлежат к числу значительных произведений искусства. Для советской общественности, для наших художников выставка этих работ пользы не принесет». И далее предлагалось не устраивать выставку вообще или устроить ее в одном из малых залов для узкого круга художников и искусствоведов. В оппозиции к творчеству Николая Рериха было и руководство Союза художников СССР, пытавшееся всячески оттянуть сроки проведения выставки.

Пришлось Юрию Николаевичу Рериху отправиться к министру культуры Михайлову, с которым, как мы уже знаем, он был лично знаком. 25 марта 1958 года министр поставил на письме Юрия Рериха, в котором тот рассказывал о переносе сроков проведения выставки, резолюцию: «Тов. Лебедеву А. В чем здесь дело? Прошу об этом доложить!» Лебедев «доложил», и вопрос был решен. 12 апреля 1958 года в Выставочном зале Союза художников СССР было представлено 220 работ Николая Рериха. Вопреки мнению чиновников, выставка имела огромный успех: посетители (по 5 тысяч человек в день) выстаивали многочасовые очереди, чтобы попасть в зал, а книга отзывов составила 6 томов…

Кто-то может посчитать, что Юрий Рерих был обласкан советской властью: четырехкомнатная квартира, работа в Институте востоковедения, подаренная автомашина «Волга» и даже дача в виде сборно-щитового дома могли показаться советским гражданам чуть ли не коммунизмом. На самом же деле чисто материальные факторы ученого не волновали.

Основной задачей Юрия Рериха было (и договоренность об этом с советским руководством существовала) создание мемориального музея Николая Рериха в Москве или Ленинграде и его филиала в Барнауле. У Министерства культуры сложилось, однако, свое мнение – рассредоточить картины по провинциальным музеям.

4 мая 1960 года министром культуры СССР вместо знакомого Рериху Николая Михайлова стала Екатерина Фурцева. И в тот же день был подписан приказ Минкульта «О передаче произведений Н.К. Рериха», в соответствии с которым 60 картин отправили в Новосибирск, а остальные в Русский музей в Ленинграде. Но приказ почему-то вышел за подписью Михайлова. Неизвестно, интересовала ли эта тема Фурцеву в первый день работы на новом месте, или просто чиновники министерства воспользовались ситуацией, но факт остается фактом: формулировка о создании мемориального музея исчезла.

Через две с половиной недели после этих событий 57-летний Юрий Николаевич Рерих скоропостижно скончался в результате сердечного приступа…

Святослав Рерих: от оттепели до перестройки

Младший сын Николая Рериха Святослав после смерти Юрия стал единственным человеком, способным выполнить волю отца и матери: передать все наследие Рерихов родной стране. Сам он был, как известно, прекрасным художником, ученым, общественным деятелем международного масштаба. Его отношения с советскими властями, однако, осложнялись тем, что он был индийским гражданином, причем женатым на одной из самых известных киноактрис 1930–1940-х годов, внучатой племяннице Рабиндраната Тагора Девике Рани. Скорее всего это послужило причиной появления в недрах советского чиновничьего аппарата плана отстранения его от возможности распорядиться наследством родного брата. На самом деле, кроме Святослава, никаких наследников у Юрия Рериха не было и быть не могло. Но Министерству культуры очень не хотелось, чтобы иностранный гражданин мог распоряжаться серьезными материальными и научными ценностями, которые оно считало уже «принадлежащими государству».

Министр культуры Фурцева, ее заместитель Кузнецов пообещали Святославу Рериху «решить вопрос» и даже попросили составить завещание на бланке нотариальной конторы и отправить его в министерство. Но хода этому завещанию никто давать не собирался. Формальной зацепкой было то, что Святослав был индийским гражданином, а у СССР и Индии не было договора о наследовании имущества. И поэтому совершенно безосновательно «наследницами» Юрия Рериха сделали сестер Богдановых, домработниц, не имевших никаких родственных отношений с семьей Рерихов. Более того, их признали «иждивенками», а распоряжение об этом подписал заместитель председателя Совета министров СССР Анастас Микоян.

Давая юридическую оценку распоряжению №2338-р от 5 августа 1960 года, подписанному Микояном, генеральный прокурор СССР Александр Сухарев писал в 1989 году премьер-министру страны Николаю Рыжкову: «По утверждению Ю.Н. Рериха и свидетельству очевидцев, проживавшие в семье Рерихов и у Ю.Н. Рериха сестры Богдановы не находились у них на иждивении, а работали в качестве прислуги. Поэтому применительно к социальному обеспечению домашних работниц в СССР Богдановы за их долголетнюю работу в семье Рерихов могли быть обеспечены государственной пенсией как домработницы, но не как иждивенки. Не требовалось специального распоряжения правительства для закрепления за Богдановыми квартиры Ю.Н. Рериха, поскольку право проживания на данной площади они приобрели с согласия нанимателя, прописавшего и вселившего их к себе».

Кстати, возможно, что некоторую путаницу в вопрос в свое время внес и министр культуры СССР Михайлов, который в одном их своих распоряжений 1958 года писал о «Юрии Рерихе, приехавшем из Индии в 1957 году вместе с сестрами»… Но, так или иначе, вопрос с наследством, созданием музея Николая Рериха и музея-квартиры Юрия Рериха повис в воздухе.

Святослав Рерих приехал в СССР еще раз уже при Брежневе, в 1974 году. Но и в тот раз, и позднее выполнить волю родителей и увековечить память отца и брата ему не удавалось. О творчестве членов семьи Рерихов выпускали научные и популярные монографии, их портреты печатались на почтовых марках, а великое наследие тем временем потихоньку разворовывалось. Исчезали картины, куда-то пропадали дневники и документы. Создалась патовая ситуация: государство никак не могло поставить на госучет коллекцию Юрия Рериха, а также не очень заботилось о создании мемориального музея. Святослав Рерих общался с высшими государственными чиновниками, в том числе и председателем Совета министров Алексеем Косыгиным, но основное условие передачи всего наследия Рерихов государству не выполнялось…

А через двадцать семь лет после смерти Юрия Рериха, 14 мая 1987 года, Святослав Рерих с супругой встретился в Москве с Михаилом и Раисой Горбачевыми.

И на этой встрече поднял вопрос о создании мемориального музея, который обсуждался с Президентом СССР весьма благожелательно. Были даны поручения главе Совмина Николаю Рыжкову, началась подготовка проекта, который по какой-то причине делал будущий музей филиалом Государственного музея искусства народов Востока. Святослав Рерих же настаивал на создании общественной организации как попечителя музея. Не будем сейчас вдаваться в подробности его переговоров на высшем и среднем уровнях власти, отметим лишь тот факт, что 4 ноября 1989 года был создан Советский фонд Рерихов (в качестве общественной организации) и Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха как основная база для развертывания его научной, просветительской и культурной деятельности.

В этот фонд Святослав Рерих передал часть наследия его семьи. Казалось бы, проблем с возвращением на Родину наследия семьи Рерихов в полном объеме не должно было бы возникать, но впереди были первые постсоветские годы с совершенно непредсказуемыми решениями государственных инстанций, криминальными разборками и сомнительными судебными тяжбами.

В начале XXI века началась отчаянная борьба Международного Центра-Музея Рерихов за выполнение воли семьи и собирание ее ценнейшего наследия.

Завтра будет отмечать 75-летие почетный гражданин Тольятти Владимир Каданников – человек, сыгравший одну из ключевых ролей в жизненной драме под названием «История АВТОВАЗа». До сих пор не утихают споры по поводу того, чего же при нем было больше – хорошего (сохранили завод в смутное постсоветское время) или плохого (бандиты ходили по конвейеру, да и Березовский высасывал столько, сколько хотел), однако можно смело говорить, что это знаковая фигура не только для завода, но и для всего города.

Уроженец Горького начал трудиться с 15 лет, начав с разнорабочего и ученика слесаря, а получив высшее образование, переехал в наш город, где прошел путь от заместителя начальника цеха крупной штамповки до гендиректора ВАЗа и обладателя звания Героя Социалистического Труда. При нем наращивалось серийное производство популярных моделей, успешно прошел процесс акционирования предприятия, а в 1996 году Владимир Васильевич даже успел несколько месяцев побыть первым заместителем председателя правительства России, правда, потом снова вернулся в Тольятти. При нем на ВАЗе выпустили 4 миллиона 736 тысяч автомобилей – больше было только при Анатолии Житкове.

– Какие воспоминания у вас остались о Каданникове? – с этого вопроса началась наша беседа с ветераном автозавода Юрием Целиковым.

– Я его назвал вождем ВАЗа в экстремальный период. Доля Каданникову досталась нелегкая (чего стоит только распад СССР и соцлагеря), но он справился удовлетворительно. Удержать завод на плаву удалось при поддержке возглавлявшего в те годы аналитическую группу Виктора Полякова. Если бы Каданников еще ввел его в совет директоров, то, может, и не попал бы завод в зависимость от «ЛогоВАЗа». Березовский непрерывно крутился вокруг Полякова, но тот дистанцировался, понимая, с кем имеет дело. А Каданников сошелся с этим олигархом в законе, сумев тем самым многократно увеличить свое личное состояние. Зато теперь он живет на вилле в Сан-Ремо и, видимо, там, в Италии, будет отмечать грядущий юбилей.

– То есть, думаете, все у него хорошо и душа не болит?

– Как там говорят? С волками жить – по волчьи выть. Так вот, он эти звуки издавать научился. Думаю, что он тоскует, причем сильно. Все-таки отдал всю сознательную жизнь заводу, но впечатление о себе оставил двойственное. Он ведь даже приезжать в Тольятти стесняется теперь…

– Такой стеснительный?

– Ну совесть-то есть. Он ведь после того как от дел отошел, очень долго вообще ситуацию на ВАЗе не комментировал. Однако когда началась кадровая чехарда в руководстве, несколько раз осторожно высказался, стараясь не упоминать о причинах рейдерского наезда госслужб на ВАЗ. Видимо, опасается, да и пример Ходорковского перед глазами.

– Был ли, на ваш взгляд, ошибкой его уход в правительство России?

– Он правильно сделал, что отказался от поста председателя, поддержав Гайдара, однако на пост первого зама все-таки согласился, полагая, что спасет все машиностроение. Недооценил, что в правительстве есть мощные силы, у которых «западное» мозговое полушарие работает сильнее «восточного». В общем, долго он там не продержался.

– А к Ельцину был Каданников приближен? Может, через того же Березовского…

– Приблизился на достаточно близкое расстояние и даже был советником у первого президента России. А вы не помните, что Каданников помог издать мемуары Ельцина?

– Нет. На свои деньги?

– На заводские, конечно. Еще Каданников помогал губернатору Санкт-Петербурга Собчаку и в те же 90-е годы познакомился с Владимиром Путиным. Ходят слухи, что когда-то нынешний президент России даже помогал Каданникову в организации некоторых мероприятий по указанию Собчака. Возможно, именно это являлось причиной того, что, став президентом, Владимир Владимирович долгое время не приезжал в Тольятти.

– Не хотел вспоминать, что в свое время был у кого-то в подчинении?

– Не исключено.

– Сами-то вы когда с Каданниковым познакомились?

– Однажды пришлось заниматься строительством цеха по изготовлению тары для нужд ВАЗа в белозерской тюрьме. Он начал работать, но неожиданно встал, так как скопилось огромное количество невывезенных древесных отходов. Сложность была в том, что машины загружали вручную заключенные и каждая проходила длинную и муторную процедуру проверки. Каданников тогда сказал Зибареву: «Целиков строил цех? Пусть Целиков и расхлебывает эту кашу!» И я придумал, как вывезти отходы. Мы закрыли всех заключенных на четыре часа в казармах и организовали «зеленую улицу», чтобы можно было выезжать без досмотра. Каданников тогда не поверил, что это можно сделать, и приехал в тюрьму на своей новой «тройке» – самой «крутой» по тем временам машине. Тогда мы и познакомились близко.

– С тех пор часто общались?

– Он меня ведь однажды даже спас. Дело было в бане дворца спорта, где Каданников отдыхал в компании двух вице-президентов. Так вот, один из них высказался за то, чтобы гнать меня с завода в три шеи, а Каданников ответил: «Это себе дороже встанет. Он на вас еще не написал эпиграмму? Запомните, от него пользы больше, чем вреда». С того момента ко мне долго никто не приставал.


ОБЛОМОВ КАК
ЧЕЛОВЕК И “ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ


(по роману И.
А. Гончарова “Обломов”)



До сих пор
не утихают споры вокруг фигуры Ильи Ильича
Обломова, начавшиеся вмомент появления
произведения в 1859 году. Одни видели и видят
в нем мудреца и созерцателя, человека с
добрым “голубиным” сердцем. Другие, прежде
всего Н. А. Добролюбов, отмечали “лень и
апатию” Обломова, его общественную
бесполезность и никчемность. С легкой руки
критика понятие “обломовщина” сделалось
нарицательным.


Самого
автора не удовлетворяли обе позиции. Он был
огорчен тем, что никто не связал образы
произведения в “одно целое”, никто не смог
прочитать роман “между строками”.
Гончаров ждал читателя, способного
разобраться во всех “за” и “против”,
сказать веское, но спокойное и
беспристрастное слово о герое.


В молодые
годы Обломов хотел вести жизнь художников и
поэтов. Его девизом было изречение: “Вся
жизнь есть мысль и труд”. Однако это
желание, как, впрочем, и многие другие, “непостижимым
образом погасло”: Обломов погрузился в “болото”,
опустился на “дно” бездумного
существования. “Обломовщина” - такой
диагноз ставит своему другу Штольц, и,
согласно ему, Илья Ильич не способен
сбросить “халат” со своих плеч, тем более с
ума и души.


Все это так.
И тем не менее, духовная биография Обломова
не может быть представлена лишь как процесс
постепенного и неуклонного распада
личности, утраты внутреннего стержня.
Обломов - по-своему цельная натура, которая
именно в своей цельности и неподожести на “других”
противостоит и тому же Штольцу, и массе
дельцов, карьеристов, приспособленцев, “мучителей”,
недовольных, постоянно суетящихся,
докучающих назойливостью и неоправданной
требовательностью.


В романе
Гончарова ощутимо гоголевское начало. Илья
Ильич более всего похож на Манилова: грезы,
мечты, элементарность желаний. Но есть одно
важное отличие, не позволяющее
отождествлять персонажей: в Обломове
начисто отсутствует самодовольство -
верный и главный признак пошлости. Конечно,
когда-то Обломов готовил себе роль творца.
Творцом он не стал, но он не стал и
безвольным исполнителем чужой мысли.


По словам
Ильи Ильича, в обществе нет “интересов ума,
сердца, нет всеобщей симпатии”. Может быть,
бессознательно для себя герой произнес
слово, дающее ключ к пониманию его
жизненной позиции. В современном языке “симпатия”
- синоним понятиям “сочувствие”, “влечение”,
“сопереживание”. Однако в “Толковом
словаре” В. И. Даля в пояснении даются
эпитеты: “безотчетная любовь”, “беспричинное
влечение к другому”. Не любовь-страсть, не
любовь, рационально объяснимая, а нечто
высшее, исходящее из внутренних
безотчетных сердечных побуждений, не
контролируемое разумом чувство лежит в
основе мироощущения персонажа. Характерный
пример: с одним из приятелей обсуждаются
бывшие сослуживцы. “Он добрый малый!” -
отзывается об одном из них Обломов и тут же
добавляет: “Очень добрый...” И далее
подбираются определения по нарастающей: “Прекрасный
человек!.. Отличный человек!”


Умевший
любить других полнотой своего беззлобного
сердца, Обломов оставил в сердцах
соприкасавшихся с ним людей след ничего не
требующей, внешне безвольной, а на самом
деле самоотверженной любви. Знаменательна
в этом отношении судьба Агафьи Матвеевны,
ставшей помещицей, госпожой Обломовой.
После смерти мужа она по-прежнему была “живым
маятником” в доме: вела хозяйство, поила
всех чаем и кофе, обшивала, смотрела за
бельем, за детьми, за кухаркой, за дворником,
старалась угодить братцу и его капризной
жене. “Но отчего же так?” - вопрошает
Гончаров. Что заставляло ее, независимую и
ни в чем не нуждающуюся, взять на себя


все те
хлопоты, на которые эта женщина обрекла
себя? Ответ один: жертвенность шла от любви
Обломова; теперь Агафья Матвеевна знала,
что жила не напрасно, и существование ее
стало осмысленным. Добро порождает добро,
потому крепостной Захар не может покинуть
могилы своего барина. Но сын Обломова,
воспитывающийся в доме Штольца, вряд ли
сохранит" чувство всеобщей симпатии.

Илья Ильич
умер без боли и мучений: как будто
остановились часы, которые забыли завести
накануне. Его тело, уточняет Гончаров,
покоится на ближайшем кладбище под
скромной урной, между кустов, “в затишье”,
“кажется, сам ангел тишины охраняет сон его”.


Внезапная
кончина без страданий - своеобразная
награда за чистую, “как хрусталь”, душу. Но
ведь это еще и смерть без покаяния, без
последнего критически брошенного взгляда
на прожитые годы, без подведения итогов
земного бытия. “Никто не видал последних
его минут, не слыхал предсмертного стона”.


Возникает
поистине двусмысленная ситуация: для Ильи
Ильича, жившего тихо и незаметно, “легкая”
смерть - конечно, благо. Но для человека,
как существа разумного, несущего
ответственность за состояние мира, это не
выход, не оправдание.


Ученые
много спорят о происхождении фамилии
персонажа. По исконной русской традиции
герой получил ее от родового имения
Обломовки, название которого большей
частью возводят к слову “обломок”: обломок
старого уклада жизни, патриархальной Руси.
Есть и другое толкование: в народных
сказках часто встречается понятие: “сон-обломон”,
который зачаровывает человека, как бы
придавливает его могильным камнем, обрекая
на медленное, постепенное угасание.


“Обломовщина”
- сон активного внутреннего “я”, могущий
поразить каждого, не выработавшего в себе
нравственно-психологического противоядия.


Обладающий
огромной силой обобщения, образ Обломова
относится к “вечным” образам не только
русской, но и мировой литературы.

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «утихают»

Мы нашли 51 предложение со словом «утихают». Также посмотрите синонимы «утихают» .
Значение слова

  • Демобилизационные разговоры понемногу утихают .
  • Оно раскололо общество и вызвало споры, которые не утихают до сих пор.
  • А связанные с ней обстоятельства вызвали огромное количество домыслов и споров, которые не утихают до сих пор.
  • Споры о достоверности изложенных в досье фактов и о подлинности самого «Досье Джемстоун» не утихают до сих пор.
  • Споры относительно причин, по которым молодой Ульянов решил стать юристом, не утихают по сегодняшний день.
  • Так вновь возродились истории о «летающих тарелках» и космических пришельцах, которые не утихают и сегодня.
  • Кашель стал было утихать , но я начал сильно лихорадить.
  • Да, она была странной монахиней, которая вызывала много нареканий и недовольства в церковной среде, и до сих пор эти споры не утихают .
  • Споры об этом памятнике не утихают по сей день.
  • С тех пор волнения надолго утихают в Ростовско-Суздальской земле.
  • Горы утихают , сменяются волнистыми холмами, затем равниной.
  • Но подобные разговоры не утихают доныне.
  • И ни на день не утихают споры о том, что считать историей России и даже с какого времени (года, столетия) следует вести отсчет.
  • Все схватки быстро утихают , и обе стороны дружно бросаются наутек.
  • Понемногу все утихают , становятся в ряды, и тихо, еще дрожа, идут прикладываться к Евангелию.
  • Тут до сих пор есть разночтения, не утихают споры о подлинности и масштабах этих «сталинских репрессий».
  • Жизнь и учение Саи Бабы вызывали острые споры и дискуссии на протяжении многих лет, эти споры не утихают и сейчас.
  • Беззаботный смех и веселые крики не утихают .
  • Как при жизни Саи Бабы, так и сейчас, не утихают споры о том, кем же был Саи Баба?
  • С тех пор, а также в связи с 65-летием Победы Советского Союза над Германией не утихают дискуссии о роли Сталина в истории СССР.
  • Лишь много позже из игры выросло явление, о котором споры не утихают и сегодня.
  • О личности Сталина не утихают жаркие споры.
  • Надо отметить, что до сего дня не утихают споры вокруг блатного репертуара Владимира Высоцкого.
  • С тех"пор бои в южном предместье не утихают .
  • В современном обществе не утихают споры о выборе путей социально-экономического и политического развития России.
  • Не утихают споры и о том, были ли именно репрессии причиной тяжелых поражений в первой половине Великой Отечественной войны.
  • Споры о его личности не утихают до сих пор.
  • Наконец в спальне устанавливается жуткая, тяжелая тишина, утихают даже глухие звуки напряженного дыхания.
  • Интересно, что разговоры по поводу возможной подделки записей не утихают .
  • Они продолжались недели три или четыре, то утихая , то усиливаясь, но Мэри списывала их на менопаузу.
  • В седьмом часу буря начала утихать , а до 8 часов могли мы уже поставить брамсели.
  • Постепенно нормализовались наши отношения с Польшей, антисоветчина там стала утихать .
  • Не утихая , воробьиная стая покатилась в дом и увлекла за собой солдата.
  • А по комнате несся, утихая , но еще вибрируя и становясь все нежней и неуловимей, легкий, радостный, о себе заявляющий звук серебра.
  • То вспыхивая, то утихая , они дожили до наших дней.
  • Пусть с обидой, но с еще маниакальным подъемом, вихрь которого не собирался утихать , я уходил от свободного общества.
  • Одиночество томило его, то поднимаясь к критической отметке, то утихая и смиряясь.
  • Время шло, но шумиха вокруг дела «Абу-Грейб» и не думала утихать .
  • Но буря, по-видимому, не собирается утихать .
  • Она измучится, выбьется из сил, выльет все свои запасы воды, истратит бензин, керосин и прочее горючее и начнет утихать .
  • Незаметно стали утихать бушевавшие в ней безумные страсти, исчезать упоительные желания, сглаживались резкость и одержимость.
  • И хотя жестокие физические истязания окончились и боль о пережитом стала утихать , папа, как представляется мне, был растерян и подавлен.
  • На мгновение шум пропеллеров усилился, потом стал утихать , и дверь-трап самолета открылась.
  • В начале 1774 года бунт стал утихать , но Бибиков умер от изнеможения, и мятеж разгорелся вновь.
  • Вечером 26-го шторм начал утихать , а утром 28-го появилась возможность уточнить свое местонахождение.
  • Нудный моросящий дождь начал утихать , кое-где появилось звездное небо, но это нас не очень-то радовало.
  • Огонь одно время начал утихать , но потом опять достиг прежней силы и, главное, приближался в нашу сторону.
  • Потом звуки винтов стали утихать , и в тишине раздалось четыре взрыва.
  • Огонь, правда, стал утихать , и нас, наконец, отпустили восвояси.
  • Похоже, что безумие, владевшее девушкой в предыдущие недели, внезапно стало утихать : в нем появляются перерывы.
  • Тогда он выпустил меня и, мигая и хитро улыбаясь, слушал мой утихаю щий плач.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.



top